Рабочая программа факультатива
в 9 классе «Рукодельница».
Тема: «Юный модельер»
Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность, способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя полученную информацию, знание, умения и навыки. Одной из важнейших задач является формирование у учащихся отношение к одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.
Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды.
Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня". Это очень важно.
На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с журналами мод развивается эстетический вкус учащихся, они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов, технологии быстрого шитья сохраняется время для воплощения замыслов в готовое изделие. У учащихся возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они могут сшить несколько изделий для себя, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.
В программе отводится время для технического рисования. Учащиеся осваивают методы рисунка эскизов модели (по фактуре и без, в движении и т.д.). Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения профориентационной работы и представляют собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности человека.
Профессиональная проба – совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной, учебно-познавательной, практической, законченной, профессионально направленной деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознание (интересов, склонностей, способностей, уровня знаний и других личных качеств) и анализа профессий (знаний о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, условиях труда, орудиях труда, средствах труда и т.д.).
Главная цель данного курса – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
Это предполагает:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дальнейшей деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
определить потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;
находить и использовать необходимую информацию;
выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.
Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный продукт в условиях свободы выбора.
Начальную подготовку учащихся к осознанному профессиональному определению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации.
Задачи курса:
В процессе реализации содержания курса должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчета затрат;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований дизайна и декоративно прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
При разработке данного курса ставилась цель осуществить её преемственность с действующей программой, базисного учебного плана в образовательной области «Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт, учебно-методическую базу мастерской по обработке ткани, имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию её развития.
Итогом совместной работы учащихся и руководителя кружка является выставка творческих работ учащихся, публичный показ изделий.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
По окончании года обучения учащиеся должны знать:
требования к оборудованию рабочего места;
правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных работ;
иметь представление о новых видах конструкционных материалов, их свойствах;
способы определения нити основы в современных тканях с содержанием эластичных волокон, лицевую сторону;
правила работы и способы устранения неполадок универсальной швейной машины;
различные виды соединения различных материалов (ниточное, клеевое, сварное);
историю развития моды (как европейской, так и русской), традиции в моде, фольклорные мотивы современной одежде;
ассортимент одежды и её функциональные особенности;
детали кроя одежды и их конструктивные элементы;
терминологию швейных работ;
условные обозначения и знаки на деталях края (из журнала «Бурда Моден»);
правила снятия готовых выкроек из модных журналов;
способы увеличения или уменьшения стандартной выкройки с шагом в один размер;
правила вырезания деталей и подготовки их к примерке;
правила проведения примерок изделия;
основные виды дефектов в изделии и методы их устранения;
рационально оборудовать рабочие место;
выполнять правила т\ безопасности и правильно выбирать инструменты для выполнения работы;
определять волокнистый состав современных тканей и использовать знания при технологической обработке данного материала;
выбирать ткань в соответствии с моделью одежды;
определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты;
выполнить регулировку и наладку швейной машины, устранение простейших неисправностей;
выполнять различные виды соединения современных материалов;
описать по эскизу особенности модели и ее назначение;
обрабатывать детали и их монтаж по инструкционным картам журнала мод;
читать условные обозначения;
определить размер изделия по основным меркам, снятым с фигуры;
определять свой размер по журналу мод;
уменьшать или увеличивать готовые выкройки;
разложить детали кроя на ткани в соответствии с нормативами;
подготавливать детали кроя к примерке;
проводить первую и вторую примерку;
определять дефекты посадки изделия на фигуре и устранять их;
использовать средства композиции в изделии;
выполнять эскиз модели и описать его;
технологически грамотно обрабатывать детали одежды и осуществлять их монтаж;
определять качество готового изделия.
Учебно-тематический план
(на один год обучения)
№ п\п | Темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Организация рабочих мест. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Планирование работы кружка анкетирование учащихся. | 1 |
3 | Мода. Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей. | 8 |
4 | Художественное проектирование. Техническое рисование эскизов моделей. Различные техники. | 8 |
5 | Основы композиции одежды. | 6 |
6 | Художественное конструирование и моделирование одежды. | 8 |
7 | Пошив коллекций моделей. | 34 |
8 | Выставка и показ моделей. | 2 |
Итого: 68 часов
Содержание программы:
Вводное занятие.
Организация рабочих мест. Правила техники безопасности.
Планирование.
Анкетирование. Просмотр коллекций моделей молодежной моды. Работа с журналами.
Роль моды в нашей жизни.
Теоретические сведения: Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер. Разнообразие стилей современного костюма: классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско-стиль. Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и др.
Практические работы: анализ стилей, сравнение, просмотр видеороликов «Евромода». Обсуждение.
Художественное проектирование.
Теоретические сведения: Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды.
Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост. Примеры изобразительной выразительности эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое оформление и т.д.).
Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь, фломастеры и т. д..
Практические работы: Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в различной изобразительной технике.
Основы композиции одежды.
Теоретические сведения: Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемы-средства для достижения выразительности костюма. Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.
Практические работы: Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре.
Художественное конструирование и моделирование одежды.
Теоретические сведения: Профессии художник конструктор. Снятие мерок. Определение размеры фигуры. Работа с журналами мод. Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32). Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани. Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования.
Практические работы: Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани.
Пошив моделей.
Теоретические сведения: Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Составление плана обработки изделия. Пошив и окончательная отделка.
Выставка и показ моделей.
Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.
Календарно-тематический план.
№ | Название раздела | Теория | Практика | Дата |
Вводное занятие (1 час). |
1 | Организация рабочих мест. Правила техники безопасности. | 1 | | |
Планирование (1 час). |
2 | Анкетирование. Просмотр коллекций моделей молодежной моды. Работа с журналами. | 1 | | |
Роль моды в нашей жизни (8 часов). |
3 | Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер. | 2 | | |
4 | Разнообразие стилей современного костюма: классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско-стиль. | 2 | | |
5 | Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и др. | 2 | | |
6 | Анализ стилей, сравнение, просмотр видео-роликов «Евро-мода». Обсуждение. | | 2 | |
Художественное проектирование (8 часов). |
8 | Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды. | 2 | | |
9 | Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост. | 2 | | |
10 | Примеры изобразительной выразительности эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое оформление и т.д.). Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь, фломастеры и т.д.. | 2 | | |
11 | Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в различной изобразительной технике. | | 2 | |
Основы композиции одежды (6 часов). |
12 | Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемы-средства для достижения выразительности костюма. | 2 | | |
13 | Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия. | 2 | | |
14 | Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре. | | 2 | |
Художественное конструирование и моделирование одежды(8 часов). |
15 | Профессии художник конструктор. Снятие мерок. Определение размера фигуры. Работа с журналами мод. Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32). | 2 | | |
16 | Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани. | 2 | | |
17 | Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования. | 2 | | |
18 | Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани. | | 2 | |
Пошив моделей (34 часа). |
19 | Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани. | 2 | | |
20 | Выполнение эскизов швейных изделий. Подбор тканей, фурнитуры, отделки. | 2 | | |
21 | Изготовление выкроек выбранных моделей одежды. | | 2 2 | |
22 | Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. | | 2 | |
23 | Обметка. Раскрой. | | 2 | |
24 | Прокладывание контурных линий. | | 2 | |
25 | Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. | | 2 2 2 | |
26 | Вторая примерка. Составление плана обработки изделия. | | 2 | |
27 | Пошив и окончательная отделка: стачивание деталей; обработка срезов деталей; соединение деталей с основой; отделка изделий; окончательная отделка; подбор аксессуаров. | | 2 2 2 2 2 2 | |
Выставка и показ моделей (2 часа). |
28. | Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей. | | 2 | |
| Итого | | 68 | |
Список литературы:
Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977.
Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма - М.: Молодая гвардия, 1992.
Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.
Пароион Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985.
Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 9-х классов).
Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996.
Журнал «Бурда Моден» с выкройками.
Шитье – мое хобби. – Оффенбург: Э. Бурд, 1992.