СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по математике "Решение текстовых задач" для 7 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ученика, глубины усвоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и наиболее трудной части -  решения задач.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по математике "Решение текстовых задач" для 7 класса»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики

________________________

Протокол №

От ___________2013г.




Согласовано:

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Мари-Турекская СОШ»

_________Братухина Л.М.

_____________2013г





Утверждаю:

Директор МБОУ «Мари-Турекская СОШ»

_______ Гайнутдинова М.Н.

Протокол №___

От ___ августа 2013г








Рабочая программа

факультатива по математике

для учащихся 7 класса


по теме: «Решение текстовых задач»



Составила учитель математики:


Гвоздева Елена Борисовна.









п.Мари-Турек

2013г.


Пояснительная записка.

«Лучше одну вещь рассматривать

Со всех сторон, чем много вещей

С одной стороны»

(восточная пословица)

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ученика, глубины усвоения учебного материала.

Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и наиболее трудной части решения задач.

Издавна задача была целью обучения, т. е. математику затем и учили, чтобы усвоить правила решения типовых задач (купля-продажа, займы, расходы, накопления и др.).

Сейчас задача становиться орудием, с помощью которого учитель обучает математике, т. е. задача выполняет вполне определённые функции и в этом смысле представляет собой средство обучения.

При решении задач происходит знакомство с новым материалом и в то же время повторяется пройденный материал, вводятся какие-либо новые понятия и показывается область применения; формируются и отрабатываются вычислительные навыки учащихся.

Текстовые задачи - трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью чёткого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

«В арифметике ставить вопросы важнее умения их решать».

Г.Кантор.

Главная цель программы - научить детей мыслить.

Главная задача программы – закрепить знания, навыки решения задач школьной программы и углубить их решением более сложных задач, разнообразных;

- учить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;

- учить сознательно устанавливать связи между величинами, данными и искомыми числами, выбирать арифметическое действие, потом его выполнять;

- учить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность, фантазию, интуицию учащихся;

- учить обосновывать правильность решения задачи, проводить проверку, самопроверку, взаимопроверку, формировать умение пользоваться различными моделями задачи для поиска её решения;

- прививать интерес к математике.

Составные части задачи: условие и вопрос.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Решение задач является важным средством формирования у учащихся математических знаний, одной из основных форм учебной работы в процессе изучения математики, одним из эффективных средств математического развития.

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

  • уметь «рисовать» словесную картину задачи; ставить к условию задачи вопросы; устанавливать взаимосвязь между величинами, данными в тексте задачи;

  • составлять план решения задачи, оформлять решение задачи;

  • сравнивать решения задач;

  • выбирать более удобный способ, метод для решения данной задачи;

  • уметь составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению, по аналогии, составлять обратные задачи;

  • уметь решать задачи по возможности разными способами и методами;

      • обосновывать правильность решения задачи, уметь определять границы искомого ответа.

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Содержание изучаемого курса:

1 Решение задач на работу.

2 Решение задач на проценты.

3 Решение задач на движение

4 Решение задач на части и дроби

5 Решение задач на прямую и обратную пропорциональность

6 Решение старинных задач.

7 Решение задач с помощью систем уравнений.

8. Решение комбинаторных задач.







Тематическое планирование:

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

1

Решение задач на работу.


6

2

Решение задач на проценты

7

3

Решение задач на движение

6

4

Решение задач на части и дроби

3

5

Решение задач на прямую и обратную пропорциональности.

3

6

Решение задач с помощью систем уравнений.

3

7

Решение комбинаторных задач.

3

8

Решение старинных задач.

3

9

Итоговое занятие

1

Литература.

1. М. М. Балк «Поиск решения задач» Москва 1984г.

2. В. А. Гусев «Внеклассная работа по математике в 6-8-ых классах» Москва 1984г.

3. С. Н. Олехник, др. «Старинные занимательные задачи» Москва 1985г.

4. Ф. А. Орехов «Решение задач методом составления уравнений» Москва 1971г.

5. Я. И. Перельман «Занимательные задачи и опыты»

6. Р. Ф. Соболевский «Логические и математические игры»

7. Л. М. Фридман, Е. М. Турецкий «Как научиться решать задачи»

8. Сборник заданий по математике (для проведения письменного экзамена) изд.2 Москва 2005г.