Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики
________________________
Протокол №
От ___________2013г.
Согласовано:
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Мари-Турекская СОШ»
_________Братухина Л.М.
_____________2013г
Утверждаю:
Директор МБОУ «Мари-Турекская СОШ»
_______ Гайнутдинова М.Н.
Протокол №___
От ___ августа 2013г
Рабочая программа
факультатива по математике
для учащихся 7 класса
по теме: «Решение текстовых задач»
Составила учитель математики:
Гвоздева Елена Борисовна.
п.Мари-Турек
2013г.
Пояснительная записка.
«Лучше одну вещь рассматривать
Со всех сторон, чем много вещей
С одной стороны»
(восточная пословица)
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ученика, глубины усвоения учебного материала.
Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и наиболее трудной части решения задач.
Издавна задача была целью обучения, т. е. математику затем и учили, чтобы усвоить правила решения типовых задач (купля-продажа, займы, расходы, накопления и др.).
Сейчас задача становиться орудием, с помощью которого учитель обучает математике, т. е. задача выполняет вполне определённые функции и в этом смысле представляет собой средство обучения.
При решении задач происходит знакомство с новым материалом и в то же время повторяется пройденный материал, вводятся какие-либо новые понятия и показывается область применения; формируются и отрабатываются вычислительные навыки учащихся.
Текстовые задачи - трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью чёткого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
«В арифметике ставить вопросы важнее умения их решать».
Г.Кантор.
Главная цель программы - научить детей мыслить.
Главная задача программы – закрепить знания, навыки решения задач школьной программы и углубить их решением более сложных задач, разнообразных;
- учить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;
- учить сознательно устанавливать связи между величинами, данными и искомыми числами, выбирать арифметическое действие, потом его выполнять;
- учить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность, фантазию, интуицию учащихся;
- учить обосновывать правильность решения задачи, проводить проверку, самопроверку, взаимопроверку, формировать умение пользоваться различными моделями задачи для поиска её решения;
- прививать интерес к математике.
Составные части задачи: условие и вопрос.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Решение задач является важным средством формирования у учащихся математических знаний, одной из основных форм учебной работы в процессе изучения математики, одним из эффективных средств математического развития.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
уметь «рисовать» словесную картину задачи; ставить к условию задачи вопросы; устанавливать взаимосвязь между величинами, данными в тексте задачи;
составлять план решения задачи, оформлять решение задачи;
сравнивать решения задач;
выбирать более удобный способ, метод для решения данной задачи;
уметь составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению, по аналогии, составлять обратные задачи;
уметь решать задачи по возможности разными способами и методами;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Содержание изучаемого курса:
1 Решение задач на работу.
2 Решение задач на проценты.
3 Решение задач на движение
4 Решение задач на части и дроби
5 Решение задач на прямую и обратную пропорциональность
6 Решение старинных задач.
7 Решение задач с помощью систем уравнений.
8. Решение комбинаторных задач.
Тематическое планирование:
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов |
1 | Решение задач на работу. | 6 |
2 | Решение задач на проценты | 7 |
3 | Решение задач на движение | 6 |
4 | Решение задач на части и дроби | 3 |
5 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональности. | 3 |
6 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 3 |
7 | Решение комбинаторных задач. | 3 |
8 | Решение старинных задач. | 3 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Литература.
1. М. М. Балк «Поиск решения задач» Москва 1984г.
2. В. А. Гусев «Внеклассная работа по математике в 6-8-ых классах» Москва 1984г.
3. С. Н. Олехник, др. «Старинные занимательные задачи» Москва 1985г.
4. Ф. А. Орехов «Решение задач методом составления уравнений» Москва 1971г.
5. Я. И. Перельман «Занимательные задачи и опыты»
6. Р. Ф. Соболевский «Логические и математические игры»
7. Л. М. Фридман, Е. М. Турецкий «Как научиться решать задачи»
8. Сборник заданий по математике (для проведения письменного экзамена) изд.2 Москва 2005г.