Приложение
к Основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ СОШ № 30
Коломенского г.о. Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО № 1 от «26» августа 2020 г. ____________Н.В. Панферова | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________Н.А.Симакова «28» августа 2020 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 30 ______________Д.В.Ушаков приказ № ________ – ОД от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа факультативного курса
“Трудные вопросы математики”
7 “Д” класс
Учитель: Горина Наталья Евгеньевна
Коломна, 2020
Нормативно-правовая база (основное общее образование)
В основе разработки рабочей программы лежат следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Устав МБОУ СОШ № 30.
Положение МБОУ СОШ № 30 о рабочих программах.
Основная образовательная программа основного общего образования на 2020-2025 г.г.
Учебный план МБОУ СОШ № 30 на 2020-2021 учебный год.
Годовой календарный план-график МБОУ СОШ № 30 на 2020-2021 учебный год.
Примерные программы по предмету.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Трудные вопросы математики» составлен в соответствии с программой по математике авторов А.Г. Мордкович и Атанасяна Л.С., 7 класс.
Данный курс рассчитан на 35 часов в год (0,5 часа в неделю).
Цели курса - предупреждение неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, организация работы с одаренными детьми в 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике. Рабочая программа по математике разработана для обучающихся 7-го класса. Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, а также с учетом авторской программы Мордкович А.Г. и Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе авторской программы А.Г. Мордкович, (Математика: программы: 5-11 классы А.Г. Мордкович. — М.:Мнемозина, 2014. — 175 с.) и УМК:
Алгебра 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2014.
Алгебра 7 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2014
2. Алгебра 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович — М.: Вентана-Граф, 2018.
3. Алгебра 7 класс: методическое пособие / А.Г. Мордкович. —- М.: Вентана-Граф, 2018.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе авторской программы Л.С. Атанасян «Геометрия». Москва, Просвещение 2018 и УМК.
1. Учебника «Геометрия. 7-9 классы Л .С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др- М., Просвещение ,2019 г.;
Цели и задачи изучения курса алгебры в 7 классе:
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Цели и задачи изучения курса геометрии в 7 классе:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Решаются следующие задачи:
введение терминологии курса геометрии 7 класса и отработка умения ее грамотно использовать;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых;
расширение знаний учащихся о треугольниках.
Содержание изучаемого курса
№ | Название темы | Кол-во часов |
Алгебра |
1 | Математический язык. Математическая модель. | 4 |
2 | Линейное функция | 5 |
3 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | 2 |
5 | Одночлены. Арифметические операции над одночленами | 4 |
6 | Многочлены. Арифметические операции над многочленами. | 3 |
7 | Разложение многочленов на множители | 4 |
8 | Функция у=х2 | 1 |
Геометрия |
1 | Начальные геометрически сведения | 4 |
2 | Треугольники | 6 |
Итого | 34 |
Требования к результатам освоения программы к окончанию 7 класса
По окончанию курса геометрии обучающиеся научатся:
Учащийся научится:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от 0° до 180° с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учащийся получит возможность научиться:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
По окончанию курса алгебры обучающиеся научатся:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для использования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными
понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения)
строить графики линейной функции, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения раз нообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Проводить исследования, связанные с изучением свойств функции, в том числе с использованием компьютера, на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.)
Использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Числовые и алгебраические выражения. | 1 | 04.09.2020 | |
2 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | 11.09.2020 | |
3 | Координатная прямая. | 1 | 18.09.2020 | |
4 | Линейное уравнение с двумя переменными . | 1 | 25.09.2020 | |
5 | Измерение углов и отрезков | 1 | 02.10.2020 | |
6 | Линейная функция и ее график | 1 | 09.10.2020 | |
7 | Линейная функция у=кх | 1 | 16.10.2020 | |
8 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | 23.10.2020 | |
9 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 06.11.2020 | |
10 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. | 1 | 13.11.2020 | |
11 | Метод подстановки | 1 | 20.11.2020 | |
12 | Метод алгебраического сложения | 1 | 27.11.2020 | |
13 | Решение задач по теме треугольник | 1 | 04.12.2020 | |
14 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 11.12.2020 | |
15 | Окружность, задачи на построение | 1 | 18.12.2020 | |
16 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | 25.12.2020 | |
17 | Решение задач на применение свойств параллельных прямых | 1 | 15.01.2021 | |
18 | Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 1 | 22.01.2021 | |
19 | Решение задач по теме Треугольник | 1 | 29.01.2021 | |
20 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 1 | 05.02.2021 | |
21 | Сложение и вычитание одночленов | 1 | 12.02.2021 | |
22 | Решение задач на свойства прямоугольного треугольника | 1 | 19.02.2021 | |
23 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | 26.02.2021 | |
24 | Решение задач по теме признаки равенства треугольников | 1 | 05.03.2021 | |
25 | Деление одночлена на одночлен | 1 | 12.03.2021 | |
26 | Решение задач на построение треугольников | 1 | 19.03.2021 | |
27 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | 02.04.2021 | |
28 | Умножение многочлена на одночлен | 1 | 09.04.2021 | |
29 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | 16.04.2021 | |
30 | Формулы сокращенного умножения | 1 | 23.04.2021 | |
31 | Деление многочлена на одночлен | 1 | 30.04.2021 | |
32 | Способ группировки | 1 | 07.05.2021 | |
33 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | 14.05.2021 | |
34 | Функция у=х2 и ее график | 1 | 21.05.2021 | |
Лист учета изменений, вносимых в рабочую программу
Дата(план/факт) | Содержание | Основание(приказ) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |