Пояснительная записка
Программа факультатива «Реальная математика» предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. Разработана с учетом положения о том, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность учеников, т.е. они должны овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности, научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях, сформировать качества, присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Общая характеристика учебного предмета
Факультатив «Реальная математика» является предметно – ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности. Программа факультатива содержит задания, в которых ученики совершенствуют навык использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Формулировка этих заданий содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Такие задания носят название «прикладные задачи».
Решения прикладных задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких – то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто, труднодостижимая для учащихся задача.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение: он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме и, что особенно важно, формированию умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. Решение таких задач способствует приобретению опыта работы с заданием, формированию более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, математической культуры учащихся. Прикладные задачи приучают учащихся пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.
Программа данного факультатива ориентирована на приобретение определенного опыта решения прикладных задач. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и геометрия. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.
Место в учебном плане
Программа факультатива рассчитана на изучение в течение года по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы. Предусмотрены разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся. Контроль уровня знаний, умений и навыков является важнейшим этапом данного курса, так как задачи модуля «Реальная математика» входят в задания ВОУД и ЕНТ. Содержание каждой темы факультатива включает в себя самостоятельную работу учащихся. После каждой темы проводится контроль знаний учащихся в виде теста, контрольной работы, самостоятельной работы или зачета. Итоговый контроль осуществляется на последних уроках в форме контрольного тестирования по всему курсу.
Цели и задачи курса
Цель курса: формирование у учащихся умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека; развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
показать широту применения известного учащимся математического аппарата – процентные вычисления, связь математики с различными направлениями реальной жизни;
выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления;
развивать у школьников интерес к предмету, к практическому применению знаний и умений.
Факультатив предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования развития аналитического и логического мышления, умения преодолевать трудности при решении более сложных задач. А также расширяет математическое представление учащихся по наиболее значимым темам школьного курса, развивает коммуникативные и общеучебные навыки работы в группе, самостоятельной работы, умение вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Основные требования
к результатам освоения программы факультатива
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей
решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами;
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов
описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами
уметь составлять уравнение по условию задачи и решать его
быть способными самостоятельно приобретать и применять знания в различных реальных ситуациях; работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем
Содержание
Использование основных единиц длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражение более крупных единиц через более мелкие и наоборот.
Несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; оценка и прикидка результатов при практических расчетах; интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах, на диаграммах, графиках.
Осуществление практических расчетов по формулам, составление несложных формул, выражающих зависимость между величинами.
Описание реальных ситуации на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Задачи на движение: путь, скорость, время. Движение: план и реальность. Движение по течению и против течения. Совместное движение.
Задачи на конкретную и абстрактную работу. Решение задач на совместную работу.
Календарно тематическое планирование.
Предмет: факультатив «Реальная математика»
Количество часов за год в соответствии с учебным планом: 34 часов
№ | Дата | Тема занятия | Вид занятия |
1 | | Единицы измерений. Выражение более крупных единиц через более мелкие и наоборот | мини-лекция, практикум |
2 | | Несложные практические расчетные задачи | мини-лекция, практикум |
3 | | Несложные практические расчетные задачи | практикум с элементами самостоятельной работы |
4 | | Практические задачи, связанные с дробями, отношением, процентами | комбинированное |
5 | | Практические задачи, связанные с дробями, отношением, процентами | комбинированное |
6 | | Практические задачи, связанные с дробями, отношением, процентами | зачетная работа в парах |
7 | | Практические задачи, связанные с оценкой и прикидкой при расчетах | мини-лекция, практикум |
8 | | Задачи, представленные в таблицах | беседа, практикум |
9 | | Задачи, представленные в таблицах | групповая работа |
10 | | Графики реальных зависимостей | беседа, практикум |
11 | | Графики реальных зависимостей | групповая работа |
12 | | Реальные числовые данные, представленные на круговых диаграммах | беседа, практикум |
13 | | Реальные числовые данные, представленные на круговых диаграммах | групповая работа |
14 | | Реальные числовые данные, представленные на столбчатых диаграммах | беседа, практикум |
15 | | Чтение графиков, диаграмм | практикум, индивидуальная самостоятельная работа |
16 | | Расчетные задачи по формулам | мини-лекция, практикум |
17 | | Расчетные задачи по формулам | практикум с элементами самостоятельной работы |
18 | | Реальные ситуации на языке геометрии | лекция с необходимым минимумом задач |
19 | | Вычисление длин, площадей, объемов | мини-лекция, практикум |
20 | | Вычисление длин, площадей, объемов | групповая работа |
21 | | Практические задачи на теорему Пифагора | мини-лекция, практикум |
22 | | Практические задачи на теорему Пифагора | групповая работа |
23 | | Практические задачи с подобными треугольниками | лекция с необходимым минимумом задач |
24 | | Практические задачи с подобными треугольниками | практикум |
25 | | Практические задачи с подобными треугольниками | практикум с элементами самостоятельной работы |
26 | | Решение практических задач по геометрии | самостоятельная работа в парах |
27 | | Моделирование реальных ситуаций на языке уравнений | лекция с необходимым минимумом задач |
28 | | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | лекция с необходимым минимумом задач |
29 | | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | практикум |
30 | | Задачи на конкретную и абстрактную работу | лекция с необходимым минимумом задач |
31 | | Задачи на конкретную и абстрактную работу | практикум |
32 | | Решение модуля «Реальная математика» из ЕНТ | практикум |
33 | | Контрольное тестирование | индивидуальное тестирование |
34 | | Итоговое занятие | коррекция знаний |
Литература для учителя
Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013
Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013
Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2012
Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы. – К: Аквариум, 1999
Математика 5 - 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.С.Ольховой, С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009
Математика 5. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2012
Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2012
Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы./И.С. Ганенкова – Волгоград: Учитель, 2006
Литература для учащихся
Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. 10–11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003
Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 5-6. – М.: ИЛЕКСА, 2011
Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 7-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011
Интернет – ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам в 11 классе http://mathb.reshuege.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам в 9 классе http://sdamgia.ru/
Сайт для самообразования и онлайн тестирования http://uztest.ru/
Тестирование онлайн 5 – 11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo