М
Согласовано на заседании НМС Протокол №1 от « 26 » августа 2020 г. Зам. директора по НМР _________________________ | Утверждено Директор МБОУ СОШ №64 Г.И. Газенкампф от « 30 » августа 2020 г. ________________________ |
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных языков №64
Программа факультативного курса для 1-4 классов
« Служу Отечеству пером»
Автор: учителя МБОУ г. Иркутска СОШ № 64
Ташлыкова Е.А.
г. Иркутск
2020-2021 учебный год
Цель программы – формировать у детей нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Задачи:
- формирование духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии;
- развитие духовных задатков, реализация творческих интересов и склонностей;
- выработка личных нравственных убеждений, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
- формирование потребности совершать добрые дела и поступки;
- формирование культуры поведения и культуры общения;
- воспитание готовности следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
- воспитание почтения и любви к родителям, повышение значения семейных ценностей;
- воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности с ней;
- воспитание патриотизма, любви к Родине;
- воспитание уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам;
- воспитание положительного отношение к труду, как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде, воспитание культуры труда, повышение качества труда;
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
Программа факультативного курса «Служу Отечеству пером»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером» для 1-4 классов разработана на основе детской журналистики с учётом авторской программы Т.В. Горчаковой, Л.Н. Будариной, Т.В. Коростелевой. Является частью проекта «Мы строим Добрый мир» дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для учащихся начальных классов в соответствии требованиями, изложенными в следующих документах нормативно – правовой базы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Программа факультативного курса «Служу Отечеству пером» предназначена для учеников начальной школы и рассчитана на четырехгодичный период обучения (1-4 классы).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.
В настоящее время общепризнанным является факт, что совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, символы, обычаи, обряды, религия.
«Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая. Душа есть и у растения, и у животного — это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро - это дух. Если отнять у человека все, что нематериально, — мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота». (А. Мень).
Духовность – есть высшее достояние человеческой души, сердце личности, направленность человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом существования себя и других, возвышенность чувств и помыслов, развитость и постоянное совершенствование нравственного потенциала личности. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к искусству, науке, творчеству.
Нравственность - основа духовного здоровья человека. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
В школе необходимо создать такую атмосферу, которая бы способствовала духовно-нравственному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли», - писал Н.И. Пирогов. Необходимо учить детей добру, истине и красоте, воспитывать духовность «уже в инстинкте ребенка» (И.А.Ильин).
Таким образом, особую ценность представляет результат, полученный в конце (итоге), показатели ученика начальной школы должны отражаться в поведении и поступках (духовно –нравственного воспитания):
* отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность),
* к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие),
* к людям (человечность, уважение, вежливость),
* к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость),
* к семье (любовь, уважение, чуткость),
* к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).
Предлагаемая программа позволяет младшему школьнику пройти такой путь: путь всесторонне развитого человека.
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал. В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:
Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.
2.Общая характеристика программы факультативного курса «Служу Отечеству пером»
Эта программа вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Программа курса соответствует следующим педагогическим принципам:
Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды
Основные группы умений:
Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Знать о жанрах журналистики.
Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию
Презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать культуру речи.
Основные понятия курса:
Проблема научиться пользоваться жанрами журналистики, применять практические навыки и умения работы в детском печатном издании.
Актуальность помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
Цель формировать понятие красоты как основы миропонимания.
Отличительной особенностью программы является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.
Человек, в детстве усвоивший высокие понятия добра, красоты, справедливости, честности, ответственности, сделает из критериями обустройства своей будущей жизни.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: праздники «Старт программы»;
занятия журналистских групп;
выпуск стенных газет, экскурсии;
родительские собрания;
выставки, творческие отчеты;
фестивали;
наблюдение;
беседы;
работа в библиотеке.
3. Описание места программы «Путь исследователя» в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов из расчёта 1 час в неделю. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа в год. Итого: 135 часов.
Основываясь на специфике учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ №64, предполагается в 1 и 4 классах реализовывать программу в рамках внеурочной деятельности, а во 2 и 3 классах – в рамках учебного плана.
Исходя из того, что начальные классы МБОУ г. Иркутска СОШ №64 переполнены, рекомендуем проводить занятия по программе «Служу Отечеству пером» с учётом деления класса на две подгруппы.
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса «Служу Отечеству пером»
Важной составляющей Программы является всероссийская увлекательно познавательная газета-журнал «Добрята». Печатное издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей. «Добрята» позволяют увидеть и оценить результаты освоения Программы.
Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Этому помогает работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке творческого подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.
Предметные, личностные, метапредметные результаты освоения факультативного курса «Служу Отечеству пером»
В соответствии с ФГОС, программа предусматривает достижение 4 уровней результатов.
Первый уровень результатов (1 класс)
«Я красивый мир творю» - 1 часть Программы для обучающихся 1-х классов (ознакомительная, общеразвивающая). Предполагает Формирование у детей понятия красоты как основы миропонимания. Результат выражается в понимании детьми сути воспринимать красоту окружающего мира через синтез слова и образа, вести диалоги и монологи, работать в группах, работать с газетой-журналом «Добрята».
Второй уровень результатов(2 класс)
«Дорогою Добра» - 2 часть Программы для обучающихся 2-х классов (общеразвивающая) Предполагает воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку. Результат выражается в понимании детьми сути в выражении своих мыслей и чувств в творческой письменной деятельности, умение выделять и понимать позитивную информацию, осмысленное восприятие текстов и выделение в них главного, уметь планировать свою работу.
Третий уровень результатов(3 класс)
«Радужный мир» - 3 часть программы для обучающихся 3-х классов (социально-развивающая, деятельностная). Предполагает развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество. Результат выражается в понимании детьми сути различать и применять выразительные средства языка: эпитеты, сравнения писать в жанрах зарисовки, заметки, отзыва. Писать по принципу: «Вижу, слышу, чувствую, пишу». Видеть и чувствовать красоту и гармонию мира.
Четвёртый уровень результатов (4 класс)
«Звонкий голос детства» - 4 часть программы для обучающихся 4-х классов (организационно-деятельностная, профессионально-ориентированная). Предполагает развитие интереса самосовершенствованию и самовыражению через литературное творчество. Результат выражается в понимании детьми сути знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа, анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок, делать тематическую стенгазету, раскрывать внутреннюю культуру поведения, устремленность к новым знаниям, усердие в достижении поставленной цели.
Планируемые предметные результаты освоения учащимися программы « Служу Отечеству пером»
Выпускник научится:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить собственные тексты (зарисовки, отзывы, заметки) ;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы творческих работ у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний
Выпускник получит возможность научиться:
социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обрести чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
осознать своё место в мире;
познакомиться с некоторыми способами изучения природы и общества, начать осваивать умения проводить наблюдения в природе, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
писать материалы в основных газетных жанрах;
передавать в тексте позитивные настроения;
высказывать свои убеждения;
размышлять на заданную тему;
анализировать текст;
работать в команде.
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание программы «Служу Отечеству пером»
Программа «Служу Отечеству пером» как конкретная форма осуществления социально-педагогической деятельности выполняет следующие функции:
образовательную;
социально-адаптационную;
профориентационную;
культурообразующую;
культурно - досуговую.
Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью. Она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении собранного материала;
участвовать в работе различного уровня конференций, конкурсов, проектов;
писать заметки, отзывы, зарисовки;
выпускать листовки, стенгазеты.
Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам жизни в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Именно в этом возрасте у детей проявляется потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, потребность в проявлении таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя значимой частью окружающего мира. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, школе, городу. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. В этот период влияние среды на сознание является основой будущего мировосприятия маленького человека. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими поступками возможно большему числу людей: "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия"
На занятиях по патриотическому воспитанию используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведения.
Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории. Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребѐнок познаѐт сердцем родной народ, его традиции. Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу.
Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках. Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение.
Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неѐ необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями.
Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию.
В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма.
1 класс (33 ч.)
Мир и человек (8 ч.) Красота окружающего мира, человека, результатов его труда. Профессия – журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой: видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел. «Словарик Добрых слов».
Я выражаю красоту (6 ч.)
Взаимосвязь мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека. Мыслетворчество. Красноречие. Вежливые слова. Профессии и результаты труда. Создание мини-журнала.
Внутренний мир человека (10 ч.)
Сердечные качества. Сердечное общение. Доброта – красота в действии. Дерево добра.
Красота художественного образа (6 ч. )
Образы и творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота художественного творчества.
Обобщение (3 ч.)
Образ красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная доброта.
2 класс (34 ч.)
Кто такой журналист (4 ч.)
Детские периодические издания. Рубрики. Состав редакции. Человеческие и профессиональные качества журналиста.
Слова – корабли мыслей (3 ч.)
Добрые мысли – добрые слова и поступки. Главная мысль в тексте. Эмоциональное воздействие слова. Ответственность журналиста.
Жить – добро творить (5 ч.)
Мир и человек. Добро – основа жизни. В мире прекрасного. В культуре свет и радость. Культурный человек. Радость – созидательная сила.
Зимняя сказка (6 ч.)
Учимся наблюдать. Слова с корнем «снег». Роль новостей в жизни человека. Слово –средство познания культуры. Праздник «Коляда». Символы новогоднего праздника. Цикличность природы.
Родная земля (5 ч.)
Понятия «Родина» и «Отечество». Город, в котором я живу. Человек – Дом –Вселенная. Былинные герои. Подвиг: Жить – Родине служить.
Мамин праздник (1 ч.)
Мама – источник жизни. Матрёшка – символ матери. Подарок маме.
Живая душа природы (3 ч.)
Учимся наблюдать. Животные – помощники человека. Домашние питомцы. Воздействие музыки на человека. Музыка природы.
В мире необычного (2 ч.)
Человек и космос. Что такое загадка. Дело науки – служить людям.
Твори добро другим во благо (5 ч.)
Тайна сказки. Язык символов. Цветок желаний. Чистые мысли – Здоровый организм. Ритм – основа жизни.
3 класс (34 ч.)
Введение (2 ч.)
Профессиональные и человеческие качества журналиста. Понятие жанра. Основные газетные жанры: заметка, зарисовка, отзыв. Их краткая характеристика.
Газетный жанр – зарисовка (8ч.)
Определение газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Литературные заготовки. Эпитеты и сравнения. Выстраивание текстов, редактирование.
Заголовок (1 час)
Заголовок – отражение темы текста. Назначение заголовка. Виды заголовок.
Основы макетирования (3 ч.)
Составление графического макета. Приёмы макетирования.
Слово – помощник журналиста (2 ч.)
Мысль – основа слов и поступков. Формулирование мысли и её письменное оформление. Слова, передающие красоту природы и человеческих отношений.
Иллюстрирование (1 ч.)
Тема текста и отражение её в рисунке.
Выпуск стенгазеты (4 ч.)
Назначение стенгазеты. Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Подбор, распределение материала.
Дарим радость (1 ч.)
Значение подарка, его позитивное воздействие на человека. Новогодний подарок.
Газетный жанр – заметка (3 ч.)
Определение газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды заметок: информационная и художественная. Заметка-размышление. Работа со словарём.
Газетный жанр – отзыв (2 ч.)
Определение газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Отзыв по заметке. Письмо другу.
Дорогой героев (1 ч.)
Значение слов «Подвиг», «Герой». Заметка-размышление по плану-вопроснику.
Новости (2 ч.)
Вопросы новостей. Новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Написание информационной заметки при помощи основных вопросов.
Подготовка к изучению интервью (2 ч.)
Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. Работа со словарём. Вопросы-помощники для написания заметки.
Этика журналиста (3 ч.)
Добро – как основа жизни. Нравственные качества журналиста. Ответственность за слово. Заметка-размышление.
4 класс (34 ч.)
Этическая культура журналиста (4ч.)
Этика журналиста. Внешний и внутренний мир человека. Значение чтения. Мир –источник знаний. Целостное восприятие мира.
Создание авторской книги (4 ч.)
Создание и оформление авторской книги: рукописный и компьютерный варианты.
Газетный жанр – зарисовка (4 ч.)
Определение газетного жанра – зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Работа со словарём. Написание зарисовки.
Газетный жанр – отзыв (4 ч.)
Определение газетного жанра – отзыва. Работа по памятке. Отзыв на увиденное, прочитанное. Написание отзыва. Письмо-отзыв другу.
Подготовка и выпуск стенгазеты (4 ч.)
Газета – итог творческой журналистской деятельности. Подбор, распределение материала. Макетирование тематических страниц. Газетный жанр – заметка (3 ч.) Определение газетного жанра – заметки. Работа по памятке. Виды информационной и художественной заметок, их особенности. Написание заметок.
Оформление Уголка журналиста (2 ч.)
Подбор материала. Изготовление рисунков-декораций. Изготовление букв по трафарету.
Газетный жанр – интервью (5 ч.)
Определение газетного жанра – интервью. Работа по памятке. Виды интервью. Правила ведения интервью с прохожим. Встреча с интересным человеком. Написание интервью. Редактирование интервью.
Газетный жанр – репортаж (3 ч.)
Определение газетного жанра – репортажа. Работа по памятке. Особенности репортажа. Репортаж с места события. Написание репортажа. Редактирование репортажа.
Подведение итогов (4 ч.)
Основные газетные жанры. Их особенность. Вручение авторских книг.
7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Материал учебного курса “Служу Отечеству пером” представлен в программе следующими содержательными линиями:
Я красивый мир творю
Дорогою добра
Радужный мир
Звонкий голос детства
1 класс-33 часа Я красивый мир творю
№ | Тема | Количество часов |
1 | Мир и человек | 8 |
2 | Я выражаю красоту | 6 |
3 | Внутренний мир человека | 10 |
4 | Красота художественного образа | 6 |
5 | Обобщение (3 ч.) | 3 |
| Итого: 33 часа |
2 класс- 34 ч Дорогою добра
№п/п | Содержание | Количество ч. |
1. | Вводный урок. | 1 |
2. | Кто такой журналист | 4 |
3 | Слова – корабли мыслей | 4 |
4. | Жить – добро творить | 5 |
5. | Зимняя сказка | 5 |
6. | Родная земля | 5 |
7. | Мамин праздник | 2 |
8. | Живая душа природы | 3 |
9. | В мире необычного | 2 |
10. | Твори добро другим во благо | 3 |
| ИТОГО | 34 часа |
3класс -34 Звонкий голос детства
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Газетный жанр – зарисовка | 8 |
3 | Заголовок | 1 |
4 | Основы макетирования | 3 |
5 | Слово – помощник журналиста | 2 |
6 | Иллюстрирование | 1 |
7 | Выпуск стенгазеты | 4 |
8 | Дарим радость | 1 |
9 | Газетный жанр – заметка | 3 |
10 | Газетный жанр – отзыв | 2 |
11 | Дорогой героев | 1 |
12 | Новости (2 ч.) | 2 |
13 | Подготовка к изучению интервью | 2 |
14 | Этика журналиста | 2 |
| Итого: 34 |
3 класс-34 Радужный мир
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Этическая культура журналиста | 4 |
2 | Создание авторской книги | 4 |
3 | Газетный жанр – зарисовка | 4 |
4 | Газетный жанр – отзыв | 4 |
5 | Подготовка и выпуск стенгазеты | 4 |
6 | Оформление Уголка журналиста | 2 |
7 | Газетный жанр – интервью | 5 |
8 | Газетный жанр – репортаж | 3 |
9 | Подведение итогов | 4 |
| Итого: 34 |
8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
Образовательная программа- г Томск, ЦНТИ
Программа «Я красивый мир творю»- г Томск, ЦНТИ
Программа «Дорогою добра»- г Томск, ЦНТИ
Программа « Радужный мир »- г Томск, ЦНТИ
Программа «Звонкий голос детсва»- г Томск, ЦНТИ
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимепдиопроектор
Интерактивная доска
Диктофон
9. Список использованной литературы
Для обучающихся:
Гуркова И.В. Выбери ответ. Что такое родственные слова? М.: «Дрофа», 2004
Гуркова И.В. Выбери ответ Слово и слог. Пособие для учащихся. М., 2004
Рабочие тетради по основам журналистики. Томск, «Твердыня», 2007
Для учителя:
1.Программа «Служу Отечеству пером», г. Томск, 2009
2. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г. Томск. 2009
3. Методические рекомендации по работе с журналом «Добрята», г Томск. 2014
4.Проект «Школьная газета в начальных классах», г. Томск, 2010