СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Мои права» для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  элективного курса «Мои права»,  для учащихся 1-4 классов является одним из начальных этапов формирования правовых компетенций и  совершенствования правовой подготовки будущего гражданина Республики Казахстан. Цель обучения  - помочь достичь детям в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни. Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах права человека. Методика курса предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Данный курс способствует социальной адаптации ребенка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, учитывает возможности самого ребенка, оказывает большое влияние на формирование личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Мои права» для учащихся 1-4 классов»













Программа

факультативного курса

«Мои права»

для учащихся 1-4 классов





















г. Костанай средняя школа № 8

Программа элективного курса «Мои права», для учащихся 1-4 классов является одним из начальных этапов формирования правовых компетенций и совершенствования правовой подготовки будущего гражданина Республики Казахстан.

Цель обучения - помочь достичь детям в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни. Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах права человека. Методика курса предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Данный курс способствует социальной адаптации ребенка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, учитывает возможности самого ребенка, оказывает большое влияние на формирование личности.



































Пояснительная записка

С созданием суверенного государства возникает необходимость формирования нового поколения людей, владеющих правовыми знаниями и имеющих активную жизненную позицию. Познание человеком своей Родины, формирование гражданских чувств и нравственных качеств – сложный процесс и начинать его нужно с младшего возраста.

Внимание к проблемам правового образования детей объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать правовое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом. Это взаимодействие становиться все более необходимым по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с обществом. Именно поэтому так важен в правовом воспитании этап школьного обучения, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются.

Сегодня, под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Школьникам чрезвычайно важно уже в младшем и подростковом возрасте научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания. Это с необходимостью задает прикладной характер правовой подготовки школьников.

Объем необходимых современному гражданину правовых знаний достаточно велик, но школа не может и не должна ориентироваться на долгосрочное усвоение учениками всех жизненно актуальных правовых норм. Необходимо дать школьнику возможность приобретения опыта участия в ситуациях, регулируемых правом, представление о том, как искать необходимую правовую информацию, развить ключевые компетенции, дающие возможность практического решения проблем правового характера. Главным итогом практического освоения основ права будет понимание приоритетности правовых норм, особой значимости права и освоение правовых способов действия в современном обществе.

Задачей начального образования в сфере права является формирование у детей представления о себе и окружающих как равноправных субъектах; получение знаний о праве как об особой сфере жизни современного общества; приобретение конфликтной компетентности в реальных детских конфликтах, а также практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, определенных правилами и нормами.

Эта образовательная задача решается за счет включения в содержание начального образования тем, при изучении которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о правовых нормах.

Выделение для изучения на первом этапе образования предмета «Мои права имеет принципиальное значение для социализации школьника, воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота. В разработке курса я исходила из конкретных целей гражданского образования и общих положений о школе первой ступени, которая призвана обеспечить начальный этап становления социально-активной личности. Курс «Мои права» один из этапов формирования правовых компетенций и совершенствования правовой подготовки будущего гражданина Республики Казахстан.


Курс рассчитан на изучение 1-4 классах начальной школы и ставит своей целью:

  • Сообщить младшим школьникам сведения о Республики Казахстан как о правовом государстве;

  • Сформировать чувства гражданственности и казахстанского патриотизма в процессе познавательной, общественно-политической, трудовой и других видах деятельности;

  • Научить ответственно, выполнять законы общества, правильно использовать свои права и свободы;

  • Развивать «критичность» мышления, умение предвидеть последствия своего поведения;

  • Содействовать педагогическому коллективу в укреплении дисциплины и профилактике правонарушений.


Особое внимание в программе курса уделяется вопросам здорового образа жизни,

раскрывается значение закаливания, физических упражнений, вред алкоголизма, курения, наркомании.

К концу учебного курса должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с обществом, которая включает в себя:

  • Теоретическую и практическую подготовку по основам права;

  • Эмоциональную готовность (развитие интереса к общественной жизни, восприимчивость к законам общества, эмоционально-положительное отношение к ним);

  • Деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и вне учебных ситуациях);

  • Интеллектуальную готовность (возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов по вопросам права); а также осознание себя частью единого многонационального государства;

  • Воспитание гордости за свой народ, его историю и его будущее.


Возрастные особенности детей младшего школьного возраста не позволяют

ставить перед ними слишком отвлеченные задачи, требовать осознать все правовые нормы и законы, выполнить одновременно разные виды деятельности. В связи с этим значимость курса «Мои права» видится в том, что курс является одним из компонентов всестороннего воспитания личности и формирования правовых компетенций гражданина.

Исходя из этого, основной целью данного курса является воспитание и образование школьника в духе уважения прав и свобод других людей, признание ценности своей личности и ценности других людей.


Содержание и структура курса позволяют рассмотреть правовые документы: «Конституцию РК», Конвенцию ООН « О правах ребенка», Закон «О правах ребенка в РК».

Их изучение требует от учителя определенной подготовки. Так, положения этих документов сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни.


Некоторые темы можно проводить с участием специалистов-юристов, историков, служащих государственных учреждений. Информировать детей об основных правах человека нужно с помощью соответствующих их возрастным особенностям средств и методов. Права ребенка должны рассматриваться в единстве с условиями его жизни и деятельности.

Программа курса предполагает, чтобы данный курс представлял практически направленный диалог, в котором теоретические сведения должны, во-первых, иллюстрироваться примерами из жизни, из художественной литературы, во-вторых, сопровождаться образцами реализации своих прав и обязанностей, в-третьих, содержать творческие задания для самостоятельного анализа различных жизненных ситуаций.


Разнообразие форм работы с учащимися: беседы, игры, рисование, инсценировки, решение проблемных задач предполагают повышение интереса к данному курсу.


Всего на изучение курса отводится 96 часов:

1 класс – 17 час.

2 класс – 17 час.

3 класс – 34 час.

4 класс – 34 час.

Содержание данного курса построено таким образом, что все темы можно распределить по следующим разделам:


  • «Я – гражданин Республики Казахстан»

  • «Что я должен знать о своих правах»

  • «Мои права в семье»

  • «Я среди людей»

  • «В мире права и закона»

  • «Я живу в правовом государстве»


Темы каждого раздела включены в изучение в каждом классе и изучаются более углублено, с каждым годом обучения.

При изучении тем в 1 классе в разделе «Я – гражданин Республики Казахстан» дети получают элементарные сведения о государстве, об основном Законе Республики Казахстан, а на последующих этапах изучения данного раздела во 2-4 классах дети получают более глубокие знания о суверенном независимом государстве, об органах правопорядка, о системе управления государства. Необходимо формировать у детей умение различать хорошие и плохие поступки, добро и зло; развивать отрицательное отношение к правонарушениям, уважение к закону, учить самостоятельно выбирать способы поведения в критической ситуации; проявлять волевые качества в выборе образа поведения.

С этой целью можно проводить работу не только в форме бесед, но и в виде устного журнала, театрализованного представления, игры, конкурсов стихов, буклетов, «молний», викторин, защиты проектов, просмотра видеофильмов с их обсуждением, диспута, дискуссии, «круглого стола».

Пополнение объема знаний по разделу «Что я должен знать о своих правах?» также идет за счет наращивания материала в последующих классах. Целью данного раздела является: ознакомление учащегося со своими правами закрепляет ними в международных документах и в Законе РК «О правах ребенка». Умение ответственно выполнять законы общества и правильно использовать свои права и свободы.

Темы раздела «Мои права в семье» позволяют раскрыть такие вопросы, как значимость семьи в государстве, а также какие права имеет ребенок, дети-инвалиды, дети-беженцы в семье. При изучении тем данного раздела необходимо и вести разговор об обязанностях перед членами семьи, в которой живет ребенок.

Изучение тем в разделе «Я среди людей» и пополнение объема материала позволяет формировать у ребят разнообразные представления о взаимодействии человека с обществом, воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир с этическими и правовыми нормами, формировать гуманные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Темы раздела «В мире права и закона» дают возможность у учащихся развивать критичность мышления, умение предвидеть последствия своего поведения содействовать педагогическому коллективу в укреплении дисциплины и профилактики правонарушений.

Включение в раздел темы «Я живу в правовом государстве», которая знакомит учащихся с устройством нашего государства, с органами правопорядка и правосудия позволяют развивать у детей интерес к социальной жизни и демократическим преобразованиям в ней, а также воспитывать гордость за будущее страны.


Все вышесказанное позволяет выделить существенные черты курса:

  • устанавливается тесная взаимосвязь между познанием социальной жизни и поведением ребенка;

  • обеспечивается преемственность и перспективность изучения граждановедения, как в начальной, так и в средней школе;

  • создаются условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

  • формируются правовые компетенции, расширяется словарный запас правовых терминов и понятий.

Курс может преподаваться как отдельный предмет, так и факультативно. Наряду с этим можно включать изучение отдельных тем в содержание таких учебных предметов как «Ознакомление с окружающим миром», «Познание окружающего мира», «Литературное чтение» и рисование.

Данный курс способствует социальной адаптации ребенка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, учитывает возможности самого ребенка, оказывает большое влияние на формирование личности. Дети не только получают знания, расширяют свой словарный запас, обретают навыки свободной речи, но и начинают ощущать свою значимость, ощущать себя личностью. Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей. В 7-10 лет у детей закладываются основы личности. На всю жизнь ребенок получает дар общения, дар сотрудничества, возникает ощущение общечеловеческих ценностей. Человек - высшая ценность в этом мире и его необходимо защищать и оберегать.

Содержание разделов и тем занятий

Название раздела

Темы занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I. «Я гражданин Республики Казахстан»

1. «Казахстан – свободное независимое государство».

2. Основной Закон РК

1. «Самое высокое звание»

1. «Что значит быть гражданином?»

1. «Мне надо учиться»

2. «Демократическое государство»

II. «Что я должен знать о своих правах?»

Право:

1. Ходить в школу.

2. Играть и отдыхать.

3. На охрану здоровья.

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Право выражать свое мнение.

3. Право на труд и отдых.

1. Право на свободу мысли, совести и религии.

2. Детский труд.

1. Что такое ООН?

2. Что сказано о правах ребенка в Конвенции?

3. Право на лечение.

4. Конвенция может иметь

5. Контроль за выполнением международных прав ребенка.

III. «Мои права в семье»

«Ребенок один дома»

«Право на жизнь в семье»

1. Ты твоя семья и государство.

2. Право на жилище.

1. Право на усыновление.

2. Дети – беженцы.

3. Дети – инвалиды.

IV. «Я среди людей»

«Ты и взрослые»

«Ты и сверстники»

1. Право на запрет от жестокости и насилия.

2. Я имею право и хочу учить отношения со сверстниками.

1. Охрана детей во время военных действий.

2. Доверяй, но проверяй.

V. В мире права и Закона

«Обычаи и традиции»

«Что такое право?»

1. Правомерное поведение и правонарушение.

2. Право и Закон.

1. Правомерное поведение.

2. Встреча с представителями правоохранительных органов.

VI. «Я живу в правовом государстве»

«Кто защищает твои права?»

«Как стать гражданином?»

1. Что такое демократия?

Наши права защищает государство.

Устройство нашего государства.

1. Органы правопорядка.

2. Наши права защищает государство.

3. Органы правосудия

Практическая часть (Итоговое занятие)

Игра «права литературных героев»

1. Литературно- правовая викторина.

2. Я – ребенок.

3. Я – человек.

1. Правовая викторина.

2. Брейн – ринг.

1. Правовая викторина.

2. Круглый стол.





Основные требования к знаниям умениям

и навыкам учащихся.

К концу изучения курса учащиеся 1 класса должны знать:

  • Понятия «Родина», «Отечество», «Государство», «Гражданин», «Закон», «Конституция», «Патриот».

  • Общие сведения о Республике Казахстан, как суверенном и независимом государстве, государственных символов.

  • Правила поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах.

  • Обычаи и традиции казахского народа.



Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять требования Устава школы и правила школьного распорядка, иметь навыки культурного поведения, вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.







































Содержание программы

«Мои права».

1 кл – 17 часов

Цель занятий: познакомить ребенка с его правами, которые закреплены международным документом, сообщить элементарные сведения о Республике Казахстан как о правовом государстве.

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводный урок


1

2

Казахстан – свободное независимое государство

Государство, в котором ты живешь. Город, (село) где ты родился. Большая и маленькая родина природные богатства республики. Границы государства. Народ Казахстана. Казахстан свободное суверенное государство. Символы государства.

2

3

Основной закон Республики Казахстан.

Основной закон Республики Казахстан – Конституция.

Дата принятия Конституции РК.

Отражение в Конституции прав и обязанностей граждан.

2

4

Право ходить в школу

Казахстан – земля наших отцов. Что ты можешь сделать для Родины. Обязанности граждан по отношению к своему государству. Что значит быть патриотом.

2

5

Право играть и отдых

Свободное время и право на отдых. Активный и пассивный отдых. Время отдыхать и время работать.

2

6

Право на охрану здоровья

Обязанности ребенка – беречь свое здоровье. Здоровый образ жизни. Вред курения, наркомания, алкоголизма. Чистота залог здоровья.

2

7

Обычаи и традиции

Обычаи и традиции – первые социальные правила. Обычаи и традиции народов Казахстана. Казахские народные традиции, традиции твоей семьи, традиции школы, класса.

2

8

Ты и взрослые.

Ребенок один дома. Что нужно опасаться в общении с незнакомыми людьми. Как уберечь себя от преступного поведения взрослых.

2

9

Кто защищает твои права?

Кто представляет государство? Государственные учреждения, занимающиеся охраной детства : инспекция по охране детсва, департамент образования, районная администрация. Куда может обратиться ребенок за правовой помощью.

2



















Основные требования к знаниям умениям

и навыкам учащихся.

К концу изучения курса учащиеся 2 класса должны знать:

  • Понятия «Демократия», «Право», «Суверенитет», «Гражданин», «Закон», «Конституция», «Свобода», «Обязанности».

  • Названия основных международных документов по правам человека «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка РК».





Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять требования Устава школы и правила школьного распорядка.

  • Выслушивать мнения других, уметь спорить, не доводить спор до конфликта, выполнять домашние обязанности и общественные поручения.

  • Организовывать деятельность сверстников по наведению правопорядка в классе.





































2 класс – 17 часов (через неделю)

Цель: ознакомить ребят со статьями Конвенции ООН «О правах ребенка», помочь детям осмыслить их права и обязанности, закрепленные в документах, расширить знания ребят о Республике Казахстан как о правовом государстве.

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводный урок


1

2

Конвенция о правах ребенка.

Организация Объединенных Наций. Цели и задачи ООН. Конвенция о правах ребенка. Что значит для Казахстана принятие закона о правах ребенка.

2

3

Самое высокое звание.

Человек и гражданин. Как стать гражданином. Высокое почетное звание. Каким должен быть настоящий гражданин РК.

2

4

Что такое пра во?

Казахстан – правовое государство. Конституция гарант прав и свобод граждан Республики Казахстан. Международные законы о правах человека. «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка». «Закон о правах ребенка РК».

2

5

Право выражать сове мнение.

Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Как избежать ссоры. Основные правила не конфликтного поведения. Наука конфликтология. Такт и деликатность

2

6

Ты и сверстники.

Ответственность родителей за поступки детей. Хорошие и плохие друзья. Дружба. Что делать если тебя обижают старшие дети.

2

7

Право на жизнь в семье.

Родители – законные представители своих детей, защитники прав и интересов. Право на жизнь в семье. Забота детей о своих родителей.

2

8

Право на труд и отдых.

Учеба главный труд ребенка. Трудовые обязанности по дому. Воспитание трудолюбия в семье, свободное время и право на отдых. Время отдыхать и время работать. Закон о правах ребенка в РК.

2

9

Литературная викторина. «Я - ребенок, я - человек». Итоговое занятие.

Смотри приложение.

2

















Основные требования к знаниям умениям

и навыкам учащихся.

К концу изучения курса учащиеся 3 класса должны знать:

  • Понятия «Правомерное поведение», «Правонарушения», «Правоохранительные органы», «Президент», «Закон», «Парламент», «Референдум».

  • Названия основных международных документов по правам человека «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка РК».

  • Права ребенка в нашей стране, правила поведения дома, в школе, на улице, общественных местах, правила поведения в конфликтных ситуациях.



Учащиеся должны уметь:

  • Контролировать правильность своих действий с точки зрения Закона.

  • Выслушивать мнения других, уметь спорить, не доводить спор до конфликта.

  • Высказывать простейшие суждения по правам ребенка, уметь доказывать свою точку зрения, ссылаясь на известные правовые документы.



































3 класс – 34 часа

Цель: Продолжить дальнейшее изучение статей документов по правам ребенка. Развивать критичность мышления, умение предвидеть последствия своего поведения.

п/п

Тема

Содержание

Часы

1

2

3

4

1

Вводный урок


1

2

Что значит быть гражданином?

Казахстан – земля наших отцов. Что ты можешь сделать для родины. Обязанности по отношению к своему государству. Что значит, быть патриотом.

2

3

Право на свободу мысли, совести и религии.

Как появился мир. Люди верующие и не верующие. Религиозные обряды, священные книги. Известные мировые религии. Право на свободу совести. Право верить или нет. Основные религиозные группировки.

2

4

Детский труд.

Учеба главный труд ребенка. Трудовые обязанности по дому. Воспитание трудолюбия в семье. Помощь страшим. Подневольный труд. Конвенция о защите детей от подневольного труда. Законы республики Казахстан о труде детей.

2

5

Ты, твоя семья и государство.

Семья ячейка общества. Роль семьи в воспитании детей. Личный пример родителей. Порядок в семье – порядок в государстве. Конституция РК о семье.

2

6

Право на защиту от жестокости и насилия.

Жестокость, грубость, насилие – как отрицательные черты человека. Документы о праве ребенка на защиту ребенка от жестокости и насилия. Конфликтные ситуации – как их избежать. Обязанность ребенка уважать права других людей.

2

7

Правомерное поведение и правонарушение.

Что такое правомерное поведение? Не правомерное поведение и правонарушение. Причина правонарушений. Опасные последствия правонарушений.

2

8

Что такое демократия?

Понятие о демократии. Демократическое государство. Депутаты представители народа. Референдум – опрос общественного мнения. Основные черты демократического общества.

2

9

Право на жилище.

Для чего нужен дом. Что значит дом. Жилище разных народов. Ребенок и его право на жилище. Если у ребенка нет дома.

2

10

Я имею право и хочу учиться. Мои отношения со сверстниками.

Что можешь сделать для родины. Учеба – главный труд. Право ходить в школу. Хорошие и плохие друзья. Что делать если тебя обижают сверстники.

2

11

Право и закон.

Что такое право Казахстана правовое государство. Международные документы о правах.

2

12

Наши права защищает государство.

Закон о правах ребенка. Конституция РК.

2

13

Устройство нашего государства.

Парламент. Президент. Выборы.

2

14

Мои обязанности.

Обязанности гражданина РК Знакомство со статьями Конституции РК.

2

15

Правовая викторина.

Приложение

2

16

Итоговое занятие.

Игра «Брейн - Ринг» по вопросам права.

2



Основные требования к знаниям умениям

и навыкам учащихся.

К концу изучения курса учащиеся 4 класса должны знать:

  • Понятия «Органы правосудия», «ООН», «Конвенция», «Декларация», «Инспекция», «Наказание», «Полиция».

  • Сведения по Республике Казахстан, как о суверенном независимом государстве, государственной символике, устройстве государства, о роли президента, парламента и правительства, о работе школы, о государственных учреждениях, занимающихся охраной детства.

  • Названия основных международных документов по правам человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка в РК».



Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать статьи правовых документов, предвидеть последствия своего поведения, умело и правильно действовать в опасных критических ситуациях, контролировать правильность действий с точки зрения Закона.

  • Выслушивать мнения других, уметь спорить, не доводить спор до конфликта.

  • Высказывать простейшие суждения по правам ребенка, уметь доказывать свою точку зрения, ссылаясь на известные правовые документы.





























4 класс – 31 (1 час в неделю). Факультативно



Цель: Сообщение учащимся о республики Казахстан, как о правовом государстве. Продолжить изучение статей документов о правах ребенка. Укрепление дисциплины и правонарушений. Научить ответственно выполнять законы общества. Правильно использовать свои права и свободы.

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

2

3

4

1

Вводный


1

2

Мне надо учиться.

Для чего необходимо знать свои права и обязанности. Закон Республики Казахстан о правах ребенка.

2

3

Что такое ООН.

Что такое Конвенция? Когда была принята? История принятия. Организация Объединенных наций. Цели и задачи. Виды деятельности. Что значит для Казахстана принятия закона о правах ребенка.

2

4

Органы правопорядка.

Правопорядок. Кто обеспечивает правопорядок в государстве. Работа милиции. Милиционер. Чем занимается автоинспектор. Правила дорожного движения.

2

5

Что сказано о правах ребенка в Конвенции ООН.

Общие сведения Конвенции ООН о правах ребенка.

2

6

Наши права защищает государство.

Государство в котором ты живешь. Кто представляет государство.

Государственные учреждения занимающиеся охраной детства: инспекция по охране детства, департамент образования, районная администрация куда может обратиться ребенок о правовой помощи.

2

7

Охрана детей во время военных действий.

Законы государства о правах ребенка и международные документы. Страдания детей во время военных действий.

1

8

Органы правосудия.

Встреча с представителями правосудия.

2

9

Доверяй, но проверяй.

Ст. 42-45 конвенция ООН.

2

10

Право на лечение.

Право на охрану здоровья. Обязанность беречь здоровье. Здоровый образ жизни. Вред курения, алкоголизма, наркомании.

2

11

Право на усыновление.

Дети беженцы. Дети – инвалиды их права. Забота детей о родителях. Опекунство. Конституция и статьи документов об инвалидах и детей беженцев.

1

12

Дети – беженцы дети – инвалиды их права.

Международные документы.

1

13

Все люди доброй воли могут быть участниками этой Конвенции.

Ст. 46-49.

2

14

Конвенция может иметь поправки.

Ст. 50-52.

2

15

Контроль за выполнением международных прав ребенка принятых государствами ООН.

Работа по документам, газетным статьям.

2

16

Демократическое государство.

Понятие демократии. Депутаты представители народа. Основные черты демократического общества.

2

17

Правовая викторина.

И даже если попал в беду, понимаю что защищен.

2

18

Итоговое занятие.

викторина

1























































Основные требования к знаниям умениям

и навыкам учащихся.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • Понятия «родина», «отечество», «государство», «гражданин», «право», «свобода», «суверенитет», «демократия», «закон», «конституция», «правомерное поведение», «правонарушение», «наказание», «ответственность», «органы правосудия», «устав школы».

  • Общие сведения РК как суверенном и независимом государстве, государственных символах, устройстве государства Казахстан, о роли Президента, деятельности парламента и правительства, о работе правозащитных органов, устройстве школы, роли педагогического совета и деятельности родительского комитета.

  • Права ребенка в нашей стране, правила поведения дома, в школе, на улице, общественных местах, правилах поведения в конфликтных ситуациях.

  • Названия основных международных документов по правам человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка в РК», «Конституция РК».



Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать статьи правовых документов, а именно: Конституции РК, Закона о правах ребенка РК, Конвенции по правам ребенка.

  • Выполнять требования Устава школы и правила школьного распорядка.

  • Высказывать простейшие суждения по правам ребенка, уметь доказывать свою точку зрения, ссылаясь на известные правовые документы.

  • Иметь навыки культурного поведения в общественных местах.

  • Контроль правильность своих действий с точки зрения закона.

  • Предвидеть последствия своего поведения, умело и правильно действовать в опасных и критических ситуациях.

  • Отстаивать свои права, обращаясь в соответствующие общественные организации.

  • Выслушивать мнения других, уметь спорить, не доводя спор до конфликта.

  • Вежливо обращаться со сверстниками и взрослыми.

  • Выполнять домашние обязанности и общественные поручения.

  • Организовывать деятельность сверстников по наведению порядка в классе и школе.















Методические рекомендации по специфике преподавания

курса «Мои права» в начальной школе.

1. Преподавание прав человека – процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с начальных классов.

Знания: знание того, что существуют документы по правам человека, того, какие права в них закрепляются , того, что этими правами обладают все люди в мире и что неотъемлемы.

Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей. Эти умения помогают детям анализировать окружающий их мир.

Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что их надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия.

2. Изучить Всеобщей деклараций прав человека и Декларации прав ребенка в начальной школе носит исключительно ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека. В результате изучения школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям.

3. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключить внимание детей на обсуждение хорошо известных и любимых ими сказочных персонажей и литературных героев.

4. При адаптации курса к конкретным условиям, при определении объема, форм методов изучения следует руководствоваться уровнем развития детей, их возрастными особенностями.

5. Наиболее эффективной формой работы являются дискуссии, в ходе которых обсуждаются те или иные проблемы, связанные с правовой тематикой, где происходит обмен мнениями с приведением примеров, иллюстрирующих то или положение.

6. Для повышения интереса ребят к обсуждаемым проблемам целесообразно использовать в качестве домашнего задания придумывание ими своих вариантов сказок с теми же персонажами. Проверка этого задания позволяет убедиться в правильном понимании ребятами духа и буквы изучаемых деклараций.

Методика курса предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями окружающего мира вместе с учителем, а не пассивно перенимают опыт взрослого человека.

Основные приемы обучения:

  • Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.

  • Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.

  • Словесные ассоциации. Прием используется в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце целью выяснения того, что нового узнали.

  • Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после

« инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.

  • Общая дискуссия в классе. Этот прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.

  • Вопросы «открытого» типа. Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.

    1. Гипотетические вопросы: « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...

    2. Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»

    3. Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»

    4. Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»

    5. Зондирующие вопросы: «Почему вы так думаете?»

    6. Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы: «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..

  • Проекты. Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.

  • « Общий галдеж». Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного

  • Рисование. Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.































Календарь правовых дат

XXI – Век ребенка

2001-2010г.- Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня - Международный день защиты детей

4 июня – Международный день детей - жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

10 декабря – День прав человека

30 августа – День Конституции РК























Словарь правовых терминов и понятий для учащихся.

Адвокат – работник суда, который доказывает невиновность подсудимого.

Атеизм – неверие в бога, отрицательное отношение к любой религии.

Библия – священная книга людей, которые верят в христианскую религию.

Бог – образ всемогущего существа. Верующие люди считают, что Бог сотворил мир и управляет им.

Буддизм – мировая религия зародившаяся в Индии. В основе ее лежит вера в единого бога Будду.

Воспитанный человек – это тот, кто умеет вести себя среди людей, кто чист и опрятен, у кого во всем порядок и аккуратность.

Гражданин – человек находящийся под защитой государства.

Гражданство – принадлежность гражданина данного государству.

Гуманизм – уважение достоинств и прав человека, забота о благе людей.

Государство – организация власти, которая с помощью законов управляет людьми, охраняет порядок, защищает страну от врагов.

Демократия – народовластие или власть народа.

Декларация прав человека – международный документ, в котором записаны правила жизни для всех людей.

Закон – права, принятые в государстве и закрепленные в Конституции.

Ислам – или мусульманство – мировая религия, распространенная главным образом в странах Востока. В его основе лежит вера в единого бога Аллаха.

Иудаизм - мировая религия, распространенная в основном среди людей еврейской национальности. В ее основе лежит вера в единого бога Яхве.

Конвенция – международный договор или соглашение.

Конфликтология – наука, которая учит как жить в мире, как нужно спорить, отстаивать свою точку зрения и при этом не ссорится.

Коран – святая книга мусульман.

Конституция – это Основной Закон государства, который устанавливает форму правления в государстве. В нем записаны права и обязанности.

Милиция (полиция) – учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан.

Милиционер (полицейский) – работник милиции (полиции) , который наблюдает за общественным порядком.

Мораль – это проявление нравственного человеческого отношения к окружающему: родине, людям, труду, природе, к самому себе.

Национализм – недоверие к другим нациям, убеждение людей в том, что какая – то национальность лучше другой.

Нация – народ, который живет на территории одного государства, имеет общий язык, культуру и другие черты характера.

Неправомерное поведение или правонарушение – нарушение законов государства, прав других людей, невыполнение своих обязанностей.

Обычаи – это общепринятые исторически сложившиеся правила и нормы, которые регулируют поведение людей в общественной жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государственности.

Патриотизм – (от греч. отечество) любовь к своей Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защищать Родину.

Парламент – высший орган государственной власти. Парламент состоит из депутатов, которые решают вопросы государственной важности.

Правительство – орган государственной власти, который следит за экономикой, финансами, выполняет решение парламента.

Право – 1) нормы и правила принятые в государстве;

2) возможность сделать, что – либо;

3) наука, которая изучает нормы и правила.

Правомерное поведение – это соблюдение государственных законов, выполнение своих обязанностей и уважение прав других людей.

Преступление – это опасное для общества деяние, нарушающее закон.

Прокуратура – это государственный орган, который следит за тем, чтобы люди соблюдали законы.

Прокурор – (от. Лат. Означает «заботиться») работник суда, который следит, чтобы во время правосудия не нарушался закон, а также доказывает виновность подсудимого.

Президент – главный человек в государстве. Он избирается всем народом сроком на 7 лет.

Равенство – одинаковые права людей в обществе.

Расизм – ненависть к людям разного цвета кожи.

Религия – с латинского «благочестие», вера в бога, в жизнь после смерти.

Свобода – это когда человек может поступать так, как ему хочется.

Суверенитет – независимость неприкосновенность.

Суд – это государственный орган, который устанавливает, кто прав, наказывает тех, кто нарушает закон.

Судья – это работник суда, который судит, выносит приговор.

Традиции – это передаваемые от поколения поколению обычаи, обряды, нормы поведения в обществе.

Устав школы – это документ, который определяет структуру школы правила школьного распорядка, обязанности и права школьника.

Христианство – мировая религия, в основе которой лежит вера в «сына божьего» Иисуса Христа.

Юрист – специалист по правовым вопросам, по правоведению.









































Викторина

«Знаете ли вы?»

(Для детей 6 - 7 лет)

1. Нужны ли законы, защищающие детей?

2. Кто, по Вашему мнению, должен следить за соблюдением законов?

3. Должно ли государство заботиться о детях?

4. Почему государство особо заботится о матери и ребенке?

5. Почему государство заботится о многодетных семьях?

6. Согласны ли вы с тем, что если ваши дети одинаковы, то им надо вместо имен давать номера?

7. Дразнил ли Вас кто-нибудь, и что вы при этом чувствовали?

8. Зачем детям развиваться духовно, умственно и физически?

9. Можно ли стать всесторонне развитым человеком, если все свое время посвящать развлечениям, играм и забавам?

10. Должны ли дети сами заботиться о ком – либо?

11. Почему о детях, лишившихся семьи, должно особенно заботиться государство?

12. Почему каждому ребенку необходимо учиться?

13. Какие игры и развлечения, на ваш взгляд, способствуют культурному развитию ребенка?

14. Можно ли выполнить все желания детей? К чему это может привести?

15. Почему детям нужны любовь и внимание?

16. Как нужно относиться к людям с физическими и психическими недостатками?

17. Почему дети должны быть защищены от жестокости и эксплуатации?

18. Когда Вы станете взрослыми, как Вы будете вести себя, чтобы Ваши дети не захотели разлучаться с Вами?

19.Делате ли хоть что – нибудь, чтобы у Ваших родителей не возникло желания обменять Вас на ребенка лучше Вас?

20. Что Вы, ребята, можете сделать хорошего и полезного людям?





Сказочная викторина

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас)


2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)


3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)


4) В какой сказке было нарушено право на жилье и кто помог ему восстановить свои права? («Волк и лиса», петух).


Игра «Доскажи словечко» (Обязанности школьников)

На уроке будь старательным, Будь спокойным и... (внимательным)

Все пиши, не отставая, слушай ….(не перебивая).

Говорите четко, внятно, Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать Надо руку... (поднимать).

На математике считают На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать, Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу — Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок, Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи, На переменах не... (кричи)

Загадки о правах ребёнка

*** Мама работала,

Папа трудился,

А я в школе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

*** Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

*** Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

*** Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

*** Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

Урок по теме: « Права человека и ребенка» (2 класс)

Цели: объяснить, что означает понятие «право»; ознакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представление о правах и обязанностях школьника; развивать чувства человеческого достоинства; воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство.

Оборудование: экран, мультимедиа проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

1.Организация начала урока. Сегодняшний урок начнем с разыгрывания ситуации , которая происходит с детьми(в последнее время очень часто) .

- Введение в тему урока

На сцене появляются озабоченные, куда-то вечно спешащие, взрослые. Среди них оказывается ребенок, он что-то пытается спросить у взрослых.

Ребенок (мужчине в шляпе).- Дяденька, извините, пожалуйста, вы не подскажете…Мужчина (не дослушав). -Мальчик, не мешай! Видишь, мне некогда! (Уходит.)

Ребенок (женщине с пакетами).- Тетенька, вы не ответите... Женщина.- Нет, не отвечу! Мне не до тебя. (Уходит.)

-- Молодой человек.- Спроси у кого-нибудь другого, я опаздываю! (Убегает.)

Ребенок (девушке). -Извините, подскажите мне, пожалуйста... Девушка.- Мальчик, я очень спешу! У меня встреча! (Уходит.)

Ребенок (разводя руками). -Но как же мне все-таки быть? Мне очень хочется узнать очень важную вещь! Что мне делать?

- Лентяйкин. И зачем тебе это нужно? От знаний только лишь голова пухнет.

-Незнайкин. Действительно! Незнание лучше, чем знание! Вместе. Махни ты на знания рукой. Лучше пойдем, погуляем!

Ребенок (твердо и решительно).- Нет, Лентяйкин и Незнайкин! Может быть, вам знания и не нужны! А всем детям они просто необходимы! Особенно если эти знания касаются понятия «право»! Незнайкин. Знаешь, нам хотелось бы тоже узнать поподробнее, что такое «право», и о том, что с ним взаимосвязано.

Учитель. Я с большим удовольствием расскажу обо всём, что знаю, вам и всем ребятам. Итак, тема нашего урока …

2. Сообщение темы и цели . Сегодня мы узнаем , что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.

3. Актуализация знаний

Учитель. Что же такое «право?» Я просила вас узнать из разных источников, что такое право и записать на листочек.

Зачитывают дети. Откуда узнали. А я посмотрела в толковом словаре Ожегов

И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди, стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года. Слайд № 4

Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации

-Какое право вам не совсем понятно ?

-А обязаны ли люди соблюдать свои права и права других людей

Учитель. А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.

Познакомимся с основными правами ребёнка: (Учитель читает права, дети читают слова и комментируют иллюстрации)


Физминутка (игра с карандашами)


Вывод Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю поиграть в игру «Включи фантазию». Для этого вам необходимо объединиться в группы и выполнить задания :Сначала надо кому-то одному прочитать задания, потом вместе ответить на вопрос, затем подобрать рисунок -подсказку и провести стрелочку.

4. Закрепление знаний.

1 .Игра 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас)

2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

4) В какой сказке было нарушено право на жилье и кто помог ему восстановить свои права? («Волк и лиса», петух).

-Какие еще сказки вы знаете, где нарушаются права героев?

2. Фильм. (Просмотр фрагмента мультфильма Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок»).

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотр мультфильма.

-Раз-бор мультфильма:

- Почему обитатели птичьего двора обижали маленького птенца? Как называется сказка ? –Кто ее автор ?

-Скажите, а в жизни бывают подобные ситуации?

-О нарушении каких прав можно говорить в данном случае?

- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, нарушает……. А что нарушает?

3. Стих. Обязанности.

Во 2 главе КонституцииСлайд 17 цепочкой.

Какие обязанности у вас школьников? Слайд № 18-21.Учитель. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте

Работа в парах (досочинить стихотворение).

На уроке будь старательным, Будь спокойным и... (внимательным)

Все пиши, не отставая, слушай ….(не перебивая).

Говорите четко, внятно, Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать Надо руку... (поднимать).

На математике считают На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать, Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу — Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок, Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи, На переменах не... (кричи)

4. Разыгрывание ситуации(сценка).Ребятам раздаются маленькие роли для разыгрывания ситуаций, а потом обсуждаются слова героев.

5. Систематизация знаний

Учитель. И в заключение нашего урока проведем тест. Слайд № 19

– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)

– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)

– В каком документе записаны права и обязанности граждан Казахстана? (Конституция)

6. Итог урока

Запишите на листике или на компьютере слова, которые вы запомнили на этом уроке.

Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности. За урок получили оценки:________

Вывод:Слайд №22

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

7. Домашнее задание: выполнить рисунок на тему «Права ребёнка в новом веке».



Урок по теме: Я и мои права. (3 класс)

Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); «Конституция РК»; закон «О правах ребенка», конверты с заданиями; клей; жетоны (флаг РК); магнитофон; диск с песнями; «правовое» дерево; «правовые яблоки; мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

  1. Вступление.

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Казахстан – одна из самых быстроразвивающихся стран. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

(Слайд 1)

  1. Актуализация знаний учащихся.

- А кем является каждый из нас? (ответы детей)

- Каждый из нас – гражданин России.

- Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

(Слайд 2)

Гражданин

  1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

  2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)

- Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда).

- Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).

Пояснение понятия 2:

- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

3. Игра «Дополни». (Слайд 3)

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

(Слайд 3 а)

Подсчитав количество правильных ответов, команды получают жетоны (1 место – 3 жетона, 2 место – 2, 3 место – 1)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

4. Беседа.

- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РК).

(Слайд 4)

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

- А какие права мы имеем как граждане Казахстана? (ответы детей)

- У граждан Казахстана есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из Основного Закона нашего госудврства. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).

(Слайд 4 а)

  • Каждый человек имеет право на жизнь.

  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

  • Гражданин Казахстана имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

5. Игра «Путешествие в сказку».

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

(Слайд 5)

1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)

(Слайд 6)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

(Слайд 7)

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)

Каждая команда получает жетон.

6. Беседа.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан Казахстана.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.

- Декларация – документ, который защищает наши права.

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека».

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

(Слайд 8)

- Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем.

Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

7. Тренинг.

- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»

(Слайд 10)

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

(Слайд 11)

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;

  • добросовестно учиться;

  • бережно относится к имуществу Школы;

  • соблюдать Правила поведения учащихся.

Сценка.

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

8. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.













 

Материалы, которые можно использовать на уроке при изучении тем: «Я и другие», «Мои отношения со сверстниками» и др.

***Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог? 

***Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно

 ***Поди узнай, поди пойми,

Инсценировка «Я взрослый»

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

 - Смотри, не пей воды сырой! –

 Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придёшь обедать к трём часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: 

- Я знаю сам …

А сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька? 

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди. Но они ошибаются. 

Частушки

1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2. Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки. 

3. Одноклассницу Серёжа

Так к себе располагал –

Он поставил ей подножку.

У неё теперь фингал.

4. Вовка любит покричать

Да руками помахать.

Вовка, Вовка, постыдись,

В поведении  разберись.

 5. Одноклассники – семья,

Друга обижать нельзя.

Ссоры, драки не к лицу

Всем, тем более бойцу.

 6. Будь красив душой и телом,

Пусть и ум твой будет зрелым.

Ты в общенье будь тактичен

И в поступках будь приличен.



 ***Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

 “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык. 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит. 

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

 

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”. 

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем. 

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”. 

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза  у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки. 

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза? 

Саша, Саша – водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!» 

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

- Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

- Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

Над теми, кто надел очки

Смеются только дурачки.

  Еже ли вы вежливы

  Еже ли вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

 Еже ли вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

 И еже ли вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

 И еже ли вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами! 

И еже ли вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И еже ли вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея. 

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живём на Земле. 

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Давайте ребята, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем нашим гостям и друг другу;  мир вам, мир вашему дому! Здоровья, счастья, хороших друзей, много улыбок. Давайте все вместе ещё раз вспомним вежливые слова. 

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо).

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит.. (добрый день).

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания).

Помните:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами

Попробуй не наступить, а уступить.

 Не захватить, а отдать.

 Не кулак показать, а протянуть ладонь. 

Не спрятать, а поделиться. 

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.       

Попробуйте – и вы увидите, какими тёплыми, радостными и спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.          

 Собираю я легко букет из слов

И любуюсь сказочным букетом

Он из слов, как из живых цветов

Он не вянет ни зимой, ни летом.

 «Здравствуйте» - мы часто говорим

Я в букет вставляю это слово,

Нам тепло везде на свете с ним.

Слово, словно золото красиво.

 А еще «пожалуйста» возьму

Это слово открывает двери,

И грубить не надо никому, Понимают это даже дети!