СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку "Русский язык в современном обществе", 8-й класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка этой программы вызвана отсутствием программ факультативных курсов по русскому языку основной ступени школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку "Русский язык в современном обществе", 8-й класс.»

Программа факультативного курса по русскому языку "Русский язык в современном обществе", 8-й класс.

Пояснительная записка

Данный курс предлагается для изучения в 8-м классе. Количество часов – 34 (1 час в неделю).

Разработка этой программы вызвана отсутствием программ факультативных курсов по русскому языку для школы основной ступени.

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности, получение дополнительных знаний по предмету;

Цель предложенных в рамках курса занятий — обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни. Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.

Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

  • развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению

  • формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Курс состоит из трех разделов:

Раздел 1. Роль и место русского языка в мире и обществе (3час.)
Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч) 
Раздел 3.Русский язык в жизни современного человека (14час)

Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы исследовательской работы с учащимися. Основные формы организации занятий: лекция, практикумы, ролевые игры, консультации, семинар, защита проекта, уроки с использованием интернет-ресурсов.

Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.

Программа

Роль и место русского языка в мире и обществе (3 час.)

Русский язык – один из развитых языков мира. Функции русского языка в современном обществе. Русский язык в жизни современного человека.

Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17 час.)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. Языковая норма.Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

Слово и сфера его употребления. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура монологической речи. Внешний облик - друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?) “Здравствуйте!”, “Прощайте!” Современные русские формулы.

Словарный запас человека: резервы развития. Как умея говорить, научиться разговаривать

Виды речи: приветственная речь, информационная речь, агитационная речь.

Русский язык в жизни современного человека (14час.)

Язык деловых бумаг. От приказного языка эпохи Петра 1 к официально-деловому стилю современной России. Презентация как вид деловой коммуникации. Деловое письмо: создаем себе репутацию. Жанры деловых писем. Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст. Язык SMS: быть или не быть? Пишем электронные письма.

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? Русский язык в телефонном общении.

Искусство говорить и составлять поздравления. Искусство комплимента .Общение. Техника речи.

“Хороший”, “ дурной” и истинный вкус (разные виды речи)





Учебно-тематический план.





п/п

Тема

Кол-во

часов

Цель занятия

Формы и методы обучения

Форма контроля

Раздел 1. Роль и место русского языка в мире и обществе (3час.)

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Показать роль и место русского языка среди других языков мира

Лекция. Беседа.


Функции русского языка в современном обществе.

1

Познакомить с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей каждого человека

Семинар

Отчет групп по заданной теме.

Русский язык в жизни современного человека.

1

Показать учащимся значение русского языка в жизни со­временного человека

Лекция.

Написание «Президентского диктанта»

Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма

(17 час.)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

1

Учащиеся должны по­нимать, что в совре­менном обществе важ­но владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли

Постановка целей и задач раздела.

Беседа. Работа с текстовым материалом.


Устный опрос

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /

1

Актуализировать зна­ния о языковой норме языка; формировать навыки использования нормативной речи


Беседа. Работа со словарем Ожегова. Практическая работа.

Развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно правильно говорить?»

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

1

Дать представление о коммуникативных ка­чествах речи, углубить знания о системе языка и речи

Практикум. Художественное чтение.

В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения.

Слово и сфера его употребления.

1

Раскрыть значение слова как элемента лексической системы

Семинар тест.

Сбор интересных задач

со словами.

Этико-социальные аспекты культуры речи.

1

Дать представление об этических нормах ре­чевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимо­сти от условий речево­го общения

Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?»


Подбор речевых ситуаций

Культура монологической речи.

1

Обозначить компози­ционные особенности монологической речи; отметить использова­ние в данной речи ри­торических фигур и приёмов, аргументации

Лекция.

Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек»

Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?)

1

Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе при­ятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих скла­дывается понятие «приятный cобеседник».

Лекция. Практическая работа.

Ролевые игры. Работа с памятками.

Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях

«Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные русские формулы.

1

Показать роль формул приветствия и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы

Ролевые игры. Анализ стихотворения. Составление формул приветствия и прощания.

Анализ услышанных речевых обращений.

Словарный запас человека: резервы развития.

1

Показать значимость богато­го словарного запаса в созда­нии привлекательного рече­вого портрета человека.

Составление таблицы. Речевой практикум.

Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы.

Как умея говорить научиться разговаривать

1

Оценить состояние коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей

Тест. Беседа. Работа с карточками.

Тест

Виды речи. Приветственная речь.

1

Познакомить с класси­фикацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое выска­зывание,

Лекция. Практическая работа.

Конкурс ораторов.

Виды речи. Информационная речь.

1

Дать представление о признаках информаци­онной речи, формиро­вать умение строить собственное речевое высказывание/

Лекция. Практикум.

Конкурс ораторов.

Виды речи. Агитационная речь.

1

Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое выска­зывание, отбирать язы­ковые средства

Лекция. Составление памяток оратору. Практикум.

Подбор примеров агитационных речей.

14 правил, помогающих убедить

1

Познакомить с совокупностью правил убеждения и рассмотреть, как они работают в различных ситуациях

Анализ правил, помогающих убедить. Игра.

Ролевые игры.

Тест

Язык жестов и поз.

1

Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания

Инсценировка. Отчет творческой группы.

Решение ситуативных задач. Работа в парах.

Анализ заданной ситуации.

Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха

1

Обучить упражнениям, снимающим аудиторный страх

Урок-практикум.

Выступление в классе.

Публичные выступления

1

Познакомить с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным

Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу

Устный ответ

Раздел 3. Русский язык в жизни современного человека (14час.)

Язык деловых бумаг.

1

Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной запис­ки, объяснительной записки; отработать навыки составле­ния деловых бумаг

Экскурс в историю – отчет группы учащихся.

Работа со схемами-образцами.

Написание деловой бумаги.

Презентация как вид деловой коммуникации

1

Познакомить с особенностями презентации как вида деловой коммуникации, показать, как сделать презентацию успешной

Анализ деловой презентации. Составление тезисов.

Презентация своей шариковой ручки.

Деловое письмо: создаем себе репутацию.

1

Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки

Лекция. Практикум.

Написание деловое письмо

Русский язык в мире рекламы.

1

Дать представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламно­го характера, познакомить с требованиями к составлению резюме

Лекция. Знакомство с документом «Международный кодекс рекламной практики».

Практическая работа.


Резюме в кадровое агентство на работу во время летних каникул.

Язык SMS: быть или не быть?

1

Познакомить учащихся с ис­торией создания языка SMS и его отличительными призна­ками; помочь сформировать правильное отношение к дан­ному языковому явлению;

Отчет творческих групп. Создание словаря SMS.

Таблица смайликов.

Написание SMS-поздравление с началом весны.

Пишем электронные письма.

1

Познакомить учащихся с ос­новными правилами элек­тронной переписки; выявить различия обычных и элек­тронных писем

Лекция. Практическая работа. Анализ электронных писем.

Написание письма

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

1

Позна­комить учащихся с требова­ниями к оформлению визит­ных карточек.

Отчет творческих групп.

Создание визитки.

Русский язык в телефонном общении.

1

Познакомить с правилами ведения телефонного делово­го разговора

Лекция. Ролевые игры. Составление сценария телефонного разговора.

Анализ конкретного телефонного звонка

Искусство говорить и составлять поздравления.

1

Познакомить учащихся с ос­новными законами жанра тостов как древнейшего жан­ра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений

Экскурс в историю - отчеты творческих групп. Практикум.

Составление текст поздравительной открытки.


Искусство комплимента

1

Познакомить с одним из приемов расположения к себе собеседника, научить говорить комплименты

Экскурс в историю - отчеты творческих групп.

Комплимент своей маме.

Общение

1

Обучить упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми

Ролевые игры.

Выбор картинки или картин и озвучивание ее.

Техника речи

1

Обучить упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи

Урок-практикум

Чтение наизусть детского стихотворения

«Хороший», « дурной» и истинный вкус

1

Исследовать речь окружающих в социуме

Лекция с элементами беседы.

Сочинение-размышление.

  1. .

Защита проектов

1

Развивать умение осуществлять защиту проектов

Презентация проектов.




Литература для учителя:



  1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.

  2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тре­нингах. - М.: Цитадель, 2001

  3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

  4. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.

  5. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.

  6. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.

  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.

  8. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.

  9. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горш­ков. - М: Дрофа, 2002

  10. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.

  11. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.



Литература для учащихся:



  1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

  2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государ­ственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.

  4. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горш­ков. - М: Дрофа, 2002.

  5. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.

  6. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.