Программа факультативного курса
по внеурочной деятельности
«В мире математики»
объем программы – 34 часа
для учащихся 2 классов
срок реализации – 1 год
Автор:
Воронина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
Волгоград
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 2 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
способствовать развитию логического мышления учащихся,
обучение младших школьников умению самостоятельно применять знания по математике;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков;
развивать внимание, мышление, воображение, память;
анализировать, сравнивать, обобщать, учить приемам исследовательской и творческой деятельности
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Общая характеристика курса
Факультативный курс по внеурочной деятельности «В мире математики» ведется во 2 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Принципы образовательной деятельности:
субъективность восприятия;
самоактуализация;
дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
разноплановость творческой деятельности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю (34 часа). Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете.
Проектная деятельность включает проведение соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма занятий:
групповая работа;
беседы;
КВН;
Круглый стол.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, , физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, аудиозаписи, презентации.
Основными отличительными особенностями курса являются:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
У учащегося будет сформировано:
- мотивированность к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
- получат возможность для формирования: элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка.
Учащийся будет иметь возможность для формирования:
- способности к накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные действия:
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
овладеет способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
определять общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные действия:
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные действия:
Учащийся научится:
- умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладению различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-подкрепление изученных положений конкретными примерами;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладеет основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса
Раздел I. «Математика – царица наук» (1 час)
Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «В мире математики» во втором классе.
Раздел II. «Числа и операции над ними» (8 часов)
Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем.
Раздел III. «Занимательные задачи» (10 часов)
Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Раздел IV. Учимся отгадывать ребусы (4 часа)
Знакомство с ребусами и приемами их разгадывания.
Раздел V. Наглядная геометрия (7 часов)
Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Раздел VI. Жизнь замечательных людей (2 часа)
Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Раздел VII. Подведение итогов ( 2 часа)
Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».
Тематический план
Наименование тем курса | Количество часов | Теория | Практика |
Математика- царица наук | 1 | 1 | - |
Числа и операции над ними | 8 | 4 | 4 |
Занимательные задачи | 10 | 5 | 5 |
Учимся отгадывать ребусы | 4 | 2 | 2 |
Наглядная геометрия | 7 | 3 | 4 |
Жизнь замечательных людей | 2 | 1 | 1 |
Подведение итогов | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Математика- царица наук (1 час) |
1 | Что такое математика. | 1 | | |
Числа и операции над ними (8 часов) |
2 | Числа. | 1 | | |
3 | Сумма чисел. | 1 | | |
4 | Разность чисел. | 1 | | |
5-6 | Натуральные числа. | 2 | | |
7-8 | Целые числа. | 2 | | |
9 | Единицы. | 1 | | |
Занимательные задачи (10 часов) |
10-11 | Решение задач в стихах. | 2 | | |
12 | Работа в парах по решению логических задач. | 1 | | |
13-14 | Задачи с неполными, нереальными данными. | 2 | | |
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | | |
16-17 | Олимпиадные задачи. | 2 | | |
18-19 | Логические упражнения. | 2 | | |
Учимся отгадывать ребусы (4 часа) |
20-21 | Тренировка внимания. | 2 | | |
22-23 | Ребусы. | 2 | | |
Наглядная геометрия (7 часов) |
24 | Знакомство с объемными предметами. | 1 | | |
25 | Прямые и кривые линии, их пересечение. | 1 | | |
26 | Ломаная линия. | 1 | | |
27-28 | Равные углы. Обозначение и сравнение углов. | 2 | | |
29 | Многогранники и их изображение на плоскости. | 1 | | |
30 | Соотнесение объекта с его изображением. | 1 | | |
Жизнь замечательных людей (2 часа) |
31 | Архимед. | 1 | | |
32 | Пифагор. | 1 | | |
Подведение итогов (2 часа) |
31 | Математический КВН | 1 | | |
32 | Круглый стол «Подведём итоги» | 1 | | |
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Средства обучения
Интернет-ресурсы
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Литература для учащихся:
Игры по математике. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2012.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2011.
Литература для учителя:
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2010.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.