Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по факультативу курсу «Родной край – Хакасия» составлена на основе национально – регионального компонента государственного стандарта образования Республики Хакасия (приказ МОиН РХ №266 от02. 07. 2004г.) и в Базисном учебном плане Республики Хакасия (Постановление Правительства РХ №214 от 09. 06. 2005г.), с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Сорская СОШ №3, филиал Ербинская школа №4»
Цель курса:
- воспитание культуры общения;
- воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре,
к родному городу, Отечеству, начиная с малого - с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своей школе;
- развитие потребности постоянного общения ребенка и взрослого на
основе наиболее значимых явлений этнической культуры и традиций
народов Хакасии;
- возрождение культурных традиций семьи.
Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира).
Содержание трехлетнего обучения по курсу «Родной край - Хакасия» предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии. Тематическое построение курса имеет несколько отличный от привычного вид. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений - культура родного края, - способствующая приобщению подрастающего ребенка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт познания хакасским народом окружающей природы, способам гармоничной жизни. Этот придает целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края.
Организация учебного материала в этот период обусловлена позицией человека конкретной культуры во всех её особенностях. Поэтому темы заключают в себе элемент «следования - наследования» этапам и периодам, воплощающим цикличность подачи учебного материала.
Тематическое содержание построено на принципах: календарно - временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходство и различие).
Задача учебного курса:
Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.
Содействовать формированию эмоционально – ценного отношения к родному краю.
Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощённой карте – схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.
Общая характеристика курса «Хакасия – мой край родной».
Программа сопровождается примерным тематическим планированием, определяющим количество часов, отводимых для изучения тематических блоков. По каждому блоку учащимся следует предлагать подготовить творческие задания-проекты, а также вовлекать их в проведение коллективных творческих дел-праздников.
Концепцией НРК ГОС предусматривается аттестация на каждой ступени изучения нрк. Для начальной ступени предлагается проводить её в форме тестирования. До издания УМК по курсу тесты разрабатываются учителями, преподающими курс, и утверждаются решением методобъединения учителей начальных классов.
Программа «Хакасия – мой край родной» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.
Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.
Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.
Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.
Методы работы, используемые при освоении программы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- продуктивный.
Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия, экскурсии по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).
Место факультативного предмета в учебном плане.
Содержание программы по краеведению построено из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров в содержании факультативного предмета.
Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.
Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.
Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
Планируемые результаты:
личностные
у детей будут сформированы
- положительное отношение к родному краю;
- познавательный интерес к малой родине;
- уважительное отношение к окружающим людям;
метапредметные
дети научатся
-адекватно воспринимать окружающую действительность;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
познавательные
дети научатся
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей местности, их занятиях, интересах;
коммуникативные
дети научаться
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Методы отслеживания результативности:
- тестирование, анкетирование;
- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участие в работе школьной историко-краеведческой неделе.
Основное содержание тем учебного курса «Родной край –Хакасия»
3 класс (1час в неделю, всего 34 часа)
Родословная. Корни родового древа. Народный этикет. Народные национальные игры. Хакасские народные сказки. Сказки народов Республики Хакасии. Сказки соседних народов.
Природа Хакасии: горы, леса, степи, водоёмы. Графические легенды своей местности. Животный и растительный мир Хакасии.
Прошлое и настоящее Хакасии. Образование Республики Хакасия. Многонациональная столица. Глава Республики Хакасия. Символика республики Хакасия и столицы. История в лицах (Н. Ф. Катанов). Достопримечательности родного края. Государственные праздники.
Поэтика быта. Декоративно – прикладное творчество. Элементы быта, связанные с культом коня, огня, (роспись по аппликациям). Национальная одежда. Национальные блюда. Национальные игры. Музыкальное искусство.
Творчество народов Хакасии. Поэты и писатели Хакасии(Г.Г. Казачинова, Г.Ф. Сысолятин, Н.Т. Нербышев). Художники Хакасии (В.П. Бутанаев. Г.А. Серебряков). Композиторы ( А.А. Кенель, Н.В. Катаева). Исполнители, тахпахчи.
Музеи и театры.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
знать:
- элементы народного этикета (уважительное отношение к старшим, природе, Родине);
- государственную символику родного края;
1-2 отрывка из произведений поэтов.
уметь:
-интерпретировать: обычаи, традиции. Праздники (2-3 примера);
- называть достопримечательности родного края;
-излагать информацию о родном крае.