СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса: "Родной край - Хакасия"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса:

- воспитание культуры общения;

- воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре,

к родному городу, Отечеству, начиная с малого - с любви к своей

семье, к своему жилищу, к своей школе;

- развитие потребности постоянного общения ребенка и взрослого на

основе наиболее значимых явлений этнической культуры и традиций

народов Хакасии;

- возрождение культурных традиций семьи.

     Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира).

     Содержание трехлетнего обучения по курсу «Родной край - Хакасия» предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии. Тематическое построение курса имеет несколько отличный от привычного вид. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений - культура родного края, - способствующая приобщению подрастающего ребенка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт познания хакасским народом окружающей природы, способам гармоничной жизни. Этот придает целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края.

      Организация учебного материала в этот период обусловлена позицией человека конкретной культуры во всех её особенностях. Поэтому темы заключают в себе элемент «следования - наследования» этапам и периодам, воплощающим цикличность подачи учебного материала.

       Тематическое содержание построено на принципах: календарно - временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходство и различие).

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса: "Родной край - Хакасия"»

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по факультативу курсу «Родной край – Хакасия» составлена на основе национально – регионального компонента государственного стандарта образования Республики Хакасия (приказ МОиН РХ №266 от02. 07. 2004г.) и в Базисном учебном плане Республики Хакасия (Постановление Правительства РХ №214 от 09. 06. 2005г.), с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Сорская СОШ №3, филиал Ербинская школа №4»

Цель курса:

- воспитание культуры общения;

- воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре,

к родному городу, Отечеству, начиная с малого - с любви к своей

семье, к своему жилищу, к своей школе;

- развитие потребности постоянного общения ребенка и взрослого на

основе наиболее значимых явлений этнической культуры и традиций

народов Хакасии;

- возрождение культурных традиций семьи.

Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира).

Содержание трехлетнего обучения по курсу «Родной край - Хакасия» предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии. Тематическое построение курса имеет несколько отличный от привычного вид. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений - культура родного края, - способствующая приобщению подрастающего ребенка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт познания хакасским народом окружающей природы, способам гармоничной жизни. Этот придает целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края.

Организация учебного материала в этот период обусловлена позицией человека конкретной культуры во всех её особенностях. Поэтому темы заключают в себе элемент «следования - наследования» этапам и периодам, воплощающим цикличность подачи учебного материала.

Тематическое содержание построено на принципах: календарно - временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходство и различие).

Задача учебного курса:

  1. Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.

  2. Содействовать формированию эмоционально – ценного отношения к родному краю.

  3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощённой карте – схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.

Общая характеристика курса «Хакасия – мой край родной».

Программа сопровождается примерным тематическим планированием, определяющим количество часов, отводимых для изучения тематических блоков. По каждому блоку учащимся следует предлагать подготовить творческие задания-проекты, а также вовлекать их в проведение коллективных творческих дел-праздников.

Концепцией НРК ГОС предусматривается аттестация на каждой ступени изучения нрк. Для начальной ступени предлагается проводить её в форме тестирования. До издания УМК по курсу тесты разрабатываются учителями, преподающими курс, и утверждаются решением методобъединения учителей начальных классов.

Программа «Хакасия – мой край родной» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.

Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.

Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.


Формы краеведческой работы: беседы, экскурсии, викторины, общественно-полезная деятельность.


Методы работы, используемые при освоении программы:

- объяснительно-иллюстрационный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- продуктивный.


Занятия проходят в форме бесед в школьном музее, заочного путешествия, экскурсии по родному краю, самостоятельной работы учащихся (работа с картой, словарями).


Место факультативного предмета в учебном плане.

Содержание программы по краеведению построено из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.


Описание ценностных ориентиров в содержании факультативного предмета.


Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.


Планируемые результаты:

личностные

у детей будут сформированы

- положительное отношение к родному краю;

- познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

метапредметные

дети научатся

-адекватно воспринимать окружающую действительность;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

познавательные

дети научатся

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей местности, их занятиях, интересах;

коммуникативные

дети научаться

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине


Методы отслеживания результативности:

- тестирование, анкетирование;

- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;

- участие в работе школьной историко-краеведческой неделе.


Основное содержание тем учебного курса «Родной край –Хакасия»
3 класс
(1час в неделю, всего 34 часа)

Родословная. Корни родового древа. Народный этикет. Народные национальные игры. Хакасские народные сказки. Сказки народов Республики Хакасии. Сказки соседних народов.

Природа Хакасии: горы, леса, степи, водоёмы. Графические легенды своей местности. Животный и растительный мир Хакасии.

Прошлое и настоящее Хакасии. Образование Республики Хакасия. Многонациональная столица. Глава Республики Хакасия. Символика республики Хакасия и столицы. История в лицах (Н. Ф. Катанов). Достопримечательности родного края. Государственные праздники.

Поэтика быта. Декоративно – прикладное творчество. Элементы быта, связанные с культом коня, огня, (роспись по аппликациям). Национальная одежда. Национальные блюда. Национальные игры. Музыкальное искусство.

Творчество народов Хакасии. Поэты и писатели Хакасии(Г.Г. Казачинова, Г.Ф. Сысолятин, Н.Т. Нербышев). Художники Хакасии (В.П. Бутанаев. Г.А. Серебряков). Композиторы ( А.А. Кенель, Н.В. Катаева). Исполнители, тахпахчи.

Музеи и театры.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

знать:

- элементы народного этикета (уважительное отношение к старшим, природе, Родине);

- государственную символику родного края;

1-2 отрывка из произведений поэтов.

уметь:

-интерпретировать: обычаи, традиции. Праздники (2-3 примера);

- называть достопримечательности родного края;

-излагать информацию о родном крае.