Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП СОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Для лиц с ЗПР характерны, в первую очередь, отклонения в эмоционально-волевой сфере психики.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».
Утверждена 28.08.2018 г. Приказ № 01- 02/189
Методического письма о преподавании учебного предмета «название предмета (курса)» в 2020-2021 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» № 01-14/264 от 31.08. 2020 г.
Цели изучения «Физической культуры» в ___9___ классе СКК:
Обеспечение выполнения требований ФГОС СОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Задачи:
Реализовать принцип вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
Реализовать принцип достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
Соблюдать дидактические правила «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному».
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Формировать мотивацию двигательной активности. Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений.
Формировать умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Формировать универсальные учебные действия.
Количество часов, отводимых на изучение «Физической культуры» в 9 классе СКК по федеральному учебному плану – 68 часов ( 2 часа в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 68 часов.
Используемый учебник Под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Учебник по физической культуре для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. 6-е издание, Москва: «Просвещение» 2014 год, входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Физической культуре», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Адаптированная программа по физической культуре, направлена на обучение выполнению доступных видов движений на уроках ФК и вне их. Формирование умения включаться в доступные подростку спортивные и подвижные игры, адекватно дозировать физическую нагрузку. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: бег, ходьба на лыжах, спортивные игры . Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости).
Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Внутришкольный мониторинг проводится четыре раза в год:
1 четверть – спринтерский бег на 60м;
2 четверть – тест на гибкость «Наклон»;
3 четверть – челночный бег 4*9;
4 четверть – прыжок в длину с места.
Промежуточная аттестация будет проходить в форме интегрированного зачета.
Общие образовательные потребности детей с ОВЗ:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Специфические образовательные потребности детей с ОВЗ:
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- сформированность ответственного отношения к учению:
- сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
- активно включаться в процесс выполнения заданий по оздоровительному бегу и ходьбе;
- умение подбирать физические упражнения для самостоятельных систематических занятий;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- осуществлять контроль в своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение определять уровень физической подготовленности по уровню развития основных физических качеств;
- владение основами контроля и самоконтроля;
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями и соблюдать правила игры.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
В связи с тем, что способности к обучению таких обучающихся сугубо индивидуальны, требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию его жизненной компетенции.
Тематическое планирование на учебный год, скопированное из рабочей программы по учебному предмету, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, форм и видов работы, контроля.
№ | 9 класс Тема (раздел) | Часов | Из них часов | Формы (виды) контроля |
ПД и ИД | Уроки контроля |
1 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | 2 | 3 | | |
2 | Знания о физической культуре | 3 |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | 2 |
4 | Лёгкая атлетика | 16 | | 4+3 | ВМ – 2 Нормативы - 5 |
5 | Гимнастика | 11 | | 5 | ВМ – 1 Нормативы - 4 |
6 | Лыжная подготовка | 14 | | 3 | Нормативы - 3 |
7 | Волейбол | 10 | 1 | 2+2 | Нормативы - 4 |
8 | Баскетбол | 7 | | 3 | ВМ – 1 Нормативы - 2 |
| Футбол | 3 | | | |
Промежуточная аттестация – интегрированный зачёт. |
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Предметные результаты | Контроль | Домашнее задание |
План | Факт |
1 четверть |
Физкультурно-оздоровительная деятельность (1 час) |
Проект: Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. |
1 | | | Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетике. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. | составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; | | Учебник стр.102 |
Легкая атлетика (10 часов) |
Проект: Гимнастика для глаз. |
2 | | | Беговые упражнения. Техника низкого старта. Стартовый разгон, финиширование. | выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при легких травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; | | Учебник стр.103 |
3 | | | Внутришкольный мониторинг. Беговые упражнения. Спринт. | Соревнования в беге на 100 м. | |
4 | | | Длительный бег. Спортивная ходьба. Развитие выносливости. | | Учебник стр.107 |
5 | | | Равномерный бег. Развитие выносливости. | Соревнования в беге на 2000 - 3000 м | |
6 | | | Беговые упражнения. Старты из разных исходных положений. | | |
7 | | | Беговые упражнения. Круговая тренировка. | | |
8 | | | Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места и разбега. | | Учебник стр.111 |
9 | | | Контрольный прыжок в длину. Упражнения в равновесии. | Оценка дальности прыжка в длину. | |
10 | | | Техника метания малого мяча в цель и на дальность. | | Учебник стр.115 |
11 | | | Техника метания набивного мяча. Метание малого мяча. | Оценка дальности метания мяча. | |
Волейбол (6 часов) |
12 | | | Правила техники безопасности при спортивных играх. Приём и передача мяча сверху двумя руками в прыжке. | самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); | | Учебник стр.76 |
13 | | | Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной в направлении передачи | Оценки передачи мяча двумя руками спиной в направлении передачи. | Учебник стр.81 |
14 | | | Правила проведения соревнований. Приём мяча отражённого сеткой. | | Учебник стр.76, 81 |
15 | | | Приём нижней прямой подачи. | | |
16 | | | Верхняя прямая подача | Оценка техники верхней подачи. | |
17 | | | Прямой нападающий удар через сетку (по ходу). Индивидуальное блокирование. | | Учебник стр.82 |
Знания о физической культуре (1 час) |
18 | | | Здоровье и здоровый образ жизни. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Игра на внимание. | выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями | | |
II четверть |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1 час) |
19 | | | Личная гигиена в процессе занятий ФУ. Организация досуга средствами физической культуры. Подготовка к занятиям ФК (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). | Применять правила личной гигиены. Организовывать досуг с использованием ФУ. | | Учебник стр.26 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность (1 час) |
Проект: Функциональные пробы. |
20 | | | Измерение резервов организма и состояния здоровья (с помощью простейших функциональных проб). Самоконтроль при занятиях ФУ. | | | Учебник стр.18 |
Гимнастика с основами акробатики (11 часов) |
21 | | | Инструктаж по Т.Б. на уроках гимнастики. Основные правила соревнований. Строевые упражнения. | выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; | | Учебник стр.85 |
22 | | | ОРУ в движении. Висы. Упражнения на развитие силовых способностей. | Оценка подтягивания из положения вис. | Учебник стр.92-93 |
23 | | | Опорный прыжок. Прыжок согнув ноги. Прыжок боком. | | Учебник стр.98 |
24 | | | Опорный прыжок. Прыжок согнув ноги. Прыжок боком. | Контроль техники выполнения опорного прыжка. | |
25 | | | ОРУ с обручем. Акробатика - кувырки, стойки, мостики. | | Учебник стр.96 |
26 | | | Акробатическая комбинация. Дыхательная гимнастика. | | |
27 | | | Акробатика. Лазанье по канату. Упражнения в равновесии. | | |
28 | | | Лазанье по канату. Гимнастика для глаз. | Техника выполнения лазания по канату. | |
29 | | | ОРУ со скакалкой. Прыжки на скакалке. Утренняя гимнастика. | | Учебник стр.148 |
30 | | | Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (д) и гимнастической перекладине (м). | Оценка поднимания туловища. | |
31 | | | Внутришкольный мониторинг. Атлетическая гимнастика. Ритмическая гимнастика. | Наклон. | Учебник стр.194 |
Знания о физической культуре (1 час) |
32 | | | Оздоровительная физическая культура. Физическая культура в современном обществе. Олимпийское движение в России. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелезания. | рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; | | Учебник стр.34 |
III четверть |
Знания о физической культуре (1 час) |
33 | | | Здоровье и здоровый образ жизни. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. | укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; | | Учебник стр.18 |
Лыжные гонки (21 час) |
34 | | | Инструктаж по Техники Безопасности на уроках лыжной подготовкой. Виды лыжных соревнований. | выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; | | Учебник стр.122 |
35 | | | Передвижения на лыжах. Правила соревнований. | | |
36 | | | Одновременный двухшажный ход. Упражнения на внимание. | Оценка одновременно двухшажного хода. | |
37 | | | Одновременно бесшажный ход. | | Катание на лыжах |
38 | | | Бесшажный ход. | | |
39 | | | Одновременный одношажный ход. | | |
40 | | | Передвижения на лыжа переменным четырёхшажным ходом. | | Учебник стр.129 |
41 | | | Передвижения на лыжах. Коньковый ход. | | |
42 | | | Передвижения на лыжах 3-4км. Коньковый ход. | Соревнования 3000-5000м. | |
43 | | | Передвижения на лыжах. Подъемы. | | Катание на лыжах |
44 | | | Торможения на лыжах. Упражнения в равновесии. | | |
45 | | | Повороты на лыжах. Контруклоны. | | Учебник стр.131 |
46 | | | Повороты на лыжах в движении. Спуски и торможения на лыжах. | Оценка поворота в движении. | |
47 | | | Эстафеты на лыжах. Развитие координации. | | |
Баскетбол (7 часов) |
48 | | | Правила техники безопасности. Сочетание приемов передвижения и остановок мяча. | классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; | | Учебник стр.46 |
49 | | | Сочетание приемов передвижения и остановок мяча. | | |
50 | | | Сочетание приемов передач, ведения, бросков мяча. Профилактика плоскостопия. | Оценка ведения мяча и броска в кольцо. | |
51 | | | Правила проведения соревнований. Сочетание приемов передач, ведения, бросков мяча. | | Учебник стр.45 |
52 | | | Внутришкольный мониторинг. Вырывание и выбивание мяча. | Челночный бег. | |
53 | | | Перехват мяча. Штрафной бросок. Учебная игра. | Оценка техники штрафного броска. | Учебник стр.53 |
54 | | | Взаимодействия игроков. Учебная игра. Упражнения на внимание. | | |
IV четверть |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (1час) |
55 | | | Планирование занятий физической культурой. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. | приобретать опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; | | |
Волейбол (4 часа) |
Проект: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». |
56 | | | Правила техники безопасности. Верхний и нижний приём, передача. | использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации форм активного отдыха и досуга, | | Учебник стр.76 |
57 | | | Групповое блокирование. Учебная игра. Упражнения на внимание. | Оценка техники блокирования. | |
58 | | | Страховка при индивидуальном и групповом блокировании. | | |
59 | | | Верхняя подача по заданным зонам. Тактические действия в волейболе. Учебная игра. | Оценка верхней подачи по зонам. | Учебник стр.82 |
Футбол (3 часа) |
60 | | | Правила ТБ. Удары по катящемуся мячу внешней частью подъёма. Учебная игра. | понимать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; | | Учебник стр.66 |
61 | | | Вбрасывание мяча. Учебная игра. Гимнастика для глаз. | | Учебник стр.71 |
62 | | | Нападение, защита. Обманные действия. Учебная игра. | | Учебник стр.72 |
Легкая атлетика (6 часов) |
63 | | | Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места и разбега. Метание малого мяча на дальность. | | | Учебник стр.111 |
64 | | | Внутришкольный мониторинг. Прыжок с разбега в длину «прогнувшись». Метание малого мяча на дальность. | Оценка Прыжка в длину с разбега. | |
65 | | | Правила техники безопасности. Упражнения с барьерами. Барьерный бег. | | Учебник стр.102 |
66 | | | Беговые упражнения. Техника низкого старта. Спринтерский бег. | Оценка бега на 60м. | |
67 | | | Кроссовая подготовка. Эстафетный бег. Дыхательная гимнастика. | Оценка бега на 2000 - 3000м. | Учебник стр.101 |
68 | | | Инструктаж по техники безопасности в летние каникулы. Прыжки через длинную скакалку. Игры. | | |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
№ урока | Дата проведения по плану | Дата по факту | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Отчет о выполнении реализуемой учебной программы
по «Физической культуре»
Виды работ | 1 полугодие | 2 полугодие | год |
план | факт | план | факт | план | факт |
Всего часов | | | | | | |
Контрольных (тестовых) работ | | | | | | |
Практических работ | | | | | | |
И т. д. в соответствии со спецификой предмета | | | | | | |
Выполнение программы (%) | | | | | | |
Дата заполнения | | | | | | |
Подпись учителя | | | | | | |
Отчет о результатах обучения за год по предмету «Физическая культура» в 9 классе
| ФИ ученика | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | П/А | Год |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
15 | | | | | | | |
16 | | | | | | | |
17 | | | | | | | |
18 | | | | | | | |
19 | | | | | | | |
20 | | | | | | | |
21 | | | | | | | |
22 | | | | | | | |
23 | | | | | | | |
24 | | | | | | | |
25 | | | | | | | |
26 | | | | | | | |
27 | | | | | | | |
28 | | | | | | | |
29 | | | | | | | |
30 | | | | | | | |