Программа
«Формирование активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с особыми образовательными потребностями».
Автор проекта:
учитель математики,
классный руководитель
Малыгина_Расиля Шамилевна
Дата принятия решения о разработке программы 2016 год
Основные разработчики программы: Малыгина Р.Ш., учитель математики, классный руководитель 5 класса
Пояснительная записка.
Программа состоит из следующих разделов:
Пояснительная записка.
Описание педагогического эксперимента.
Календарное планирование мероприятий.
Приложение.
Список литературы.
Актуальность проблемы.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение в здоровье. Проблема здоровья учащихся обрела на сегодняшний день социальное значение.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность в двигательной активности, ценностное отношение к здоровью целесообразно начинать развивать именно в этот период;
закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее благоприятен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Ученики проводят в школе значительную часть дневного времени. В учебном заведении имеется необходимая материально-техническая база.
Краткая характеристика учащихся школы для детей с ОВЗ.
В школе для детей с ОВЗ обучаются дети с нарушением интеллекта. Для данной категории детей характерны
сниженная познавательная активность, конкретность, инфантильность и стерео типичности, хаотичность, импульсивность или замедленность мыслительных действий, преобладание интуитивного компонента мышления, недостаточная сформированность основных мыслительных операций, пространственных представлений, познавательного интереса, неадекватная самооценка.
У детей с нарушением интеллекта наблюдаются слабо развитые волевые качества, недостаток инициативы, слабость интеллектуальной регуляции чувств.
Следовательно, по причине психофизических недостатков в развитии, дети с ОВЗ не могут самостоятельно, без посторонней помощи, перенимать опыт ведения здорового образа жизни. Усугубляется это ещё и тем, что зачастую они воспитываются в неблагоприятных условиях в «трудных семьях».
Приоритеты и смысловая идея школьного обучения должны быть направлены на формирование жизненной компетенции развивающейся личности. Это особенно важно, когда в качестве субъекта образования рассматриваются дети с нарушениями интеллекта.
Как ни скудно развивается личность умственно отсталого ребёнка, но она всё же развивается и ведёт, пусть не слишком активную, но всё же некоторую борьбу за свои социальные позиции. С.Я. Рубинштейн сравнивает умственно отсталого ребёнка с растением, которое имеет плохие корни. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
-поиск оптимальных средств формирования активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Разработать план воспитательных мероприятий, способствующих формированию основ здорового образа жизни у учащихся.
Поддерживать доверительные отношения с родителями, основанные на взаимопомощи и на доверии.
Соблюдать гигиенические нормы организации учебного процесса.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
Систематический врачебно – педагогический контроль состояния здоровья и физическим здоровьем учащихся.
Формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни.
Использовать в работе новые технологии.
Создать благоприятные условия для психофизического развития, для формирования здорового образа жизни, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма и иных антиобщественных проявлений среди учащихся.
Вести диагностику посещаемости, участия во внеурочном пространстве.
Реализовать систему плановых мероприятий, провести диагностику целесообразности проведённой работы.
Обобщить педагогический опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.
Сроки и этапы реализации программы: 2016-2021 учебный год
Прогнозируемый результат: выпускник школы со сформировавшимся здоровым, активным образом жизни.
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, учителя-предметники, родители, руководители кружков и секций.
Основные направления деятельности.
Учебно-воспитательная - научно-обоснованная и строго регламентированная
Диагностическая работа-комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня посещаемости, уровня заболеваемости, самооценки, участия во внеурочном пространстве.
Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении, создание условий для коррекции недостатков в психофизическом развитии.
Научно-методическая и опытно - экспериментальная работа
-внедрение в работу компьютерной технологии;
- участие в спортивных состязаниях на городском и республиканском уровне.
5. Информационно-просветительская работа-
- методическая помощь родителям;
- проведение тематических родительских собраний;
-приглашение родителей на День открытых дверей;
-приглашение родителей на классные часы, внеклассные мероприятия, соревнования, экскурсии и т.д.
-индивидуальные беседы с родителями.
Функции классного руководителя:
составление плана воспитательных мероприятий с учётом требований программы.
Функция родителей:
-участие в запланированных мероприятиях;
-обеспечение детей необходимыми принадлежностями.
-создание необходимых условий для занятий ребенка;
-создание условий для оздоровления ребенка;
-формирование морали, социальных установок;
-формирование мотивации;
-передача культурной традиции;
- взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
-влияние на психологические внутри школьные факторы.
Функция учителя-предметника:
-сотрудничество с классным руководителем, использование на уроках приёмов, способствующих формированию навыков активного и здорового образа жизни.
Ресурсное обеспечение программы:
В школе имеется спортивный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарём, теннисные столы в коридорах школы.
На территории города функционируют: Ледовый Дворец, бассейн, спортивные комплексы, Центр внеклассной работы.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Спортивный комплекс «Химик» | Привлечение к занятиям спортом в кружках и секциях | Информация о действующих секциях, посещение секций учащимися. |
Ледовый дворец «Айсберг» | Привлечение к занятиям спортом | Посещение и катание на коньках |
Бассейн «Нептун» | Привлечение к занятиям спортом | Организация одной из форм семейного досуга |
Центр внеклассной работы | Привлечение к занятиям в кружках по интересам. | Информация о действующих кружках, посещение кружков учащимися. |
Приложение
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
План воспитательных мероприятий по формированию активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с особыми образовательными потребностями.
на 2018-2019 учебный год
№ | Урок, внеклассное мероприятие | Виды работ | Дата | Результат |
1 | Внеурочная деятельность -Ежедневная общешкольная утренняя зарядка -Динамические паузы на уроках -Динамические перемены | Принятие участие учащихся в общешкольной зарядке. Проведение динамических пауз на уроках учителями предметниками Организация динамических перемен учителем физической культуры | С Е Н Т Я Б Р Ь | Утреннюю зарядку учащиеся посещают ежедневно. На уроках математики проводятся динамические паузы. Посещение семей учащихся. Заполнение актов ЖБУ. |
2. 3 | Классный час Экскурсия в ЦВР Родительское собрание «Организация досуга учащихся, как средство профилактики негативных явлений среди подростков» | Анкетирование учащихся с целью выявления интересов учащихся. Предоставление информации о действующих кружках и секциях в ЦДТ, в спортивных комплексах, Ледовом Дворце. Беседа с родителями об организации досуга учащихся. Предоставление информации о действующих кружках и секциях в ЦДТ, в спортивных комплексах, Ледовом Дворце. | С Е Н Т Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь | Петров Н.. записался на секцию бокса в СОК Химик» В общегородском кроссе приняли участие: Семёнов В., Сперанский В. В 1 четверти проведены классные часы: 1.Организационный. Правила внутреннего распорядка. 2. Опрос учащихся: «Какой кружок я хотел бы посещать» 3. Классный час по правилам дорожного движения «Дорога домой» 4. Инструктажи. 5. Правила дорожного движения «Что такое дорога?» 6. Классный час о вреде курения |
4 | Медицинский осмотр учащихся | Помощь учащимся в выборе кружка, секции по интересам и с учётом медицинских показаний. Беседы с руководителями кружков и секций об индивидуальных особенностях учащихся | С Е Н Т Я Б Р Ь | |
5 | Подготовка к празднованию Дня пожилого человека | Проведение тематического классного часа | С Е Н Т Я Б Р Ь | |
6 7 | Запись учащихся в кружки и секции. Правила дорожного движения | Сбор информации о записавшихся в кружки детях Экскурсия в город. Изучение безопасного маршрута движения из школы домой. | С Е Н Т Я Б Р Ь | |
8. | Общегородской кросс | Подготовка команды для участия в кроссе. Беседа с родителями. Медицинский осмотр учащихся. Обеспечение явки учащихся на мероприятие. | О К Т Я Б Р Ь | |
9. | Классный час на тему «О вреде курения» Инструктажи по правилам поведения во время каникул | Просмотр видеоролика о вреде курения (см. электронное образование, Цифровые образовательные ресурсы).Беседа. | О К Т Я Б Р Ь | |
10 | Экскурсия в Ледовый дворец (каникулы) | Беседа с родителями. Приглашение родителей на массовое катание. Обеспечение явки учащихся на мероприятие. | Н О Я Б Р Ь | |
11 | Соревнования по теннису (каникулы) | Подготовка команды. Медицинский осмотр. Приглашение родителей на соревнование | Н О Я Б Р Ь | |
12 | Турнир по шашкам. | Выявление сильнейшего игрока в классе | Н О Я Б Р Ь | |
13 | Подвижные игры, спортивные игры, национальные игры в спортивном зале | Организация игр во внеурочное время (1 раз в неделю) классным руководителем и учащимися класса. | Н О Я Б Р Ь | |
14 | Подготовка к Республиканским соревнованиям по теннису | Организация тренировочных игр во время перемены. | Н О Я Б Р Ь | |
15 | Контроль посещения секции учащимися | Посещение занятий секции | Д Е К А Б Р Ь | |
16 | Классный час «Все работы хороши». | Подготовка участников конкурса, приуроченного неделе трудового обучения. | О К Т Я Б Р Ь | |
17 | Родительское собрание «Организация досуга в семье» | Привлечь внимание родителей на профилактику компьютерной зависимости среди подростков. | Н О Я Б Р Ь | |
18. | Районные соревнования в рамках декады инвалидов. | Подготовка участников соревнований. Обеспечение явки на соревнование детей и родителей | Д Е К А Б Р Ь | |
19. | Спортивная игра «Приз Дедушки Мороза» | Спортивная игра « На приз Дедушки Мороза» | Д Е К А Б Р Ь | |
20. | Экскурсия в Ледовый Дворец (каникулы) | Привлечь к массовому катанию на коньках родителей и детей | Я Н В А Р Ь | |
21 | Лыжная экскурсия (каникулы) | Лыжня вылазка совместно с родителями | Я Н В А Р Ь | |
22 | Классный час «Из истории футбола» | Просмотр видеоролика, беседа. | Ф Е В Р А Л Ь | |
23 | Общегородской лыжный забег | Участие в забеге | Ф Е В Р Л Ь | |
24 | Контроль посещения секции учащимися. | Посещение секции классным руководителем | М А Р Т | |
25 | Родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка» | Беседа с родителями о режиме дня школьника. | М А Р Т | |
26 | Подготовка к концерту, посвящённому Международному женскому дню | Разучивание спортивной композиции | М А Р Т | |
27 | Школьная спартакиада по лёгкой атлетике | Участие в спартакиаде | | |
28 | Классный час «Итоги учебного года». | Инструктаж по правилам поведения во время летних каникул. Презентация «Проведи лето с пользой для здоровья и окружающих». | А П Р Е Л Ь | |
29 | Школьный Сабан туй | Просмотр презентации «Национальный праздник –Сабан туй». Участие в празднике. | М А Й | |
30 | Родительское собрание «Итоги учебного года» | Организация летнего отдыха учащихся». | М А Й | |
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении или другими организациями в регионе и в других городах.
В приложениях к проекту можно представить дидактические и методические материалы проекта; примеры, раскрывающие особенности реальной практики педагога.
Сроки реализации проекта 2016-2021 год. Учащиеся данной школы продолжают обучение в профессионально-техническом училище № города Нижнекамска. Воспитатели групп будут ознакомлены с данной воспитательной программой и получат рекомендации по
Заключение
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает работу по её дополнению и совершенствованию.
Особо необходимо обратить особое внимание на решение следующих задач:
создать в классе благоприятные условия для успешной адаптации учащихся 5 класса;
создать условия для сотрудничества с родителями, основанного на доверии и взаимопонимании;
быть для обучающихся и родителей источником разностороннего положительного опыта, просвещать родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ;
изучать научную литературу по теме;
применять новые технологии
Литература:
1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника», издательство М. «Просвещение», 1979 г.
2. М.Перова «Дидактические игры на уроках математики»
3. Бгажнокова И.М. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VШ вида. 5-9 классы. Сборник под редакцией И.М.Бгажноковой, М. Просвещение 2010 год»
4. «Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-10 классов школ, нетрадиционные методы оздоровления на уроках». С.Г. Галеева, Н.М.Давлетов, С.А. Митрошина. РИЦ «Школа», 2003
5. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Составители: Зарипова З.М., Хамитов И.М., Институт непрерывного педагогического образования, г.Набережные Челны, 2003 г.