СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Формирование активного образа жизни и отказа от вредных привычек у обучающихся в школе для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Формирование активного образа жизни и отказа от вредных привычек у обучающихся в школе для детей  с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Программа «Формирование активного образа жизни и отказа от вредных привычек у обучающихся в школе для детей с ОВЗ"»






Программа

«Формирование активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с особыми образовательными потребностями».

Автор проекта:

учитель математики,

классный руководитель

Малыгина_Расиля Шамилевна






Дата принятия решения о разработке программы 2016 год

Основные разработчики программы: Малыгина Р.Ш., учитель математики, классный руководитель 5 класса



Пояснительная записка.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка.

  2. Описание педагогического эксперимента.

  3. Календарное планирование мероприятий.

  4. Приложение.

  5. Список литературы.


Актуальность проблемы.


Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение в здоровье. Проблема здоровья учащихся обрела на сегодняшний день социальное значение.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность в двигательной активности, ценностное отношение к здоровью целесообразно начинать развивать именно в этот период;

закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее благоприятен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Ученики проводят в школе значительную часть дневного времени. В учебном заведении имеется необходимая материально-техническая база.

Краткая характеристика учащихся школы для детей с ОВЗ.

В школе для детей с ОВЗ обучаются дети с нарушением интеллекта. Для данной категории детей характерны

сниженная познавательная активность, конкретность, инфантильность и стерео типичности, хаотичность, импульсивность или замедленность мыслительных действий, преобладание интуитивного компонента мышления, недостаточная сформированность основных мыслительных операций, пространственных представлений, познавательного интереса, неадекватная самооценка.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются слабо развитые волевые качества, недостаток инициативы, слабость интеллектуальной регуляции чувств.

Следовательно, по причине психофизических недостатков в развитии, дети с ОВЗ не могут самостоятельно, без посторонней помощи, перенимать опыт ведения здорового образа жизни. Усугубляется это ещё и тем, что зачастую они воспитываются в неблагоприятных условиях в «трудных семьях».

Приоритеты и смысловая идея школьного обучения должны быть направлены на формирование жизненной компетенции развивающейся личности. Это особенно важно, когда в качестве субъекта образования рассматриваются дети с нарушениями интеллекта.

Как ни скудно развивается личность умственно отсталого ребёнка, но она всё же развивается и ведёт, пусть не слишком активную, но всё же некоторую борьбу за свои социальные позиции. С.Я. Рубинштейн сравнивает умственно отсталого ребёнка с растением, которое имеет плохие корни. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести.




Цели и задачи программы:

Цель программы:

-поиск оптимальных средств формирования активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  • Разработать план воспитательных мероприятий, способствующих формированию основ здорового образа жизни у учащихся.

  • Поддерживать доверительные отношения с родителями, основанные на взаимопомощи и на доверии.

  • Соблюдать гигиенические нормы организации учебного процесса.

  • Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

  • Систематический врачебно – педагогический контроль состояния здоровья и физическим здоровьем учащихся.

  • Формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни.

  • Использовать в работе новые технологии.

  • Создать благоприятные условия для психофизического развития, для формирования здорового образа жизни, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма и иных антиобщественных проявлений среди учащихся.

  • Вести диагностику посещаемости, участия во внеурочном пространстве.

  • Реализовать систему плановых мероприятий, провести диагностику целесообразности проведённой работы.

  • Обобщить педагогический опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.





Сроки и этапы реализации программы: 2016-2021 учебный год

Прогнозируемый результат: выпускник школы со сформировавшимся здоровым, активным образом жизни.

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, учителя-предметники, родители, руководители кружков и секций.

Основные направления деятельности.

  1. Учебно-воспитательная - научно-обоснованная и строго регламентированная



  1. Диагностическая работа-комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня посещаемости, уровня заболеваемости, самооценки, участия во внеурочном пространстве.



  1. Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении, создание условий для коррекции недостатков в психофизическом развитии.



  1. Научно-методическая и опытно - экспериментальная работа



-внедрение в работу компьютерной технологии;

- участие в спортивных состязаниях на городском и республиканском уровне.

5. Информационно-просветительская работа-

- методическая помощь родителям;

- проведение тематических родительских собраний;

-приглашение родителей на День открытых дверей;

-приглашение родителей на классные часы, внеклассные мероприятия, соревнования, экскурсии и т.д.

-индивидуальные беседы с родителями.



Функции классного руководителя:

составление плана воспитательных мероприятий с учётом требований программы.



Функция родителей:

-участие в запланированных мероприятиях;

-обеспечение детей необходимыми принадлежностями.






      -создание необходимых условий для занятий ребенка;

        -создание условий для оздоровления ребенка;

        -формирование морали, социальных установок;

        -формирование мотивации;

        -передача культурной традиции;

       - взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

       -влияние на психологические внутри школьные факторы.





Функция учителя-предметника:

-сотрудничество с классным руководителем, использование на уроках приёмов, способствующих формированию навыков активного и здорового образа жизни.

Ресурсное обеспечение программы:

В школе имеется спортивный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарём, теннисные столы в коридорах школы.

На территории города функционируют: Ледовый Дворец, бассейн, спортивные комплексы, Центр внеклассной работы.









Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Спортивный комплекс «Химик»




Привлечение к занятиям спортом в кружках и секциях


Информация о действующих секциях,

посещение секций учащимися.



Ледовый дворец «Айсберг»


Привлечение к занятиям спортом

Посещение и катание на коньках


Бассейн «Нептун»


Привлечение к занятиям спортом


Организация одной из форм семейного досуга


Центр внеклассной работы




Привлечение к занятиям в кружках по интересам.


Информация о действующих кружках,

посещение кружков учащимися.

























Приложение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»












План воспитательных мероприятий по формированию активного образа жизни и отказа от вредных привычек у учащихся с особыми образовательными потребностями.

на 2018-2019 учебный год



























































Урок, внеклассное мероприятие

Виды работ

Дата

Результат

1

Внеурочная деятельность

-Ежедневная общешкольная утренняя зарядка

-Динамические паузы на уроках


-Динамические перемены


Принятие участие учащихся в общешкольной зарядке.


Проведение динамических пауз на уроках учителями предметниками


Организация динамических перемен учителем физической культуры




С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Утреннюю зарядку учащиеся посещают ежедневно.

На уроках математики проводятся динамические паузы.

Посещение семей учащихся. Заполнение актов ЖБУ.


2.

















3






Классный час


Экскурсия в ЦВР















Родительское собрание

«Организация досуга учащихся, как средство профилактики негативных явлений среди подростков»



Анкетирование учащихся с целью выявления интересов учащихся.

Предоставление информации о действующих кружках и секциях в ЦДТ, в спортивных комплексах, Ледовом Дворце.













Беседа с родителями об организации досуга учащихся. Предоставление информации о действующих кружках и секциях в ЦДТ, в спортивных комплексах, Ледовом Дворце.









С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь















С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Петров Н.. записался на секцию бокса в СОК Химик»

В общегородском кроссе приняли участие: Семёнов В., Сперанский В.


В 1 четверти проведены классные часы:

1.Организационный. Правила внутреннего распорядка.

2. Опрос учащихся: «Какой кружок я хотел бы посещать»

3. Классный час по правилам дорожного движения «Дорога домой»

4. Инструктажи.

5. Правила дорожного движения «Что такое дорога?»

6. Классный час о вреде курения


4

Медицинский осмотр учащихся



Помощь учащимся в выборе кружка, секции по интересам и с учётом медицинских показаний. Беседы с руководителями кружков и секций об индивидуальных особенностях учащихся


С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


5

Подготовка к празднованию Дня пожилого человека



Проведение тематического классного часа

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


6





7

Запись учащихся в кружки и секции.



Правила дорожного движения

Сбор информации о записавшихся в кружки детях




Экскурсия в город.

Изучение безопасного маршрута движения из школы домой.



С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь


8.

Общегородской кросс


Подготовка команды для участия в кроссе.

Беседа с родителями.

Медицинский осмотр учащихся.

Обеспечение явки учащихся на мероприятие.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



9.

Классный час на тему «О вреде курения»


Инструктажи по правилам поведения во время каникул



Просмотр видеоролика о вреде курения (см. электронное образование, Цифровые образовательные ресурсы).Беседа.



О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



10

Экскурсия в Ледовый дворец

(каникулы)


Беседа с родителями.

Приглашение родителей на массовое катание.

Обеспечение явки учащихся на мероприятие.

Н

О

Я

Б

Р

Ь



11

Соревнования по теннису

(каникулы)

Подготовка команды.

Медицинский осмотр.

Приглашение родителей на соревнование

Н

О

Я

Б

Р

Ь



12

Турнир по шашкам.



Выявление сильнейшего игрока в классе


Н

О

Я

Б

Р

Ь



13

Подвижные игры, спортивные игры, национальные игры в спортивном зале

Организация игр во внеурочное время (1 раз в неделю) классным руководителем и учащимися класса.


Н

О

Я

Б

Р

Ь



14

Подготовка к Республиканским соревнованиям по теннису


Организация тренировочных игр во время перемены.

Н

О

Я

Б

Р

Ь



15

Контроль посещения секции учащимися


Посещение занятий секции

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь



16

Классный час «Все работы хороши».


Подготовка участников конкурса, приуроченного неделе трудового обучения.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



17

Родительское собрание «Организация досуга в семье»

Привлечь внимание родителей на профилактику компьютерной зависимости среди подростков.

Н

О

Я

Б

Р

Ь



18.

Районные соревнования в рамках декады инвалидов.


Подготовка участников соревнований.

Обеспечение явки на соревнование детей и родителей

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь



19.

Спортивная игра «Приз Дедушки Мороза»



Спортивная игра « На приз Дедушки Мороза»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь



20.

Экскурсия в Ледовый Дворец

(каникулы)



Привлечь к массовому катанию на коньках родителей и детей

Я

Н

В

А

Р

Ь



21

Лыжная экскурсия (каникулы)


Лыжня вылазка совместно с родителями

Я

Н

В

А

Р

Ь



22

Классный час «Из истории футбола»


Просмотр видеоролика, беседа.


Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь



23





Общегородской лыжный забег


Участие в забеге





Ф

Е

В

Р

Л

Ь





24


Контроль посещения секции учащимися.





Посещение секции классным руководителем

М

А

Р

Т



25

Родительское собрание на тему:

«Здоровый образ жизни – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»



Беседа с родителями о режиме дня школьника.

М

А

Р

Т



26

Подготовка к концерту, посвящённому Международному женскому дню


Разучивание спортивной композиции



М

А

Р

Т



27





Школьная спартакиада по лёгкой атлетике


Участие в спартакиаде









28


Классный час «Итоги учебного года».



Инструктаж по правилам поведения во время летних каникул.

Презентация «Проведи лето с пользой для здоровья и окружающих».

А

П

Р

Е

Л

Ь



29

Школьный Сабан туй


Просмотр презентации «Национальный праздник –Сабан туй».


Участие в празднике.

М

А

Й


30

Родительское собрание «Итоги учебного года»

Организация летнего отдыха учащихся».

М

А

Й






Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении или другими организациями в регионе и в других городах.

В приложениях к проекту можно представить дидактические и методические материалы проекта; примеры, раскрывающие особенности реальной практики педагога.

Сроки реализации проекта 2016-2021 год. Учащиеся данной школы продолжают обучение в профессионально-техническом училище № города Нижнекамска. Воспитатели групп будут ознакомлены с данной воспитательной программой и получат рекомендации по




Заключение

Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает работу по её дополнению и совершенствованию.

Особо необходимо обратить особое внимание на решение следующих задач:

  • создать в классе благоприятные условия для успешной адаптации учащихся 5 класса;

  • создать условия для сотрудничества с родителями, основанного на доверии и взаимопонимании;

  • быть для обучающихся и родителей источником разностороннего положительного опыта, просвещать родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ;

  • изучать научную литературу по теме;

  • применять новые технологии



Литература:

1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника», издательство М. «Просвещение», 1979 г.

2. М.Перова «Дидактические игры на уроках математики»

3. Бгажнокова И.М. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VШ вида. 5-9 классы. Сборник под редакцией И.М.Бгажноковой, М. Просвещение 2010 год»

4. «Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-10 классов школ, нетрадиционные методы оздоровления на уроках». С.Г. Галеева, Н.М.Давлетов, С.А. Митрошина. РИЦ «Школа», 2003

5. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Составители: Зарипова З.М., Хамитов И.М., Институт непрерывного педагогического образования, г.Набережные Челны, 2003 г.