Программа формирования базовых учебных действий и содержание образования в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Основная цель реализации программы формирования БУД является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачами реализации программы являются:
- подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
- формирование учебного поведения, т.е. направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание, умение выполнять инструкцию педагога, умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
- формирование умения выполнять задание в течение определённого периода времени, от начала до конца.
- формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия .
Итоговые достижения обучающихся с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Требования устанавливаются к результатам:
- личностным , включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Возможные предметные результаты заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
10. Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты освоения АООП :
1. Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
2. Математические представления.
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач
Предметные результаты освоения АООП :
3. Окружающий природный мир.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
4. Человек.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Предметные результаты освоения АООП :
5. Домоводство.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещения, уходом за вещами, участие в покупках продуктов, процессе приготовления пищи, сервировке и уборке столов.
6. Окружающий социальный мир.
1) Представления о мире, созданном руками человека.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Предметные результаты освоения АООП :
8. Музыка и движение
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
9. Адаптивная физкультура.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей.
2) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
10. Профильный труд.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в различных жизненных сферах. Обогащение положительного опыта и установки на активное использование технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Характеристика и состав базовых учебных действий
Наименование БУД
Характеристика и состав БУД
1 доп., 1 класс
Личностные учебные действия:
- приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
2 класс
- нахождение места хранения игрушек;
- приветствовать одноклассников при встрече;
- прощаться;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
3 класс
- положительное отношение к окружающей действительности.
- приветствовать одноклассников при встрече; прощаться организовывать рабочее место;
- нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
4 класс
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- нахождение своего набора индивидуальных заданий;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
- пользоваться учебной мебелью;
- радоваться вместе с детьми;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- выполнение действие способом рука-в-руке;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Характеристика и состав базовых учебных действий
Наименование БУД
Характеристика и состав БУД
1 доп., 1 класс
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- следить за объяснением учителя;
2 класс
- поднимать руку при ответе; - вставать и выходить из-за парты;
- вставать при ответе;
3 класс
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- брать ручку, карандаш при выполнении письменных работ;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- умение выполнять инструкции педагога;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)
4 класс
- использование по назначению учебных материалов;
- вставать при ответе;
- открывать учебник;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- выполнять инструкции педагога: дай, встань, сядь, посмотри;
- понимать жестовую инструкцию;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам.
Характеристика и состав базовых учебных действий
Наименование БУД
Характеристика и состав БУД
1 доп., 1 класс
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- рисовать, слушать, собирать мозаику и др. задания в течение 5-20 минут;
2 класс
- выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца;
-выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени.
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
3 класс
- последовательное выполнение нескольких заданий; - умение выполнять инструкции педагога;
- поддержание правильной позы.
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени;
4 класс
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Характеристика и состав базовых учебных действий
Наименование БУД
Характеристика и состав БУД
1 доп., 1 класс
Познавательные учебные действия:
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта);
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
2 класс
- выходить из кабинета;
- передвигаться по школе;
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет.
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание;
3 класс
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет.
- подражание простым движениям и действиям с предметами.
- выполнение простых речевых инструкций: «Возьми»
4 класс
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта); - самостоятельно выходить из кабинета;
- передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет;
«Дай»
- пользоваться по назначению учебными предметами.
«Сядь»
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- выполнение действий с предметами (по подражанию, образцу;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
«Встань»
- выполнение простых заданий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
«Покажи»
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- выполнение задания без постоянного контроля со стороны учителя на групповом занятии.
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
«Подними»
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
У них будет сформировано учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
Они смогут выполнять действия по образцу и по подражанию, смогут выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
У них будет сформировано умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения программы формирования БУД и отражается в СИПР, которая составлена на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы формирования БУД по итогам учебного года. Для аттестации обучающихся применяется метод работы экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере сформированности БУД.
Система оценки
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Slide title
1
2
3
Click to add Title
4
Click to add Title
5
Click to add Title