Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кесовогорская средняя общеобразовательная школа
имени дважды Героя Советского Союза А. В. Алелюхина
Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Уроки здоровья »
2 «Б» класс
Классный руководитель: Васильева С.А.
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, инфекционные заболевания).
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации
Актуальность программы «Уроки здоровья». Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- проведение медосмотра учащихся , определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, выставки, экскурсии, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения.
Базовыми компонентами являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Формы проведения занятий:
экскурсии;
классные часы;
выставки;
презентации;
викторины;
просмотры видеофильмов;
беседы;
обсуждение детских книг и журналов;
составление правил поведения и режима дня.
Формы деятельности обучающихся:
коллективная,
групповая,
работа в парах,
индивидуальная.
Мероприятия по здоровьесбережению
2 «Б» класс
Сентябрь.
Организация дежурства по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Организация питания учащихся.
Парад овощей «Овощи очень полезны». Классный час.
Проведение физкультминуток, подвижных игр.
Участие в спортивно-массовых соревнованиях и дне здоровья.
Осенний поход в лес «В гости к осени».
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время .
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классе, по сохранению школьного имущества.
Классный час: «Дружи с водой. Советы доктора Воды .»
Путешествие в город Чистоты и Порядка. Классный час.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ.
Работа с памяткой на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования культуры безопасности младшего школьника.
Ноябрь
Праздник День матери «Мои рекорды – маме».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Быть здоровым здорово».
Физкультминутки и динамические паузы (систематически) .
Беседа мед. работника «Соблюдение личной гигиены» .
Декабрь
Проведение воспитательных часов, мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся.
Беседа «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте» Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ.
Январь
Воспитательный час «Предосторожности при обращении с животными».
Тренинг здорового образа жизни. Зимние игры на воздухе.
Кислородный коктейль.
Уроки доктора Айболита. Классный час.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся.
Вместе на лыжах.
Февраль
Кислородный коктейль.
День защитника Отечества.
Физкультминутки и динамические паузы.
Спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки».
«Улица полна неожиданностей».
Март
Кислородный коктейль.
Физкультминутки и динамические паузы.
«Хороши наши девчонки» соревнования девочек, посвящённые 8 марта. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ.
Апрель-май
Кислородный коктейль.
Классный час «Милосердие».
Акция «Память».
Динамические паузы, физкультминутки.
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Игры на свежем воздухе.
Проведение экскурсий в природу.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Классные часы
Если хочешь быть здоров.
Дружи с водой. Уроки Мойдодыра.
Азбука здоровья. Режим дня.
Личная гигиена. Твой внешний вид.
Зеленая аптека.
Как вести себя за столом.
Знайте правила движения, как таблицу умножения.
Путешествие в страну дорожных знаков.
Будь вежлив.
Что вокруг нас может быть опасным?
Осторожно, огонь!
Осторожно, вода!
Правильное питание – залог здоровья.
Родительские собрания по программе «Уроки здоровья» во 2 классе.
1. Садимся за уроки.
2. Безопасность на улицах и дорогах.
3. Ученик и компьютер.
Ожидаемые результаты
повышение приоритета здорового образа жизни
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников
увеличение числа детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ
формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ через урочную и внеурочную занятость
повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагога в сохранении и укреплении здоровья школьников
снижение заболеваемости и стабилизация здоровья учащихся
повышение качества обучения за счёт уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизический статус школьника.