СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. 

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания школьников»










«Программа гражданско – патриотического

воспитания школьников»






Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 7-17 лет






Учитель русского языка и литературы,

педагог дополнительного образования:

Суперфина Елена Борисовна












г. Рославль




Программа гражданско - патриотического воспитания школьников

           1. Обоснование для разработки Программы.

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, что соответствует требованиям ФГОС.

    В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.  

Программа ориентирована на учащихся 1-9-х классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.


Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.






Цели и задачи Программы.

  Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

    Целью программы является:

- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия, возрождения традиционных нравственных ценностей;

- создание и развитие единой системы формирования патриотических чувств;

  В качестве основных задач выступают:

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;

-         снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

-         разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

-         разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;

-         реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.  

Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

   Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:

-         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-         раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;

-      повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

   В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

   Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:

  • Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.

  • Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 

         Оценка эффективности реализации Программы:

   В результате осуществления Программы ожидается:

-    повышение эффективности патриотической работы;

-     повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-     формирование гражданской грамотности учащихся;

-      внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;

-      развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего края.

-      сформированность идеала жизни и идеала человека.

   Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;

- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;

- разработка исследовательско – поисковых, проектных работ обучающихся.

Программа включает в себя следующие направления:


  • Связь поколений

Цель:

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

  • Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.


  • Воспитание патриота и гражданина России

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

  • Развивать ученическое самоуправление.

  • Формировать культуру проявления гражданской позиции.

  • Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.


  • Малая родина

Цель:

Воспитание любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Изучать историю родного края.

  • Воспитывать позицию «Я – гражданин России»..

Формы: выпуск газет, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.


  • Моя семья

Цель:

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, круглые столы и часы общения.


Этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 5 лет.

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

  • Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

  • Развивать ученическое самоуправление.

  • Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города.

  • Проводить мониторинг реализации программы.

  • Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.


III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.

 Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией в соответствии с требованиями ФГОС.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение символики области, города.

  • Изучение традиций, истории России,

  • Работа школьного музея.

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение основ государства и права.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение края через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам

  • Исследовательская деятельность

  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).

  • Музейная деятельность.

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.

  • Экскурсии в музей (по тематическим экспозициям).

  • Спортивно-конкурсные программы.

  • Возложение цветов к Памятным местам.

  • Патронат памятника в д. Козловка

  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть

Классные часы и беседы

1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».

3. история семьи в истории страны.


6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Наши земляки – ветераны войны»
3. «Защитники Смоленска в годы Великой Отечественной войне».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».












































Литература:


1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.


2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.


// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.


3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.


4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.


5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.


6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.


7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.


8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.


9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.


10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.