Программа
«Гражданское и патриотическое воспитание учащихся
1-2 классов»
Актуальность проблемы гражданского и
патриотического воспитания детей.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
Работа по военно-патриотическому воспитанию идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины .
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III направление. Взаимосвязь школьного коллектива и военнослужащих.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство кружками и секциями, встреч с военнослужащими.
Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Программа по военно-патриотическому воспитанию учащихся
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе.
Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- развитие у учащихся лучших качеств патриота России;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;
- приобщение к традициям и богатейшей культуре страны;
- совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства;
- формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
-через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности учащихся;
- вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у молодежи непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой;
-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
-способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.
ПРОЕКТЫ
1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - коллективное творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции, направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие социальной активности учащихся.
4.«Моя семья, моя земля, моя Россия»- блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, мемориалами и другая благотворительная деятельность.
5.«Защитники Отечества»- содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
План мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к годовщинам победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | |
1. | Классный час «Народ и армия в Великой Отечественной войне». | ежегодно |
2. | Классный час «Край родной». | ежегодно |
3. | Классный час «Великие полководцы великой войны», «Простой солдат уже герой!» | ежегодно |
4. | Конкурс творческих работ «Дни далекой той войны в сердцах людей навечно будут!» | ежегодно |
5. | Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне». | ежегодно |
6. | Традиционный конкурс рисунков «Нет войне!» | ежегодно, апрель |
7. | Подготовка тематических экскурсий по военной тематике | ежегодно |
8. | Акция «Поздравление»: «Письмо ветеранам», «Открытка ветеранам». | ежегодно |
2 | Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России. | |
9. | Тематические классные часы. | ежегодно |
10. | Участие в выставке творческих работ , посвященных Дню космонавтики. | ежегодно, апрель |
11. | Использование государственной символики на всех мероприятиях, изучение государственной символики. | ежегодно |
3. | Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад | |
12. | Конкурс «Знатоки истории». | ежегодно |
13. | Классные часы «Великие люди России», «История государства Российского», тематические «Что? Где? Когда?» | ежегодно |
14. | Викторина «Ратные страницы истории». | ежегодно |
4. | Историко-патриотические мероприятия | |
15. | Традиционный урок гражданственности и патриотизма. | сентябрь |
16. | Проведение традиционного месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы: - конкурс песни ,стихов; - конкурс боевых листков; - соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, мальчики!»; «Меткий стрелок»; - уроки мужества, посвященные памятным датам в истории нашего края; | ежегодно |
5. | Забота о ветеранах | |
17. | Проведение операций «Поздравление», «Открытка». | ежегодно |
6. | Подготовка и проведение спартакиад, спортивных игр и соревнований | |
18. | Участие в спортивных играх | ежегодно |
19. | Спортивная викторина «Россия олимпийская». | ежегодно |
7. | Реализация программы правового воспитания учащихся | |
20. | Проведение традиционной недели правовых знаний: - уроки «Знай и соблюдай законы»; - викторины правовых знаний; | ежегодно |
21. | Игры на правовые темы. | ежегодно |