СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ зависимого поведения, являясь неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, нуждается в системном и непрерывном осмыслении ее результатов, оценке эффективности с точки зрения воспитывающего, развивающего ресурса подростков.
ПРОГРАММА
групповых профилактических занятий по результатам проведения
социально-психологического тестирования
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
С 2019-2020 учебного года, социально-психологическое тестирование (СПТ) по единой методике, является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации (протокол ГАК от 24 декабря 2018 г. № 39). Опираясь на результаты СПТ, удается выявить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.
Социально-психологическое тестирование школьников (далее – СПТ) ежегодно проводится в образовательных организациях в соответствии с пунктом 15.1 части 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Проведение СПТ является неотъемлемым элементом плана воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающим системное выявление обучающихся «группы риска» по вовлечению в девиантное поведение и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы. С октября 2019 года по заказу Государственного антинаркотического комитета во всех субъектах Российской Федерации внедрена единая методика социально-психологического тестирования (далее- ЕМ СПТ). ЕМ СПТ является опросником, состоит из набора вопросов и позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения.
В настоящее время в России активно изменяется ситуация в области профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). От карательных методов профилактической активности общество переходит к позиции сопроводительных и реабилитационных действий посредством реализации профилактических программ. Первичная профилактика зависимости (аддикции) от ПАВ опирается на долгосрочную государственную политику. Цель первичной профилактики – предупредить начало, активизировать средства защиты, препятствующие началу употребления, уменьшить факторы риска употребления ПАВ.
Социально-психологическое тестирование, проводимое в МБОУ «Берёзовская СОШ» является диагностическим компонентом воспитательной деятельности образовательной организации.
Организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ зависимого поведения, являясь неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, нуждается в системном и непрерывном осмыслении ее результатов, оценке эффективности с точки зрения воспитывающего, развивающего ресурса подростков.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании» № 273 ФЗ от 29.12.2012;
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
3. ФГОС СОО;
4. Программа воспитания и социализации личности учащегося МБОУ «Берёзовская СОШ»;
5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
6. Приказ Минестерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2018 № 104.
Программа составлена на основе методических рекомендаций
«Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации»/ автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П.
При разработке раздела профилактических программ с использованием психологических технологий по результатам СПТ, следует ориентироваться на основную задачу профилактической работы - формирование устойчивости личности, предполагающей психологическую коррекцию выявленных (актуализированных) факторов риска и редуцированных (сниженных) факторов защиты.
Цель программы: организация и проведение профилактических мероприятий в учебных коллективах.
Задачи:
- укрепление здоровья обучающихся МБОУ «Берёзовская СОШ», создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
- формирование единого профилактического пространства в МБОУ «Берёзовская СОШ»;
- развитие личностных ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников.
Основные методы:
Сочетание индивидуальных и групповых методов работы, а так же методов прямого и косвенного воздействия (беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации, просмотр видеопрезентаций, видеороликов).
Целевая группа: подростки, достигшие возраста 14 лет.
Предполагаемые результаты:
- усиление защитных механизмов обучающихся, путем обучения детей, тому, как строить семейные взаимоотношения на основе доверительных отношений, как их сохранять и развивать;
- развитие позитивных отношений со сверстниками;
- улучшение социально-значимых способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- благоприятное воздействие на развитие навыков социального поведения, устойчивой способности отказываться от участия в любых проявлениях, приводящих к нездоровому поведению;
- усиление связи учащихся со школой;
- привитие обучающимся чувств собственной индивидуальности;
- стремление к разным достижениям, не только учебным;
- поддержку позитивных отношений со сверстниками;
- коррекцию ошибочных представлений и снятие страха перед ошибками;
- компетентное информирование о негативных последствиях употребления ПАВ.
Занятия программы имеют следующую структуру:
• Ритуал приветствия, помогающий участникам настроиться на работу, повышающий уровень их активности.
• Основная часть, которая может видоизменяться в зависимости от конкретной темы занятия. Она включает упражнения и игры, направленные на развитие определенных навыков; тесты, способствующие самопознанию; мини-лекции, пополняющие имеющиеся знания школьников по теме.
• Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.
• Ритуал прощания
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
Психологический компонент программной профилактической деятельности должен быть направлен на:
✓ развитие психологических и личностных свойств обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
✓ формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
✓ создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании обучающихся. Для родителей проводится занятие на тему: «Безусловное принятие ребенка».
Реализация программы рассчитана на 7 занятий, которые проводятся в групповой форме, продолжительность - 35-45 минут.
Тематическое планирование
№ п/п | Занятие | Цель: |
1 | Занятие №1. «Общение – это путешествие в самих себя» Приложение 1 | Дать понятие о конструктивном позитивном взаимодействии, границах адекватного поведения. |
2 | Занятие № 2. «Познание себя» Приложение 2 | Дать понятие о навыках и умениях эффективных взаимоотношений, успешной самоорганизации деятельности. |
3 | Занятие №3. «Асоциальные установки общества» Приложение 3 | Дать понятие о приемлемости примеров поведения. Развитие способности принимать правильное решение, способствующее социальному одобрению поступков. |
4 | Занятие № 4. «Склонность к риску» Приложение 4 | Дать определение понятию «рискованное поведение», Помочь обучающимся правильно находить альтернативы, сопряженные с рискованным поведением; Ориентировать на принятие взвешенных разумных решений в эмоционально насыщенных ситуациях. |
5 | Занятие № 5. «От импульсивности к тревожности и фрустрации» Приложение 5 | Развитие контроля и саморегуляции; развитие эмоциональной устойчивости, склонности адекватно воспринимать тревожные ситуации. |
6 | Занятие № 6. «Мое окружение» Приложение 6 | Формирование у учеников чувства собственного достоинства и уважения к людям, познание себя; Разъяснения понятия референтной группы, профилактика употребления ПАВ. |
7 | Занятие № 7. «Защитные факторы и механизмы» Приложение 7 | Дать понятие о защитных факторах и механизмах, которые помогают личности, справляться с трудными жизненными ситуациями. |
Литература:
Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям / Березин А.Ф., Березина Н.Н. – Ростов-на- Дону: Изд-во РОКИПРО, 2007г.
Зыкова О.В.. Профилактика патологических форм зависимого поведения» в трех томах./Под общей редакцией О.В. Зыкова. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор(первичная
профилактика). – М: РБФ НАН, 2010. – 342 с.
Маевская Е.И. Преодаление социально нежелательных поступков подростка.//Журнал «Психолог в школе» № 11, ноябрь 2018г., стр 2-16.
Рожков М. И. Профилактика наркомании у подростков / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. - Москва : Владос, 2004.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения/ Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г., 192 с.
Солдатова С.В.Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие./
С.В.Солдатова – МГОГИ, 2010. - 126 с.
Шейнов В.П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности.// Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, № 2, 2018 г., стр. 147-161.
Приложение 1
Конспект занятия № 1 "Общение – это путешествие в самих себя"
Тема: Общение – это путешествие в самих себя
Цель: Дать понятие о конструктивном позитивном взаимодействии, границах адекватного поведения.
Оборудование: карточки с заданиями, зеркало
Форма проведения: теоретическое занятие с элементами тренинга.
Упражнение-разминка «Привет себе»
Воспитанники встают вкруг, спинами к его центру, и начинают неспешно вращаться. Тот, кто начал игру, шепотом передает соседу справа какое-нибудь сообщение, состоящее из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать следующим образом: «Прошепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение другому участнику, тот–третьему и т.д., пока оно не вернется к отправителю. При этом каждый отправляет еще и свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2–3 человека. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанную шепотом фразу мог расслышать только тот подросток, которому она непосредственно адресована.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали, когда получали собственные послания?
- Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные?
- Что привело к их искажению?
- А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшились?
Психолог: Человек как социальное существо имеет потребность в общении. Исторически общение в процессе труда явилось фактором возникновения и развитие языка, а язык и труд формировали сознание человека. Общение необходимо для развития производства, науки искусства. Оно необходимо и для развития самого человека.
Общение – это непосредственный речевой контакт одного или нескольких человек в целях решения какой-либо практической или теоретической проблемы, обмена впечатлениями, мнениями и чувствами. Одним из оптимальных условий для общения является трудовой коллектив.
Сотрудничество в труде требует постоянного контакта, обмена информацией, опытом. В коллективе люди невольно стремятся выразить лучшие стороны личности, что способствует взаимообогащению коллектива.
В общении люди познают друг друга. Общаясь, люди в большей или меньшей степени, сами раскрываются, облегчая взаимопонимание. Кроме словесной информации для взаимного познания очень большое значение имеет мимика и пантомимика собеседника. Движение лица иногда полнее слов выражает отношение партнера к событию, к тому, о чем говорится, или к собеседнику.
В отношении люди познают не только других, но и самих себя. Собеседники имеют возможность сопоставлять свои знания, отношения к различным явлениям действительности и оценить, таким образом, собственную информированность, позицию, характер.
Все мы в повседневной жизни наблюдаем, что с оптимистически настроенным человеком нас окрыляет, тонизирует, а общение с мрачным человеком угнетает. Вот почему люди тянутся к светлым, жизнерадостным, веселым людям, так как невольно хотят заразиться теми же эмоциями или разделить их настроение. В общении люди проходят школу знаний и чувств: становятся богаче не только в информационном, но и в эмоциональном отношении. А, как известно эмоциональное состояние прямо сказывается на отношении к различным сторонам жизни, на работоспособности и жизнедеятельности людей. Тема нашего занятия как вы, уже догадались – общение, а именно «Общение – это путешествие в самих себя».
Функции общения:
- обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;
- объединение людей;
- передача эмоций, переживаний;
- инструмент передачи опыта от поколения к поколению.
Факторы, определяющие успешность общения:
искренний интерес к партнеру;
умение внимательно слушать партнера, при необходимости задавать уточняющие вопросы;
восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т. п.;
учет ситуации, в которой происходит общение;
разборчивая и грамотная речь.
Упражнение «Стеклянная дверь»
Цель: развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе.
Воспитанники разбиваются на пары. Дается инструкция: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет. Когда двери закрылись, вы оказались между стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто оказался на перроне, хочет сообщить участнику важную информацию. На это у него есть 15 секунд - потом поезд уйдет».
Один из участников выбирает карточку с важной информацией, и никому не сообщает ее. Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 м, дается команда: «Двери закрываются», участники «разговаривают » сквозь них, через 15-17 сек психолог говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается.
«Уехавший » говорит, какую информацию он получил, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо отрицает.
Анализ:
- С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?
- Легко ли было понимать такой разговор?
- А самому передавать таким образом, информацию?
Упражнение «Испорченный телефон»
Все участники ,кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику психолог передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.
Пример сообщения»
«Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже.
По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории».
Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д.
Обсуждение.
Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику?
- Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?
- Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?
- А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?
Упражнение «Попутчик»
В жизни часто приходится быть пассажиром и попутчиком кого-то. Всегда завязывается разговор. Умеете ли вы его поддержать или начать сами? Давайте этому поучимся.
1-й вариант. Мысленно представьте себя в поезде, своих соседей по купе. О чем и как вы с ними будете разговаривать?
2-й вариант. Выберите в транспорте себе «собеседника», наиболее приятного вам с первого взгляда. Попытайтесь интуитивно определить его индивидуально-психологические особенности по внешнему виду, позе, одежде. Попытайтесь с ним заговорить.
- Довольны ли вы собой в общении?
- Что создавало неудобства и когда вы испытывали дискомфорт?
- Что доставило вам радость?
Психолог: «Умение вести разговор — это талант» — по определению Стендаля. Какие правила надо соблюдать в общении, чтобы понять и быть понятым, чтобы испытать удовлетворение от беседы?
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
- Быть доброжелательным.
- Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
- Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая. - Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
- Быть честным, искренним и привлекательным.
- Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
- Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
- Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
- Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.
Психолог: Помните: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть в жизни» (Цицерон). В общении главное — услышать друг друга, обогатиться эмоциями и знаниями, открыть себя себе и себя другому человеку. Важно, чтобы сказанное было настоящим и подлинным.
Упражнение «Слушание в разных позах»
Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить?
- А легче слушать?
- Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно понравилось?
Приложение 2
Занятие №2 с элементами тренинга «Познание себя»
Цель: Дать понятие о навыках и умениях эффективных взаимоотношений, успешной самоорганизации деятельности.
Задачи:
Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.
Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.
Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.
Ход работы
1. Упражнение «Комплимент»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие чувства вы испытывали во время упражнения? Что получилось, что не очень?
Что было труднее/легче: делать комплименты или принимать их?
2. Упражнение «Зеркало»
Несколько участников по очереди подходят к зеркалу и рассказывают всем, кого они там видят.
Обсуждение (по желанию участника):
Что он видит в себе самом, но не замечают окружающие?
Что замечают окружающие (опросить их), но не назвал участник?
3. Упражнение «Что я знаю о себе»
На листе участники чертят таблицу следующего типа.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Инструкция к заполнению таблицы:
1. В столбике № 1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное.
2. Выберите то, что вы умеете очень хорошо и можете научить других, и запишите в столбик № 2.
3. В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете.
4. В столбике № 4, то чему бы вы хотели научиться.
После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему?
В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не все о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить свое умение – попробовать научить другого.
В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже всегда четко осознаем.
Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.
Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочитать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток.
Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того, чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».
4. Упражнение «Перевоплощение»
Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи.
Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время на «вживание в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут и т.д.
Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее во время игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты как своего характера, так и характера товарищей.
5. Упражнение «Похвали другого»
Ведущий предлагает каждому ученику загадать одного из своих одноклассников. Затем по команде ведущего в течении минуты каждый старается вспомнить и записать как можно больше хороших качеств того человека, которого он загадал. Сначала определяются победители (те, кто вспомнил наибольшее количество качеств). Затем несколько человек по желанию зачитывают свои качества, а остальные определяют кто был загадан.
Упражнение «Зато ты…»
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Завершающая часть
6. Упражнение «Если бы я был…»
Ведущий предлагает каждому ученику продолжить следующие предложения:
1. Если бы я был растением, то я был бы …
2. Если бы я был животным, то я был бы…
3. Если бы я был кем или чем угодно, то я был бы…
7. Упражнение «Похвали себя»
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания». Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание – тяжелый труд.
8. Рефлексия
Что я сегодня узнал нового о себе и о своих одноклассниках?
С каким настроением и какими мыслями я завершаю занятие?
Приложение 3
Занятие 3.
Тема: «Асоциальные установки общества»
Цель: дать понятие о приемлемости примеров поведения. Развитие способности принимать правильное решение, способствующее социальному одобрению поступков.
Ход занятия.
1. Упражнение «Что возьмем с собой на пикник?»
Цель: повышение самооценки, развитие творческого воображения
Инструкция: Придумайте рифму к своему имени, слово, которое вы можете взять на пикник.
Например: Я, Виктория, возьму с собой веселую историю
Время выполнения: 3 минуты
2. Теоретическая часть.
Социальная установка, или англиц. аттитю́д (attitude «отношение»), — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом.
Аттитюд— это особый тип убеждения, представляющий собой сложившуюся оценку некоего объекта.
Важно разводить понятия «установка» (set), введённое и разрабатываемое в школе Д.Н.Узнадзе, и «социальная установка» (attitude). Принципиальным отличием социальной установки является то, что она понимается как состояние сознания человека и функционирует на уровне социума.Понятие социальной установки является одним из центральных в социальной психологии, а её изучение представляет собой отдельную самостоятельную ветвь исследований.
Асоциальное поведение регулируется у человека асоциальными установками.
Асоциальные установки могут образоваться непосредственно, то есть под непосредственным воздействием на личность объективных отрицательных факторов, и опосредственно, то есть установка образуется по отношению к определенному лицу, предмету или явлению действительности, однако при отсутствии непосредственного отрицательного воздействия с их стороны на личность.
Что значит асоциальный человек
Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.
В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.
Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.
Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.
Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.
Причины асоциального поведения
Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других
Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.
Время выполнения: 15 минут
3. Упражнение «Нежданная встреча».
Цель: тренировка способности вступать в контакт с разными людьми.
Инструкция: обсудите с другом в социальных сетях, как:
1. Люди встречаются после долгой разлуки.
2. Встречаются партнёры по бизнесу.
3. Неприятные друг другу люди.
4. Дальтоники.
5. Большие друзья.
Время выполнения: 10 минут
4. Упражнение «Групповой портрет».
Цель: создание эмоционального уюта.
Инструкция: У нас открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать групповой портрет. Сделайте фотоколлаж своей группы друзей так, чтобы все попали в «кадр» и чтобы всем в этом пространстве было комфортно.
Время работы: неограниченно до окончания работы
Рефлексия.
Что понравилось?
Что было трудным?
Что запомнилось?
Приложение 4
Занятие №4 «Склонность к риску»
Цель: дать определение понятию «рискованное поведение». Помочь обучающимся правильно находить альтернативы, сопряженные с рискованным поведением. Ориентировать на принятие взвешенных разумных решений в эмоционально насыщенных ситуациях.
Ход занятия.
1. Упражнение «Котенок».
Цель: эмоциональная разминка.
Инструкция: представьте, что в руках у вас симпатичный, пушистый котенок. Погладьте, поласкайте его, поговорите с ним.
Время выполнения 1 минута
2. Упражнение «Золотая награда».
Цель: развитие позитивного самовосприятия и повышение самооценки.
Инструкция: сделайте себе двустороннюю медаль из картона за свои достижения.
Время выполнения 15 минут
3 Теоретическая часть
Что такое рискованное поведение подростков? Это злоупотребление химическими веществами. В легком выражении это курение, алкоголизм, эксперименты с наркотиками. Это аутоагрессивное поведение: либо нанесение себе повреждений, самоповреждающее поведение, либо антивитальное поведение. Также к социальным рискам могут относиться чрезмерные проявления агрессии. Еще мы можем говорить о таких относительно новых формах, как зацепинг, трейнсерфинг, соответственно, опасные селфи. Экзистенциальная психология
Необходимо выбирать лишь формы социально правильного поведения. К ним относятся:
•Массовое поведение
•Групповое поведение
•Просоциальное поведение
•Конкурентное поведение
•Послушное поведение
•Материнское поведение
•Некоторые другие формы
Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.
Массовое поведение
Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.
Групповое поведение
Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.
Просоциальное поведение
Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением.
Конкурентное поведение
Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A, согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B, согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.
Послушное поведение
Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.
Материнское поведение
В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.
Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.
Другие формы социального поведения
Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.
Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.
Знаете ли вы, что такое риск, рискованное поведение? Обратимся к толковому словарю Ожегова. Риск – отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело – неверное, сомнительное, опасное. Рисковать – пускаться на удачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности. (оформить наглядно на доске или флип-чате). Информационное сообщение: Пик проявления рискованного поведения наступает в подростковом возрасте, уверены английские учёные Университетского колледжа Лондона. В эксперименте участникам в возрасте от 9 до 35 лет предлагалось выбрать между рискованными и безопасными вариантами в азартной компьютерной игре, чтобы набрать очки. После каждой игры 3 неврологи измеряли эмоциональную реакцию участников. Оказалось, что именно подростки чаще других возрастных групп склонялись к чрезвычайно рискованным решениям, особенно тинейджеры в возрасте 14 лет. Результаты наблюдений показали, что подростки, хорошо взвесив все плюсы и минусы решения, в отличие от детей и взрослых людей, намеренно шли на риск, потому что получали от такой ситуации больше удовольствия, чем участники других возрастных групп, особенно если, в конечном счёте, им повезло избежать неудачи. Предполагается, что именно поэтому переходный возраст школьников - наиболее привлекательный период, чтобы попробовать наркотики или сигареты, экспериментировать с алкогольными напитками, водить машину не имея прав и т.д. Как ни парадоксально, подростковый возраст сопровождается высокими показателями смертности и заболеваемости. Психологи полагают, что это во многом связано с осознанным рискованным поведением несовершеннолетних
Время работы 10 минут
4. .Упражнение «Рискованное поведение»
Цель: способствовать формированию у учеников реалистичного представления о риске и рискованном поведении.
Инструкция: разберите ситуации:
1. Подросток Саша решил проехать на тарзанке над водой. Оцените его риск, стоит ли это делать?
2. Подросток Маша предложила пойти своей подруге на встречу с незнакомым парнем в Интернете. Оцените риск, стоит ли это делать?
3. Девочке Лизе предложили попробовать наркотики. Что ей надо ответить? Оцените риск и стоит ли это делать?
В тетради напишите положительное решение этих ситуаций.
Время работы: 10 минут
5. Упражнение «Оцените риск»
Цель: способствовать формированию у учеников реалистичного представления о риске и рискованном поведении
Инструкция: оцените степень риска в следующих ситуациях, опишите в тетради.
Ситуации:
1. Взрывать пиротехнические средства, следуя инструкции;
2. Прыгать с парашютом;
3. Курить электронные сигареты;
4. Нырять в прозрачную воду с высоты;
5. Ночью идти одному по парку;
6. Улыбаться на улице человеку, которого не знаешь;
7. Выходить гулять поздно вечером, когда уже темно;
8. Догонять автобус, который отошел от остановки;
9. Давать по просьбе незнакомого человека свой мобильный телефон для срочного звонка
Время работы: 5 минут
6.Упражнение «Зато….»
Цель: формировать умение находить здоровую альтернативу рискованому поведению.
Инструкция: Нужно подумать одну минуту и закончить предложение позитивной установкой, записать в тетради.
Например, «Меня редко приглашают в шумные компании, зато у меня есть время почитать и посмотреть хороший фильм»
Предлагаются следующие неоконченные предложения:
«У меня маленький рост, зато…»
«Я слишком молчаливый , зато…»
«Я не умею красиво танцевать, зато…»
«Я много болтаю, зато…»
«У меня старый мобильный телефон, зато…»
«У меня плохое чувство юмора, зато…»
Время работы: 6 минут
6 Рефлексия занятия.
Что запомнилось?
Что было трудным?
Что понравилось?
Приложение 5
Занятие № 5 «От импульсивности к тревожности и фрустрации»
Цель: «Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых состояниях».
Дети эмоциональны. Это естественно, так как именно эмоции, воздействуют на все компоненты познания, ускоряют или замедляют развития личности. Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение. Однако детская эмоциональность стихийна и импульсивна.
Неумение осознавать свои собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины.
Невозможность понимать и оценивать других людей создает сложность в общении как со с сверстниками, так и с родителями и другими взрослыми.
Эти проблемы можно решить путем специально организованного, систематического обучения детей способам грамотного и осознанного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.
Задачи:
- помочь осознать и проанализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;
- видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей;
- соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации;
- произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
Ход занятия
Упражнение «Комплимент».
Посидите в кругу молча и посмотрите друг на друга. Подумайте, что в ваших товарищах вызывает у вас чувство спокойствия, радости или другие приятные эмоции. Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности в данный момент.
Например, кому-то нравится приятная улыбка на лице соседа, кто-то очарован красотой платья и т.д.
А сейчас вы выскажите свои симпатии тому, кто у вас их вызвал.
Задание №1. «Раскрась свои чувства».
Упражнение выполняется на отдельных листах со схематическим изображением человека. Приготовлены цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный.
Инструкция: Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства и его ощущения в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
радость – желтым;
счастье –оранжевым;
удовольствие – зеленым;
гнев, раздражение –красным;
чувство вины – коричневым;
страх – черным.
После того как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.
Затем педагог просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.
Упражнение «Внутренняя бесконечность».
При выполнении этих заданий, объединенных под этим названием, дети имитируют различные внешние реакции, и приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний.
Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.
Пройдите по кругу, как ходит гордый жираф.
Полетайте, как бабочка вокруг очень красивого цветка.
Зарычите, как лев, который увидел добычу.
Сядем, как котенок, который только что попил теплого молочка.
Упражнение «Радость».
Детям предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пикторамма, педагог просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?»
В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.
Упражнение «Гнев».
Детям показывается пиктограмма гнева и предлагается определить, что это за эмоция. Каждый из детей пытается изобразить эмоцию гнева.
После этого проводится конкурс на «самый гневный гнев».
Упражнение «Ярость»
Детям предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, педагог просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает ярость?»
Упражнение «Куда уходит злость».
Пока мы выполняли предыдущие упражнения, в классе накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по классу и руками сгоним всю злость в середину. Теперь потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь все вместе будем дуть на злость, чтобы она улетела в окно.
Задание №2. «Угадай эмоцию».
На столе картинками вниз раскладываются карточки с изображением эмоций. Дети по очереди открывают одну карточку, не показывая ее остальным, изображают эмоцию мимикой, пантомимикой и голосовыми интонациями. Остальные угадывают данную эмоцию.
Входе этого упражнения выясняется, что одна т та же эмоция может быть выражена по – разному, с разной силой, с разной интенсивностью (страх –ужас, растерянность – подавленность, радость – восторг) .
Работу можно продолжить в группах, Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых эмоции проявляются с различной интенсивностью.
Упражнение «Испорченный телефон».
Все сидят в кругу с закрытыми глазами, кроме педагога и одного ребенка. Педагог жестами и мимикой показывает какую – нибудь эмоцию. Тот, кому ее показал, «будит» соседа и старается по – своему передать ту же эмоцию.
(игроки, уже передавшие эмоцию, наблюдают за происходящим молча). Игра идет по кругу. Последний игрок должен сказать, какую эмоцию ему передали.
Во время выполнения упражнения можно пройти два – три круга.
Задание №3. «Сюжеты – загадки».
Ребята получают карточки с текстами сюжетов (каждый по одному). Выбирают себе партнеров для проигрывания этюда. Всем дается 2-3 минуты на подготовку.
После каждого этюда проходит обсуждение. В процессе обсуждения зрители:
восстанавливают сюжет;
определяют, какие эмоции демонстрировались и какими средствами исполнитель это сделал.
Сюжеты для этюдов:
Про Таню ( испуг – радость).
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плачь, - не утонет в речке мяч.
Кот Васька (стыд).
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Соленый чай (отвращение).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара положил в чашку две столовые ложки соли. Помешал. Сделал первый глоток. «Какой противный чай!» - воскликнул мальчик.
Упражнение «Самопохвала».
Детям по очереди предлагается встать на стул и похвалить себя за то, что выполняли трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает детям осознать, что самопознание – тяжелый труд. Кроме того, оно готовит детей к выполнению следующих заданий.
Рефлекия.
Чему я научился сегодня?
Что я узнал нового сегодня?
Что у меня получилось сегодня, а что нет?
Приложение 6
Занятие № 6 «Мое окружение»
Цель - Формирование у учеников чувства собственного достоинства и уважения к людям, познание себя;
Разъяснения понятия референтной группы, профилактика употребления ПАВ.
Задачи:
- способствовать развитию навыка принятия себя и других, такими, какие она есть.
- развитие позитивных установок в общении и в самопознании.
Обучающие:
- формирование навыков свободно высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение и достигать компромиссов.
- воспитывать уважительное отношение к суждениям и мнениям других.
Необходимое оборудование: 3 таблички формата А4 с надписями: "ДА", "НЕТ", "МОЖЕТ БЫТЬ", небольшой мячик, микрофон, листы бумаги А4, ручки или карандаши.
Ход занятия
1. Организационная часть. Приветствие.
Добрый день, я рада нашей встречи. Тема нашего занятия «Я и моё окружение», эта тема выбрана неслучайно. От окружающих зависит то, как складывается жизнь человека. Как утверждают психологи: мы становимся от части теми, с кем находимся рядом. Поэтому так важно понимать, с кем вы дружите, проводите свободное время. Осознанный выбор окружения, умение сохранять баланс между влиянием окружения и личной ответственностью – это ключи к успешной и гармоничной жизни. Для того, чтобы создать окружение, которое способствовало бы вашему самосовершенствованию и развитию, необходимо работать над собой. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение поможет прийти к тем результатам, которые вас порадуют.
Упражнение «Миссис Мамбл». Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и посмеяться.
Инструкция: усаживаемся в круг. Сейчас один из вас должен обратиться к своему соседу справа и спросит: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа должен ответить отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», после чего он поворачивается к своему соседу
справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Внимание! Есть одно условие правильного выполнения этого упражнения: задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из круга
II. Основная часть.
А сейчас перейдём к упражнениям, которые помогут нам проанализировать свои особенности в системе отношений с окружающими.
Упражнение «Круг моего общения».
Цель - осознание своих особенностей во взаимодействии с другими.
Инструкция: Возьмите лист бумаги, разделите его на 3 колонки. Первая колонка называется «Близкий круг общения». Вторая - «Дальний круг общения», третья - «Общаемся очень редко». Впишите в колонки имена тех людей, с кем вы общаетесь практически постоянно, время от времени, и совсем редко. Проанализируйте, в каких отношениях вы с этими людьми.
Кто лидер в вашей паре во время общения?
Кто инициирует общение?
Какие чувства вы испытываете во время общения с ними? Почему?
Что является предметом разговора?
Обратитесь ли вы к этому человеку за помощью в трудной ситуации? Как думаете, как он среагирует?
Еще раз внимательно посмотрите список тех людей, с кем вы общаетесь, особенно ваш «ближний круг». Может, в этот список попали те, кто никогда не придет вам на помощь, или те, кто тянет вас назад? Если это так, то вам необходимо пересмотреть формат ваших отношений.
Притча о путешественнике.
У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.
– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик вновь ответил вопросом на вопрос:
– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответ.
– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.
Итак, наше отношение к самим себе, к другим людям – это то, что определяет наше взаимодействие с окружающими нас людьми. Более того, позитивный и негативный настрой наших мыслей, позитивное и негативное отношение действуют как своего рода магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события.
Упражнение №4 Джеффа.
Цель: Развивать умение свободно высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, выслушивать и уважать мнение других людей.
Инвентарь, необходимый для игры: 3 таблички формата А4 с надписями: "ДА", "НЕТ", "МОЖЕТ БЫТЬ", небольшой мячик.
Подготовка: Крайние плакаты вывешиваются в двух концах зала, а средний – в центре.
Инструкция к упражнению: «Сейчас я буду произносить некие спорные утверждения и предлагаю каждому из Вас высказать своё отношение к ним. Если Вы согласны с утверждение, которое я произношу, то встаньте под табличку «ДА», если не согласны – под табличку «НЕТ», если для Вас ближе ответ «Не знаю», то встаньте под среднюю табличку. После того, как все определились с ответом, каждый может высказать свое мнение, объяснить свою позицию:
Относительно этих высказываний есть ряд важных правил, которых мы будем придерживаться:
Если Вы хотите высказаться поднимите руку и, когда я Вам брошу мяч, то Вы сможете сказать то, что считаете нужным;
Говорит только один человек - тот, у кого в руках находится мяч;
Своё высказывание лучше начинать с обозначения позиции «Я считаю, потому что …….».
В рамках упражнения запрещено спорить или отвечать на мнения других, только высказывать собственное отношение к проблеме. Каждое мнение ценно, и мы будем тренироваться в том, чтобы слышать точки зрения и аргументы, отличные от наших собственных. Это цель упражнения»
Используются вопросы трех типов: 1. Узнать себя, 2. Узнать что-то о других участниках, 3. Ответить на те вопросы, на которые ранее задумываться не приходилось.
Вопросы:
1. Отличная оценка - это показатель знаний?
2. Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя.
3. Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.
4. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать.
5. Я считаю, что нет безвыходных ситуаций.
6. Лучше быть умным, чем богатым.
7. Я считаю себя независимым.
8. Мне больше нравится общаться с другими, чем быть наедине с собой.
9. Я учусь только на собственных ошибках.
10. Семья важнее друзей.
11. За деньги можно купить всё.
12. Интернет общение вытесняет живое общение.
13. Здоровому человеку глупо думать о смерти.
14. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
15. Единственный способ одержать победу в споре – это уклониться от него.
Рефлексия «Свободный микрофон».
Понравилось упражнение или нет, если да, то почему?
Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или поговорить подольше?
Что ты чувствовал к тем, кто давал ответ противоположный твоему?
Помогли ли эти вопросы тебе узнать больше о других людях?
Что помогало высказываться?
Что мешало высказываться?
Что вы испытывали, оставаясь в одиночестве?
Что вы испытывали, оказываясь в большинстве?
Что вы испытывали, когда звучало мнение, отличное от вашего?
Бывало ли так, что вы изменили свое мнение под влиянием высказываний других?
Хотели бы вы, чтобы в этом упражнении участвовали ваши родители? Почему?
Какое утверждение было наиболее интересным, спорным, важным, ценным и т.д. для вас? По желанию подростки высказывают свои мысли, чувства в микрофон.
Заключительная часть. Подводится итог занятия. «Вы живете среди людей. Прежде чем совершить какой-либо поступок, думайте о последствиях, о том, причинит ли он вам или другим людям вред. Взаимодействуя с другими людьми, думайте и об их, и о своих интересах. Например, на вопрос: «Как нужно вести себя с друзьями?» - Аристотель отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой».
Приложение 7
Занятие № 7«Защитные факторы и механизмы»
Цель: Дать понятие о защитных факторах и механизмах, которые помогают личности, справляться с трудными жизненными ситуациями.
Задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.
Оборудование: проектор, презентация «Выход есть всегда», мотивационные видеоролики «Никогда не сдавайся», «10 тысяч часов», «Не дай себя остановить», «Притча о предназначении», бланки для заполнения (Приложение 1) и ручки по количеству участников.
Ход занятия:
Приветствие. Эмоциональный настрой. Введение в тему.
Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.
Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем. Вместе с вами познакомимся и поучимся искать пути их решения.
Актуализация темы занятия.
А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?
Притча «Шалаш».
В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.
Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.
— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.
Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.
— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.
— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.
Обсуждение:
— Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
—Что помогло ему вернуться домой?
Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.
Работа по теме занятия
У каждого из нас в жизни происходит множество разных ситуаций. Некоторые из них приятные, а некоторые – не очень.
А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).
Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).
Что происходит с человеком, который столкнулся с трудностью? (Любой кризис сопровождается определенным поведением: появляется желание умереть, нежелание никого видеть, чувство покинутости, ощущение, что никто не сможет помочь).
Как могут вести себя люди, столкнувшись с трудной ситуацией?
Таким образом, существует четыре основные стратегии поведения в кризисных ситуациях: (приложение 1: презентация «Стратегия поведения в кризисе» )
Преобразование: мы стараемся, боремся, занимаем активную
жизненную позицию.
Приспособление: плывем по течению.
Поиск защиты: ищем защиты у других людей или у себя.
Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид…
- Каким будет поведение человека в ситуации несчастной любви по типу Преобразование?
- Каким будет поведение человека в ситуации сломался компьютер по типу
Приспособление?
- Каким будет поведение человека в ситуации провала на экзаменах по типу Поиск защиты?
(одни будут плыть по течению, ничего не предпринимать, оставят все на судьбу, другие сдадутся, будут убегать от проблемы с помощью алкоголя, наркотиков, смены места жительства, а кто-то будет преодолевать, решать возникшие трудности).
В нашей жизни чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.
Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.
Работа с алгоритмом решения проблемных ситуаций.
Шаг 1. Определение и формирование проблемы.
Понять, что проблемы в жизни – это нормальное неизбежное явление.
Сказка «Охотник и его сыновья»
Ведущий знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.
3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?
4. Ведущий. История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.
Успокоиться.
Трудная ситуация выводит человека из равновесия. Эмоциональные переживания, связанные с неприятными ситуациями оказывают влияние на активность мозга, повышая или понижая его, что тормозит принятие решения.
Попав в трудную жизненную ситуацию, мы испытываем стресс, теряемся и совершаем глупости, ведем себя неадекватно, порой агрессивно. Нужно привести свое эмоциональное состояние в порядок и спокойно среагировать.
Упражнение «Воздушные шары»
Ведущий. Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения.
Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.
Выполним еще одно упражнение.
Упражнение «Неприятность эту мы переживём …».
Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.
Вывод:
Не торопитесь.
Трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы. Не принимайте решений «на горячую голову», сделайте передышку.
Посмотреть на проблему не как на нечто угрожающее, а как на нормальную ситуацию, несущую в себе изменения.
Помните знаменитое «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»? В психологии этот прием называется рефрейминг. Благодаря этому приему ты увидишь что-то в своей жизни, что кажется тебе плохим, неудачным, глупым, под совсем иным углом зрения. Иначе говоря, придумаешь для своей ситуации «новые рамки» и избавишься, наконец, от привычных старых, мешающих тебе справиться с твоими страхами и негативными эмоциями.
Упражнение «Найди положительное»
Сейчас потренируемся в рефрейминге прямо сейчас. Предложите по 2-3 варианта того, что позитивного можно найти в следующих ситуациях/проблемах:
Предательство лучшего друга
Переход в новую группу (в старой был дружный состав, много друзей)
Слишком застенчив, неуверен в себе
Получил двойку за контрольную работу
Сорвалась долгожданная поездка на море летом, останешься в городе
Заболели
Потеряли деньги
Также в трудной ситуации можно вспомнить, что есть люди с более серьезными проблемами, что иногда неудача бывает спасательным поворотным пунктом (опоздал на самолет, а вдруг что-то бы произошло, не попал на вечеринку, уберегся от возможных последствий алкоголя и т.д)
Определить, в чем конкретно состоит проблема, чем именно она угрожает, каковы могут быть ее негативные последствия. Кто может помочь, поддержать?
Упражнение «Дерево поддержки»
На листочках дерева, каждый участник пишет на кого он может опереться к кому может обратиться за помощью в трудной ситуации.
Посмотрите на свое дерево, теперь вы точно знаете, что не одни, что у вас есть люди, которые вас поддержат и помогут.
Шаг 2. Поиск различных вариантов решения проблемы.
Вот мы и подошли к следующему шагу. В целом, методы выхода из трудных ситуаций сводятся к одному – взять себя в руки и начать действовать.
На этом этапе важно сформулировать как можно больше вариантов решения заданной проблемы.
Упражнение «Мешок идей»
Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций и - и в себе, и во внешнем мире.
Итак, как может помочь этот предмет (участник достает из мешка любой предмет: скотч, скрепки, зеркало, мел, ручка и многое другое) в ситуации…
Ситуации для выхода:
Несчастная любовь
Предательство друга
Длительный конфликт с родителями
Провал на экзаменах
Сломался компьютер
Украли телефон
Сломал ногу
Залили соседи
Обокрали квартиру
Всеобщее игнорирование в классе
- Какие у вас ощущения после этого упражнения? Это может действительно помочь в жизни?
На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное - увидеть его.
Шаг 3. Принятие решения. Цель этого шага – проанализировать имеющиеся возможности разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, т.е, которые приводят к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным/долговременным/направленным на себя/направленным на окружающих). Ведущий приводит пример выбора варианта решения проблемы на основе анализа предполагаемых последствий.
Шаг 4. Выполнение решения и проверка. Выполнение решения – изучение последствий решения – оценка эффективности решения.
Ведущий предлагает участникам поработать с решениями предложенных проблем: описать каждый этап работы с проблемой, выбрать вариант решения проблемы, поставить сценку о выходе из сложной ситуации (10 минут). Затем каждая команда рассказывает о решении проблемы по этапам, показывает сценку.
Ситуация 1. Мы с друзьями договорились пойти погулять в определенное время. Но когда я собрался выходить, узнал, что они убежали без меня. Что мне делать?
Ситуация 2. Я доверила свою тайну самой близкой подруге. Вскоре я услышала, как мои одноклассницы обсуждают мой секрет. Что мне делать в этой ситуации?
Ситуация 3. Я поссорилась в школе с одноклассницей. Вечером в Интернете (в одной из социальных сетей) я обнаружила на стене в группе неприятные сообщения в свой адрес. Как быть?
Ситуация 5. Я дал в долг другу деньги несколько недель назад. Он не возвращает их мне и ничего не говорит о долге. Напоминать про долг мне неудобно. Но почему-то меня все-таки это беспокоит. Как поступить?
Ситуация 6. На день рождения родители купили мне новый дорогой телефон, о котором я давно мечтала. Но через неделю я его где-то потеряла. Мне очень обидно и больно. Как мне быть?
Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что любую проблему можно решить, если решать ее поэтапно.
Притча «О предназначении» (видео)
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.
Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Обсуждение: О чем эта притча?
Вывод: У каждого из нас свой жизненный путь, своя траектория судьбы. Трудности делают нас сильнее. Каждый сам творит свою жизнь.
Притча о том, зачем нам даются трудности в жизни «О трудностях». Ведущий предлагает послушать (посмотреть) притчу «О трудностях»
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Прохожий, случайно проходил мимо, долго стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда прохожий решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка немедленно выбралась. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Мужчина продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она полетит. Но этого не произошло.
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправившиеся крылья. Она так и не смогла улететь ...
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилия для выхода через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Но этого не произошло…
Ведущий: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?
Почему в жизни нужно быть сильным?
Многие сетуют на трудности в жизни. Но все трудности даются нам для того, чтоб их преодолевать и становиться сильнее. Иногда именно усилия необходимы нам в жизни.
Если бы мы могли жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными.
Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.
На экране изображены различные жизненные девизы. Выберите себе один из них, который вам больше нравится, запишите и запомните его и повторяйте при встречах с трудностями. И помните: «Выход есть всегда!»
Завершение. Рефлексия.
«Спасибо Вам за приятное общение» Помните.
Дорога гладкой в жизни не всегда бывает,
Порой камнями весь усыпан путь…
Но сильный духом камни убирает,
А слабый попытается свернуть…
Будьте сильными!
Сегодня вы все активно работали. Помогали друг другу искать пути выхода из проблемной ситуации. Давайте каждый из нас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами.