МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОДРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №6 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Протокол №____ ______________А.Я. Скрябина _____________В.В. Карпенко
От__сентября 2018 г. ________сентября 2018 г. приказ от_________2018 г. №____
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., программы «Изобразительное
искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского
редакция Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М. Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила __________________________________ В.Н. Воробьева
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана:
Рабочая программа составлена с учетом базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Содержание учебного курса 5 класса ориентировано на освоение языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, вода). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Гжель, Жостово, Хохлома, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОДРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №6 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Протокол №____ ______________А.Я. Скрябина _____________В.В. Карпенко
От___ сентября 2018 г. ________сентября 2018 г. приказ от_________2018 г. №____
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., программы «Изобразительное
искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского
редакция Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М. Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила __________________________________ В.Н. Воробьева
№ п/п | Дата | Тема урока | Формирование новых знаний | Практическая работа | Материал |
План | Факт |
1 | 03.09 | | Вводный. «Что такое ДПИ. Народное творчество. Крестьянское искусство» | Устное народное творчество основа для произведений изобразительного искусства. | Рисуем отгадки к народным загадкам. | Гуашь или акварель, кисти, бумага, |
2 | 10.09 | | Древние образы в народном искусстве. | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня. | Гуашь или акварель, кисти, бумага,
|
3 | 17.09 | | Древние образы в народном искусстве. | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию из различных элементов древнерусской символики. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. |
4 | 24.09 | | Декор русской избы. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). | Наброски с натуры модели домика. Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
5 | 01.10 | | Внутренний мир русской избы. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика; потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. | 1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» 2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами. 3 вариант: Иллюстрирование русской народной сказки с изображением интерьера избы. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
6 | 08.10 | | Внутренний мир русской избы. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка. | 1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» 2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
7 | 15.10 | | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. | Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Русская прялка | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
8 | 22.10 | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. | 1 вариант: Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров. 2 вариант: Русский народный орнамент в полосе. 3. Выполнение эскизов народного праздничного костюма. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
9 | 12.11 | | Древние образы в современных народных игрушках. | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек. | 1 вариант: Лепка и декор игрушки в традиции одного из промыслов(Филимоново, Дымково). 2 вариант: украсить шаблон Дымковской игрушки орнаментом. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
10 | 19.11 | | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. | 1 вариант: Вырезание из бумаги форм посуды и украшение ихросписью под Гжель 2 вариант: Выполнение эскиза изделия под Гжель | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
11 | 26.11 | | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | Единство формы предмета и его декора в городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Основные приёмы городецкой росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | Гуашь или акварель, кисти, бумага,
|
12 | 03.12 | | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов. | Гуашь или акварель, кисти, бумага,
|
13 | 10.12 | | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | «Золотая Хохлома» - роспись по дереву золотым, красным и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием «травки». | Гуашь или акварель, кисти, бумага,
|
14 | 17.12 | | Керамика народов Крыма | Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи в народном творчестве. | Выполнение эскиза и роспись «волшебного» фигурного сосуда. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
15 | 24.12 | | Промыслы. Матрёшка. | Раскрывающаяся игрушка матрёшка. Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Собирательный образ женщин, берущий своё начало от древней Берегини. Сравнение видов росписи загорских, семёновских, полхов-майданских матрёшек. | Выполнение эскиза и росписи матрёшки выбранным видом росписи. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
16 | 14.01 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. | Обобщающая беседа, занимательная викторина, творческая работа и выставка работ учащихся. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
17 | 21.01 | | Зачем людям украшения. | Социальная функция декоративного искусства в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство. Костюм и одежда. | Сообщение новых знаний. | Краски,кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
18 | 28.01 | | Декор и положение человека в обществе. | Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства. Использовать характерные знаки-символы. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
19 | 04.02 | | Декор и положение человека в обществе. | Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства. Использовать характерные знаки-символы. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
20 | 11.02 | | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре. | Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи - изобразить мифологический сюжет. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
21 | 18.02 | | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. | Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи - изобразить мифологический сюжет. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
22 | 25.02 | | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб - это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. | Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
23 | 04.03 | | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб - это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. | Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
24 | 11.03 | | Одежда говорит о человеке. | Моделирование одежды. Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. | Творческая работа «Я - мастер кимоно» | Каски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
25 | 18.03 | | Одежда говорит о человеке. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. | Творческая работа «Я - мастер кимоно» | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
26 | 01.04 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства-керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д. | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей. |
27 | 08.04 | | Современное повседневное и выставочное декоративное искусство | Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. | Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. | |
28 | 15.04 | | Современное декоративное искусство. Витраж. | Монументальное искусство. Мозаика и витраж. | Выполнить имитацию витража на произвольную тему. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
29 | 22.04 | | Современное декоративное искусство. Витраж. | Монументальное искусство. Мозаика и витраж. | Выполнить имитацию витража на произвольную тему. | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
30 | 29.04 | | Создание коллективной декоративной работы из мозаики. | Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга. | Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на тему «Подводный мир». | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей.клей. |
31 | 06.05 | | Создание коллективной декоративной работы из мозаики. | Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для | Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на тему «Подводный мир». | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
32 | 13.05 | | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Творческие работы учащихся по пройденным темам | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
33 | 20.05 | | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Творческие работы учащихся по пройденным темам | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |
34 | | | Повторение пройденного материала. | Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Творческие работы учащихся по пройденным темам | Краски, кисти, бумага, цветная бумага,ножницы, клей. |