СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и КТП по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию  разработку программы и КТП для 2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа и КТП по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2Д класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное

содержание

Характеристика деятельности учащихся

Дата

проведения

план

факт

Наша речь (4ч)

1

Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?

1

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей.

Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнациональ­ного общения.

Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.

Развивать познавательный интерес к происхож­дению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: здрав­ствуй (здравствуйте). прощай

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние».

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диа­логе.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собесед­нику.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимо­логией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику



2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1



3

Как отличить диалог от монолога?

1



4

Проверка знаний по разделу «Наша речь»

1



Текст (5ч)

5

Что такое текст?

1

Признаки текста: целостность, связность, закон­ченность.

Тема и главная мысль текста.

Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Воспроизведение прочитанного текста.

Создание устных и письменных текстов в соот­ветствии с поставленной учебной коммуника­тивной задачей.

*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.

Составление рассказа по рисун­ку, данному началу и опорным словам.

Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и за­дачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка)

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тек­сту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику



6

Что такое тема и главная мысль текста?

1



7

Части текста

1



8

Диктант по теме «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

1



9

Работа над ошибками

1



Предложение (12ч)

10

Что такое предложение?

1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Наблюдение над значением предложений, раз­личных по цели высказывания (без терминоло­гии).

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Главные члены предложения (основа).

Второстепенные члены предложения (без деле­ния на виды).






Подлежащее и сказуемое — главные члены пред­ложения.

Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

Связь слов в предложении.

*Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (ри­совать), яблоко (яблочко), яблоня





Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины ху­дожника И. С. Остроухова в «Картинной гале­рее» учебника.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золо­тая осень», используя данное начало и опорные слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»по учеб­нику



11

Как из слов составить предложение?

1



12

Контрольное списывание

1



13

Что такое главные члены предложения?

1



14

Что такое второстепенные члены предложения?

1



15

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения

1



16

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1



17

Как установить связь слов в предложении?

1



18

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

1



19

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

1



20

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1



21

Работа над ошибками

1



Слова, слова, слова… (22ч)

22

Что такое лексическое значение слова?

1

Номинативная (назывная) функция слова. По­нимание слова как единства звучания и значе­ния. Слово как общее название многих одно­родных предметов.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словес- но-художественных образов.

Работа с толковым и орфографическим

Расширение представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира через лексику слов.

Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свида-

Развитие речи.Изложение текста по данным к нему вопросам.

Родственные (однокоренные) слова.

Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных ) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокорен­ных словах.

*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Слог как минимальная произносительная еди­ница.

Слогообразующая роль гласных звуков.

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

Словообразующая функция ударения. Разно- местность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в со­ответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

*Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.

Правила переноса части слова с одной строки на другую {якорь, уче-ник, колъ-цо, суб-бота, чай-ка).

*Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда.

Формирование чувства ответственности за бра­тьев наших меньших, попавших в беду, готов­ность прийти им на помощь (на основе нрав­ственного содержания текстов учебника). Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимо­логией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов синоними антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными кор­нями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударе­ния.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную инфор­мацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произно­шения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь­чик).

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задан и я «Проверь себя» по учеб­нику.

02.10


23

Что такое лексическое значение слова? Закрепление.

1



24

Что такое однозначные и многозначные слова?

1



25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1



26

Что такое синонимы?

1



27

Что такое антонимы?

1



28

Что такое антонимы?

Закрепление.

1



29

Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова»

1



30

Работа над ошибками

1



31

Что такое родственные слова?

1



32

Что такое родственные слова?

Закрепление

1



33

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1



34

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Закрепление

1



35

Какие бывают слоги?

1



36

Как определить ударный слог?

1



37

Как определить ударный слог? Закрепление

1



38

Как переносить слова с одной строки на другую?

1



39

Как переносить слова с одной строки на другую? Закрепление.

1



40

Обучающее сочинение по серии картинок

1



41

Проверочная работа по теме «Слово»

1



42

Контрольный диктант на знание изученных орфограмм.

1



43

Работа над ошибками

1



Звуки и буквы(34ч)

44

Как различить звуки и буквы?

1

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.

Замена звука буквой и наоборот.

Значение алфавита. Знание алфавита: правиль­ное называние букв, знание их последователь­ности. Употребление прописной (заглавной) буквы.

Использование алфавита при работе со слова­рями.

*Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.

Сведения из истории русского языка: о самых мо­лодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. («Странички для любознательных»).

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины.

Признаки гласного звука.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозна­чают один гласный звук и указывают на мяг­кость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук.

Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

Формирование на основе нравственного содер­жания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокорен­ных слов с ударным гласным).

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

*Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, моло­ток.

Наблюдение над использованием речи фразео­логизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

*Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный).

Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь.

Восстановление деформирован­ного текста по рисунку.

*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины и опорным словам.

Создание но­вого информационного объекта — заниматель­ных заданий по русскому языку.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Формирование бережного отношения к матери­альным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

*Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки.

Развитие на основе текстов учебника положи­тельных качеств личности: скромности, береж­ливости, совестливости.

Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.


Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Рас­познавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном по­рядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристи­ке звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к за­данной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведени­ями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.)

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных зву­ков. Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведени­ями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Со­ставлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоныслон, слоник; траватравы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведени­ями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеоло­гизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство» (под руководством учителя).

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из со­ставленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [и’] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о звуке-невидимке [й’].

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (за­нимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла­нировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих сло­вах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.



45

Как мы используем алфавит?

1



46

Как мы используем алфавит?

1



47

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1



48

Как определить гласные звуки?

1



49

Контрольный диктант на тему «Заглавная буква в именах собственных»

1



50

Работа над ошибками

1



51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1



52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1



53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1



54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1



55

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1



56

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1



57

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1



58

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1



59

Развитие речи. Обучающее сочинение по теме « Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1



60

Диктант. Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1



61

Работа над ошибками

1



62

Как определить согласные звуки?

1



63

Согласный звук [Й] и буква И краткое

1



64

Согласный звук [Й] и буква И краткое

1



65

Слова с удвоенными согласными

1



66

Развитие речи. Сочинение по картине А.С. Степанова "Лоси".

1



67

Наши проекты. И в шутку и в серьёз

1



68

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1



69

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1



70

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1



71

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными

1



72

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными

1



73

Контрольный диктантпо теме "Звуки и буквы".

1



74

Проверочная работапо теме "Звуки и буквы".

1



75

Работа над ошибками

1



76

Наши проекты. Пишем письмо

1



77

Обобщающий урок

1



Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

78

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

1

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. *Слова с непроверяемым написанием: тарелка.

Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

*Слова с непроверяемым написанием: това­рищ, щавель, метель.

Работа с предложением и текстом.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами.

Произношение парного по глухости-звонко­сти согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу-хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Формирование умений ставить перед собой ор­фографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соот­ветствии с изученным правилом.

*Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и пар­ных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

Фонетический разбор слова (проводится в про­цессе изучения всей темы).

Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по во­просам.

Использование на письме разделительного мяг­кого знака.

Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

*Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).

Составление устного рассказа по серии рисунков.


Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик соб­ственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подби­рать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренных слов (травкатрава, травушка; морозморо­зы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открыт­ки; излагать письменно текст по вопросам.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительногоь в словах.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля)




79

Развитие речи. Обучающее изложение

1



80

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные»

1



81

Закрепление знаний.

1



82

Наши проекты. Рифма

1



83

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ

1



84

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ

1



85

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя

1



86

Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные»

1



87

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Работа над ошибками

1



88

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

1



89

Проверка парных согласных в корне слова

1



90

Распознавание проверяемых и провероч-ных слов. Проверка парных согласных

1



91

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста

1



92

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1



93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1



94

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1



95

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана

1



96

Проверка знаний по разделу «Правописание парных согласных на конце и в середине слова»

1



97

Диктант по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова»

1



98

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала

1



99

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1



100

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1



101

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала

1



102

Контрольное списывание

1



103

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1



104


Проверка знаний по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Обобщение изученного материала

1




Части речи (47ч)

105

Что такое части речи?


1

Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.

Формирование умений работать с графической информацией.

*Слова с непроверяемым написанием: месяц.

*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

Расширение представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Формирование представлений о профессиях и людях труда.

Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).

Заглавная буква в именах собственных.

Развитие познавательного интереса к происхож­дению имён и фамилий, истории названия сво его города (посёлка).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чув­ства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

*Слова с непроверяемым написанием: топор.

Синтаксическая функция имени существитель­ного в предложении (подлежащее или второсте­пенный член)

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

Развитие логических действий анализа, сравне­ния, классификации, дифференциации, доказа­тельства при определении признаков имени су­ществительного.

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике.

Составление рассказа по репро­дукции картины художника.

Изменение глагола по числам.

Формирование навыка правильного употребле­ния глаголов (одеть и надеть) в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.

Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений.

Понятие о тексте-повествовании.

Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествова-ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.

Имя прилагательное как часть речи:значение и употребление в речи. Связь имени прилага­тельного с именем существительным.

Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении.

Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.

Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

*Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Местоимение (личное) как часть речи:его

значение, употребление в речи (общее представ­ление).

Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными.

Составление текста из предложений с нарушен­ной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

*Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).

Структура текста-рассуждения.

Роль предлогов в речи.

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Правописание предлогов с именами существи­тельными.

*Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

Редактирование текста; восста­новление деформированного повествовательно­го текста.


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительныхОбогащатьсооственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Определять число имён существительных (единственное и множествен. Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфля — туфли, простыня просты ни).Работать с орфоэпическим словарём.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушев­лённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамма­тическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с опре­делённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимения ми.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словаря- ми, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собствен­ные задания, для выполнения которых потребуются словари, участво­вать в презентации подготовленных заданий



106

Что такое части речи?


1



107

Что такое имя существительное?


1



108

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1



109

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

1



110

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

1



111

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет

1



112

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи

1



113

Заглавная буква в географических названиях

1



114

Обучающее изложениепо теме "Заглавная буква в именах собственных"

1



115

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

1



116

Диктант по теме "Заглавная буква в именах собственных"

1



117


Работа над ошибками

Единственное и множественное число имён существительных

1



118

Единственное и множественное число имён существительных

1



119

Единственное и множественное число имён существительных

1



120

Обучающее изложение

1



121

Проверка знаний по теме «Имя существительное»

1



122

Диктант по теме

«Имя существительное»

1



123

Работа над ошибками

1



124

Что такое глагол?


1



125

Что такое глагол?


1



126

Что такое глагол?


1



127

Единственное и множественное число глаголов

1



128

Единственное и множественное число глаголов

1



129

Правописание частицы НЕ с глаголами

1



130

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

1



131

Что такое текст-повествование?


1



132

Проверка знаний по теме «Глагол»


1



133

Что такое имя прилагательное?


1



134

Связь имени прилагательного с именем существительным

1



135

Прилагательные близкие и противоположные по значению

1



136

Единственное и множественное число имён прилагательных

1



137

Что такое текст-описание?

1



138

Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

1



139

Общее понятие о предлоге

1



140

Разделительное написание предлогов со словами

1



141

Восстановление предложений


1



142

Проверка знаний по теме «Предлоги»


1



143

Диктант по теме «Предлоги»


1



144

Работа над ошибками


1



145

Что такое местоимение?


1



146

Что такое местоимение?


1



147

Что такое тест-рассуждение?


1



148

Проверка знаний по теме «Местоимение». Проект «В словари - за частями речи»

1



149

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1



150

Работа над ошибками

1



Повторение (17ч)

151

Повторение по теме «Текст»

1





152

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

1



153

Повторение по теме «Предложение»

1



154

Повторение по теме «Предложение»

1



155

Повторение по теме «Слово и его значение»

1



156

Повторение по теме «Части речи»

1



157

Повторение по теме «Части речи»

1



158

Повторение по теме «Звуки и буквы»

1



159

Повторение по теме «Правила правописания»

1



160

Контрольное списывание

1



161


Повторение и закрепление изученного материала

1




162

Повторение и закрепление изученного материала

1



163 -166

Повторение и закрепление изученного материала

4



167-170


Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

4