КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2Д класс |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
план | факт |
Наша речь (4ч) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте). прощай | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | | |
4 | Проверка знаний по разделу «Наша речь» | 1 | | |
Текст (5ч) |
5 | Что такое текст? | 1 | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка) | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | |
7 | Части текста | 1 | | |
8 | Диктант по теме «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» | 1 | | |
9 | Работа над ошибками | 1 | | |
Предложение (12ч) |
10 | Что такое предложение? | 1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в «Картинной галерее» учебника. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»по учебнику | | |
11 | Как из слов составить предложение? | 1 | | |
12 | Контрольное списывание | 1 | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1 | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | | |
15 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 1 | | |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» | 1 | | |
19 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» | 1 | | |
20 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | |
21 | Работа над ошибками | 1 | | |
Слова, слова, слова… (22ч) |
22 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словес- но-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свида- Развитие речи.Изложение текста по данным к нему вопросам. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных ) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разно- местность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. *Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста. Правила переноса части слова с одной строки на другую {якорь, уче-ник, колъ-цо, суб-бота, чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника). Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоними антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик). Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задан и я «Проверь себя» по учебнику. | 02.10 | |
23 | Что такое лексическое значение слова? Закрепление. | 1 | | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | | |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | | |
26 | Что такое синонимы? | 1 | | |
27 | Что такое антонимы? | 1 | | |
28 | Что такое антонимы? Закрепление. | 1 | | |
29 | Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова» | 1 | | |
30 | Работа над ошибками | 1 | | |
31 | Что такое родственные слова? | 1 | | |
32 | Что такое родственные слова? Закрепление | 1 | | |
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | | |
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Закрепление | 1 | | |
35 | Какие бывают слоги? | 1 | | |
36 | Как определить ударный слог? | 1 | | |
37 | Как определить ударный слог? Закрепление | 1 | | |
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | |
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? Закрепление. | 1 | | |
40 | Обучающее сочинение по серии картинок | 1 | | |
41 | Проверочная работа по теме «Слово» | 1 | | |
42 | Контрольный диктант на знание изученных орфограмм. | 1 | | |
43 | Работа над ошибками | 1 | | |
Звуки и буквы(34ч) |
44 | Как различить звуки и буквы? | 1 | Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. («Странички для любознательных»). Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Наблюдение над использованием речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. Восстановление деформированного текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). Произношение и написание слов с удвоенными согласными. *Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. *Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [и’] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | | |
45 | Как мы используем алфавит? | 1 | | |
46 | Как мы используем алфавит? | 1 | | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | |
48 | Как определить гласные звуки? | 1 | | |
49 | Контрольный диктант на тему «Заглавная буква в именах собственных» | 1 | | |
50 | Работа над ошибками | 1 | | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение по теме « Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 | | |
60 | Диктант. Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 | | |
61 | Работа над ошибками | 1 | | |
62 | Как определить согласные звуки? | 1 | | |
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 | | |
64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 | | |
65 | Слова с удвоенными согласными | 1 | | |
66 | Развитие речи. Сочинение по картине А.С. Степанова "Лоси". | 1 | | |
67 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз | 1 | | |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | | |
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными | 1 | | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными | 1 | | |
73 | Контрольный диктантпо теме "Звуки и буквы". | 1 | | |
74 | Проверочная работапо теме "Звуки и буквы". | 1 | | |
75 | Работа над ошибками | 1 | | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо | 1 | | |
77 | Обобщающий урок | 1 | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч) |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. *Слова с непроверяемым написанием: тарелка. Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. *Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Работа с предложением и текстом. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу-хости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. *Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы). Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. *Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). Составление устного рассказа по серии рисунков. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительногоь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя) | | |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | | |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | | |
81 | Закрепление знаний. | 1 | | |
82 | Наши проекты. Рифма | 1 | | |
83 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | |
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | |
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | 1 | | |
86 | Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | | |
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Работа над ошибками | 1 | | |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих | 1 | | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | | |
90 | Распознавание проверяемых и провероч-ных слов. Проверка парных согласных | 1 | | |
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 | | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 1 | | |
96 | Проверка знаний по разделу «Правописание парных согласных на конце и в середине слова» | 1 | | |
97 | Диктант по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова» | 1 | | |
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 | | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | |
101 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 1 | | |
102 | Контрольное списывание | 1 | | |
103 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | |
104 | Проверка знаний по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» Обобщение изученного материала | 1 | | |
Части речи (47ч) |
105 | Что такое части речи? | 1 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. *Слова с непроверяемым написанием: месяц. *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Формирование представлений о профессиях и людях труда. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка). Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия сво его города (посёлка). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член) Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. Составление рассказа по репродукции картины художника. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествова-ния на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Имя прилагательное как часть речи:значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. *Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Местоимение (личное) как часть речи:его значение, употребление в речи (общее представление). Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. *Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь). Структура текста-рассуждения. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительныхОбогащатьсооственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имён существительных (единственное и множествен. Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня просты ни).Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимения ми. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словаря- ми, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий | | |
106 | Что такое части речи? | 1 | | |
107 | Что такое имя существительное? | 1 | | |
108 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | |
109 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 1 | | |
110 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 | | |
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 1 | | |
112 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 1 | | |
113 | Заглавная буква в географических названиях | 1 | | |
114 | Обучающее изложениепо теме "Заглавная буква в именах собственных" | 1 | | |
115 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | | |
116 | Диктант по теме "Заглавная буква в именах собственных" | 1 | | |
117 | Работа над ошибками Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | |
118 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | |
119 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | |
120 | Обучающее изложение | 1 | | |
121 | Проверка знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | |
122 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
123 | Работа над ошибками | 1 | | |
124 | Что такое глагол? | 1 | | |
125 | Что такое глагол? | 1 | | |
126 | Что такое глагол? | 1 | | |
127 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | |
128 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | |
129 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | | |
130 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | | |
131 | Что такое текст-повествование? | 1 | | |
132 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | | |
133 | Что такое имя прилагательное? | 1 | | |
134 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | | |
135 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | | |
136 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 1 | | |
137 | Что такое текст-описание? | 1 | | |
138 | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
139 | Общее понятие о предлоге | 1 | | |
140 | Разделительное написание предлогов со словами | 1 | | |
141 | Восстановление предложений | 1 | | |
142 | Проверка знаний по теме «Предлоги» | 1 | | |
143 | Диктант по теме «Предлоги» | 1 | | |
144 | Работа над ошибками | 1 | | |
145 | Что такое местоимение? | 1 | | |
146 | Что такое местоимение? | 1 | | |
147 | Что такое тест-рассуждение? | 1 | | |
148 | Проверка знаний по теме «Местоимение». Проект «В словари - за частями речи» | 1 | | |
149 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | | |
150 | Работа над ошибками | 1 | | |
Повторение (17ч) |
151 | Повторение по теме «Текст» | 1 | | | | |
152 | Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | 1 | | |
153 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | |
154 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | |
155 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | | |
156 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | |
157 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | |
158 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | | |
159 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | | |
160 | Контрольное списывание | 1 | | |
161 | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | |
162 | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | |
163 -166 | Повторение и закрепление изученного материала | 4 | | |
167-170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 4 | | |