СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики»

Международный Узгенский институт технологии и образования имени академика Б.Мурзубраимова Ошского технологического университета

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов

специальности 030505 «Правоведение»

квалификация – Юрист



Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики для студентов специальности 030505 «Правоведение» рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Права и общественных дисциплин» «18» мая 2020 г., протокол .№ ________

Печатается по решению учебно-методического совета МУИТО

Рецензенты:

Дуйсенов Э.Э.—доктор юридических наук, профессор

Талипова Ж.Н..—доктор юридических наук, доцент

Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебно-ознакомительной практики для студентов специальности 030505 «Правоведение» – МУИТО, 2020. – 27 c.

Программа и методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 030505 «Правоведение» по прохождению учебно-ознакомительной практики. В методических указаниях определены: цели и задачи, задания на прохождение учебно-ознакомительной практики, требования к оформлению и порядок защиты отчета.



МУИТО, 2020









Содержание

Общие положения………………………………………………………………...4

Пояснительная записка…………………………………………………………...5

1. Программа по прохождению учебно-ознакомительной практики………….7

1.1. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики………………………...7

1.2. Организация учебно-ознакомительной практики………………………….8

1.3. Требования по содержанию и оформлению отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики…………………………………………….13

2. Методические рекомендации по прохождению учебно-ознакомительной практики………………………………………………………………………….16

2.1. Особенности прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятиях, в учреждениях и организациях по гражданско-правовой специализации…………………………………………………………………...16

2.1.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления..16

2.1.2. Юридический отдел предприятия, учреждения (организации)…………………………………………………………………….17

2.1.3. Управление Министерства юстиции…………………………………….19

2.1.4. Подразделения Федеральной службы судебных приставов…………...20

2.1.5. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии…………………………………………………………20

2.1.6. Адвокатура………………………………………………………………...21

2.1.7. Нотариальные конторы…………………………………………………...22

2.1.8. Налоговые органы………………………………………………………...23

2.1.9. Банковские и иные кредитные организации…………………………….23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ 16

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 16

2.4. Защита отчета по учебно-ознакомительной практике 30

Основные критерии оценки учебно-ознакомительной практики: 30

2.1.10. Страховые организации…………………………………………………24

2.2. Особенности прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятиях, в учреждениях и организациях по уголовно-правовой специализации…………………………………………………………………...25

2.2.1. Органы внутренних дел…………………………………………………..26

2.2.2. Система органов прокуратуры…………………………………………...26

2.2.3. Адвокатура………………………………………………………………...28

2.3. Судебные органы……………………………………………………………29

2.4. Защита отчета по учебно-ознакомительной практике……………………30

2.5. Итоги учебно-ознакомительной практики………………………………...31

3. Приложения…………………………………………………………………...33

3.1. Титульный лист отчета по учебно-ознакомительной практике………….33

3.2. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики……………………….34

3.3. Форма отчета по учебно-ознакомительной практике…………………….35



Общие положения

Практическая подготовка будущих юристов способствует формированию у них надежных профессиональных умений и навыков и применению полученных теоретических знаний. Общепрофессиональную и специальную подготовку студенты получают не только в аудиториях и лабораториях вуза, но и во время практик.

Для специалистов и бакалавров основными видами практики являются: учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная практика. Их общая продолжительность должна составлять не менее 12 недель: учебно-ознакомительная – 4 недели, производственная – 4 недели, преддипломная – 6 недель.

Учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная практика студентов юридического факультета является составной частью учебного процесса и важным этапом ознакомления студентов с работой юристов в конкретной сфере профессиональной деятельности по специализации.

Программа учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики составлена в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030505 «Правоведение».

Общая продолжительность, виды практики и компетенции определяются Государственным образовательными стандартами по специальности и направлению подготовки, а также утвержденным учебным планом, учебными графиками и программами.

Практика проходит в форме самостоятельной работы студента, включая выполнение им временных разовых и постоянных заданий по поручениям руководителей и специалистов в соответствии с Положением и Программой по практике.

Руководство практикой студентов специальности «Правоведение» осуществляется ответственными лицами, определенными Положением о практике. Со стороны Института руководство практикой осуществляется по приказу директора заведующим профилирующей (выпускающей) кафедры, деканом (очного или заочного) отделения, преподавателем-руководителем групп студентов от института.

Руководство практикой со стороны организации обеспечивается опытными специалистами по решению руководителя организации.

Пояснительная записка

Программа учебно-ознакомительной практики составлена в соответствии учебным планом и требованиями Государственного образовательного

Учебно-ознакомительная практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по подготовке специалистов в соответствии с квалификационной характеристикой юриста по специальности и направлению «Юриспруденция». Она представляет собой систему организационных и учебных мероприятий, проводимых в конкретной сфере профессиональной деятельности с целью совершенствования подготовки студентов по специализации.

Учебно-ознакомительная практика проводится в соответствии с учебным планом для студентов специализации по циклам: гражданско-правовому и уголовно-правовому, в местах, установленных вузом на основании заключенных договоров. Студенты по согласованию с преподавателем-руководителем практики и деканатом могут избрать иное место прохождения учебно-ознакомительной практики (учреждение, организацию). Для этого необходимо представить в деканат договор с данным (выбранным) учреждением, организацией, где будет проходить учебно-ознакомительная практика. В этом случае преподавателем, совместно со студентом, составляется индивидуальная программа практики и методические указания, о чем преподаватель делает отметку в дневнике прохождения практики.

Учебно-ознакомительная практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса:

1. студенты III курса очной формы обучения в течение 2-х недель в 5-м семестре (январь-февраль);

2. студенты II курса заочной формы обучения (на базе высшего профессионального образования) в течение 1-й недели в 3-м семестре (ноябрь);

3. студенты III курса заочной формы обучения (на базе среднего (полного) общего образования) в течение 2-х недель в 5-м семестре (октябрь).

Перед началом учебно-ознакомительной практики студент должен получить программу, методические указания по организации и прохождению учебно-ознакомительной практики, договор с данным (выбранным) учреждением, организацией, направление деканата на практику, а также индивидуальное задание на период практики.



2. Методические рекомендации по прохождению

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Особенности прохождения учебно-ознакомительной практики

на предприятиях, в учреждениях и организациях

Специализация вводится с 2-го курса обучения, когда студенты получают общую профессиональную подготовку, и могут более глубоко изучить одну из сфер применения юридических знаний и умений. Выбор специализации студенты осуществляют самостоятельно, руководствуясь своими увлечениями, интересами, перспективами будущей работы.

Прохождение учебно-ознакомительной практики по гражданско-правовой специализации, предусмотренной учебным планом, позволяет студентам, избравшим гражданско-правовую специализацию, приобрести профессиональные умения анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений, составлять проекты основных договоров и процессуальных документов, владеть приемами осуществления процессуальных действий.

Специалисты, прошедшие гражданско-правовую специализацию, могут осуществлять практическую деятельность в широкой сфере – быть судьями судов общей юрисдикции, судьями арбитражных судов, нотариусами или адвокатами, работать в качестве юрисконсульта в организациях и юридических отделах исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

2.1.1. Юридический отдел предприятия, учреждения (организации)

Во время прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности студент должен ознакомиться с правовым статусом и системой их работы, изучить как текущие, так и архивные дела, имеющиеся в юридическом отделе. Ознакомившись с содержанием визируемых юрисконсультом документов с точки зрения их законности, студент должен высказывать свои соображения по вопросам соответствия указанных документов правовым нормам.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в юридическом отделе предприятия, учреждения (организации) студент должен:

1. Ознакомиться

а) с планированием, отчетностью о работе юридической службы;

б) с работой юридической службы по обеспечению соответствия действующему законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия, учреждения (организации) проектов приказов, распоряжений, инструкций, стандартов, других правовых актов, а также порядком работы по контролю за проектами приказов и других правовых актов, издаваемых руководителями подразделений, структурных единиц (особое внимание обратить на соответствие трудовому законодательству проектов приказов по вопросам приема, переводов, увольнений, наложения дисциплинарных наказаний, возмещения материального ущерба);

в) с кодификацией, систематизацией нормативных актов;

г) с порядком хранения документов.

2. Изучить

а) организационное построение предприятия, учреждения (организации);

б) правоустанавливающие документы (Устав, Положение, действующие локальные нормативные акты: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о юридической службе );

в) должностные инструкции работников;

г) порядок и формы взаимодействия юридического отдела с другими отделами организации.

3. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.

2.1.2. Адвокатура

В ходе учебно-ознакомительной практики в любых формах адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация, следует иметь в виду, что лицо, не имеющее высшего юридического образования, может быть допущено к адвокатской деятельности только на правах помощника адвоката, и выполнять конкретные консультационные и иные, указанные в законе действия только по заданию самого адвоката и в его присутствии.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в адвокатуре студент должен:

1. Ознакомиться

а) с организационным построением органов адвокатуры;

б) с нормативными документами, определяющими полномочия адвокатов, адвокатских образований и их взаимоотношения с судами, следственными, прокурорскими органами, учреждениями юстиции, МВД, иными органами власти и управления.

2. Изучить практику оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

3. Принимать участие

а) в приеме граждан адвокатами;

б) в консультировании граждан по юридическим вопросам в сфере гражданского законодательства;

4. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.

2.1.3. Нотариальные конторы

В процессе учебно-ознакомительной практики в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса студент анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность нотариусов. При этом следует обратить внимание на основные правила совершения нотариальных действий.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в нотариальных конторах студент должен:

1. Ознакомиться

а) с организацией деятельности нотариата;

б) с делопроизводством нотариальной конторы (ведением реестров, нарядов, журналов входящих и исходящих документов, отчетности), правами и обязанностями нотариуса, основными правилами совершения нотариальных действий;

в) с характером обеспечения доказательств и порядком их осуществления.

2. Изучить

а) нормативные документы, регламентирующие деятельность нотариальных контор;

б) основания отказа в совершении нотариальных действий и порядок его обжалования.

3. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.

2.1.4. Налоговые органы

Содержание учебно-ознакомительной практики в налоговых органах должно включать в себя анализ основной законодательной базы, в той или иной мере относящейся к исполнению их главной фискальной функции. Следует изучить имеющуюся судебную и арбитражную практику по налоговым спорам.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в налоговых органах студент должен:

1. Ознакомиться

а) с организационной структурой деятельности данных органов;

б) с законодательной базой, относящейся к исполнению фискальной функции.

2. Проводить правовую оценку общих начал (принципов) налогового законодательства, субъектов и объектов налоговых правоотношений, вопросов ответственности (административная, уголовная) при нарушениях налогового законодательства в рамках межотраслевого соотношения.

3. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.

2.2. Особенности прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятиях, в учреждениях и организациях по уголовно-правовой специализации

Специализация вводится с 2-го курса обучения, когда студенты получают общую профессиональную подготовку, и могут более глубоко изучить одну из сфер применения юридических знаний и умений. Выбор специализации студенты осуществляют самостоятельно, руководствуясь своими увлечениями, интересами, перспективами будущей работы.

Прохождение учебно-ознакомительной практики по уголовно-правовой специализации, предусмотренной учебным планом, позволяет студентам, избравшим уголовно-правовую специализацию, с одной стороны – закрепить полученные теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе обучения, а с другой стороны – получить первоначальные практические навыки осуществления той или иной правоохранительной деятельности уголовно-правовой направленности. Основная цель уголовно-правовой специализации - создание условий для получения студентами специфических углубленных знаний в сфере уголовной юстиции в Кыргызской Республике и приобретение выпускниками дополнительных знаний, умений и навыков в сфере конкретных уголовно-правовых отношений, которые необходимы в их дальнейшей профессиональной деятельности.

К учебному процессу привлекаются как юристы-теоретики, так и высокопрофессиональные юристы, работающие в уголовно-правовой сфере. Все это, несомненно, позволит обеспечить качественную подготовку студентов в рамках выбранной ими специализации.

2.2.1. Органы внутренних дел

Учебно-ознакомительная практика в органах внутренних дел осуществляется под руководством опытного следователя (дознавателя). Студент анализирует действующий порядок принятия, проверки и рассмотрения сообщений о преступлениях, сопоставляя его с нормами УПК КР, а также обобщает практику применения законодательства КР в сфере уголовного судопроизводства.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в органах внутренних дел студент должен:

1. Ознакомиться

а) с деятельностью дежурной части отдела (управления) внутренних дел, регистрационными книгами и журналами, порядком приема и регистрации заявлений и сообщений граждан о преступлениях и правонарушениях;

б) с организацией работы следственного и других отделов;

2. Уяснить

а) структуру органа внутренних дел, задачи его структурных подразделений, формы их взаимодействия;

б) функции, компетенцию, права и обязанности руководителей и отдельных сотрудников отдела (управления) внутренних дел;

в) формы связи отдела (управления) внутренних дел с органами местного самоуправления.

3. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.


2.2.2. Система органов прокуратуры

Учебно-ознакомительную практику в органах прокуратуры студент проходит у прокурора и его помощников.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в органах прокуратуры студент должен:

1. Ознакомиться

а) с порядком организации работы прокуратуры и основными направлениями деятельности структурных подразделений;

б) с организацией документооборота и отчетностью перед вышестоящими прокурорскими органами;

в) с реализацией полномочий прокурором по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

г) с осуществлением прокуратурой профилактической и правовоспитательной работы;

д) с участием прокурора в правотворческой деятельности;

е) с организацией работы в прокуратуре по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений.

2. Изучить

а) компетенцию, штатный состав, порядок распределения обязанностей между работниками прокуратуры;

б) формы связи прокуратуры с общественностью;

в) порядок приема, регистрации и передачи на исполнение поступающей корреспонденции и отправки всех исходящих из прокуратуры служебных документов;

д) правила учета, контроля над исполнением и хранения документов;

е) ведение и оформлением надзорных производств.

3. Принимать участие в приеме граждан прокурором и другими работниками прокуратуры;

4. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.




2.3. Судебные органы

Учебно-ознакомительная практика в судебных органах проводится с целью изучения организационной структуры, опыта работы суда при осуществлении правосудия. Студент принимает участие в обобщении судебной практики, проводимой судьей или руководителем практики по одной из категорий дел, дает анализ правовых вопросов, возникающих при рассмотрении дел.

При прохождении учебно-ознакомительной практики в судах общей юрисдикции студент должен:

1. Ознакомиться

а) со структурой судебного органа и организацией его работы (суд 1-й инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных дел и работа суда 2-й инстанции и в порядке надзора);

б) с организацией и порядком приема судьями граждан;

2. Изучить формы и методы осуществления функций районного (городского) суда,

3. Уяснить порядок обращения к исполнению вступивших в законную силу приговоров, решений и определений суда.

4. Приобрести навыки ведения справочно-информационной работы по законодательству.


2.4. Защита отчета по учебно-ознакомительной практике

По окончании учебно-ознакомительной практики, во время следующей за ней экзаменационной сессии, студенты защищают подготовленный отчет. Защита отчетов принимается кафедральной комиссией, состав которой формируется директором из преподавателя-руководителя практики от учебного заведения, заведующих и преподавателей профилирующих кафедр на основании приказа по учебного заведению.

Учебно-ознакомительная практика оценивается в рамках дифференцированного зачета как «зачтено» и «незачтено».

Основные критерии оценки учебно-ознакомительной практики:

1. Аккуратность и правильность оформления всех необходимых документов.

2. Положительная характеристика непосредственного руководителя практики от предприятия, учреждения, организации.

3. Правильное и исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, четкая и ясная логика рассуждений.

4. Четкие и грамотные ответы на вопросы, задаваемые членами кафедральной комиссии на этапе защиты отчета по практике.

5. Содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период учебно-ознакомительной практики, а также краткое описание организации, учреждения, предприятия. В отчете студенты должны отметить, как проходила учебно-ознакомительная практика, какую пользу она принесла в усвоении теоретического материала. Во время защиты отчета студенты должны уметь анализировать те или иные действия и решения, о которых они пишут в дневнике и отчете, аргументировать, при каком условии они являются законными, обоснованными. При защите отчета могут быть заданы любые теоретические и практические вопросы по представленным материалам и результатам учебно-ознакомительной практики в целом. Ответы должны отражать отношение студентов к изученным материалам, к той деятельности, с которой они ознакомились, те знания и навыки, которые они приобрели в ходе практики. Не допускается повторное изложение в отчете содержания дневника или пересказ программы учебно-ознакомительной практики. В конце отчета должна быть подпись студента.

Отчет об учебно-ознакомительной практике и все материалы ее прохождения в соответствии с перечнем, данным в программе и методических указаниях, студенты должны представить для проверки на кафедру.

2.5. Итоги учебно-ознакомительной практики

При оценке итогов работы студентов в рамках учебно-ознакомительной практики принимается во внимание отзыв руководителя от базы практики, выполнение программы практики, инициативность студента в процессе прохождения практики и качество отчета о практике.

Результаты аттестации по учебно-ознакомительной практике оформляются ведомостью и проставляются в зачетные книжки студентов.

Оценка по учебно-ознакомительной практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу учебно-ознакомительной практики без уважительной причины, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

Неудовлетворительная оценка за отчет по учебно-ознакомительной практике расценивается как академическая задолженность. Ликвидация задолженности по практике студентами, которые не явились в установленный расписанием срок, проводится в установленном порядке.

По результатам учебно-ознакомительной практики проводится итоговая конференция.

Общие итоги учебно-ознакомительной практики подводятся на заседании кафедры.

3. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

Целями учебно-ознакомительной практики являются:

1. Формирование у студента правильного представления об общественных процессах.

2. Выработка умений правильно определять, толковать и применять нормы права в научных и практических целях.

3. Систематизация и демонстрация приобретенных правовых знаний.

В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики студент в соответствии со специализацией выполняет следующие задачи:

1. Получение первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

2. Укрепление связи обучения с практической деятельностью.

3. Участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений организаций, учреждений, предприятий.

4. Формирование общего представления о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также их должностных лиц на примере деятельности организаций и учреждений, являющихся принимающей стороной в проведении учебно-ознакомительной практики.

5. Подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

4. Форма отчета по учебно-ознакомительной практике

Я, Ф.И.О., студент(ка) № курса группы специальности 030505 «Правоведение» МУИТО имени академика Б.Мурзубраимова ОшТУ среднего профессионального образования проходил(а) учебно-ознакомительную практику в период с (день месяц год по день месяц год) в (полное наименование учреждения, организации, предприятия).

Руководителем практики был(а) (полное наименование должности, Ф.И.О.).

В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики я:

1. Ознакомился

а) ;

б) .

2. Изучал

а);

б).

3. Участвовал.

4. Присутствовал.