СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кружок в 1 классе.Первое знакомство с проектами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Я - исследователь».
Нормативно-правовая база программы «Я — исследователь» включает следующие документы:
Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Национальный проект «Образование» (2019–2024).
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019–2024).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“».
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы интеллектуальная.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 7 – 8 лет и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Программа основана на методике исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенкова.
Сроки реализации программы составляют 2 года по 1 часу в неделю, всего 33-34 часов в год .
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Учащимся необходимо привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована начиная с начальной школы, при этом не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Новизна программы
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения
Актуальность программы
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая целесообразность программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
Отличие от других программ
В соответствии с «Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» на занятиях курса реализуется формирование и развитие следующих духовно-нравственных ценностей:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
Ценностное отношение к языку и культуре;
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
Любовь к своему образовательному учреждению, городу, народу, России.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Различение хороших и плохих поступков;
Представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
Представления о влиянии нравственности на здоровье человека, здоровье окружающих его людей, характер отношений с другими людьми;
Уважительное отношение к старшим, родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании и взаимной поддержке;
Бережное гуманное отношение ко всему живому;
Знание правил культуры и этики;
Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаваться в плохом поступке и анализировать его;
Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении в жизни человека творчества;
Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
Элементарные представления об основных профессиях;
Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
Элементарное представление о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных проектов;
Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
Умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам и личным вещам;
Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда других людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Бережное отношение к животным и растениям.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
Представления о душевной и физической красоте человека;
Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
Интерес к чтению, произведениям искусства;
Стремление к опрятному внешнему виду;
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Адресат программы
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначена для обучающихся 1-2 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Всего 67 часов:1 класс - 33 часа в год, 2 - 34 часа в год.
Условия набора
Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я-исследователь» обучающиеся принимаются без отбора, могут не иметь начальной подготовки, но проявляющие интерес к данному виду деятельности.
Количество учащихся
Количество учащихся в группе 18-20чел.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения, 67 часов.
Форма реализации программы.
Реализуется программа через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, встреч с интересными людьми, презентации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 18-20 | 1 | 40мин | 1 | 33 |
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
2 | 18-20 | 1 | 40мин | 1 | 34 |
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия
Задачи программы:
Формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
развитие психических процессов;
воспитание коммуникативности, инициативности и самостоятельности.
1.3 Содержание программы
представлена 2 разделами:
1 класс - «Что такое проект»
2 класс - «Какие могут быть проекты»
1 год обучения (33 часа)
№ п/п | Содержание учебного плана | Количество | Форма | |||
Тема занятий | всего | теория | практика | |||
Что такое проекты (3 ч.) | ||||||
| Что такое проекты | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
| Что такое проблема | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
| Как мы познаем мир | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
Школа «Почемучек» (6ч.) | ||||||
4. | Школа Почемучек | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
5. | Вопрос и ответ | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина | |
6. | Удивительный вопрос | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
7. | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия | |
8. | Знакомство с информационными справочниками | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
9. | Мое любимое число. Игры с числами | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
Наши проекты. Презентация проектов. (25ч.) | ||||||
10. | Проект «История числа». Работа с источниками информации | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
11. | Проект «Моя малая родина». Беседа «Что такое Родина» | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
12. | Проект «Моя малая родина». Учимся оформлять и презентовать проект | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
13. | Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
14. | Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Учимся выдвигать идеи (мозговой штурм) | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
15. | Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Мастерская Деда Мороза | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
16. | Презентация проекта. Выставка поделок | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
17. | Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Знакомство с источниками информации | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
18. | Проект «Игры наших дедушек и бабушек».. Учимся брать интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
19. | Презентация проекта Проект «Игры наших дедушек и бабушек». | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
20. | Проект «Птицы зимой». Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
21. | Проект «Птицы зимой». Изготовление кормушек для птиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
22. | Проект «Птицы зимой». Выставка работ и вывешивание их на улице. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
23. | Проект «Праздники». Организация исследования о праздновании Дня Российской армии и Международного женского Дня | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
24. | Проект «Праздники». Изготовление сувениров к 23 февраля | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
25. | Проект «Праздники». Презентация исследований, посвященных праздникам 23 февраля и 8 марта, выставка сувениров | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
26. | Проект «Алфавит». Выдвижение идеи (мозговой штурм) | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
27. | Проект «Алфавит». Постановка вопросов (поиск гипотезы) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
28. | Проект «Алфавит». Создаем группы по интересам | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
29. | Проект «Алфавит». Работа с источниками информации | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
30. | Проект «Алфавит». Групповая работа | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
31. | Проект «Алфавит». Групповая работа | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
32. | Презентация проекта «Алфавит» | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
33. | Выбор темы для индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
34. | Работа над индивидуальным проектом | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика |
Педагог имеет право при составлении тематического планирования на год изменять темы проектов с учетом социального запроса и интересов школьников.
2 год обучения
№ п/п | Содержание учебного плана | Количество | Форма | |||
Тема занятий | всего | теория | практика | |||
1. | Проект? Проект! | 1 | 0,5 | 0,5 | презентация | |
2. | Какие могут быть проекты? | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Посмотри на мир чужими глазами». | |
3. | Как выбрать тему проекта? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
4. | Основные методы исследований. Как задавать вопросы? | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
5. | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. | 1 | 0,5 | 0,5 | Письменный | |
6. | Учимся видеть проблемы | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
7. | Методы исследования. Как провести эксперимент? | 1 | 1 | 0 | Беседа | |
8. | Выполняем логические операции. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
9. | Развиваем творческое воображение | 1 | 0 | 1 | Презентация, игра | |
10. | Учимся делать выводы и умозаключения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
11. | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | 1 | 0 | 1 | Выступления | |
Групповые и индивидуальные проекты | ||||||
12. | Групповой проект «Литературная гостиная» Выдвижение идей (мозговой штурм). Обоснованный выбор способа выполнения исследования. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
13. | Создание групп по интересам | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра | |
14. | Групповая работа по выполнению исследовательского задания | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группе | |
15. | Индивидуальная творческая работа по выбранной тематике | 1 | 0,5 | 0,5 | Выступление | |
16. | Выставка творческих работ. Презентация проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
17. | Индивидуальный исследовательский проект «Моя родословная». Выбор темы и объекта исследования | 1 | 0,5 | 0,5 | Выступление | |
18. | Учимся брать интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
19. | Выделяем главное и второстепенное в собранном материале | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
20. | Учимся графически оформлять результаты своего исследования | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
21. | Защита индивидуальных исследовательских проектов «Моя родословная» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
22. | Мини-проект «Моя коллекция». Кто такие коллекционеры? | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
23. | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
24. | Составление плана презентации проекта. Учимся выступать публично. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практика | |
25. | Выступления учащихся о своих коллекциях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выступления | |
26. | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как метод исследования Открытия, сделанные на основе наблюдения | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
27 | Знакомство с приборами, созданными для наблюдения | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | |
28. | Экспресс-проект «Что можно узнать с помощью лупы?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение | |
29. | Оформление результатов экспресс-проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Письменный | |
30. | Групповой проект социального характера «Наш любимый детский сад». Выбор направления деятельности – мозговой штурм. Создание групп по интересам, подготовка плана работы. Работа творческих групп | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповой | |
31. | Презентация проекта «Наш любимый детский сад». Защита индивидуальных проектов | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | |
32-33 | Подведение итогов. Анализ исследовательской и проектной деятельности Что можно исследовать летом. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
Педагог имеет право при составлении тематического планирования на год изменять темы проектов с учетом социального запроса и интересов школьников.
1.4 Планируемые результаты обучения
В результате изучения программы «Я - исследователь» детьми должны быть достигнуты результаты:
Метапредметные:
Регулятивные
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Предметные:
Познавательные
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, сведений из Интернета.
-осуществлять запись выборочной информации, в том числе с помощью ИКТ.
Личностные:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1 Календарный учебный график
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ознакомительного уровня для учащихся первого года обучения начинается 2 сентября и заканчивается 25 мая
Начало учебного года | 02.09.2022. |
Количество недель (2 года) | 67 |
Количество часов (2 года) | 67 |
Количество часов в неделю | 1 |
Год обучения | 2 |
Количество детей в группах | 18- 20 чел. |
Продолжительность занятий | 40мин. |
Продолжителность перемен | - |
Дата начала и окончания обучения по программе | 02.09.2024.- 25.05.2026г. |
Время проведения занятий | Не ранее чем через 30мин. после основных уроков |
2.3 Условия реализации:
Имеющиеся: компьютер, проектор, литература,
Необходимые: модернизация оборудования
Методическое обеспечение
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Процесс строится по трем основным видам деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
самостоятельная творческая работа обучающихся;
практическая отработка умений и навыков.
Диагностические материалы:
Собеседование, презентации, практические работы.
Кадровое обеспечение
Педагог, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ознакомительного уровня должен иметь педагогическое образование.
2.2 Формы аттестации
Формы и методы обучения.
Форма реализации — индивидуально – групповая, очная
Доминирующая форма обучения – групповая.
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, дискуссия
Наглядный: выставки, демонстрация работ
Игра: игра-конкурс, игра-путешествие, игра-викторина
2.4 Оценочные материалы
В ходе оценивания системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности и достигнуты результаты:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение детьминовых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании школьниками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки и пр.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
2.5 Методические материалы
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям:
3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею
Ф.И. ученика, класс_______________________________________________
Учебный проект __________________________________________________
Проектные умения | Начало проекта | Окончание проекта |
1. Формулировать проблему | | |
2. Ставить цель | | |
3. Ставить задачи | | |
4. Выбирать методы и способы решения задач | | |
5. Планировать работу | | |
6. Организовать работу группы | | |
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др. | | |
8. Выбирать вид конечного продукта проекта | | |
9. Выбирать форму презентации конечного продукта | | |
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект | | |
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны | | |
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта | | |
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
· спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
;;;44444444;;;;;;;; · подобрать вопросы рефлексии;
·организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:
· сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
· целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
· при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:
· Актуальность выбранного исследования.
· Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
· Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
· Владение автором специальным и научным аппаратом.
· Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
· Практическая и теоретическая значимость исследования.
· Четкость выводов, обобщающих исследование.
· Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Классификация проектов:
По результату:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
По числу детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— коллективная деятельность (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
По продолжительности (от 1 часа и более);
По числу этапов и наличию промежуточных результатов
По соотношению времени выполнения действий в школе и вне школы;
По необходимости привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать, а так же имеют возможность самостоятельно предлагать интересные и значимые для них темы. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся, необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом необходимо разделить детей на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть «подводные камни».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
•Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
2.6.Кадровое обеспечение программы
Педагог осуществляет дополнительное образование должен иметь высшее педагогическое образование
2.7 Список литературы
Для учителя:
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006.
Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. -СПб, 2004.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –М.,: Изд-во Учебная литература, 2010.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
Аудиосказкиhttp://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
1 класс
Тема1. Что такое проекты. – 1час.Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Тема2. Что такое проблема. – 1час.Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема3. Как мы познаём мир. – 1 час.Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Тема4-5. Школа почемучек.- 2часа.Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Тема6-7. Удивительный вопрос. -2часа.Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Тема7-8. Источники информации.- 2часа.Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Тема9-10. Любимое число. Игры с числами.- 2часа.Обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Тема 11-13 Проект «Моя малая Родина» - 3 часа. Беседа «Моя малая Родина». Обобщить знания детей о родной стране, городе, месте, где они родились. Поиск в библиотеке информации о родном городе. Беседа о способах подачи информации.
Тема14-16. Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. – 3 часа.Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Тема17-19. Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. – 2часа.Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Тема20-22. Проект «Птицы зимой». – 3 часа.Обобщение знаний о птицах, сезонных изменениях в жизни птиц, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Птицы Москвы и Московской области. Изготовление кормушек для птиц. Работа в группе.
Тема23-25. Проект «Праздники». – 3чУчиться искать информацию в различных источниках. История праздников 23 февраля и 8 марта. Мозговой штурм. Изготовление сувениров к праздникам.
Тема26-31. Проект «Алфавит». – 6часов.Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. Систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Тема32-33. Работа над индивидуальными проектами-2часа. Выбор темы индивидуального проекта. Развиваем умение ставить цель, определять задачи проекта. Работа с источниками информации. Отбор и оформление полученной информации. Презентация проекта.
2 класс
Тема 1-3. Что такое проект – 3 часа. Знакомство с понятием «проект». Беседа о роли научного проекта и исследований в нашей жизни. Виды проектов. Актуальность и новизна как необходимое условие проекта. Как выбрать тему проекта.
Тема 4-7. Что можно исследовать? – 4 часа Задания для развития исследовательских способностей. Игра «Задай вопрос. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследований. Какими могут быть исследования. Постановка цели и задач исследования. Основные стадии, этапы исследования.
Тема 8-10. Развиваем логические операции, воображение – 3 часа. Игры на развитие творческого воображения, логических операций. Что такое рассуждение, умозаключение, аргумент, вывод. Упражнения в построении умозаключений.
Тема 11. Секреты успешного выступления - 1 час. Учимся презентовать результаты своего исследования.
Тема 12-16. Групповой проект «Литературная гостиная» - 5 часов. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно, спросить у других людей, познакомиться с кино- и телефильмами по теме, посмотреть литературу и интернет, понаблюдать, провести эксперимент. Мозговой штурм как один из способов выдвижения идей.Работа в паре и в группе. Творческая работа по теме. Подготовка и презентация результатов работы.
Тема 17-21. Индивидуальный исследовательский проект «Моя родословная» - 5 часов. Знакомство с понятиями: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Способы фиксации получаемых сведений- обычное письмо. Схемы, рисунки, значки, символы и т.д. Как брать интервью. Составление вопросов для интервью. Беседа о правилах вежливого общения.
Тема 22-23. Коллекционирование – 2 часа. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Какие бывают коллекции. Знакомство с великими коллекциями мира. Способы классификации и описания коллекций.
Тема 24-25. Индивидуальный проект «Моя коллекция» - 2 часа. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по заданному алгоритму.
Тема 26-28. Наблюдение как метод исследования – 3 часа. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (зрительные иллюзии). Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдения. Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки», «Найди ошибки художника».
Тема 29-30. Экспресс-проект «Что можно узнать с помощью лупы?» - 2 часа. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения. Правила безопасного поведения при работе с приборами. Оформление результатов наблюдений.
Тема 31-33. Групповой проект социального характера «Наш любимый детский сад» - 3 часа. Беседа о нравственном содержании любой деятельности. Работа творческих групп по интересам в различных направлениях: театр, изготовление поделок, подготовка игр. Составление картотеки народных игр. Презентация творческого проекта.
Тема 34-. Индивидуальные проекты – 1 час. Коллективное обсуждение проблем: что такое защита, как правильно делать доклад, как отвечать на вопросы, критерии оценки работы над проектом
37