СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ИГЗ по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ИГЗ по физике 7 класс»

Программа ИГЗ по физике для учащихся 7 класса.

Учись решать задачи.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.

Целью данного курса является формирование мотивационной основы для осознанного подхода к изучению учебного материала. Для этого необходимо знать особенности подхода к решению различных типов задач.

В процессе изучения ИГЗ ставятся и решаются следующие задачи:

  • развитие логического мышления учащегося.

  • формирование у школьников умений самостоятельно применять знания.

  • развитие творческих способностей.

  • умение применять различные способы решения одной и той же задачи.

  • проводить анализ полученного решения, ответа

  • воспитывать умение работать в паре, в группе

Программа посвящена обучению различным методам решения задач. Это актуально в начале изучения базового курса физики, т.к. учащиеся всегда испытывают трудности при выполнении данных учебных заданий.

Программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по всем разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития (все задания дифференцированы по степени сложности).
Программа построена таким образом, чтобы практические задания спецкурса шли параллельно теоретическому материалу базового курса, углубляя его.

Методы и средства обучения.

В ИГЗ используются эвристические методы обучения:

  • Метод исследований (сравнение аналогий, классификации и др.)

  • Метод эвристического наблюдения.

  • Метод гипотез.

  • Метод прогнозирования.

  • Метод ошибок.

  • Метод самоорганизации обучения.

  • Метод взаимообучения.

  • Метод самооценки.

Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний, при выполнении творческих заданий. Учитель выступает в роли организатора, консультанта, эксперта.

Чтобы оценить достижения учащегося в процессе изучения будет проведено промежуточное тестирование будет осуществляться при обобщении основных понятий изученного раздела.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся овладевают:

  • умениями анализировать, приводить в систему ранее полученные знания, использование различных подходов к решению задачи.

  • элементами исследовательских процедур при решении практических задач, творческих заданий.

  • умениями работать индивидуально, в паре, в группе.

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями ИГЗ, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная практическая работа. Могут использоваться также следующие формы работы:

  • консультация с учителем.

  • работа в малых группах (2-3 человека).

  • защита творческих заданий.

Содержание программы.

  1. Введение. (2ч.)
    Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

  2. Механическое движение.(8 ч.)
    Относительность движения. Траектория. Путь. Скорость. Средняя скорость. Движение нескольких тел одновременно. Инерция. Понятие о взаимодействии. Масса. Плотность.

  3. Силы в механике.(5 ч.)
    Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Силы трения. Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил.

  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы.(6 ч.)

  5. Звуковые явления (6 ч.)

  6. Световые явления(8ч)

Учебно - тематический план.(7 класс)

Дата проведения

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

Организация учебной работы (форма занятий, виды деятельности уч-ся)


1

Введение

2

 

 


1/1

Физические величины. Измерение физической величин.

1

Контроль за участием в беседе, выполнение практической работы.

Кооперативная групповая практическая работа.


2/2

Точность и погрешность измерений

1

Контроль за выполнением практической работы.

Кооперативная групповая практическая работа.




3/3


Связи между физическими величинами.

1

Контроль за участием в беседе, выполнение самостоятельн. работы.

Статическая пара фронтальная; эвристическая беседа; сам.работа.


2

Механическое движение.

8




4/1

Относительность движения.

1

Контроль за выполнением тренировочного теста.

Индивидуально-парная; самостоятельная работа.


5/2

Траектория и путь.

1

Контроль за выполнением практической работы.

Кооперативная групповая практическая работа.


6/3

Скорость и путь.

1

Контроль за выполнением самостоятельн. работы.

Индивидуально-парная; самостоятельная работа.


7/4

Средняя скорость.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Фронтальная индивидуальная практикум.


8/5

Движение нескольких тел одновременно.

 

1

Контроль за участием в работе всех учащихся.

Вариационная пара; практикум


9/6

Инерция. Понятие взаимодействия.

1

Контроль за выполнением тренировочного теста.

Индивидуально-парная; самостоятельная работа.


10/7

Масса.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Дифференцированно-групповой практикум.


11/8

Плотность.

1

Контроль за выполнением самостоятельн. работы.

Дифференцированно-групповая сам.работа.


3

Силы в механике.

5




12/1

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Контроль за правильным оформлением задач в тетради.

Индивидуально-групповая; практикум.


13/2

Сила упругости.

1

Контроль за работой уч-ся в паре.

Вариационная пара; рефлексивный тренинг.


14/3

Силы трения.

1

Контроль за работой уч-ся в звене.

Звеньевая;практикум


15/4

Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил.

1

Контроль за оформлением задач в тетради, работой в группе.

Дифференцировано-групповая; практикум.


16/5

Повторение по теме «Силы в природе».

1

Контроль за выполнением теста.

Индивидуальная сам. работа.


3

Давление. Работа Энергия

7






17/1


Давление

1

Контроль за выполнением самостоятельн. работы.

Индивидуально-групповая; практикум.


18/2

Давление в жидкостях и газах.

1

Контроль за участием в беседе, оформлением задач в тетради.

Звеновая; эвристическая беседа; практикум.


19/3

Работа.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


20/4

Мощность


Контроль за выполнением сам. работы.

Индивидуально-групповая; практикум.


21/5

Энергия

1

Контроль за выполнением теста.

Индивидуальная; тестирование.


22/6

Простые механизмы.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


23/7

К.П.Д. механизмов.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


4

Звуковые явления


3




24/1

Колебательное движение

1

Контроль за работой в звене.

Звеньевая; практикум.


25 /2

Звук. Волновое движение


Контроль и корректировка знаний в процессе выполнения сам. работы.

Кооперативно-групповая; практическая работа.


26/3

Звуковые явления

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


5

Световые явления

8

 

 


27/1

Свет. Источники света. Распространение света.

1

Контроль за участием в беседе, выполнение сам. работы.

Статическая пара; сам. работа.


28/2

Отражение света.

1

Контроль за выполнением практической работы.

Кооперативно-групповая; практическая работа.


29/3

Изображение предмета в плоском зеркале

1

Контроль за участием в работе всех уч-ся.

Фронтальная, коррекционно-консультативная работа.


30/4

Преломление света.

1

Контроль за выполнением сам. работы.

Кооперативно-групповая; практическая работа.


31/5

Линза. Ход лучей в линзах.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


32/6

Построение изображений, даваемых линзами


1

Контроль за выполнением теста.

Индивидуально-парная; сам. работа.


33/7

Формула линзы.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.


34/8

Линза. Ход лучей в линзах.

1

Контроль за оформлением задач в тетради.

Индивидуально-парная; сам. работа.

































Контрольная работа №1. «Механическое движение».

Вариант №1
Часть А.

  1. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущимся вагоне, находится в состоянии покоя?
    А. Земля.
    Б. Вагон.
    В. Колеса вагона.

  2. Какое из перечисленных движений равномерное?
    А. Движение Земли вокруг своей оси.
    Б. Движение маятника в часах.
    В. Движение автомобиля при торможении.

  3. Как называют линию, которую описывает тело при своём движении?
    А. Прямая линия.
    Б. Пройденный путь.
    В. Траектория.

  4. Пассажирский поезд за каждые 20 мин проходит расстояние 40 км, за 10 мин. – 20 мин, за 1 мин – 2 км и т.д. Какое это движение?
    А. Неравномерное.
    Б. Равномерное.
    В. Равномерное на отдельных участках пути.

  5. Велосипедист за 20 мин проехал 6 км. С какой скоростью двигался велосипедист?
    А. 30 м/с
    Б. 5 м/с
    В. 0,5 м/с

  6. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью 12 м/с, пройдет дистанцию 600 м?
    А. 5 с.
    Б 50 с.
    В. 72 с.

  7. На рисунке 1 представлен график зависимости пути равномерного движения тела от времени. Определите скорость движения тела?
    А. 80 м/с
    Б. 40 м/с
    В. 5 м/с

  8. На рисунке 2 представлен график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 4 с.
    А. 80 м.
    Б. 20 м.
    В. 100 м.

  9. В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
    А. По ходу движения трамвая.
    Б. Против хода движения трамвая.
    В. Перпендикулярно направлению движения трамвая.

  10. Изменится ли скорость движения тела, если действие других тел на него прекратится?
    А. Не изменится.
    Б. Увеличится.
    В. Уменьшится.

Часть В.

  1. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью 12 м/с, пройдет дистанцию 600 м?
    А. 5 с.
    Б. 50 с.
    В. 72 с.

  2. Велосипедист за 10 мин проехал 2400 м, затем в течении 1 мин спускался под уклон 900 м и после этого проехал еще 1200 м за 4 мин. Вычислите среднюю скорость велосипедиста.
    А. 5 м/с
    Б.18 м/с
    В. 15 м/с

  3. После орудийного выстрела снаряд массой 20 кг полетел со скоростью 800 м/с. Какова масса орудия, если оно вследствие отдачи начало двигаться со скоростью 1 м/с?

Часть С.

  1. Сколько кирпичей можно погрузить на трехтонный автомобиль, если объем одного кирпича   2 дм ?

  2. Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 72 км/ч и 54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит в течение 14 с. Какова длина второго поезда?

  3. Как определить массу стальной гайки, не взвешивая её?

Контрольная работа №1. «Механическое движение».

Вариант №2
Часть А.

  1. Велосипедист скатывается с горы. Какие детали из перечисленных находятся в движении относительно седла велосипедиста?
    А. Педали при их вращении.
    Б. Рама.
    В. Руль.

  2. Длину траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называют…
    А. скорость.
    Б. пройденным путем.
    В. прямой линией.

  3. Как называют изменение положения тела относительно других тел?
    А. Пройденный путь.
    Б. Траектория.
    В. Механическое движение.

  4. Мотоцикл за 2 ч проехал 60 км, причем за первый час – 20 км, а за следующий – 40 км. Какое это движение?
    А. Равномерное.
    Б. Неравномерное.
    В. Равномерное на отдельных участках пути.

  5. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 20 мин прошел 30 км. Определите скорость поезда.
    А. 10 м/с.
    Б. 15 м/с.
    В. 25 м/с.

  6. На каком расстоянии от пристани окажется лодка через 15 с, двигаясь по течению реки, если скорость течения 4 м/с?
    А. 20 м.
    Б. 40 м.
    В. 60 м.

  7. На рисунке 1 представлен график зависимости пути равномерного движения тела от времени. Определите скорость движения тела?
    А. 4 м/с.
    Б. 2 м/с.
    В. 0,4 м/с.

  8. На рисунке 2 представлен график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 3 с.
    А. 4 м.
    Б. 36м.
    В. 48 м.

  9. Куда наклонятся пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево?
    А. Прямо по ходу движения автобуса.
    Б. Налево.
    В. Направо.

  10. Может ли тело само по себе без воздействия других тел изменить скорость движения?
    А. Может
    Б. Не может.

Часть В.

  1. Мотоциклист за первые 10 мин движения проехал путь 5 км, а за следующие 8 мин – 9,6 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути?

  2. Какова масса 10 л бензина?
    А. 7,1 кг.
    Б. 71 кг.
    В. 8 кг.

  3. Из орудия массой 5 т вылетел снаряд массой 25 кг. При этом снаряд получил скорость 40 м/с относительно земли. Какую скорость получило орудие при отдаче?

Часть С.

  1. При строительстве железнодорожной линии вынули 6000 м грунта, плотность которого 1400 кг/м Сколько грузовых автомобилей можно нагрузить этим грузом, если грузоподъемность одного автомобиля 12 т?

  2. В каком случае вода в сосуде поднимется выше: при погружении в нее 1 кг свинца или 1 кг стали? Ответ обоснуйте.

  3. Сколько времени пассажир, сидящий у окна движущегося поезда – его скорость 54 км/ч, будет видеть проходящий мимо него встречный поезд, скорость 72 км/ч, если его длина 150м?

Контрольная работа №2. Давление. Архимедова сила

Вариант №1
Часть А.

  1. В каких единицах измеряют давление?
    А. Н.
    Б. Па.
    В. м .

  2. В каком положении брусок оказывает наибольшее давление на опору (рис.)
    А. В положении 1
    Б. В положении 2
    В. В положении 3

  3. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м . Определить даление станка на фундамент.
    А. 48 Па.
    Б. 25000 Па.
    В. 4800 Па.

  4. При уменьшении объема газа его давление … при условии, что масса и температура газа остаются неизменным.
    А. увеличивается.
    Б. уменьшается.
    В. не изменяется.

  5. Как изменяется давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость?
    А. увеличится.
    Б. уменьшится.
    В. не изменится.

  6. Рассчитайте давление воды на глубине 10 м.
    А. 1000 кПа
    Б. 10 кПа
    В. 100 кПа

  7. На какое из двух одинаковых тел действует меньшая архимедова сила (рис.)
    А. на тело 1.
    Б. на тело 2.
    В. На оба тела одинаковая.

  8. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, меньше архимедовой силы, то тело…
    А. всплывает.
    Б. тонет.
    В. находится в равновесии внутри жидкости.

  9. Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объемом 200 см , погруженный в керосин.
    А. 100 Н.
    Б.160 Н.
    В. 1,6 Н.

Часть В.

  1. У подножья горы барометр показывает 760 мм рт. ст., а на вершине 722 мм рт. ст. Какова примерно высота горы?
    А. 400 м.
    Б. 456 м.
    В. 380 м.

  2. Определите вес книги, которая оказывает на стол давление 200 Па, если площадь её соприкосновения со столом 4 дм .
    А. 8 Н.
    Б. 80 Н.
    В. 50 Н.

  3. Тело весом 8 Н погрузили в спирт. Утонет ли тело, если при этом оно вытеснило 0,5 л спирта?
    А. Утонет.
    Б. Всплывет.
    В. Будет плавать внутри жидкости.

Часть С.

  1. Какую силу надо приложить для подъема из воду бетонной плиты объемом 0,6 м ?
    А. 6000 Н.
    Б. 7000 Н.
    В. 7800 Н.

  2. Льдина объемом 5 м  плавает на поверхности воды. Определите объем подводной и надводной части.

  3. Ширина шлюза 10 м. Шлюз заполнен водой на глубину 5 м. С какой силой давит вода на ворота шлюза?

Контрольная работа №2. Давление. Архимедова сила

Вариант №2
Часть А.

  1. Выразите в паскалях давление 10 кПа.
    А. 10000 Па.
    Б. 100 Па.
    В. 1000Па.

  2. В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору?
    А. В положении 1
    Б. В положении 2
    В. В положении 3

  3. Каток, работающий на укатке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь опоры катка 0,12 м . Чему равен вес катка?
    А. 600 кН.
    Б. 400 кН.
    В. 48 кН.

  4. При увеличении объема газа его давление … при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
    А. увеличивается.
    Б. не изменяется.
    В. уменьшается.

  5. Пластинки А, Б, В расположены в сосуде с водой (рис.). На какую пластинку давление наименьшее?
    А. На пластинку А
    Б. На пластинку Б
    В. На пластинку В

  6. Какое давление производит столб ртути высотой 76 см?
    А. 101 кПа
    Б. 10,1 кПа
    В. 1013 кПа

  7. На какое из двух одинаковых тел действует меньшая архимедова сила (рис.)?
    А. На тело 1
    Б. На тело 2
    В. На тело 3

  8. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, меньше архимедовой силы, то тело…
    А. Всплывает.
    Б. Тонет.
    В. Находится в равновесии внутри жидкости.

  9. Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объемом 200 см , погруженный в керосин.
    А. 100 Н.
    Б. 160 Н.
    В. 1,6 Н.

Часть В.

  1. На поверхности Земли атмосферное давление нормальное. Какое давление в шахте на глубине 240 м?
    А. 740 мм рт.ст.
    Б. 750 мм рт.ст.
    В. 780 мм рт.ст.

  2. На опору какой площади надо поставить груз массой 10 кг, чтобы произвести давление 10  Па?
    А. 20 см .
    Б. 10 см .
    В. 30 см .

  3. При полном погружении в воду тело вытеснило 2 л воды. Утонет ли это тело, если его вес 10 Н?
    А. Будет плавать внутри жидкости.
    Б. Утонет.
    В. Всплывет.

Часть С.

  1. Какую силу нужно приложить к пробковому кубу с ребром 0,5 м, чтобы удержать его под водой?
    А. 950 Н.
    Б. 1500 Н.
    В. 100 Н.

  2. Льдина плавает в воде. Объем её подводной части 54 м . Определить объем всей льдины.

  3. Длина аквариума 40см, ширина 20см, высота 30см. С какой силой вода оказывает давление на стенки аквариума?

Опубликовано: 2007-03-06 19:21:07