СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального образовательного маршрута с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлена программа с одарёнными детьми. Поможет учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального образовательного маршрута с одарёнными детьми»







Программа индивидуальной работы

с одарёнными учащимися

3 класса

на 2021-2022 учебный год











Разработчик:

учитель начальных классов Реутова Н.А.















с. Закоулово

2021 год

1.Общая информация

Учитель: Реутова Н.А.




Начало работы по реализации маршрута

01.09 .2021 год

Окончание работы



Данные обучающегося

ФИО:

.

Образование родителей:

Проблемно ориентированная характеристика школьника

Девочка очень способная. Логическое мышление развито



Программа индивидуальной работы

с одарёнными учащимися 3 класса

на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка


Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;

  • развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

  • развитие позитивной Я-концепции;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие рефлексивных умений.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  • в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Выделяются следующие виды одарённости:

  • Одарённость в практической деятельности;

  • Одарённость в познавательной деятельности;

  • Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

  • Одарённость в коммуникативной деятельности;

  • Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.



Категории одаренных детей



1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых, является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.



Одаренным и талантливым детям

свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

1. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного на новый материал.

  • Установление причинно- следственных связей.

  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

  • Умение делать выводы.

  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Участие в решении сложных проблем.

  • Организация информации.

  • Умение улавливать сложные идеи.

  • Умение замечать тонкие различия.

  • Чувствительность к противоречиям.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение предвидеть последствия.

  • Умение рассуждать.

  • Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

  • Способность к преобразованиям.

  • Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность.

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

  • Богатое воображение.

  • Восприятие неоднозначных вещей.

  • Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.

  • Уважение к другим.

  • Эмпатическое отношение к людям.

  • Терпимость к особенностям других людей.

  • Склонность к самоанализу.

  • Терпимое отношение к критике.

  • Готовность делиться вещами и идеями.

  • Настойчивость в выполнении задания.

  • Независимость в мышлении и поведении.

  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

  • Соревновательность.

  • Чувство юмора.

  • Чуткость к анализу нравственных проблем.

  • Уверенность в своих силах и способностях.

  • Внутренняя мотивация.



Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.



Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Формы работы с одаренными учащимися.

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.



Образовательный процесс

1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.

3. Проведение предметных олимпиад, «Интеллектуальных марафонов».

4. Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников.

5. Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы:

 участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;

 выставки художественного детского творчества;

6. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.



Деятельность учителя

Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.

Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.

Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.

Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:

 контроля по результатам (итогового контроля);

 процессуального контроля;

 предметного контроля.

Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.

Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.

Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.

Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.

Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.

Содействие изучению способов получения знаний.

Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.

Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.

Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

Содействие развитию рефлексии.



План работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

3

Планирование работы

Сентябрь

План

4

Индивидуальные и групповые занятия

В течении года



5

Участие в Интернет-олимпиадах (Инфоурок, Учи.ру и т.п.)


В течении года

Участие, призовые места

6

Участие в конкурсах творческих работ

в течение года

Участие, призовые места

7

Занятия «Мы – исследователи»

в течение года

Проектные работы

8

Участие в конкурсах рисунков

В течении года

Участие

Призовые места

8

Школьный тур олимпиады «Наше наследие» для 1-4 классов

Ноябрь

Призовые места

9

Участие в конкурсах исследовательских работ

В течении года

Исследовательские работы

10

Участие во всероссийских конкурсах:

  • «Русский медвежонок»

  • Кенгуру

  • «Лидер»


Ноябрь

Март

Апрель

Сертификаты

11

Участие в школьных конкурсах детского творчества

В течении года

Участие

Призовые места

12

Участие в городских и региональных конкурсах детского творчества

В течении года

Участие

Призовые места

13

Участие в спортивных соревнованиях школьного уровня

В течении года

Участие

Призовые места

14

Участие в спортивных соревнованиях городского уровня

В течении года

Участие

Призовые места

15

Подведение итогов

Май

Анализ работы



Одарённые дети

ФИО учителя: Реутова Н.А.



п/п



Фамилия Имя

одарённого ученика

Виды одарённости



Способности

одарённого учащегося



предмет

явная

скрытая

интеллектуальная

специальная

ранняя

поздняя

1









математика

2









Литературное чтение

3










4










5










6










7










8












Сведения об участии в школьных

и дистанционных конкурсах, олимпиадах



Фaмилия,

имя учащихся

Дата участия



Название конкурса, олимпиады

Результат




































































Предметные кружки

Я посещаю следующие кружки: шахматы, ОФП, Эрудит

Расписание.

Шахматы - среда

ОФП – вторник

Эрудит - понедельник



Кол-во часов в неделю: 3

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Консультации

1


ноябрь

Эрудит

Сбор материала к проекту «Математика в загадках»

Журналист


Раздала памятки защиты

2


ноябрь

Эрудит

Защита проекта «Математика в загадках»

Защита


Эмоциональней, побороть страх

3.


ноябрь

Эрудит

Инсценировка Кошкин дом».

Роль котёнка.


Показать беззащитных.

4


декабрь.

ОФП

Разучивание и проведение п/игр

Роль игровика


Подобрала п/игры

5

декабрь

ОФП

Разучивание и проведение п/игр

Роль игровика


Предложила книгу с п/играми

6


январь

Шахматы

Игра

участник


7


январь

Шахматы

Игра

участник


8


Февраль

ОФП

Разучивание и проведение п/игр

Роль игровика

Предложила книгу с п/играми

9

Февраль

ОФП

Разучивание и проведение п/игр

Роль игровика


Предложила книгу с п/играми

10

Март

Эрудит




11

Март

Эрудит




12

Апрель

Шахматы

Игра

участник


13

Апрель

Шахматы

Игра

участник


14

Май

Эрудит




15

Май

ОФП




16

Май

Шахматы

Игра

участник


Внеурочная деятельность

Название занятия

Количество часов

Место проведения

Время занятий

Руководитель

Результаты

1

Социально значимая работа

1

На дому у Шпилёвой М.Е.

13.00

Реутова Н.А.

пел.

2

Социально значимая работа

1

На дому у Шпилёвой М.Е

13.00

Реутова Н.А

Подарил открытку.

3.

Социально значимая работа

1

Концерт для детей ГМЦ

11.00

Реутова Н.А.

Читал стишок.


4



Социально значимая работа

1

Концерт для детей ГМЦ

11.00

Реутова Н.А.

пел.


5



Социально значимая работа

1

Концерт для детей ГМЦ

11.00

Реутова Н.А.

Участник инсценировки


6



Социально значимая работа

1

Концерт для детей ГМЦ

11.00

Реутова Н.А.

пел


7



Социально значимая работа

1

Концерт для детей ГМЦ

11.00

Реутова Н.А.

Читал стихи




























































Участие в олимпиадах и предметных конкурсах


Дата

Конкурсы, олимпиады

Уровень

Результат

Примечание

1




Участник


2




17.11

Защита проекта «Математика в загадках».

Учрежденческий

Участник

Защищать более эмоциональней

3


12.12

Защита проекта «Моя малая Родина»

Учрежденческий

Участник


Защищать более эмоциональней













































Анкета

на выявление образовательной мотивации участников проекта

Фамилия:

Имя:

1.Хотелось бы Вам попробовать выполнять самостоятельно исследовательскую работу?

2.Интересна ли Вам тема данного проекта?

3.Вызывает ли у Вас интерес исследовательская деятельность?

4.Какая роль Вам ближе: организатором или исполнителем?

5 .Чем бы Вам хотелось заниматься в ходе реализации проекта:

  • Поиск информации

  • Проведение опроса

  • Обработка информации

  • Изготовление печатного материала

  • Создание презентаций

  • Оформление схем, таблиц, графиков

  • Выступление – защита

Индивидуальный план исследовательской деятельности 3 класс

по предмету Окружающий мир

Тема работы: «Моя малая Родина»


Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с учителем

01.12.2021г –12.12.2021г

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.


3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования


4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем


5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты


6. Предъявление или защита продукта исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат на школьной, районной, региональной конференциях.





Расписание

День недели

Деятельность

Понедельник

Сбора материала

Вторник

Редактирование

Среда

Работа с фотографами

Четверг

Работа с журналистами

Пятница

Составление проекта. Защита.



3. Кто и в чем мне может помочь:

а) Учителя

б) Родители

в) Классный руководитель

г) Друзья


Кл.руководитель: Н.А. Реутова /_________________________________ ______________ /

Ученица:

Родители (ознакомлены): /_________________________________/_______

/____________________________________/


Журнал наблюдения учителя

Проект: «Моя малая Родина». (3 класс – исследователь)


Критерии оценивания

1 группа


2 группа(3 кл)

3 группа



Комментарий учителя


ИСТОРИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

ЭКСКУРСОВОДЫ


Своевременность выполнения работы



+


Работа выполнена своевременно

Правильность выполнения



+


Работала по плану

Логичность изложения



+


Всё по порядку

Разнообразие источников



+


Школьная библиотека, интернет.

Творческий подход



+


Свои мнения имеет

Умение делать выводы



+


С трудом

Соответствие целей и результатов работы


+


Цели соответствуют

Оформление работы



+


Аккуратно выполнена

Защита работы


+


Защита по памятке

Умение слаженно работать



+


Умеют, вместе с родителями

ИТОГ РАБОТЫ



хорошо


Удовлетворительно








Фамилия:

Имя:

Вопросы

Был пассивен



Б ыл активен

Б ыл очень активен

Я определяла цели и ставила задачи




Я выдвигала гипотезы, идеи




Я собирала теоретический материал для проекта




Я систематизировала материал



Я подбирала рисунки и фотографии для альбома



Я придумывала необычные формы для создания, альбома




Я делала выводы



Я принимала участие в создании альбома своей работы



Я принимала участие в создании альбома



Я принимала участие в создании экскурсионного маршрута своей работы



Я проанализировала и детально изложила выводы проекта




Я ответила на вопросы проекта




Я выступала на защите проекта








Контрольный лист продвижения

Проекта: «Моя малая Родина»



Требования

Дата выполнения

Деятельность

Оценка деятельности

1

Мы проанализировали план работы и разработали наши действия для выполнения поставленной задачи.



Разбились на группы художники, журналисты и фотографы

хорошо

2

Мы нашли информацию по теме проекта.


В библиотеке, интернете



хорошо

3

Мы проанализировали полученную информацию теме проекта.



С учителем

хорошо

4

Мы проанализировали полученную информацию, обменялись мнениями по заданной теме.



Составили план оформления

хорошо

5

Мы сформулировали аргументированные ответы на вопросы.



По памятке

хорошо

6

Мы подвели итоги своей работы в форме оформления альбома



альбом

хорошо

























Класс 3

Фамилия:

Имя:

Содержание

Максимальное количество баллов

Самооценка группы

Оценка руководителя проекта

Отражены цели исследований и выводы




Содержание слайдов соответствует теме




Тема раскрыта достаточно полно




Исследование отвечает на ОПВ и проблемные вопросы




Дизайн




Оформление презентации логично, Эстетично




Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами




Организация




Четкое планирование работы всей группы и каждого члена группы




Оправданные способы общения, толерантность в ходе работы над презентацией




Общие баллы:

Более 35-40 баллов – отлично

30 баллов – хорошо

Менее 30 - удовлетворительно




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!