СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального образовательного маршрута для детей ТНР подготовительной логопедической группы "Любознайки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального образовательного маршрута для детей ТНР подготовительной логопедической группы "Любознайки"»

Программа индивидуального образовательного маршрута для детей ТНР для детей подготовительной группы «Любознайки»























октябрь































«Осень»


1.Логопедические пятиминутки.

Игра с мячом «Лето или осень?» Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.

Воспитатель и дети стоят по кругу. Воспитатель (бросает мяч одному из детей)

Если листики желтеют – это …

Ребенок ловит мяч и бросает его обратно воспитателю. Осень.

Воспитатель (продолжает). Если птицы улетают - это…(И т.п.)

Упражнение «Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках разноцветные сухие листья деревьев. Дети рассматривают их, называют, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следят, чтобы не поднимались плечи. Вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не раздувая щек. (Выполняется 3-5раз).

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают кулаки.

Будем листья собирать.

Листья березы, Загибают пальцы, начиная с большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальцами.

Упражнение «Дождик». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз, Прыжок на носках, руки на поясе.

Капля два. Прыжок.

Очень медленно сперва. Четыре прыжка.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом, Восемь прыжков.

Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны.

От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.

\3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Картины по теме из альбома «Круглый год». М.Пришвин «Листопад». Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

«Грибы. Лесные ягоды»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Бабочка и грибок». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: на, с, в, из.

На магнитной доска закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба.

Воспитатель: Где сидит бабочка?

Дети: На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка.

Воспитатель:Откуда слетела бабочка?

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву.

Воспитатель: Где сидит бабочка?

Дети: В траве.

В заключение можновыяснить , как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Игра «Брать – не брать». Увеличение словарного запаса по теме «Лесные ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.

Дети стоят по кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, онидолжны присесть, а если услышат названия садовой ягоды – потянуться, подняв руки вверх(Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина).

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами» (см. «Дидактический материал к занятиям»).

Подвижная игра «Ягодка-малинка». Координация речи с движением, развитие творческого воображения (см. «Дидактический материал к занятиям»).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме; Ю. Дмитриев «Что такое лес?»; сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В.Даля).

«Перелетные птицы»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Кто лишний?». Дифференциация перелетных и зимующих птиц.

Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме (проводится с опорой на предметные картинки).

2.Подвижные игры и упражнения.

Подвижная игра «Утята»

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки.

Вперевалку идут по кругу друг за другом.

На волнах качались,

Приседают.

Брызгались, плескались.

Встают, машут руками, как крыльями.

3.Развитие мелкой моторики

- «Сделай как я» - выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

- «Птички клюют» - имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.

- «Разрезные картинки» - собирание птицыиз частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).

- «Это птичка» - обводка трафарета из толстого картона.

- «Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.

- «Собери птичку из геометрических фигур» - заполнение объема трафарета птицы геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник.

- «Покорми синицу и голубя» - рассортировать семечки и горошины.
























ноябрь
















































«Одежда. Обувь»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Будь внимательным» Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.

Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, которые он им прочитает, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Когда дети будут называть одежду, воспитатель может выставить на наборное полотно картинки с ее изображениями и попросить детей назвать сначала летнюю одежду, а потом – зимнюю (см. Дидактический материал к занятиям).

Упражнение «Посмотри и назови». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме в форме единственного и множественного числа.

Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка – рубашки, платье – платья, шарф – шарфы и т.д.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Аленка» (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки» (см. Дидактический материал к занятиям).

Диалог «Сапожник». Работа над общими речевыми навыками: интонационной выразительностью речи, четкостью дикции» (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас» (см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме: «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Чудесные лапоточки» (из «Книги для чтения»); В. Липский «Волшебный утюжок» (из книги «На золотом крыльце сидели»), «Новый передник (из книги «Задушевное слово»).

4. Развитие мелкой моторики.

«Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов.

«Платье в горох» - подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.

«Бабушкины помощники» - сматывание толстых ниток в клубок.

«Ловкие ручки» - шнуровка, застегивание пуговиц.

«Клубочки для носков» - рисование клубочков фломастерами, закрепление понятия цвета.

«Украшаем платье» - продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.

«Разрезные картинки» - одежда, обувь.

«Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

«Сарафан в полоску» - обвести трафарет и заштриховать слева направо».

«Почини платье» - для 4-х платьев найти нужную по форме и цвету заплатку.

«Посуда»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Чего не хватает?» Развитие слухового внимания, речевого слуха. Развитие зрительного внимания. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных в родительном падеже.

Воспитатель объясняет детям, что будет читать отрывок стихотворения (см. Дидактический материал к занятиям), а они должны внимательно слушать, чтобы запомнить все названия посуды из стихотворения К. Чуковского. Воспитатель читает первый отрывок и выставляет на доску картинки с изображением ножей, кастрюли и чайника. Дети рассматривают картинки, называют их и объясняют, что не хватает кофейника. Аналогично проводится работа по второму отрывку.

Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник-чайничек, чашка-чашечка, тарелка-тарелочка и т.д. Дети рассматривают и называют картинки.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «Посуда». Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (см. Дидактический материал к занятиям).

3.Иллюстративный материал, художественная литература.

Предметные картинки по теме, К.Чуковский «Федорино горе», Я.и В.Гримм «Горшок каши».

4.Развитие мелкой моторики.

«Догадайся, что спрятано в комочке» - разглаживание смятых комочков бумаги.

«Красивая чашка в горох» - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.

«Ловкие ручки» - закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.

«Склеим чашку» - собрать картинку чаши из 4-х частей.

«Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу

«клубочка» тарелок разного размера и цвета.

«Семья»


1.Логопедические пятиминутки.

Игра «Что звучит?». Развитие слухового внимания. Дифференциация нескольких звучащих игрушек.

2. Подвижные игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Семья». Развитие мелкой моторики, подражательности (см. Дидактический материал к занятиям).

3.Литературный материал по теме. Народные потешки «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки…», «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор…»; Е. Благинина «Аленушка»; З. Александрова «У нас в квартире»; А. Шлыгин «По дороге в детский сад»; С. Капутикян «Маша не плачет»; Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»; Д. Габе «Моя семья», «Мама», «Братик».

4. Развитие мелкой моторики.

«Это человек» - обводка трафарета человека.

«Маленький конструктор» - выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.

«Догадайся, кто потерял одежду?» - разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).

«Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.




















декабрь






«Зима. Зимние развлечения»


1.Развитие мелкой моторики

«Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

«Лепим снежки большие и маленькие» - сминать бумагу в комочки и катать их между ладонями.

«Снежная баба» - лепка из пластилина.

«Зима. Зимующие птицы»


1.Логопедические пятиминутки.

Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме с опорой на предметные картинки.

Упражнение «Кого не стало?» Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже (на наборном полотне картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы

2. Игры и упражнения.

Подвижная игра «Снегири». Координация речи сдвижением, работа над темпом и ритмом речи (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Кормушки» (см. Дидактический материал к занятиям).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Скок-поскок»

Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом.

Скок-поскок, молодой дроздок,

По водичку ходил, коромысло носил.

Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, руки на поясе.

Он носить-то носил,

Да неловко ступил.

Сапожок водой залил.

Шагают друг за другом, высоко поднимая колени.

На пенечек сел дроздок,

Хочет скинуть сапожок.

Идут в полуприседе, руки в упор на колени.

Только скинул он другой,

Зацепил ведро с водой.

Останавливаются, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Покатилось ведро,

Все кругом залило.

Испугался дроздок

И пустился наутек.

Кружатся на месте в медленном темпе, руки в стороны.

Бегут друг за другом.

Скок-поскок

Без сапог бежит дроздок.

Прыгают на двух ногах, подвигаясь вперед.

Все!

Останавливаются, поднимают руки вверх, затем плавно опускают их вниз.


«Комнатные растения»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Подскажи словечко». Развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства ритма. Увеличение словарного запаса.

Игра «Разноцветные кармашки». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений. Дифференциация звуков а,у,о, и в словах (ударная начальная позиция).

Картинки: аист, астра, остров, ослик, озеро, утка, уши, ива, иглы, узел.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «На окошке в горшочках». Развитие общей моторики, творческого воображения (см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, русская народная сказка «Привередница».


«Новый год. Елка»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Что изменилось?» Развитие зрительного внимания, связной речи.

На наборном полотне большая картинка с изображением елки. Воспитатель предлагает детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Дети украшают елку и поясняют: «Я повешу на елку шарик», «Я повешу на елку снежинку» и т.д.

Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на елочку и запомнить, какие игрушки и где висят на ней. Далее воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.

Упражнение «Составь предложение». Развитие связной речи Составление простых предложений со словами: карнавал, гирлянда, украшение, Снегурочка с опорой на сюжетные картинки.

2. Игры и упражнения.

Диалог «Елочка». Развитие интонационной выразительности речи (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Елочка» (см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература. Предметные картинки по теме; С. Козлов «Зимняя сказка».












январь





























«Домашние птицы»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Найди маму» Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок,

-енок, -ат, -ят. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют: «Это курица. У нее цыпленок и цыплята» (И т.п.).

Упражнение «Внимательные ушки». Развитие фонематического слуха, выделение звукаа из ряда гласных, закрытых слогов, слов (Начальная ударная позиция).

Воспитатель называет звуки, слоги, слова. Дети, услышав, а, поднимают флажок: а, у, и, а, о, а, и, ы, а, у; ам, уп, от, ин, ан; аист, утка, астра, осень, Алик, Аня.

2. Подвижные игры и упражнения.

Подвижная игра «Утята». Координация речи с движением.

Подвижная игра «Домашние птицы»Координация речи с движением. Развитие подражательности (См. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. К. Ушинский «Петушок с семьей». Русская народная сказка «Курочка Ряба». В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Петух и краски».

4. Загадки

Не княжеской породы,

А ходит с короной;

Не ратный ездок,

А с ремнем на ноге;

Не сторожем стоит,

А всех рано будит.

(Петух)

Любит плавать по воде,

Но найдешь его везде:

На лугу, на травке,

Под кустом в канавке.

У сарая ходит важно

И на всех шипит отважно.

Проходи, давай, не трусь,

Это лишь домашний…(гусь).

Поет не очень уж роскошно.

Снесет яйцо она в лукошко.

Ведет цыплят по улице.

Конечно, это…(курица).

Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)


«Домашние животные»



1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Кто лишний?» Развитие зрительного внимания, связной речи. Увеличение словарного запаса по темам «Домашние птицы», «Домашние животные».

Воспитатель помещает на наборное полотно несколько картинок с изображениями домашних птиц и одного домашнего животного или наоборот и просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.

Упражнение «Хлопни в ладоши» Развитие фонематического слуха. Выделение звука у из ряда гласных из звуков, закрытых слогов, слов (начальная ударная позиция): у, о, а, у, и, о. а, и, о, у; ум, ин, ап, ут, он; утка, уши, аист, остров, Уля.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «Хозяюшка». Координация речи с движением, развитие творческого воображения (См. Дидактический материал к занятиям).

Подвижная игра «Теленок». Координация речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи (См. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. Картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами». Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц». С.Маршак «Усатый-полосатый». Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». В.Сутеев «Три котенка».

«Дикие животные»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «У кого кто?» Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами – онок,-еное, - ат, - ят. (стоя в кругу, с мячом).

- У лисы кто? (лисенок, лисята) и т.д.

Упражнение «Разноцветные сигналы». Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков а-у в ряду гласных звуков, закрытых слогов, слов (начальная ударная позиция): а, у, о, у, а, и, у, а, у, и; ам, ун, ин, ат, от, уп; астра, утка, Оля, Аня, Уля.

2. Подвижные игры и упражнения.

Подвижная игра «Заяц Егорка». Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания. (См. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…» (См. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». Русская народная сказка «Колобок». Шарль Перро «Красная Шапочка».

















февраль

























































«Профессии. Продавец»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха. (См. Дидактический материал к занятиям).

Игра-соревнование «Кто больше?» Подбор слов на звук а.

2. Игры и упражнения.

Игра «В магазине». Развитие слухового и зрительного внимания.

(См. Дидактический материал к занятиям). Воспитатель объясняет, что каждый герой покупает предметы только одного цвета.

Чистоговорка «Покупки». Работа над четкостью дикции

(См. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Мамы всякие нужны».

«Мебель»


1.Логопедические пятиминутки.

Игра «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи, чтобы запомнить названия предметов мебели, которые в них прозвучат. После чтения стихов воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображениями стола, кровати, стула, кроватки, шкафа, дивана. Дети рассматривают картинки, воспитатель объясняет, что здесь есть лишние картинки, потому что названия мебели, изображенной на них, не звучало в стихах. Дети находят и убирают лишние картинки, а потом называют оставшиеся (см. Дидактический материал к занятиям).

Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов на, с, в, из.

На коврограф прикрепляется изображение кресла. Воспитательберет в руки плоскостное изображение котенка и объясняет детям, что веселый котенок будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится котенок. Воспитатель закрепляет изображение котенка на спинку кресла. Дети комментируют: «Котенок на кресле» и т.п.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

(см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

4. Развитие мелкой моторики.

«Это мебель» - выкладывание из палочек стола и стула.

«Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.

«Догадайся, что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с контуром предмета мебели.


1.Логопедические пятиминутки

Составление предложений о защитниках нашей Родины (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Упражнение «Назови гласные» (Совершенствование навыка фонематического анализа слов) Слова: пилот, танкист.

  1. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Пилот»

В небо синее пилот Дети сжимают резиновые мячики

Поднимает самолет. или просто кулаки на ударные слоги.

Он летит за облаками,

Над горами и лесами.

Подвижная игра «Солдатик»

Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи. - На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу. Шагают.

Три, четыре – тверже шаг. Фигурки из палочек (танк, самолѐт)

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Рассматривание картинок по теме. А. Митяев «Почему Армия родная?»

С. Маршак «Февраль»

4. Развитие мелкой моторики

Аппликация «Подарок защитнику отечества»

«Транспорт»


1.Логопедические пятиминутки.

Игра «Найди место». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов по, в.

На наборном полотне виситтаблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине, составляет предложение: «Самолет летит в небе» и т.д.

Игра «Разноцветные картинки. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков а, у, о в словах (ударная начальная позиция).

На наборном полотне – красная, зеленая и желтая корзинки. На красной корзинке - буква А, на зеленой – У, на желтой – О. Отдельно стоят предметные картинки: аист, астра, арка, утка, улей, ушки (зайца), остров, окунь, облако, окна, озеро, обруч. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, с каких звуков начинаются их названия, и разложить в корзинки с соответствующими буквами.

2. Игры и упражнения.

Подвижная игра «Мчится поезд». Координация речи с движением

(см. Дидактический материал к занятиям).

Диалог «Паровоз». Развитие общих речевых навыков и интонационной выразительности речи (см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. С.Маршак «Вот какой рассеянный».

4. Развитие мелкой моторики.

«Что там?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

«Автобус» - выложить автобус из геометрических форм.









март

«Весна»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха. Увеличение словарного запаса по теме (см. Дидактический материал к занятиям).

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «Веснянка». Координация речи с движением (см. Дидактический материал к занятиям).

Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап» (см. Дидактический материал к занятиям).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

В. Токарев «Весенняя сказка»; Н. Гусарова «Весна»; русская народная сказка «Заюшкина избушка».

4. Развитие мелкой моторики.

«Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

«Заплакали сосульки» - работа с водой и пипеткой.

«Мамин праздник»


1. Логопедические пятиминутки.

Игра «Кем работает моя мама?» Развитие слухового внимания и речевого слуха.

2.Игры и упражнения

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Стихи о маме.

4.Развитие мелкой моторики.

«Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

«Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» - лепка из пластилина.

«Поздравительная открытка» - изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и наклеивание).







апрель


















«Домашние животные»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Кто лишний?» Развитие зрительного внимания, связной речи. Увеличение словарного запаса по темам «Домашние птицы», «Домашние животные».

Воспитатель помещает на наборное полотно несколько картинок с изображениями домашних птиц и одного домашнего животного или наоборот и просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.

Упражнение «Хлопни в ладоши» Развитие фонематического слуха. Выделение звука у из ряда гласных из звуков, закрытых слогов, слов (начальная ударная позиция): у, о, а, у, и, о. а, и, о, у; ум, ин, ап, ут, он; утка, уши, аист, остров, Уля.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «Хозяюшка». Координация речи с движением, развитие творческого воображения (См. Дидактический материал к занятиям).

Подвижная игра «Теленок». Координация речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи (См. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. Картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами». Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц». С.Маршак «Усатый-полосатый». Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». В.Сутеев «Три котенка»

«Насекомые и пауки»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Чего не хватает?» Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже.

На магнитной доске прикреплены изображения шмеля, жука, божьей коровки, пчелы, бабочки, муравья, состоящих из частей. Воспитатель просит детей рассмотреть изображения, назвать их, обобщить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает у шмеля лапки, жука усы, у божьей коровки черные точки, у пчелы полоски, у бабочки крылышко, у муравья голову. Дети открывают глаза.

- Чего не хватает у насекомых?

(У шмеля нет лапок. У жука нет усов)

Упражнение «Внимательные ушки» Развитие фонематического слуха, выделение звука м из ряда согласных звуков, закрытых слогов, слов (конечная позиция): т, м, п, м, н, м, к, т, м, п,; ам, от, ун, ум, ип, им; сом, дом, кот, гном, лимон, замок.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «Мотылек». Координация речи сдвижением

(см. Дидактический материал к занятию).

Пальчиковая гимнастика «Пчела» (см. Дидактический материал к занятию).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

В.Зотов «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»). К.Чуковский «Муха-цокотуха».







май

































































«Игрушки»


1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «Мячик». Работа над четкостью дикции.

Воспитатель читает стихотворение, четко артикулируя, затем просит прочитать каждого ребенка, в заключение стихотворение декламируется хором.

Новый мячик у Артема.

С ним играет Тема дома.

А еще в саду на даче

Он играет в новый мячик.

Н.Нищева

Упражнение «Один и два». Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными – названиями игрушек.

Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко о и два ведерка и т.п.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» (см. Дидактический материал к занятиям).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Наш детский сад», С. Воронин «Настоящий тигр», «В старом сундуке» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

«Аквариумные рыбки»

1.Логопедические пятиминутки.

Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
А река бежит с высот,
В яму соне корм несет.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»:

Жил да был один налим,   (плавные движения сложенными ладошками,

                                              имитирующие движения плавников)

Два ерша дружили с ним.  (ладони раздвинуты; движения ладонями

                                                порознь)

Прилетали к ним три утки  (руки сложены накрест, взмахи ладонями)

По четыре раза в сутки

И учили их считать:             (сжимать и разжимать кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.  (загибать пальчики, начиная с большого)

2. Загадки:

Этот дом не деревянный,                            К нам из сказки приплыла,

Не из камня этот дом.                                  Там царицею была.

Он прозрачный, он стеклянный,                Эта рыбка не простая.

Нету номера на нем.                                    Рыбка эта…(золотая).

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.                                   Ярко-красный или черный,

Эти самые жильцы –                                    Очень резвый и проворный.

Знаменитые пловцы.                                    Длинный, острый хвостик носит

                  (аквариум, рыбки)                      И зовется…(меченосец).

3. Координация речи и движения, развитие подражательности «Аквариум»:

Улитки ползут,               (передвигаются по кругу в полуприседе,

Свои домики везут.         сложив руки за спиной)

Рогами шевелят,              (останавливаются, делают «рожки» из

На рыбок глядят.               пальчиков, ритмично наклоняют голову

                                             влево, вправо)

Рыбки плывут,                   (передвигаются по кругу мелкими шажками,

Плавничками гребут.         опустив руки вдоль туловища; движения

                                             только вперед-назад)

Влево, вправо поворот,    (плавные повороты туловища влево-

А теперь наоборот.             вправо и наоборот)

Игра с мячом «Плавает – не плавает»

-активизировать словарный запас, развивать умение точно передавать мяч от груди и ловле двумя руками, воспитывать соблюдение правил игры и доброжелательность.

Индивидуальная работа «В аквариуме» на ориентировку в плоскости (имена детей)

«Лето, полевые цветы».

1.Логопедические пятиминутки.

Игра «Жуки» (Автоматизация звука [ж] в игре, воспитание слухового внимания.)

Дети присели на корточки и говорят: Я жук, я жук, я тут живу, Жу жу, жужжу: ж-ж-ж-ж-...

По сигналу «жуки» летят на полянку и жужжат.

По сигналу «дождь» жуки летят в домик.

Скороговорки. (Развитие общих речевых навыков: четкости дикции, правильного звукопроизношения, правильного голосоведения.)

1.У осы – не усы, не усищи, а усики. 2.Жутко жуку жить на суку.

3.У овса – усы, полосы – у осы. 4.На усах – роса, у осы – краса.

Упражнение «Когда это бывает?». (Закрепление знаний о временах года, их признаках)

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела машут ладошками.

А за нею шмель – шмелек загибают по одному пальчику

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, делают кружочки из пальцев

Как фонарики глаза. И подносят к глазам.

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали. Роняют ладони на стол.

Игра «Мухи в паутине». (Автоматизация звука [ж] в игре, воспитание слухового внимания, развитие ловкости.) Дети встают в круг, опускают руки. Изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка – «мухи», хотят вылететь из круга, «паутина» их не пускает.

3. Иллюстративный материал и художественная литература. Предметные картинки по темам, альбом «Мир природы. Животные». Ю. Дмитриев «Красный и зелёный», «Как летает паучишка», «Синий шалашик», «Кто охраняет мою полянку». Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Козявочку». В. Зотов «Дровосек», Жужелица», «Муравей» (книга «Лесная мозаика»). сборник «Солнышко в окошке» о цветах, о лете