СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального сопровождения трудного подростка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Введение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. мммВведение Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии. Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.  

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального сопровождения трудного подростка»















Программа

индивидуальной

профилактической помощи

ученику 9 класса

А.А.С

Состоящий на ВШУ

























Введение
Перед нами стоит задача создания коррекционно-развивающей программы по устранению детской агрессии.

Цель программы: снижение уровня агрессивности школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

Возраст : 14-16 лет.

Задачи программы
-устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

- научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка. 

Предмет психокоррекции: поведение ребёнка.

Объект коррекции: С.

Сроки выполнения программы: 11 занятий рассчитаны на 6 недель. Два занятия в неделю длятся 30-40 минут. В общей сложности программа требует 390 минут или шесть с половиной часов.


Методы, используемые в работе: 
мозговой штурм; дискуссия; драматические представления; ролевое моделирование; обсуждение; описания; релаксация;рефлексия.


Диагностические методы:
наблюдение, 
анкетирование, 
тестирование, 
интервьюирование. 


Необходимые материалы и технические средства для занятия: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с водой, тряпичный мешочек или бумажный пакет.






Предполагаемый результат: 


улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка; 

  • осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками; 


  • повышение толерантности по отношению к окружающим; 


  • умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия; 


  • стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации. 


В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность ), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются "исправить" ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи - главное условие ее успешности и эффективности.

Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.


Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. 

Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани - слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки ("елки-палки", "пропади пропадом").

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше формы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Основные пути работы по преодолению детской агрессивности подробно рассматриваются Д. Лешли (1991). Это не конкретная программа, а та тактика поведения взрослых, которая в конечном итоге способна привести к устранению нежелательных форм поведения ребенка. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его "жертва" окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.


1. Диагностический блок.

Любое нарушение берёт своё начало из конкретной ситуации. Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Именно окружение провоцирует ребёнка; если ему чего и не достаёт, так это способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и гнева. Он не знает, как справиться с чувствами, которые порождает в нем это недружественное окружение. Когда ребёнок пристает к кому-нибудь, он делает это потому, что не знает, что еще он может сделать; он выражает свои чувства единственным способом, который избирает. Он делает то единственное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в своём мире.
Анализируя агрессию как свойство личности, американские психологи, работающие с детьми, вывели следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребёнка в той или иной степени :
-часто теряют контроль над собой,
-часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми,
-намеренно раздражают взрослых, отказываясь выполнять их просьбы,
-часто винят других в своём "неправильном" поведении и ошибках,
-завистливы и мнительны,
-часто сердятся и прибегают к дракам.
Как правило, агрессивные дети имеют высокий уровень тревожности, неадекватную самооценку, чаще низкую, чувствуют себя отверженными.
Следовательно, стратегия коррекционной работы должна быть направлена на снятие деструктивных элементов поведения, повышение самооценки, обучение ребенка способам управления своим гневом. Но изначально необходимо установить с ребёнком доверительные отношения.
Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности школьников можно использовать методики Басса-Дарки и тест руки Вагнера.

Диагностический срез на начало работы предлагаю осуществить и при помощи следующих методик: 


  1. Диагностика стойких личностных качеств ( “Несуществующее животное”)


  2. Диагностика эмоционального состояния (“ЦТО” Люшера, ). 


  3. Определение особенностей темперамента (методика Айзенка). 


  4. Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала оценки потребностей в достижении”, “Ценностные ориентации” М.Рокича, “Определение направленности личности” Баса,


  5. Исследование социальных контактов (“, “Определение уровня межличностных отношений ребенка” Рене – Жиля). 


Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик по параметрам: 
работоспособность; познавательная активность; настроение; тревожность; защита; агрессия; самооценка; коммуникативные навыки. 



С. учится в 9классе, показывая себя не с самой лучшей стороны: не всегда адекватно реагировал на просьбы взрослого (делал вид, что не слышит, не выполнял и отговаривался от различных поручений). часто спорил, ругался с детьми и взрослыми, намеренно раздражал взрослых, отказываясь выполнять их просьбы,
часто винил других в своём "неправильном" поведении и ошибках, часто сердился. .
При выполнении самостоятельных заданий часто допускал ошибки, мог просто сидеть, ничего не делая. Отношение со сверстниками налаживает плохо (сам не идёт на встречу и отказывается от помощи). Он неохотно общается в классе среди одноклассников. По результатам тестирования при изучении межличностных отношений в классе. С. попал в категорию «принятого».
2. Коррекционный блок.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

По мнению Вирджинии Н.Квин (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:


  1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному, неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто не сможет дать отпор, кто «подвернется» под руку. Такое выражение гнева получило название переноса.

  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

  4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.


Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кемпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети - с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кемпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения - пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т.д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т.д.

Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от данных пороков, необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «...Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кемпбелл, 1997). 

Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому - в позитивной форме. К позитивным способам выражения гнева относятся:

Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба,
без уклонений в сторону.


  • Вежливость в обращении.

  • Стремление найти конструктивное решение.


Другому способу выражения гнева, описанному В.Квинн, - переносу чувств на неопасные объекты - рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. 





СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ ГНЕВА)

  1. Громко спеть любимую песню.

  2. Пометать дротики в мишень.

  3. Попрыгать на скакалке.

  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

  5. Подраться с братом или сестрой.

  6. Пускать мыльные пузыри.

  7. Устроить бой с боксерской грушей.

  8. Пробежать по коридору школы, детского сада.

  9. Полить цветы.

10.Быстрыми движениями руки стереть с доски.

11. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и
бомбить их каучуковым мячом.


  1. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

  2. Погоняться за кошкой, собакой.


14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

  1. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).

  2. Постирать белье.

  3. Отжаться от пола максимальное количество раз.

  4. Сломать несколько игрушек.

  5. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

  6. Стучать карандашом по столу, по парте.

  7. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

  8. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

  9. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее..

    Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

    - принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

    - принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия; 

    - принцип систематичности, последовательности и постепенности 

    Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

    1. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

    2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

    3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

    4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка

    Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

    1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

    2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

    3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

    4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации 

    Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается рефлексией и процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

    Поведение психолога , проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.











Тематический план занятий по программе



Тема занятия


Цель или цели занятия


Содержание занятия


Кол-во часов


1


Мой гнев


1. Выявление причины гнева

2. Переключение внимания и агрессии


Игра «Камушек в ботинке»(приложение)

Упражнение «Стукни кулаком»

Игра «мешочек криков»

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»


40 мин.


2


Вежливые хозяева


1. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии


Кукольное представление «Кошкин дом»

Ролевая игра «Вежливые хозяева»


30 мин.


3


Если я злюсь…


1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков


Упражнение «Если я злюсь…»

Упражнение «Спектакль»

Упражнение «Счет до десяти»

Игра «Зайчики»


40 мин.


4


Верь в себя


1. Развитие положительной самооценки

2. Формирование у ребенка уверенности в себе


Беседа «Вера в себя»

Задание «Раскрась свои чувства»(приложение)

Методика «Самооценка» (приложение)

Рисование «Автопортрет» 

Рассказ «Мой лучший поступок»


30 мин.


5


Ты любим


1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка


Рисование «Моя семья» «Только вместе» (приложение)

Упражнение «Я хороший»

Лепка «Солнце»


40 мин.


6


Люби других


1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим


Конструирование «Подарок другу»

Игра «Глаза в глаза»

Игра «Море»

Задание «Не хочу манной каши» (приложение)

Тест«Круг»(приложение)


30 мин.


7


Бежим от злости


1. Релаксация

2. Обучение техники снятия физического напряжения


Гимнастика 

Игра «Дрова»

Игровой массаж 

Задание«Психологический портрет» (приложение)


40 мин.


8


Помощь


1. Развитие чувства эмпатии

2. Социализация ребенка


Беседа «Помощь»

«ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»(приложение)

Лепка «Старичок»

Игра «Доктор или медсестра»


30 мин.


9


Знаток чувств


1. Развитие чувства эмпатии


Игра «Знаток чувств»

Игра «Угадай чувство»

Игра «Актер»

Рисование «Мое чувство»


40 мин.


10


Словарик хороших слов


1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения


Игра «Словарик хороших слов»

Игра «Поводырь»

Игра «диспетчер»


30

мин.


11


Итоговое


1. Закрепление полученных навыков


Беседа «Что я понял?»

Обсуждение занятий.


40 мин.




3. Расписание занятий
На первом занятии мы уделили особое внимание знакомству и приветствию, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале специалист должен установить с ребенком дружественные отношения, выдерживая дистанцию с пациентом. В возрасте 11 -16 лет с ребенком несложно установить контакт.
Однако со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание вступать в контакт, враждебность и отчужденность. Причиной тому может быть недостаток родительской любви и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности со стороны психолога может вызвать у ребенка страх потерять независимость.

Исходя из этого, нередко агрессивный ребенок в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и гнев. Враждебное или провокационное поведение пациента своего рода тест на искренность психолога или психотерапевта, проводимый осознанно или безотчетно на первых занятиях программы.

И если ребенок не встретит враждебности специалиста, то его агрессивность снижается, если же психолог проявляет нетерпение – агрессивность школьника только возрастет. В этом проявляется механизм проекции, в ходе которого ребенок использует агрессию в целях самозащиты от угнетения старшей личностью. Если период агрессии успешно пройден, то ребенок ощутит благодарность и привязанность к специалисту. У ребенка возрастет ответственность за свои действия, ускорится процесс социализации 

При правильном поведении психолога или учителя ребенок освобождается от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент проводящий коррекционную работу не оказывал давление на ребенка, не выяснил потаенных мотивов его действий, настойчиво не добивался конкретного ответа.

Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа. В случае необходимости специалист назначает еще одно занятие для укрепления эмоционального контакта с ребенком. Занятия коррекционно-развивающей программы создают систему самоконтроля и самодисциплины. Приступить к формированию системы специалист может когда почувствует свой авторитет по мнению ребенка. Значимость психолога проявляется в желание ребенка получить совет, ответ на его вопросы.

В ходе занятий С. усваивал правила поведения, нормы и ценности, что предлагались психологам, пересматривал свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы сам ребенок и специалист взаимно комментировали его поведение.

В ходе первого занятия после знакомства и приветствия специалист интересуется, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. С. ответил : «Да». Тогда ребенку предложили представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлился , предложили применить упражнение «стукни кулаком» - ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком отвлекла С. и переключила его внимание. Незаметно специалист интереcуется образом, вызвавшим гнев ребенка. Гнев ребенка не утих окончательно, предлагается игра «мешочек криков» Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается. Подобную технику сдерживания гнева можно использовать периодически при капризах ребенка или посоветовать ее родителям. Важными приемами при работе с агрессивными детьми являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки ребенка. С. предлагается нарисовать злой шарж на того, кто вызывает гнев. Когда шарж готов, ребенку позволили порвать его, при этом важно акцентироваться на испытанном облегчении и возможности таким образом избежать ссоры или драки. Схожей является игра «гневный листок».

Второе занятие начинается с кукольного представления. Специалист и ребенок берут игрушки или куклы и разыгрывают небольшой спектакль по мотивам «Кошкиного дома». С. достается роль кошки, а специалисту гостей-животных. Предварительно специалист узнает у родителей, в каких фразах ребенок проявляет вербальную агрессию, Этими фразами, порой ругательствами, психолог обращается от имени гостей-животных к ребенку-кошке. Так происходит до тех пор, пока С. не обидился на специалиста. Тогда последний выходит из образа и объясняет ребенку, что не хотел его обидеть, а лишь показал ощущения жертвы агрессии. Когда урок усвоен и сделан вывод, разыгрывается небольшая ролевая игра с куклами, закрепляющая навыки вежливого, дружелюбного общения.

При следующей встрече с ребенком, на третьем занятии проводятся тренинги самоконтроля. Упражнение «Если я злюсь..» ставит своей целью помочь ребенку осознать первые признаки гнева и научиться, осознав их, уходить от ссоры или драки. Уход от конфликта смоделировали в упражнениях «спектакль» и «счет до десяти». Первое упражнение дает возможность проиграть гнев, как во время спектакля и научиться управлять им, а второе удерживаться от агрессии, считая до десяти от возникновения гнева до ответной реакции. В конце применили небольшую игру «Зайчики», снимающую физическое напряжение. Ребенок представил себя зайчиком, бьющим в такт по барабану. Сам он при этом улыбался и переключил свое внимание. Специалист тоже участвовал в этом, задавая ритм.

Часто причиной агрессии становится неуверенность ребенка в себе и своих силах. Поэтому четвертое занятие посвящается повышению самооценки ребенка. После приветствия и осведомления об успехах ребенка, специалист завёл беседу о том, что такое уверенность в себе и почему она важна для человека. Беседа подкрепляется примерами из мультфильмов, детских книг и фильмов. После этого С. предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны. В завершение при анализе рисунка у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами. Потом проводится тестирование на определение самооценки.

Для создания эмоционального комфорта на пятом занятии у ребенка закрепляется мысль о том, что он любим и нужен. Специалист предоставил ребенку возможность нарисовать свою семью, прокомментировав роль каждого члена семьи. А в ходе упражнения «Я хороший» С. учился любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторял предложения «я хороший, потому что…» и завершал тренинг фразой «Меня любят родители и другие люди». В конце занятия ребенок с помощью специалиста вылепливает солнце, а специалист говорит, что это солнышко вышло теплым и радостным, как любовь его родителей. 

Но помимо любви к себе, ребенок должен ощущать и взаимную любовь к семье и другим людям. Для развития дружелюбия и положительного отношения к людям используется несколько занятий. Так в ходе шестого занятия при помощи конструктора ребенок моделирует предмет, символизирующий подарок для друга, брата, сестры или одноклассника. Затем проводятся две игры «Глаза в глаза» и «Море». По правилам первой игры специалист и ребенок садятся друг напротив друга, смотрят в глаза и держатся за руки. При этом специалист загадывает определенные эмоции, а С. должен их угадать по взгляду и сжатию руки. Для игры-релаксации «Море» набирается емкость с теплой водой и пускается бумажный или игрушечный кораблик. По условиям игры ребенок как бы спасает кораблик и его пассажиров. К тому игра с водой хорошо расслабляет, склонного к агрессии ребенка. 

На седьмом занятии акцентуируется важность перенесения невербального гнева на физические упражнения и релаксация агрессивного ребенка. Сначала проводится небольшая гимнастическая разминка. В принципе подобная разминка может пригодиться на всех занятиях, особенно для активных детей. Затем проводятся подвижные игры «Дрова» и «Подушки». Сначала ребенок имитирует раскалывание дров, а затем устраивается «подушечный бой» со специалистом . 

Продолжение развития дружелюбия и эмпатии становятся тренинги восьмого занятия. Специалист объясняет, что многие люди нуждаются в помощи. Например, нужно помогать пожилым людям. И ребенок лепит старичка или старушку. Потом проводится ролевая игра «Доктор или медсестра», когда С. в игровой форме помогает «больному» в лице специалиста .

Девятое занятие целиком посвящено чувствам ребенка и окружающих его людей. В игре «Знаток чувств» ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они. Затем поиграть в отгадывание чувств – «Угадай чувство»,изобразить заданные чувства – «Актер». В довершение нарисовать свое чувство в данный момент.

На предпоследнем занятии психолог с С.составили словарь добрых, хороших слов, которые нужно использовать, чтобы дружно и мирно общаться с окружающими. Одновременно тренировались лингвистические навыки ребенка. Затем проводится игра «Поводырь». Специалист и ребенок по очереди изображали слепого, завязав глаза, а поводырь водил его по комнате, таким образом, устанавливается доверие. Похожа на эту игра «Диспетчер», когда ребенок управлял действиями специалиста. Итоговое занятие включает обсуждение полученного ребенком опыта.