Индивидуальное сопровождение учащегося _ класса ФОИ.
на 2024 -2025 учебный год.
Падагог-психолог: Касаткина И.Л.
Коррекция девиантного поведения.
Характелогические особенности ребенка | Направления коррекционной работы | Дата занятий | Методы и техники терапевтического воздействия |
Слабый контроль над своими эмоциями | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом | Сентябрь- 1 раз в неделю Апрель- 1 раз в неделю | выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; многократное повторение деструктивного действия безопасным способом; рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина. Обсуждение (если ребенок хочет). В каких ситуациях он испытывает такой гнев); письма гнева; «галерея негативных портретов»; использование арт- терапии, гештальт – терапии, эмоционально – образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения. | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. | Октябрь Ноябрь 1 раз в неделю Май 1 раз в неделю | работа с картинками, отражающими проблемные ситуации; 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивных и закрепление их в ролевой игре; введение на занятиях правил поведения с использованием системы поощрений; ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; ведение ребенком вместе с учителями( родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка, с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; включение ребенка в спортивные командные игры:(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил) |
Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом | Декабрь- январь 1 раз в неделю Март 1 раз в неделю | релаксационные техники-мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; перевод деструктивных действий в вербальный план (остановись и подумай, что ты хочешь сделать); ввод правила: «посчитай до 10 , прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки контроля; 5)сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на запах цвет, слух на ощупь?); 7. осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук. Грудной клетки, живота, которые могут вызывать боль) |
Работа с родителями и педагогами | Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей | По запросу в течение года | информирование педагогов и родителей об индивидуально – психологических особенностях агрессивного ребенка; обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия; обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения- «активное слушание»; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «ты- сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; включение ребенка в работу различных ( по интересам) секций, кружков, студий |
Основные направления и методы работы педагога-психолога с Подгорным М.
Снижение агрессивных проявлений:
Упражнение «Критикуй, не обижая». Познакомить подростков с законами критики:
критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь;
покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
не приказывай, а предлагай человеку выбор.
Теперь пусть каждый участник предложит задевающие его замечания, ситуации, а группа обсудит, как следует ответить подростку таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека1.
Снижение психоэмоционального напряжения:
− упражнение «Драка». Представьте, что вы с другом поссорились. Вотвот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? Это упражнение повторить несколько раз2;
− музыкотерапия, например, при выраженной раздражимости, гневности рекомендуется прослушивание следующих музыкальных произведений: «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского3.
Формирование адекватной самооценки:
− тренинговое упражнение «Вообрази успех». Участников просят представить, какого успеха они бы хотели достигнуть, нарисовать свой успех и рассказать о нем группе;
− сочинение-самоотчет на тему «Я рад!». Педагог-психолог предлагает подростку написать сочинение на тему: «Я рад, что я не...». Пусть подросток напишет, что он рад, что не калека, что имеет кусок хлеба, что одет и обут. Есть дом, есть мебель. Впереди целая жизнь. Пусть сравнит себя с теми, у кого этого нет, кому плохо или еще хуже4.
Развитие мыслительной деятельности:
− «Поиск общего». Берутся наугад два слова, также мало связанных, например, «тарелка» и «лодка». Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «имеют глубину»), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете; их оказывается не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Можно ввести и качественные критерии: начислять дополнительные баллы за оригинальность7.
Снижение тревожности:
− упражнение «Приятное воспоминание». Ученику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию5.
Развитие коммуникативных навыков:
− ролевая игра с элементами импровизации «Игра в зверей». Группа садится в круг, лицом в центр. Каждый участник выбирает зверя, которого он будет имитировать. Игра заключается в том, чтобы показать жестами своего зверя, в которого «стреляют». Тот, в кого «выстрелили», повторяет жест своего зверя, а затем «стреляет» в другого. По правилам игры — это надо делать молча и в быстром темпе. Тот, кто сбивается или произносит слово, выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останется один победитель.
Развитие моральных качеств, эмпатии:
− тренинговое упражнение «Парафраз». Работа в парах. Первому участнику дается задание рассказать о себе небольшую историю. Второму участнику надо рассказать о том же, но другими словами. Желательно начинать со слов: «Правильно ли я тебя понял, что…». После этого первый участник дает обратную связь о том, правильно ли его понял собеседник. Участники меняются ролями.
1
2
3
4
5