Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы как часть адаптированной рабочей программы
«Коррекционный курс: Коррекционно-развивающие занятия»
Общие сведения
Ф.И.О.
Дата рождения:
Домашний адрес:
Ф.И.О. родителя/законного представителя:
Дата выдачи ИПРА инвалида:
ИПРА ребенка-инвалида установлена на срок до:
Класс/год:
Дата поступления в УО:
Выписка из ИПРА:
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности: способность к общению, обучению – вторая степень ограничения.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации: нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения.
Прогнозируемый результат: достижение компенсации утраченных либо отсутствующих функций (частично); восстановление (формирование способности ориентироваться (частично), общаться (частично), обучаться (частично).
Условия по организации обучения
Условия | Наименования мероприятия |
Вид ООП | АООП ОО с интеллектуальными нарушениями, вариант 1 |
Форма получения образования | Очная, с полной включенностью |
Психолого-педагогическая помощь | Консультирование, коррекционно-развивающая работа сопровождение |
Пояснительная записка
Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение учащейся с ОВЗ, развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций в соответствии с возможностями.
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения учащейся с ОВЗ, способствующая освоению адаптированной основной общеобразовательной программы, развитию и социальной адаптации.
Задачи:
- мониторинг психического развития учащейся;
- коррекция и развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения, речевых нарушений;
- осуществление индивидуального подхода: учет индивидуальных особенностей развития ребенка, выбор индивидуального темпа обучения;
- консультирование участников образовательного процесса в период сопровождения.
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащейся.
Количество часов, выделяемое на реализацию программы составляет 69 часов, занятия проходят 2 раза в неделю.
Ожидаемый результат:
- освоение АООП ООО за 6 год обучения;
- положительная динамика психического развития учащейся с ОВЗ в соответствии с разделами коррекционно-развивающей программы.
Оценка эффективности коррекционной программы:
В начале и в конце учебного года проводится обследование диагностическими методиками, определяющими:
- уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, пространственно-временных отношений;
- уровень развития параметров личностного развития: сформированность учебной мотивации, нравственно-этической ориентации, самооценки словарного запаса;
- эмоционально-волевой регуляции: регуляция мелкой моторики, владение правилами общения со сверстниками и взрослым, саморегуляция эмоционального состояния.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие крупной моторики;
- развитие графомоторных навыков.
2. Развитие и коррекция функций психической деятельности:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, размер, материал, назначение, использование);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие устойчивости, переключения внимания, объёма внимания и памяти.
3. Развитие и коррекция мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
- формирование умения работать по инструкции, алгоритму.
4. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы:
- развитие речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса;
- организация благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту и возможностям учащейся, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений;
- предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
Данные параметры развития отслеживаются во время занятий и при необходимости корректируются.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков | 8 |
2 | Развитие и коррекция функций психической деятельности | 30 |
3 | Развитие и коррекция мышления | 21 |
4 | Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы | 10 |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел: Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (8 часов) |
1 | Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости. | 1 | 05.09 | |
2 | Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра «Делай, как я». Работа с цветными палочками. Застегивание пуговиц. | 1 | 06.09 | |
3 | Упражнения для кистей и пальцев рук. Подвижные игры с мячиком. Обводка по шаблону и трафарету. Шнуровка. | 1 | 12.09 | |
4 | Пальчиковая гимнастика. Игра «Ходьба по линии». Штриховка в разных направлениях. Раскрашивание с соблюдением контура. | 1 | 13.09 | |
5 | Упражнения для кистей и пальцев рук. Песочная терапия. Работа с бумагой (сгибать, складывать, рвать, скручивать в трубочку). Конструирование из разных материалов. | 1 | 19.09 | |
6 | Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра «Попади в цель». Рисование и окрашивание геометрических фигур и предметов. Конструирование из геометрических фигур. | 1 | 20.09 | |
7 | Упражнения для кистей и пальцев рук. Подвижная игра «Докати обруч до флажка». Вырезание ножницами из бумаги по шаблону предметных изображений. Нанизывание крупных и средних бусин. | 1 | 26.09 | |
8 | Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра «Прыжки». Работа с пластилином (отщипывать, раскатывать, размазывать). Выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина. | 1 | 27.09 | |
Раздел: Развитие и коррекция функций психической деятельности (30 часов) |
9 | Диагностика | 2 | 03.10 04.10 | |
10 | Пальчиковая гимнастика. Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Дорисуй». Работа с карточками. | 1 | 10.10 | |
11 | Игра с бизидомом. Дидактические игры «Выбор недостающего фрагмента», «Сравни предмет». Работа с карточками. | 1 | 11.10 | |
12 | Игры с сюжетной мозаикой. Дидактические онлайн-игры «Исключи лишнее», «Найди тень предмета». Работа с карточками. | 1 | 17.10 | |
13 | Игры с сортером. Дидактические игры «Найди такой же предмет», «Найди отличия». Работа с карточками. | 1 | 18.10 | |
14 | Нанизывание бусин одного цвета. Дидактические игры «Найди такой же предмет», «Почини коврик». Работа с карточками. | 1 | 24.10 | |
15 | Упражнения для кистей и пальцев рук. Дидактические онлайн-игры «Расставь в нужном порядке», «Что изменилось?». Работа с карточками. | 1 | 25.10 | |
16 | Нанизывание бусин одного размера. Дидактические игры «Повтори звук», «Продолжи ритм». Работа с карточками. | 1 | 07.11 | |
17 | Работа с цветными палочками. Дидактические игры «Найди пару», «Сложи пуговицы в коробки». Работа с карточками. | 1 | 08.11 | |
18 | Застегивание пуговиц. Дидактические онлайн-игры «Парные предметы», «Какая картинка была?». Работа с карточками. | 1 | 14.11 | |
19 | Работа с бумагой. Дидактические игры «Собери бусы», «Найди такой же цвет». Работа с карточками. | 1 | 15.11 | |
20 | Работа с пластилином. Дидактические игры «Величина», «Форма». Работа с карточками. | 1 | 21.11 | |
21 | Шнуровка. Дидактические онлайн-игры «Найди на картинке. Огород», «Собери пару». Работа с карточками. | 1 | 22.11 | |
22 | Игры с крупной мозаикой. Дидактические игры «Ориентировка во времени», «Найди свой домик». Работа с карточками. | 1 | 28.11 | |
23 | Работа с пазлами. Дидактические игры «Найди предмет такого же цвета», «Разложи предметы по цвету». Работа с карточками. | 1 | 29.11 | |
24 | Песочная терапия. Дидактические онлайн-игры «Лабиринт. За грибами», «Конфетки». Работа с карточками. | 1 | 05.12 | |
25 | Вырезание ножницами. Дидактические игры «Вверх», «Вниз». Работа с карточками. | 1 | 06.12 | |
26 | Нанизывание бусин одного цвета. Дидактические игры «Налево», «Направо». Работа с карточками. | 1 | 12.12 | |
27 | Игры с сортером. Дидактические игры направления в пространстве «Вперед», «Назад». Работа с карточками. | 1 | 13.12 | |
28 | Пальчиковая гимнастика. Дидактические онлайн-игры «Найди отличия. Зверята-кондитеры», «Найди отличия. Звери на ферме». Работа с карточками. | 1 | 19.12 | |
29 | Работа с бумагой. Дидактические игры «Раскрась вторую половинку», «Узор из пуговиц». Работа с карточками. | 1 | 20.12 | |
30 | Работа с цветными палочками. Дидактические игры «Волшебный коврик», «Лабиринт». Работа с карточками. | 1 | 26.12 | |
31 | Шнуровка. Дидактические игры «Укрась ёлку», «Сказочный сундучок». Работа с карточками. | 1 | 27.12 | |
32 | Вырезание ножницами. Дидактические игры «Собери коллекцию», «Разложи карандаши». Работа с карточками. | 1 | 09.01 | |
33 | Песочная терапия. Дидактические онлайн-игры «Подбери заплатку», «Два одинаковых предмета». Работа с карточками. | 1 | 10.01 | |
34 | Застегивание пуговиц. Дидактические игры «Строим дом», «Положи в одну банку». Работа с карточками. | 1 | 16.01 | |
35 | Упражнения для кистей и пальцев рук. Дидактические игры «Найди такую же фигуру», «Составь фигуры». Работа с карточками. | 1 | 17.01 | |
36 | Нанизывание бусин одного размера. Дидактические онлайн-игры «Одно отличие», «Все одинаковые предметы». Работа с карточками. | 1 | 23.01 | |
37 | Игры с сортером. Дидактические игры «Лабиринты», «Времена года». Работа с карточками. | 1 | 24.01 | |
Раздел: Развитие и коррекция мышления (21 час) |
38 | Диагностика | 2 | 30.01 31.01 | |
39 | Работа с пазлами. Дидактическая игра «Разложи по группам». Работа с карточками. | 1 | 06.02 | |
40 | Игры с сюжетной мозаикой. Дидактическая игра «Дерево – это …». Работа с карточками. | 1 | 07.02 | |
41 | Работа с пластилином. Дидактические онлайн-игры «Найди такое же отличие», «Находим тень». Работа с карточками. | 1 | 13.02 | |
42 | Работа с алмазной мозайкой. Дидактическая игра «Классификация». Работа с карточками. | 1 | 14.02 | |
43 | Игры с крупной мозаикой. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Работа с карточками. | 1 | 20.02 | |
44 | Игра с бизидомом. Дидактические онлайн-игры «Лишний предмет», «Найди такую же картинку». Работа с карточками. | 1 | 21.02 | |
45 | Нанизывание бусин одного цвета. Дидактическая игра «Найди похожее». Работа с карточками. | 1 | 27.02 | |
46 | Работа с цветными палочками. Дидактическая игра «Кто, где живет». Работа с карточками. | 1 | 28.02 | |
47 | Игры с сортером. Дидактические онлайн-игры «Лишнее», «Исключения». Работа с карточками. | 1 | 05.03 | |
48 | Работа с бумагой. Дидактическая игра «Зима – лето». Работа с карточками. | 1 | 06.03 | |
49 | Шнуровка. Дидактическая игра «Летает, плавает, ползает». Работа с карточками. | 1 | 12.03 | |
50 | Застегивание пуговиц. Дидактические онлайн-игры «Общие признаки», «Подходящие предметы». Работа с карточками. | 1 | 13.03 | |
51 | Игры с сюжетной мозаикой. Дидактическая игра «Собери картинку». Работа с карточками. | 1 | 19.03 | |
52 | Вырезание ножницами. Дидактическая игра «Разложи предметы». Работа с карточками. | 1 | 20.03 | |
53 | Работа с пазлами. Дидактические онлайн-игры «Пропущенный предмет», «Что сначала, что потом». Работа с карточками. | 1 | 02.04 | |
54 | Работа с пластилином. Дидактическая игра «Разложи по группам». Работа с карточками. | 1 | 03.04 | |
55 | Вырезание ножницами. Дидактическая игра «Парные картинки». Работа с карточками. | 1 | 09.04 | |
56 | Игра с лото. Дидактические онлайн-игры «Логический ряд», «Найди узор». Работа с карточками. | 1 | 10.04 | |
57 | Шнуровка. Дидактическая игра «Нарисуй и зачеркни». Работа с карточками. | 1 | 16.04 | |
Раздел: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы (10 часов) |
58 | Нанизывание бусин одного размера. Дидактическая игра «Лото настроений». | 1 | 17.04 | |
59 | Песочная терапия. Просмотр мультфильма «Наши эмоции». Дидактическая онлай-игра «Развитие эмоций». | 1 | 23.04 | |
60 | Игры с сортером. Арт-терапия «Набрызг» | 1 | 24.04 | |
61 | Работа с пазлами. Дидактическая игра «Зеркало». | 1 | 30.04 | |
62 | Работа с бумагой. Работа с карточками «Эмоции». | 1 | 07.05 | |
63 | Вырезание ножницами. Дидактическая игра «Животные». | 1 | 08.05 | |
64 | Застегивание пуговиц. Просмотр мультфильма «Учим эмоции». Арт-терапия «Кляксография». | 1 | 14.05 | |
65 | Работа с мозаикой. Дидактическая игра «Выражение эмоций». | 1 | 15.05 | |
67 | Комплексная диагностика. | 2 | 21.05 22.05 | |
Материально технические условия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
- необходимое оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
- комплекс оборудования Сенсорной комнаты.
Интернет ресурсы
Портал развивающих и обучающих игр «Играемся»
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat
QIша https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-goda
Сайт-игра Разумейкин https://www.razumeykin.ru/
Сайт для умных родителей «Твой ребенок» http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗА ПЕРИОД С___________ПО____________
Отмечены следующие результаты (проведенная работа):
Педагог-психолог ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительная динамика
Частично положительная
Динамика отсутствует
Рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________