СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»»


Автор:

Буркало Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№22» г. Нижневартовск

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»

Пояснительная записка

Особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов.

Индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования) могут разрабатываться для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация индивидуальных учебных планов может осуществляться в том числе с помощью дистанционного образования (ст.16 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации").

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам является:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст. 3, ст. 17);

  • Устав образовательного учреждения;

  • Положение об организации обучения учащихся по ИУП

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность дисциплин, курсов, модулей, проектов и т.д., определяющих индивидуальную траекторию развития обучающегося.

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык» составлена с учетом материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цель программы: создание условий для успешного усвоения учащимися учебной программы по русскому языку и индивидуального развития ученика.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся: получение полного и среднего образования; выбор формы получения образования.

Родителей: в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

в стабилизации отношений в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.

Задачи:

  • отбор педагогических технологий для организации учебного процесса;

  • повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;

  • реализация разноуровнего обучения;

  • изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;

  • формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Планируемый результат:

  • Ликвидация неуспеваемости по русскому языку.

  • Формирование предметных и метапредметных результатов.

  • Повышение качества знаний учащихся.

  • Повышение мотивационных интересов к изучению русского языка.

Основная часть

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования, особенностями личности каждого учащегося, затруднения в обучении,

  • связанные с состоянием здоровья:

  • частые пропуски занятий, связанные занятиями спортом; какими-либо видами художественного творчества;

  • неблагоприятной обстановкой в семье.

Возможные причины неуспеваемости:

  • Пропуск уроков

  • Недостаточная работа дома

  • Слабые способности

  • Нежелание учить предмет

  • Недостаточная работа на уроке

  • Необъективность выставления оценок на уроке

  • Предвзятое отношение учителя на уроке

  • Большой объем домашнего задания

  • Недостаточное внимание учителя

  • Высокий уровень сложности материала

  • Другие причины

На фоне школьных неудач, постоянного отсутствия успеха, познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая учащимся, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи учащемуся, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим учащимся необходимо большее количество на отработку навыка.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания  по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса

Ф И учащегося _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ____________________________________

Учитель _____________________________________________________


Пробелы в знаниях

Даты проведения индивидуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отметка

Подпись

учащегося,

родителя

























































Описание места учебной программы.

Занятия организованы 1 час в неделю, за год 34 часа.


2.Тематическое планирование

5 класс

Тема

Дата

Домашнее задание

1

Состав слова Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. в корне слова. Части речи.



2

Непроизносимые согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные.



3

Буквы и, у, а после шипящих. Склонение имён существительных.



4

Мягкий знак в середине слов. Имя прилагательное. Запятые перед союзами что, где, когда, а, но, да.



5

О-Ё после шипящих в корне слова. Существительное. Местоимение.



6

Употребление ь на конце существительных после шипящих. Краткие прилагательные с основой на шипящую.



7

Запятые при однородных членах. Обобщающие слова



8

Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий



9

Буквы и—ы после ц. Разделительные ъ и ь. Предлог. Союз.



10

Буквы о—ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов.



11

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. Учимся ставить знаки препинания



12

Буквы о—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.



13

Глагол. Не с глаголами. Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Разбор .



14

Мягкий знак на конце слов после шипящих.



15

Приставки на с—з.



16

Чередование согласных в корнях слов.

Тире между подлежащим и сказуемым.



17

Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-. Обращение.



18

Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-.



19

Чередование гласных и—е в корнях слов.



20

Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-.



21

Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -ровн-.



22

Учимся ставить знаки препинания. Прямая речь. Сложное предложение.



23

Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд.



24

Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения.



25

Большая буква и кавычки в именах собственных. Спряжение глаголов.



26

Безударные гласные в корне слова.



27

Проверяемые согласные в корне слова.

Чередование согласных в корнях слов.



28

Непроизносимые согласные в корне слова.

Диалог. Разбираем слова по составу.



29

Буквы и, а, у после шипящих.



30

Существительные на -ия, -ие, -ий.



31

Склонение имён прилагательных.

Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного.



32

Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. Морфологический разбор глагола.



33

Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание ъ в середине слов. Употребление ъ после приставок.



34

Буквы и—ы после ц



3. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

  • График индивидуальной работы со слабоуспевающими;

  • Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

  • Результаты тематического контроля знаний учащихся;

  • Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.







Работа ученика по заданию учителя


Русский язык

1. Выполнение заданий на самоподготовке

а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.

б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.

а) Выборочный опрос.

б) Проверить наличие выполненного упражнения в тетради.

2.Пятиминутки русского языка

Записать и выучить слова.

а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов

б) Выборочный опрос.

в) Проверка наличия записанных слов.

3. Работа над ошибками

Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя.

Проверить наличие работы над ошибками.

4. Индивидуальные задания

После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).

а) Выборочный опрос по указанному материалу.

б) Проверить наличие выполненного задания.

5. Каникулярные задания

а) Выучить указанный учителем теоретический материал.

б) Выполнить указанные упражнения.

а) Выборочный опрос по теории.

б) Проверить наличие выполненного задания.

6. Дополнительные занятия

а) Задать вопросы по непонятному материалу.

б) После объяснения учителя выполнить указанное задание.

Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися

Литература

  1. Выполнение занятий на самоподготовке


а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.

а) Выборочный опрос на знание текста произведения.

б) Проверка наличия выполненного задания.

Выводы:

1.Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;

2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.

Методический инструментарий включения школьников в процесс индивидуального обучения:

  1. Путеводитель для ребенка по теме «Правописание гласных в корне».

  2. Банк разноуровневых заданий на тему: «Чередующиеся гласные в корне».

  3. Навигатор для решения онлайн-тестов по предложенным темам.

  4. Лоция «Словарные слова».

  5. Схемы и таблицы к урокам русского языка.

  6. Электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой, 5 класс.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;

  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

  • диалоговая форма обучения;

  • игровые формы;

  • памятки, карточки, творческие задания.

  • вовлечение в парную работу

  • вовлечение в проектную деятельность

Формы контроля:

  • устные и письменные опросы;

  • самостоятельные и проверочные работы;

  • предметные тесты;

  • собеседования;

  • онлайн-тесты

  • контрольные работы.


Ресурсы открытой образовательной среды: Интернет-ресурсы, ресурсы образовательных порталов по русскому языку, ресурсы городской библиотеки.

Ресурсы образовательной среды школы:

1.Библиотечный фонд. 2. Кабинет. 3. Социально-психологическая служба.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы.

Данная программа обеспечивает достижения необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС ООО.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

ФИО учителя ….………………………………………

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

 Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

1.Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

6.Учитель-предметник (тьютор) должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7.Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»)

8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Данная программа предполагает использование приемов и средств оценки результатов процесса индивидуального обучения учащихся и учета их в образовательной практике:

Приемы оценки результатов ИО

Средства оценки результатов ИО

  1. Прием «Недельный отчет»

Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в месяц, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.

Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность.

Прием «Составление тестов»

Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль последних в процессе обучения.

Ученик сможет: Повысить качество выполнения задания.

Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

3. Прием «Двойная рефлексия»

Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.

Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока.

Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.

Тестирование.

Модульная и рейтинговая система оценки качества знаний. Мониторинг качества.

Учебный портфолио.


17