Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича Цецульникова»
ПРОГРАММА ИНДИВИДУЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
«ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ»
(для обучающихся 7- 9 классов)
Составитель:
Степанова Е.Ю.,
педагог-психолог «Средняя
общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича
Цецульникова»
Кемерово 2019
Пояснительная записка
Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – всё это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
Актуальность программы определена тем, что этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:
- целеустремлённость, настойчивость, импульсивность, неустойчивость;
- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении и желание уединиться;
- развязность в поведении и застенчивость;
- романтизм и цинизм, расчётливость;
- нежность, ласковость, жестокость.
Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могу привести к различным девиациям.
Цель программы: коррекция девиантного поведения подростков
Обучающие задачи:
1. Сформировать личностно-конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.
2. Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста
Основные методы: беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации
Адресат: подросток с девиантным поведением.
Предполагаемые результаты:
- снижение отклонений вповедении;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальнойдезадаптации;
- расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.
Данная программа состоит из сери специально организованных занятий, составлена на основе авторской программы «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям» А.Ф. Березина и Н.Н.Березиной. Адаптивная программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком, имеющим отклонения в поведении. Объём программы – 10 занятий. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.
Учебно- тематическое планирование
Занятие №1
Хороший друг
Развитие навыка налаживания дружеских отношений
Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников
1упр. «Хороший друг»
2 упр. «Каков я? Кто я?»
Релаксационное упражнение
Занятие №2
Значимый человек
Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения
1. игра «Значимый человек»
2. Релаксационное упражнение
Занятие №3
Разговор с взрослым
Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми
Упр. «Разговор со взрослым»
Релаксационное упражнение
Занятие №4
Что, когда и кому я должен?
Овладение навыками позитивного поведения
1. Упр. «Что, когда и кому я должен»
2. Упр. «Спасибо, мне это не нужно»
3. Упр. «Стоп! Подумай! Действуй!»
4. Релаксационное упражнение
Занятие «5
Без рук
Развитие конструктивных навыков общения
Развитие толерантного отношения друг к другу
Упр. «без рук!»
Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?»
Релаксационное упражнение
Занятие №6
Банк переживаний
Отработка навыков коммуникативного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования
1. Упр. «Банк переживаний»
2. Упр. «Мои достижения»
3. Релаксационное упражнение
Занятие №7
Словарь чувств
Отработка навыков коммуникативного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования
1. Упр.«Банк переживаний»
2. Мини-лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других»
3. Упр. «Добрые слова»
4. Релаксационное упражнение
Занятие №8
На ошибках учатся
Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:
- раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;
- преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;
- овладение навыками позитивного мышления
1. Упр. «На ошибках учатся»
2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление»
3. Сказка о том, что могут натворить тёмные мысли. Анализ сказки
Занятие №9
Была бы проблема!
Отработка навыков преодоления трудностей
1. Упр. «Была бы проблема!»
2. Релаксационное упражнение
Заключительное занятие
1.Подведение итогов
1. Упр. «Неоконченные предложения»
2. . Релаксационное упражнение
3. Беседа по анализу занятий
Приложение
Упражнение «хороший друг»
Цель:
Развитие навыка налаживания дружеских отношений
Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников
Инструкция:
Подумай о своём хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. А можешь подумать и о том, с кем только собираешься подружиться.
- Что ты можешь сказать об этом человеке?
- Что вы любите делать вместе?
- Как выглядит твой друг?
- Что тебе больше сего нравится в нём?
- Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба больше и больше крепла?
Обсуждение ответов
Вопросы для обсуждения:
Как человек находит друга?
Почему так важны в жизни хорошие друзья?
Упражнение «значимый человек»
Цель:
Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения
Инструкция:
Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или человек, с которым у тебя есть проблемы. А теперь представь, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит от первого лица, например, «Меня зовут…А ещё мне нравится…» (5-10 минут).
А теперь ты можешь записать то что ты сам хотел бы сказать этому человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нём нравится; возможно, ты выскажешь какое-то своё пожелание. Возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что-то делал иначе (5 минут).
Вопросы для обсуждения:
- Какого значимого для себя человека ты выбрал?
- Было ли трудно представить-то, что другой человек говорит о самом себе?
- Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?
Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?
Упражнение «разговор со взрослым»
Цель:
Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослым
Инструкция:
Иногда у подростков складывается впечатление, что взрослые не хотят их понимать; вспомните конкретную ситуацию, когда.
Взрослые (учителя, родители и др.), по вашему мнению, не хотят вас слушать. Теперь возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете попытаться им объяснить свою позицию. Запишите пять вариантов того, что вы могли бы им сказать (5-10 минут).
Теперь ещё раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов разговора.поставьте «плюс» около трёх формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте «минус». Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около неё знак вопроса.
Вопросы для обсуждения:
С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими – плохо?
Бываешь ли ты слишком неуверенным или слишком дерзким?
Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?
Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, чтобы бесконфликтно взаимодействовать с ним?
Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?
В каких вещах тебе с трудом удаётся понять взрослых?
Представь себе, что ты сам действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?
Упражнение «что, когда и кому я должен»
Цель:
Овладение навыками позитивного поведения
Инструкция:
Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но вто, же время я знаю, что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы.
Я думаю, что это вам знакомо. Вспомните и опишите два-три случая, когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на своё нежелание, вы всё-таки сделали. Возможно, это было в школе или дома, или в какой-то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали?
А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опишите два- три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие (друзья, родители или кто-то ещё). Как вы себя чувствовали в такой ситуации?
Вопросы для обсуждения:
Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?
Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?
Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему чёткое «да»?
Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?
Упражнение «спасибо, мне это не нужно!»
Цель:
Отработка уверенного и эффективного поведения
Ведущий предлагает ситуации, в которых подростку предлагают употребить алкоголь.
Подросток под различными предлогами должен отказаться.
Упражнение «стоп! подумай! действуй!»
Ведущий предлагает ситуацию, в которой присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем. После ознакомления с ситуацией, подросток берёт карточку «Стоп!», на ней раскрываются чувства, переживания, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Подросток обсуждает, сходятся ли эти переживания с его личными.
Затем берётся вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Подросток должен определить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.
На последней карточке написано слово «Действуй!». На листке бумаги подросток должен изложить своё решение проблемы.
Упражнение «без рук!»
Цель:
Развитие конструктивных навыков общения
Инструкция:
Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во чтобы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбуждён, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба готовы были драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства. Опиши, что происходило тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Дай этой истории какое-нибудь название.
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?
Драка – это хороший способ разрешить спор?
Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?
Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?
В чём различие между спором и дракой?
Упражнение «банк переживаний»
Цель:
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
Источник многих проблем – чрезмерные опасения и заботы. Осложнить себе жизнь достаточно просто: надо меньше думать и переживать о том, что может случиться с нами или нашими близкими. «А вдруг...», «А что, если…». Тот, кто много размышляет об этом, тратит свои силы на переживание и преодоление того, чего нет и, может быть, никогда не будет. У такого человека не останется сил на решение отдельных вполне посильных проблем.
Инструкция:
Подумай, вспомни, о чём ты обычно переживаешь? Есть ли сейчас какая-нибудь важная проблема, стоящая перед тобой. Запиши проблему и связанные с ней переживания на небольшом листочке бумаги и положи в коробку. Храни его у себя дома. Раз в неделю в спокойной обстановке садись за стол, записывай свои заботы и переживания и добавляй их в коробку. Через две недели перебери свои заботы и посмотри, что ними стало за это время. Процедуру можно повторить через месяц и более.
Вопросы для обсуждения (минимум через две недели):
Не исчезли ли многие заботы и переживания сами собой?
Можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности? Если да, то как?
Упражнение «словарь чувств»
Цель:
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования
Инструкция:
Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1 минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты её описать на языке чувств? (2-3 минуты).
Вопросы для обсуждения:
Скем ты говоришь о своих чувствах?
О каких чувствах тебе бывает легче говорить?
О каком чувстве тебе говорить труднее?
Какое чувство нравится тебе больше других?
Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?
Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?
Упражнение «на ошибках учатся»
Цель:
Формирование толерантной коммуникативной культуры
Инструкция:
Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-нибудь научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можешь ли ты вспомнить сейчас какую-нибудь свою большую ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя. Другие просто ещё раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не создают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как ты реагируешь на свои ошибки?
Вопросы для обсуждения:
Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?
Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?
Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?
Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?
Упражнение «была бы проблема»
Цель:
Отработка навыков преодоления трудностей
Один из важных ресурсов преодоления жизненных трудностей – успешный опыт такого преодоления. «Закон накопления опыта» действует и тогда, когда речь идёт о жизненных трудностях и кризисах. Чем успешнее человек справляется с ними в прошлом, тем лучше это у него получится в будущем. Опыт преодоления трудностей есть у каждого человека. Вспомнить его, получить доступ к этому личностному ресурсу поможет упражнение, девиз которого – «Была бы проблема, а решение найдётся!».
Инструкция:
Удавалось ли тебе когда-нибудь сделать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты всё же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимание на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной проблемой… Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и опиши их.
Вопросы для обсуждения:
Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты расскажешь об этом?
По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?
Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чём ты рассказал?
Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?
В каких случаях ты бываешь готов сделать и всё бросить?
Упражнение «неоконченное предложение»
Цель:
Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта
Инструкция:
Допиши предложения:
- Я научился…
- Я узнал, что…
- Я нашёл подтверждение тому, что…
- Я обнаружил, что…
- Я был удивлёнтем, что…
- Самым важным для меня было…
Литература.
Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов- на –Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2013.
Сычёва В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11, 2015.