Муниципальное общеобразовательное учреждение базовая начальная общеобразовательная школа г. Омутнинска Кировской области
Программа
интегрированного курса
по окружающему миру с использованием
исследовательской деятельности и оригами
4 класс по программе «Школа России» (12 часов)
Автор: Зобнина Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
Лусникова Елена Николаевна,
руководитель кружка «Оригами»
Омутнинск – 2010
Пояснительная записка.
В настоящее время в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» идет речь не о массовом унифицированном образовании людей, а о формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Навыки непрерывного образования формируются со школьной скамьи. Таким образом, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития личности. Одной из сторон развития личности психолого-педагогическая литература предлагает считать интеграцию.
Процесс развития личности младшего школьника, будет более эффективным, если
включить в учебную деятельность интеграцию предметов учебного цикла и кружковой работы.
Таким образом интеграцию планируется провести на транспредметном уровне - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Курс предназначен для 4-х классов общеобразовательных школ, работающих по программе «Школа России», рассчитан на 12 часов. В его основе лежит один из разделов учебника А. Плешакова «Мир вокруг нас» – «Родной край-часть большой страны» и кружок дополнительного образования «Оригами» на базе ДДТ. Обучение планируется проводить в виде интегрированных уроков (2 часа в неделю) с введением исследовательской деятельности.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г. И. Щукиной, Ю. К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
Для практической реализации исследовательского подхода в обучении применяются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
Направления деятельности:
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
организация сотрудничества учителя и учащихся в процессе урока, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через организацию групповой формы работы;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее способных учащихся и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- деятельностный, исследовательский подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
Организация учебной поисково-творческой деятельности;
Актуализация внутрипредметных и межпредметных связей;
Усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;
Изменение характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка:
Учит концентрации внимания.
Стимулирует развитие памяти.
Обогащает словарь ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение.
Развивает логическое и абстрактное мышление.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.
На данных уроках используется простое оригами (до 5 минут) и включается в различные этапы урока: актуализацию знаний и целеполагание, изучение нового материала, рефлексия.
Цель: создать условия для всестороннего развития детей, самореализации их в творчестве через использование на занятии учебно-исследовательской деятельности и групповой формы работы.
Задачи:
Обучающая: сформировать представление учащихся о родном крае; способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской деятельности; познакомить с основами знаний в области композиции и цветоведения; обучить приемам работы с бумагой.
Развивающая: поддержка способных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, познавательных интересов, личностных качеств (самостоятельности, ответственности, активности, коммуникативности, аккуратности); развитие психических процессов и умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам; способствовать трудовому и эстетическому воспитанию.
Идея: личностно-деятельностный подход, в основе которого лежат следующие принципы:
принцип творчества
принцип сотрудничества
принцип поддержки и взаимопомощи
принцип «ситуации успеха»
5 принцип интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
Особенности возрастной группы детей:
Режим занятий:
Учебно – тематический план
№ | Тема урока | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Наш край | 2 часа | 1 час | 1 час |
2 | Жизнь леса | 3 часа | 2 час | 1 час |
3 | Жизнь луга | 3 часа | 2 час | 1 час |
4 | Жизнь пресного водоема | 3 часа | 2 час | 1 час |
5 | Растениеводство в нашем крае | 3 часа | 2 час | 1 час |
6 | Незаметные защитники урожая | 2 часа | 1 час | 1 час |
Ожидаемые результаты:
Развитие творческих способностей учащихся.
Овладение правилами сгибания бумаги.
Овладение навыками учебно-исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных качеств личности.
Увеличение личностного роста школьников.
Повышение качества обучения по предмету.
Способы фиксации результатов
Проведение диагностики «».
Проведение наблюдения за приобретением умения сгибания бумаги, соблюдением правил коммуникации при работе в группе, познавательной активностью учащихся во время занятия.
Проведение анкетирования по изучению приобретенных детьми навыков учебно-исследовательской деятельности.
Проведение социометрии с целью выявления личностного роста детей.
Проведение контрольных работ для отслеживания качества обучения школьников.
Содержание учебных тем
тема: «Наш край»
цель: сформировать представление учащихся о родном крае.
Этап изучения нового – групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования (работа с политико-административной картой России, физической картой России, картой природных зон России, картой Кировской области, презентацией «Природа Кировской области», краеведческой литературой, личными наблюдениями учащихся).
Отчет групп о проделанной работе носит творческий характер (использование методов творчества).
Этап закрепления новых знаний – использование метода творчества «Если бы…» (ученикам предлагается составить описание того, что произойдет с населением Кировской области, если измениться ……….?)
2. тема: «Поверхность нашего края»
цель: сформировать представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
Этап актуализации и целеполагания – метод гипотез
Этап изучения нового - групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования (работа с картой Кировской области, краеведческой литературой, презентацией « Вятские Увалы», текстом учебника «Овраги и балки», личными наблюдениями учащихся).
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода сравнения (сравнение первоначальных версий учеников с полученными данными в ходе исследования).
Этап закрепления новых знаний – метод символического видения (оригами «Поверхность нашего края»).
3. тема: «Водоемы нашего края»
цель: сформировать представление учащихся о водоемах нашего края
Этап актуализации и целеполагания – метод ошибок (на доске учащимся предложена схема деления водоемов на естественные и искусственные с ошибками)
Этап изучения нового – описание любой реки по выбору, используя план учебника (групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования: работа с картой Кировской области, краеведческой литературой, презентацией «Река Вятка», личными наблюдениями учащихся).
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии (рассказ от лица реки).
Этап закрепления новых знаний – метод образной картины (метафора).
4. тема: «Наши подземные богатства»
цель: сформировать представление учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств
Этап актуализации и целеполагания – метод гипотез (образование полезных ископаемых)
Этап изучения нового - групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования: практическая работа по плану учебника с использованием образцов полезных ископаемых, атласа-определителя, инструктивных карточек, текста учебника, краеведческой литературы, физической карты России, карты Кировской области.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода символического видения (изображение изученного полезного ископаемого символом с доказательством).
Используя метод «Если бы….» и метод прогнозирования изучить подтему «Охрана подземных богатств».
Этап закрепления новых знаний – метод придумывания (замещение качества одного полезного ископаемого качеством другого с целью создания нового объекта).
5.тема: «Земля – кормилица»
цель: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека
Этап изучения нового - метод гипотез (-Посмотрите на рисунки в учебнике и скажите, какая почва на ваш взгляд самая плодородная?)
Групповая форма работы, проходит в два этапа:
1 этап - в основе лежит метод исследования: рассмотреть состав разнообразных почв, используя краеведческую литературу, презентацию «Виды почв», видеофильм «Состав почв», энциклопедии. Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии.
2 этап – на основе метода эвристического наблюдения дать ответ на вопрос: какие почвы преобладают в Кировской области. Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода образного видения.
Этап закрепления новых знаний – метод придумывания (замещение качества одного вида почвы качеством другого вида с целью создания нового вида почв для Кировской области).
6. тема: «Жизнь леса»
цель: сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Этап изучения нового - групповая форма работы проходит в два этапа:
1 этап - метод исследования: изучение растительного и животного мира леса (гербарии, атлас-определитель, тексты учебника, презентация «Лесные этажи», энциклопедии, краеведческая литература, сообщения детей). Помощник - метод контрольных вопросов.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии.
2 этап - ответить на вопрос, почему лес называют природным сообществом? (составление экологических связей в смешанном лесу).
Введение в урок метода гиперболизации поможет творчески подойти к решению вопроса о влиянии человека на данное сообщество.
Этап закрепления новых знаний – метод «Если бы…» (экологическое равновесие)
тема: «Жизнь луга»
цель: сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Этап актуализации и целепологания – метод гипотез (- Что произошло бы с человеком, если бы не было на свете лугов?)
Этап изучения нового - групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования. Каждой группе предложены рисунки обитателей луга, которых ученики должны охарактеризовать (с использованием гербария, атласа-определителя, текстов и рисунков учебника, презентации «Обитатели луга», энциклопедий, личных наблюдений учащихся).
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии. Рисунки закрепляются на доске, постепенно образуя цепи питания (игра «Найди свой обед»).
Изготовление оригами «Стрекоза», с проигрыванием экологической ситуации. Использование метода гиперболизации поможет творчески подойти к решению вопроса о влиянии человека на данное сообщество.
Этап закрепления новых знаний – метод образного видения (метафора)
тема: «Жизнь пресного водоема»
цель: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека.
Этап изучения нового - групповая форма работы проходит в два этапа:
1 этап - метод исследования: изучение растительного и животного мира водоема (гербарии, атлас-определитель, тексты учебника, презентация «Жители пресного водоема», энциклопедии, краеведческая литература, сообщения детей). Помощник - метод контрольных вопросов.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии.
2 этап - ответить на вопрос, почему водоем называют природным сообществом? (составление экологических связей в водоеме).
Введение в урок метода «Если бы…» поможет творчески подойти к решению вопроса о влиянии человека на данное сообщество.
Этап закрепления новых знаний – метод прогнозирования (экологическое равновесие)
9. тема: «Растениеводство в нашем крае»
цель: сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
Этап актуализации и целеполагания – оригами «Корзина»
(отправляемся с корзиной в новую тему урока собирать дары растениеводства).
Этап изучения нового – метод конструирования понятий (составление схемы деления растениеводства на отрасли).
Изучение отраслей растениеводства (групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования) с использованием гербариев, атласа-определителя, текстов учебника, презентации «Отрасли растениеводства», энциклопедий, краеведческой литературы, сообщений детей.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода образной картины.
Метод гипотез – в корзину складываем изображение отраслей растениеводства Кировской области.
Этап закрепления новых знаний – метод придумывания (замещение качества одной отрасли растениеводства качеством другой с целью создания новых отраслей растениеводства для Кировской области).
10. тема: «Незаметные защитники урожая»
цель: сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов.
Этап изучения нового - групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования. Каждой группе предложен рисунок с изображением животного. Задание – охарактеризовать животное, пользуясь дополнительной литературой, текстом учебника, презентацией «Хищные птицы», энциклопедиями, личными наблюдениями учащихся.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии.
Этап закрепления новых знаний – метод прогнозирования (бережное отношение к защитникам урожая).
11. тема: «Живоноводство в нашем крае»
цель: сформировать представление учащихся о животноводстве в нашем крае. Познакомить с отраслями животноводства.
Этап актуализации и целеполагания – оригами «Поросенок» (выход на тему и цели урока)
Этап изучения нового - метод конструирования понятий (составление схемы деления животноводства на отрасли).
Изучение отраслей животноводства (групповая форма работы, в основе которой лежит метод исследования) с использованием текстов учебника, презентации «Животноводство нашего края», энциклопедий, краеведческой литературы, сообщений детей.
Отчет групп о проделанной работе проходит с помощью метода эмпатии.
Метод гипотез – отрасли животноводства Кировской области.
Этап закрепления новых знаний - метод придумывания (замещение качества одной отрасли животноводства качеством другой с целью создания новых отраслей животноводства для Кировской области).
12. тема: «Я знаю родной край» (обобщающий урок)
цель: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу.
Этап актуализации и целеполагания – метод ошибок
Этап изучения нового – метод эвристического наблюдения (задания учителя, предложенные на уроке помогают учащимся еще раз пронаблюдать общую картину темы нового раздела учебника и сделать вывод); метод придумывания (позволяет проанализировать полученные знания и применить их в новых условиях),
Этап закрепления новых знаний - метод образного видения (метафора)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.
Главным методическим принципом организации творческой деятельности детей выступает опора на систему творческих заданий.
Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию не только информационной, но и коммуникативных компетенций учащихся.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Методы творческо-поисковой деятельности.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.
Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
Метод "Если бы ..." . Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннесса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
Метод эвристического наблюдения. Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.
Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой
Метод исследования. Выбирается объект исследования Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы.
Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений.
Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (но не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске.
Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему.
Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу.
Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов.
Дидактический материал: краеведческая литература, презентации, карта Кировской области, физическая карта России, политико-административная карта России, карта природных зон России, энциклопедии.
Методическая литература:
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. Научн. Сб. вып. 1. – Саратов, 1979. –
Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. – 1999.
Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.
Методические разработки:
Компьютерные презентации по теме «Родной край – часть большой страны»
презентация «Природа Кировской области»
презентация « Вятские Увалы»
презентация «Река Вятка»
презентация «Виды почв»
презентация «Лесные этажи»
презентация «Обитатели луга»
презентация «Жители пресного водоема»
презентация «Хищные птицы»
Интернет сайт www. origami-school. narod. ru
Материалы педагога дополнительного образования В. А.
Черепенниковой «Методы развития творческих способностей»
Материально-техническое обеспечение: