СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет изучить школьникам систему духовно-нравственных ценностей

Просмотр содержимого документа
«Программа "Истоки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края







ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Заместитель директора

_________Отченаш Л.Л.

Директор

__________Салиновская Е.В.

от 27.05.2020

от ___________20 г.

от г.

протокол № 7


приказ №








Программа по внеурочной деятельности

«Истоки»

для 1- 4 классов

I образовательная ступень

срок реализации 1 год










Разработчик: Бей Галина Васильевна,

учитель 1 квалификационной категории






2020





Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Истоки»составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального (основного) общего образования.

3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4. Основная образовательная программа образовательного МБОУ ООШ с.Котиково

5. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 1 класс Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 33 часа из расчета 1 час в неделю.

6. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 2-4 классы составлена на основе авторской программы   автора  А.В. Камкина

7. УМК:

1 класс

1.Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;

2. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

3. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

4. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Слово «жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

5. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

6. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

7. Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;

8. Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 1. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;

9.Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 2. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.

2-4 классы

Преподавание предмета в 2-4 классах обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:

  1. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (сис­темная разработка): Дидактический материал. – М.,

  2. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (сис­темная разработка): Методическое пособие. – М.,

  3. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.

  4. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.

  5. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.

  6. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.

  7. Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М.,

  8. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса.

  9. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 4 класс. М.: Технологическая школа бизнеса.

  10. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 199г.

  11. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса.

  12. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр.

  13. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

  14. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, .

  15. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

  16. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса,

  17. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса,.

  18. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.

  19. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 2 класс. М.: Технологическая школа бизнеса.

  20. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 3 класс. М.: Технологическая школа бизнеса.

  21. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие. 4 класс. М.: Технологическая школа бизнеса.

  22. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

  23. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса.

  24. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001


Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;

  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;

  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;

  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

.




Место учебного предмета в учебном плане:

Объём учебного времени в 1 классе составляет 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся:

-ресурсный круг;

-работа в паре;

- работа в четверке.


Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты

1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

4.Учиться приходить к согласию.

5.Уметь общаться в паре, группе и классе.

6.Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков.

7.Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем/

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать такие понятия, как:

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела.Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Выпускник научится:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.


Выпускник получит возможность научиться:

ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Содержание учебного предмета 1 класс


Мир (8 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (8 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.


Образ (8часов)

РОДНИК–род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память

Книга (8 часов)

КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.


Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

  • оценивающий тренинг

Учебно-тематический план



Тема

Всего часов

Контрольные уроки

«Мир »

8

У-8

«Слово »

8

У-13, 16

«Образ »

8

У-24

«Книга »

9

У-29, 32, 33

Всего:

33

7

















Содержание учебного предмета 2класс

Родной очаг

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.



Труд земной

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Учебно-тематический план

Название раздела

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4ч.

год

1

Родной очаг

9




9 ч

2

Родные просторы


7

2


9 ч

3

Труд земной



8


8 ч

4

Труд души




8

8 ч

5

Итого

9

7

10

8

34 ч



Содержание учебного предмета 3 класс

Тема «Вера»

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.

Тема «Надежда»

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).


Тема «Любовь»


ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку. 
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.


       Тема «София»

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота

(в здоровом теле – здоровый дух).

Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.



Учебно-тематический план

Название раздела

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4ч.

год

1

Введение

1




1

2

Вера

8

1



9

3

Надежда


6

2


8

4

Любовь



7


7

5

София




8

8


Итого

9

7

9

8

33


Резервные часы



1


1


Всего

9

7

10

8

34



Содержание учебного предмета 4 класс

В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.

Традиции образа (4 часа)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная.Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум,  просвещенное сердце — образы просветителей.Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (4 часа)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (4 часа)

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства:  дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (5 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический  и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся


Учебно-тематический план

Название раздела

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4ч.

год

1

Традиции образа

8

1



9

2

Традиции слова


7

1


8

3

Традиции дела



9


9

4

Традиции праздника




8

8

5

Итого

8

8

10

8

34