СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Юный Инспектор Движения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Юный Инспектор Движения»

Пояснительная записка

Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона

«О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,

«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».


Актуальность 


Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата вбезопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. 

Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. 

В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

Новизна программы.

В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.
Задачи:


  • научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки; 


  • обучить фигурному вождению велосипеда; 


  • сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях; 


  • воспитать безопасную личность. 


Принципы реализации:


  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат


  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности


  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста


  • Принцип индивидуализации и дифференциации


  • Принцип здоровьясбережения


  • Принцип непрерывности


Время обучения –34часа в год. 

Особенности программы.

Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.

В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психо­логически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых си­туациях.

Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.

Программа имеет четкую практическую направленность.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

•     овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;

•     участвуют в повседневной жизни коллектива;

•     получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;

•     привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. 

В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий. 

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды. 

Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивиду­альный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием раз­личных методов. К ним относятся:

Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).


  • Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).


  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).


  • Стабильно получаемые результаты


    Используемые способы диагностики


    1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овла­девают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива


    1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД


    2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизнен­но важным гигиеническим навыкам


    2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены


    3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи


    3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине


    4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспор­том, повышение спортивного мастерства


    4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"


    5. Овладение двигательными умениями и навыками, улуч­шение физической подготовки, повышение культурного уровня


    5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития


    Тестирование.


Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидакти­ческих принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровожде­ние, предполагающее:

•       медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);

•       психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.

Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Ожидаемые результаты


По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.

Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.

Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребя­там самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.


Учебно-тематический план (1 год обучения)


№ 


Тема


Количество часов


  


  


Теория 


Практика 


Транспортные средства 


1 час 


  


Участники дорожного движения 


1 часа 


  


Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты 


1 часа 


  


Средства организации и регулирования дорожного движения 


1 часов 


  


Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки 


1 часа 


  


Начало движение, маневрирование 


1 часа 


  


Расположение транспортных средств на проезжей части 


1 часа 


  


Скорость движения 


1 час 


  


Обгон и встречный разъезд (2 часа). 


1 часа 


  


Остановка, стоянка, вынужденная остановка 


1 часа 


  


Проезд перекрестков 


1 час 


  

  1. 1


Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. 


1 час 


  

  1. 2


Движение через железнодорожные пути 


1 час 


  

  1. 3


Движение по автомагистралям (1 час). 


1 час 


  

  1. 4


Движение в жилых зонах 


1 часа 


  

  1. 5


Приоритет маршрутных транспортных средств 


1 час 


  

  1. 6


Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 


1 час 


  

7


Буксировка механических транспортных средств 


1 часа 



  1. 8


Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов 


1 часа 


  

  1. 9


Решение ситуационных билетов 


1 часов 



  1. 10


Основы доврачебной медицинской помощи


1 часа



  1. 11


Фигурное вождение велосипеда 


  


3часов 

  1. 12


Преодоление на велосипеде естественных препятствий 


  


3 часов 

  1. 13


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 




3 часов 

  1. 14


Общая физическая подготовка




3 часов







  Итого: 34 часа


22 часа 


12часов 







Учебно-тематический план (2-3 год обучения)


№ 


Тема


Количество часов


  


  


Теория 


Практика 


Повторение изученного за 1 год обучения 


1 часов 




Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения» 


1 часов




Основы доврачебной медицинской помощи


1часа


1 часа


Фигурное вождение велосипеда 


  


15 часов 


Преодоление на велосипеде естественных препятствий 


  


5 часов 


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 




5 часов 


Общая физическая подготовка




5 часов




  Итого: 34 часа


3 часа 


31 часов 


Содержание теоретического блока

«Правила дорожного движения»


  1. Транспортные средства 


  • Виды транспортных средств. 


  1. Участники дорожного движения 


  • Водитель. Обязанности водителя 


  • Пешеход. Обязанности пешехода 


  • Пассажиры. Обязанности пассажиров 


  1. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты 


  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения 


  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. 


  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты 


  1. Средства организации и регулирования дорожного движения 


  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки 


  • Дорожные знаки. Знаки приоритета 


  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки 


  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации 


  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка 


  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды 


  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки» 


  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом 


  1. Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки 


  • Применение аварийной сигнализации. 


  • Применение знака аварийной остановки. 


  1. Начало движение, маневрирование 


  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств 


  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка 


  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона 


  1. Расположение транспортных средств на проезжей части 


  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части 


  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении 


  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением 


  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция 


  1. Скорость движения 


  • Общие правила выбора скорости движения. 


  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. 


  1. Обгон и встречный разъезд 


  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен 


  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14 


  1. Остановка, стоянка, вынужденная остановка 


  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения 


  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре 


  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена 


  1. Проезд перекрестков 


  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки 


  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием 


  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог 


  1. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств 


  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей 


  • Движение через железнодорожные пути 


  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде 


  1. Движение по автомагистралям 


  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали 


  1. Движение в жилых зонах 


  2. Приоритет маршрутных транспортных средств 


  3. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 


  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами 


  1. Буксировка механических транспортных средств 


  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки 


  1. Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов 


  2. Решение ситуационных билетов 


  3. Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» 



Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»


  1. Понятие о травмах и объеме первой помощи.


  2. Раны и кровотечение.


  3. Травматический шок. 


  4. Синдром длительного сдавливания. 


  5. Правила наложения повязок. 


  6. Закрытые травмы. 


  7. Повреждение головы и лица. 


  8. Повреждение груди. 


  9. Повреждение органов брюшной полости. 


  10. Повреждение позвоночника. 


  11. Повреждение конечностей. 


  12. Электротравма. 


  13. Ожоги. 


  14. Отморожение. 


  15. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 




Содержание практического блока


    1. Общая физическая подготовка 


    2. Вождение велотранспортных средств 


  • Фигурное вождение велосипеда 


  • Преодоление на велосипеде естественных препятствий 


  • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 


    1. Основы оказания первой доврачебной помощи 


4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения 

Методическое обеспечение

Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений про профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год.

Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».

В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов. 

Материально-техническое обеспечение





Наличие



Количество




Аптечка 


2 шт. 




Инвентарь по фигурному вождению велосипеда 


1 комплект 




Спортивный зал 





Спортивная площадка 





Магнитные знаки правил дорожного движения 


1 комплект 




Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б» 


2 комплектов 




Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В» 


2 комплектов 




Велосипеды 


2 шт





Литература




Для учителя



Для детей


Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009


Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009


Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007


Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008


Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008


Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007


Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007


Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005


Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.


Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002


Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009


Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002


Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008


Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008


Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год


Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год