СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Брянской области
Отдел по образованию Трубчевского муниципального района
МБОУ Плюсковская СОШ
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Директор
_________________________
______С.М.Андреюшина
Приказ № 72 от «01»
сентября 2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1-4 классов
с. Плюсково 2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с федеральной рабочей программой по данному учебному предмету.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
Министерство РФ Приказ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 №286;
приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Уставом МБОУ Плюсковская СОШ;
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ Плюсковская СОШ
в соответствии с содержанием учебников по изобразительному искусству:
Изобразительное искусство: учебник для 1 класса КоротееваЕ.И. /Под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2018.
Изобразительное искусство: учебник для 2 класса КоротееваЕ.И. /Под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2012.
Изобразительное искусство: учебник для 3 класса КоротееваЕ.И. /Под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2013.
Изобразительное искусство: учебник для 4 класса КоротееваЕ.И. /Под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2012.
Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» , УМК «Школа России», Москва «Просвещение» 2019 г.
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство»: формирование художественной культуры обучающихся, развитие художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1-4 классах обязательно.
На занятиях обучающиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени.
При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», - 135 ч. (один час в неделю в каждом классе). 1 класс – 33 ч., 2 класс - 34 ч., 3 класс - 34 ч., 4 класс - 34 ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица - маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность ученика.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др.
Модуль «Архитектура»
Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира - архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и Санкт-Петербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев - за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве - в живописи, графике, скульптуре - определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.).
Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского и др.
Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и др.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т.д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в т.ч. с поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НОО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине - России;
- ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
- духовно-нравственное развитие обучающихся;
- мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
- позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответствен-ности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание - важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу - обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения изобразительного искусства на уровне НОО у обучающегося будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, совместная деятельность.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть познавательных УУД:
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
- сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
- сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
- анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
- обобщать форму составной конструкции;
- выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
- абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное - светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
- выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных УУД:
- проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
- проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
- анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
- использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных УУД:
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
- выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
- анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
- осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
- соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные УУД:
- понимать искусство в качестве особого языка общения - межличностного (автор - зритель), между поколениями, между народами;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
- признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
- взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля следующие регулятивные УУД:
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
- соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
Модуль «Графика»
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художников-иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческую работу - поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию - эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму.
Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры или по представлению.
Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы - натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др.; уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок - создать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности; приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства - живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Иметь представление об именах отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Иметь представление о замечательных художественных музеях России, о коллекциях своих региональных музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др.
Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий с помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой): изменение яркости, контраста и насыщенности цвета; обрезка изображения, поворот, отражение.
Осуществлять виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, возможно, знаменитые зарубежные художественные музеи на основе установок и квестов, предложенных учителем.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||||||
1.1. | Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация. | 1 | 0 | 0 | Начать осваивать | Устный опрос; Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
1.2. | Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. | 0.5 | 0 | 0 | Рассматривать и объяснять построение и оформление книги как художественное произведение.; | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
1.3. | Знакомство с творчеством некоторых известных | 0.5 | 0 | 0 | Обсуждать, анализировать построение любимых книг и их иллюстрации.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
1.4. | Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. | 1 | 0 | 0 | Наблюдать и исследовать | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
1.5. | Изображение лица человека. Строение: пропорции, взаиморасположение частей лица. | 1 | 0 | 0 | Осваивать строение и | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5007/start/273393/ | ||||||
1.6. | Эскиз маски для маскарада: изображение лица-маски персонажа с ярко выраженным характером. | 1 | 0 | 1 | Выполнить в технике | Беседа.; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3858/start/207855/ | ||||||
Итого по модулю 1 | 5 | | | | | | |||||||
2.1. | Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Композиционный натюрморт. | 0.5 | 0 | 0 | Выполнить творческую | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5117/start/273365/ |
2.2. | Знакомство с жанром натюрморта в творчестве С. Сарьян, В. Ф. Стожаров) и западноевропейских | 0.25 | 0 | 0 | Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5117/start/273365/ | ||||||
2.3. | «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность ученика. | 0.25 | 0 | 0 | Осваивать приёмы | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3868/start/228487/ | ||||||
2.4. | Пейзаж в живописи. Пейзаж, передающий состояния в природе. Выбрать для изображения время года, время дня, характер погоды и характер ландшафта (лес или поле, река или озеро). Показать в изображении состояние неба. | 1 | 0 | 0 | Создать творческую композицию на тему«Пейзаж».; | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5006/start/207830/ | ||||||
2.5. | Портрет человека (по памяти и по представлению, с опорой на натуру). Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности; использование | 1 | 0 | 0 | Рассматривать, эстетически анализировать образ человека и средства его выражения в портретах известных | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5007/start/273393/ | ||||||
2.6. | Сюжетная композиция «В цирке» (по памяти и по представлению). | 1 | 1 | 0 | Выполнить творческую композицию - в цирке; | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
2.7. | Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору). | 1 | 0 | 0 | Знакомиться с деятельностью и ролью художника в театре.; Выполнить эскиз | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
2.8. | Тематическая композиция «Праздник в городе» (гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации). | 1 | 0 | 0 | Узнавать и объяснять работу художников по оформлению праздников.; | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
Итого по модулю 2 | 6 | | | | | |
3.1. | Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа в технике | 1 | 0 | 0 | Выполнить творческую | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5005/start/284403/ | ||||||
3.2. | Создание игрушки из подручного нехудожественного | 1 | 0 | 0 | Учиться осознавать, что | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5117/start/273365/ | ||||||
3.3. | Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения). | 1 | 0 | 0 | Выполнять несложные | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/start/273315/ | ||||||
3.4. | Лепка эскиза парковой скульптуры (пластилин или глина). Выражение пластики движения в скульптуре. | 1 | 0 | 0 | Выполнить лепку эскиза парковой скульптуры; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/start/273315/ | ||||||
Итого по модулю 3 | 4 | | | | | | |||||||
4.1. | Приёмы исполнения орнаментов и эскизы украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов (Хохлома, Гжель) или в традициях промыслов других регионов (по выбору учителя). | 1 | 0 | 0 | Узнать о создании глиняной и деревянной посуды, о Гжели, Хохломе — народных | Дискуссия; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3845/start/273290/ | ||||||
4.2. | Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов. | 1 | 0 | 1 | Выполнять эскизы орнамента, украшающего посуду (по | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4496/start/273444/ |
4.3. | Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, | 1 | 0 | 0 | Рассуждать о проявлениях | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4496/start/273444/ | ||||||
Итого по модулю 4 | 3 | | | | | | |||||||
5.1. | Графические зарисовки карандашами архитектурных достопримечательностей своего города или села (по памяти или на основе наблюдений и фотографий). | 1 | 0 | 0 | Выполнить зарисовки или | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5002/start/207777/ | ||||||
5.2. | Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в пространственном макете | 1 | 0 | 0 | Познакомиться с | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
5.3. | Дизайн в городе. | 0.5 | 0.5 | 0 | Создать проект образа парка в виде макета или рисунка (или аппликации).; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/start/273315/ | ||||||
5.4. | Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др.). | 0.5 | 0.5 | 0 | Создать эскизы | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5002/start/207777/ | ||||||
5.5. | Дизайн транспортных средств. | 0.5 | 0 | 0 | Узнать о работе художника-дизайнера по разработке | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
5.6. | Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. | 0.5 | 0 | 0 | Придумать и нарисовать (или выполнить в технике | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ |
5.7. | Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально). | 1 | 0 | 0 | Выполнить творческий | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/start/273315/ | ||||||
Итого по модулю 5 | 5 | | | | | | |||||||
6.1. | Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. | 1 | 0 | 0 | Рассматривать и обсуждать иллюстрации известных | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.2. | Наблюдение окружающего мира по теме «Архитектура, улицы моего города». Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире. | 0.5 | 0 | 0 | Рассматривать и | Игра; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.3. | Виртуальное путешествие: памятники архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (обзор памятников по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0 | Рассматривать и обсуждать структурные компоненты и архитектурные особенности классических произведений архитектуры.; | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.4. | Знания о видах пространственных искусств: виды | 0.5 | 0.5 | 0 | Узнавать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.5. | Жанры в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре — определяются предметом изображения и служат для классификации и сравнения | 0.5 | 0.5 | 0 | Уметь перечислять виды | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.6. | Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского (и других по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0 | Уметь объяснять смысл | Беседа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ |
6.7. | Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова (и других по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0 | Получать представления о наиболее знаменитых | Творческая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.8. | Художественные музеи. Виртуальные (интерактивные) | 0.5 | 0 | 0 | Осуществлять виртуальные (интерактивные) путешествия в художественные музеи (по выбору учителя).; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
6.9. | Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как событие; интерес к | 0.5 | 0 | 0 | Узнавать названия ведущих отечественных | Самооценка с | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
Итого по модулю 6 | 5 | | | | | | |||||||
7.1. | Построение в графическом редакторе различных по Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др. | 1 | 0 | 0 | Осваивать приёмы работы в графическом редакторе.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
7.2. | В графическом редакторе создание рисунка элемента | 1 | 0 | 1 | Построить и передать ритм | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ |
7.3. | Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или в другом графическом редакторе). | 1 | 0 | 0 | Осваивать с помощью | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
7.4. | Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной открытки. | 1 | 0 | 0 | Познакомиться с приёмами использования разных | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
7.5. | Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение. | 1 | 0 | 0 | Осваивать приёмы | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
7.6. | Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя). | 1 | 0 | 0 | Осуществлять виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/7/3/ | ||||||
Итого по модулю 7 | 6 | | | | | | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 3 | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | ЭОР,ЦОР | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
2. | Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
3. | Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
4. | Изображение лица человека. Строение: пропорции, | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
5. | Эскиз маски для маскарада. | 1 | 0 | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
6. | Натюрморт из простых предметов с натуры или по «Натюрморт-автопортрет» из предметов. | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
7. | Пейзаж в живописи. | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
8. | Портрет человека (по памяти и по представлению, с опорой на натуру). | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
9. | Сюжетная композиция «В цирке» (по памяти и по представлению). | 1 | 1 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
10. | Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
11. | Тематическая композиция «Праздник в городе» | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
12. | Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
13. | Создание игрушки из подручного нехудожественного материала (пластилин или глина) | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
14. | Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
15. | Лепка эскиза парковой скульптуры (пластилин или глина). | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
16. | Приёмы исполнения орнаментов и эскизы украшения посуды из дерева и глины в традициях народных | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
17. | Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. | 1 | 0 | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
18. | Эскизы орнамента для росписи платка. Рассмотрение | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
19. | Графические зарисовки карандашами архитектурных | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
20. | Проектирование садово-паркового пространства на плоскости или в пространственном макете | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
21. | Дизайн в городе. Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, | 1 | 1 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
22. | Дизайн транспортных средств. Транспорт в городе. Рисунки | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
23. | Графический рисунок | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
24. | Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
25. | Наблюдение окружающего мира по теме «Архитектура, улицы моего | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
26. | Знания о видах пространственных искусств. Жанры в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре | 1 | 1 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
27. | Представления о произведениях крупнейших отечественных | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
28. | Художественные музеи. Виртуальные (интерактивные) путешествия в | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
29. | Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
30. | В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента | 1 | 0 | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
31. | Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или в другом | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
32. | Совмещение с помощью | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
33. | Редактирование фотографий в программе Picture Manager | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
34. | Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи | 1 | 0 | 0 | | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 3 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 3 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 1-4 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского- М. : Просвещение, 2020
2. Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 1-4 - М. : Просвещение, 2020
3. Детские книги с иллюстрациями.
4. Репродукции картин (в электронном виде).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М.
Неменского. – М. : Просвещение, 2020.
2. . Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1-4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской– Волгоград: «Учитель», 2021 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Электронный образовательный ресурс "Российская электронная школа" -
https://resh.edu.ru/subject/7/3/
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска классная трехэлементная комбинированная
Доска классная одноэлементная маркерная
Многофункциональное мобильное хранилище для пособий и дидактических материалов Компьютер
Комплект интерактивного учебного оборудования:
- интерактивная панель
- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)
- документ-камера
Акустическая система для аудитории (аудиосистема)
Система демонстрации и хранения таблиц и плакатов
Электронные образовательные комплексы
Комплект оборудования и инструментов для отработки практических умений и навыков по изобразительному искусству
Муляжи предметов (ваза, фрукты, овощи, животные)
Демонстрационные учебные таблицы для начальной школы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер
Комплект интерактивного учебного оборудования:
- интерактивная панель
- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)
- документ-камера
Акустическая система для аудитории (аудиосистема)
Система демонстрации и хранения таблиц и плакатов
Электронные образовательные комплексы
Комплект оборудования и инструментов для отработки практических умений и навыков по изобразительному искусству
Муляжи предметов (ваза, фрукты, овощи, животные)
Демонстрационные учебные таблицы для начальной школы