Магнитогорский Государственный Университет
Факультет изобразительного искусства и дизайна
Программа изостудии «Акварель» художественно – эстетического направления для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Составлено Степаненко Е.Ю. педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории
г.Магнитогорск
2014
Пояснительная записка к занятиям. НАПРАВЛЕННОСТЬ занятий в кружке художественно- эстетическая, с учётом возрастных особенностей обучаемых.
НОВИЗНА программы заключается в использовании в обучении детей такого сложного материала, как масляные краски. Особенности масляной живописи во многом определяются спецификой самого материала. Разнообразие приёмов в масляной живописи позволяет убедительно выявлять материальность предметов, их пространственное положение, передавать особенности освещения изображаемой натуры, достигать цветовой насыщенности в колористическом решении этюда.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы в её предметной области обучения, которая базируется на изучении основ рисунка, композиции, живописи. Живопись маслом без предварительных зарисовок и подготовительного рисунка требует определённого мастерства и представляется сложной для начинающего ученика. Поэтому в программу обучения живописи включены темы и упражнения по основам рисунка, традиционной живописи акварелью и гуашью, основы композиции.
Целесообразность проведения занятий по обучению масляной живописи в высоком спросе на художественные произведения, выполненные именно в данной технике. Основная цель обучения – воспитание художественно – развитой личности, обладающей широким кругозором, художественным вкусом и знаниями в области изобразительного искусства. ЗАДАЧИ:
Дать учащимся основные представления о труде художника, познакомить с произведениями и биографией художников – живописцев.
Научить основным правилам композиции, законам цветоведения, умению выполнять зарисовки и этюды, а так же рисовать масляными красками натюрморты и пейзажи.
Воспитывать наблюдательность, любознательность, уважение к труду художника, любовь к родной природе.
Отличительные особенности программы в том, что она основана на таком принципе обучения, как индивидуальность развития личности у детей с разной степенью одарённости. Организация занятий - Занятия проходят на базе МОУ СОШ №54,где имеются два специально оборудованных класса, мольберты, постановочный фонд, видеотехника, ноутбук с проектором, специальная литература и видеоряд для теоретических занятий. Возрастной состав учащихся кружка 13 – 16 лет. Программа рассчитана на несколько лет обучения (4 года), в соответствии с возрастной категорией учащихся. Формы занятий:
Часы теории- лекции, просмотр видеоряда, экскурсии в галереи, виртуальные экскурсии, тестирование, ролевые игры, психологический тренинг; Часы практики - выполнение заданий по теме: рисунки, эскизы, зарисовки, этюды, композиционные разработки, работа над картиной, рефераты, таблицы по цветоведению, участие в выставках и конкурсах.
Режим занятий в группах 2 раза в неделю по 3 часа (1 час теории и 2 часа практики)
Краткое содержание теоретической и практической части занятий.
Особенности масляной живописи во многом определяются спецификой самого материала. Масляные краски пастозные, вязкие, незначительно прозрачные, поэтому у начинающих вызывают трудности в работе кистью.
Зато, благодаря кроющей способности этого материала можно делать повторную проработку этюда.
Живопись маслом без предварительных зарисовок и подготовительного рисунка требует определённого мастерства и представляется сложной для начинающего ученика. Поэтому в программу обучения живописи включены темы и упражнения по основам рисунка, традиционной живописи акварелью и гуашью, основы композиции.
Содержание теоретической части: Тематическое планирование содержит в себе часы теории, где учащиеся знакомятся с особенностями масляной живописи, приёмам лессировки, работы по-сырому, многослойной пропиской с подмалёвком. Знания закрепляют на практических занятиях. Учащиеся узнают о материалах масляной живописи, свойствах и характеристиках красок, наиболее часто употребляемых. Занятия включают в себя знакомство с творчеством художников, работающих маслом, так же они знакомятся с ключевыми понятиями живописи: цвет, свет, колорит.
Известно, что работа над любым живописным произведением или этюдом состоит из четырёх этапов:
Композиция (Выбор темы и сюжета, точки зрения, образное обобщение натуры средствами графики и живописи); Подготовительный рисунок (Линейно – конструктивно построение); Обобщённое живописно – пластическое изображение (Лепка формы цветом); Завершение этюда (Эмоционально – выразительное завершение этюда).
Следует заметить, что указанные этапы находятся по отношению друг к другу далеко не в строгой зависимости.
Например, работа над композицией этюда может продолжаться до завершения работы с натуры и фактически является её главной целью. А подготовительный рисунок является основой любого изображения.
Содержание практической деятельности: В практической деятельности при овладении масляной живописью учебные задачи решаются последовательно, по мере возрастания их сложности.
В практику входит рисунок, т.е. основы графического построения фигур или пространства. Для этого разработаны несколько занятий.
Следующий этап работы – подготовка рабочей поверхности для нанесения масляных красок. Затем учащиеся выполняют этюд натюрморта.
К этюду пейзажа учащиеся приступают после изучения законов перспективы и особенностей освещения. Этюды предварительно выполняются акварелью. Затем учащиеся приступают к самому пейзажу маслом, используя многослойную технику живописи. Работа над картиной длительная, требующая терпения, наблюдательности и художественных навыков. Все этюды выполняются в небольшом размере. Сложность задания зависит от возрастных особенностей и степени одарённости учащихся.
Итогом работы художников может стать выставка творческих работ, участие в городских выставках и конкурсах.
Тематическое планирование занятий художественного кружка масляной живописи (I год обучения)
№ | Содержание | часы |
всего | теория | практика |
| Введение. | 3 | 1 | 2 |
| Особенности масляной живописи. | 3 | 1 | 2 |
| Материалы масляной живописи. | 3 | 1 | 2 |
| Наиболее часто употребляемые краски. Характеристика. | 3 | 1 | 2 |
| Требования к выполнению натюрморта маслом. | 3 | 1 | 2 |
| Знакомство с творчеством художников- мастеров натюрморта. | 3 | 1 | 2 |
| Общение с искусством как средство воспитания гармонично развитой личности. | 3 | 1 | 2 |
| Основы колористики. Цвет, свет, колорит. | 3 | 1 | 2 |
| Требования к выполнению пейзажа маслом. | 3 | 1 | 2 |
| Знакомство с творчеством художников- пейзажистов. | 3 | 1 | 2 |
| Особенности передачи освещения в пейзаже. | 3 | 1 | 2 |
| Тест на усвоение материала. Композиция натюрморта. | 3 | 1 | 2 |
| Композиция натюрморта. Повторение. | 3 | 1 | 2 |
| Зарисовки предметов быта, фруктов, овощей, цветов, листьев. | 3 | 1 | 2 |
| Зарисовки натюрмортов из бытовых предметов с цветами и фруктами. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды натюрмортов в различных техниках (по-сырому, ля-прима, мазок). | 3 | 1 | 2 |
| Этюды натюрмортов в различных техниках (по-сырому, ля-прима, мазок). | 3 | 1 | 2 |
| Декоративный натюрморт на передачу локального цвета. | 3 | 1 | 2 |
| Декоративный натюрморт на передачу локального цвета. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Психологическая устойчивость к стрессам, как продукт занятий художественным творчеством. | 3 | 1 | 2 |
| Композиция пейзажа. | 3 | 1 | 2 |
| Зарисовки элементов пейзажа. | 3 | 1 | 2 |
| Зарисовки элементов пейзажа. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды элементов пейзажа. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды элементов пейзажа. | 3 | 1 | 2 |
| Перспектива пейзажа. Линейная перспектива, цветовая и световая перспектива. | 3 | 1 | 2 |
| Перспектива пейзажа. Линейная перспектива, цветовая и световая перспектива. | 3 | 1 | 2 |
| Пейзажные этюды. | 3 | 1 | 2 |
| Пейзажные этюды. | 3 | 1 | 2 |
| Пейзажные этюды. | 3 | 1 | 2 |
| Любознательность – ключ к истинному искусству. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Научные и практические сведения о цвете. | 3 | 1 | 2 |
| Основные характеристики цвета. | 3 | 1 | 2 |
| Неизбирательное и избирательное поглощение света | 3 | 1 | 2 |
| Изменение цветов от освещения. | 3 | 1 | 2 |
| Светотень. Контраст цветов. | 3 | 1 | 2 |
| Изменение цветов на расстоянии. | 3 | 1 | 2 |
| Смешение красок в масляной живописи. | 3 | 1 | 2 |
| Оптическое смешение цветов. Роль цвета грунта. | 3 | 1 | 2 |
| Оценка цвета в картине. Отношения цветов. | 3 | 1 | 2 |
| Некоторые вопросы цвета в композиции картины. | 3 | 1 | 2 |
| Психологическое влияние цвета на человека. | 3 | 1 | 2 |
| Тестирование. | 3 | 1 | 2 |
| Смешивание основных цветов. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды предметов быта, фруктов, овощей, цветов, листьев. | 3 | 1 | 2 |
| Осенний этюд. | 3 | 1 | 2 |
| Осенний этюд. | 3 | 1 | 2 |
| Осенний этюд. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды натюрмортов. | 3 | 1 | 2 |
| Этюды натюрмортов. | 3 | 1 | 2 |
| Эффект освещения в пейзаже. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Упражнения на смешивание масляных красок. | 3 | 1 | 2 |
| Натюрморт на контрастном фоне. | 3 | 1 | 2 |
| Пейзажные этюды. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд пейзажа масляными красками. | 3 | 1 | 2 |
| Этюд фигуры человека. | 3 | 1 | 2 |
Содержание теоретической и практической части занятий художественного кружка масляной живописи. (I год обучения)
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Содержание занятий | |
ТЕОРИЯ | Форма занятия. | ПРАКТИКА | Форма занятия. |
| Введение. | Рассказ о деятельности кружка. | Лекция. | Рисунок о летних впечатлениях на владение техникой рисования Ф А-4. | Упражнения | |
| Особенности масляной живописи. | Специфика работы масляными красками. | Лекция. | Работа в технике цветной печати (монотипия) Ф А-4. | Выполнение задания |
| Материалы масляной живописи. | Знакомство с материалами масляной живописи. | Лекция. | Работа в технике цветной печати (монотипия) Ф А-4. | Выполнение задания |
| Наиболее часто употребляемые краски. Характеристика. | Характеристика масляных красок. | Лекция. | Смешивание основных цветов ФА-4. | Выполнение задания |
| Требования к выполнению натюрморта маслом. | Законы композиционного и линейного построения. | Лекция | Рисунок тематического натюрморта из 2-х предметов быта. Ф А-3. | Выполнение задания |
| Знакомство с творчеством художников- мастеров натюрморта. | Просмотр репродукций, биография художников. | Видеопросмотр. | Рисунок тематического натюрморта из 2-х предметов быта. Продолжение. Ф А-3. | Выполнение задания |
| Общение с искусством как средство воспитания гармонично развитой личности. | Лекция о роли изобразительного искусства в жизни людей. | Лекция. | Посещение выставки. | Экскурсия | |
| Основы колористики. Цвет, свет, колорит. | Беседы по цветоведению. | Лекция | Построение цветовой таблицы. | Выполнение задания | |
| Требования к выполнению пейзажа маслом. | Законы композиционного и линейного построения. | Лекция | Этюд пейзажа по представлению. Ф А-3. | Выполнение задания |
| Знакомство с творчеством художников- пейзажистов. | Просмотр репродукций, биография художников. | Видеопросмотр | Этюд пейзажа по представлению. Продолжение. | Выполнение задания |
| Особенности передачи освещения в пейзаже. | Просмотр репродукций на разные состояния природы. | Видеопросмотр | Этюд пейзажа по представлению. Продолжение. | Выполнение задания |
| Тест на усвоение материала. Композиция натюрморта. | Проведение теста по пройденному разделу. | Лекция | Этюд пейзажа по представлению. Завершение. | Выполнение задания |
| Композиция натюрморта. Повторение. | Законы композиционного и линейного ппостроения. | Лекция | Аппликация абстрактного натюрморта на передачу композиционного центра. | Выполнение задания | |
| Зарисовки предметов быта, фруктов, овощей, цветов, листьев. | Законы конструктивного построения. | Лекция | Выполнение зарисовок углём. Ф А-4 | Выполнение задания | |
| Зарисовки натюрмортов из бытовых предметов с цветами и фруктами. | Законы конструктивного построения. | Лекция | Выполнение зарисовок углём. Ф А-4 | Выполнение задания |
| Этюды натюрмортов в различных техниках (по-сырому, ля-прима, мазок). | Знакомство с основными живописными техниками. | Лекция | Выполнение произвольного этюда натюрморта в различных техниках. Ф А-4. | Выполнение задания |
| Этюды натюрмортов в различных техниках (по-сырому, ля-прима, мазок). | Знакомство с основными живописными техниками. | Лекция | Выполнение произвольного этюда натюрморта в различных техниках. Ф А-4. | Выполнение задания |
| Декоративный натюрморт на передачу локального цвета. | Что такое локальный цвет. | Лекция | Этюд декоративного натюрморта. | Выполнение задания | |
| Декоративный натюрморт на передачу локального цвета. | Техника декоративной живописи маслом. | Лекция | Этюд декоративного натюрморта. | Выполнение задания | |
| Этюд натюрморта масляными красками. | Правила построения композиции натюрморта. | Виртуальная экскурсия | Этюд натюрморта на контрастном фоне. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Этюд натюрморта масляными красками. | Выполнение прокрытия локальным цветом. | Виртуальная экскурсия | Этюд натюрморта на контрастном фоне. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Этюд натюрморта масляными красками. | Лепка формы светотенью, передача объёма. | Виртуальная экскурсия | Этюд натюрморта на контрастном фоне. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Этюд натюрморта масляными красками. | Психолого-эмоциональная выразительность. | Виртуальная экскурсия | Этюд натюрморта на контрастном фоне. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Психологическая устойчивость к стрессам, как продукт занятий художественным творчеством. | Жизнь и творчество великих художников. | Беседа | Графические тесты и тренинги. | Тренинг графический | |
| Композиция пейзажа. | Правила построения композиции пейзажа. | Виртуальная экскурсия | Рисунок пейзажа по представлению. Ф А-4 | Упражнения | |
| Зарисовки элементов пейзажа. | Лепка формы светотенью, передача объёма. | Виртуальная экскурсия | Выполнение зарисовок пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Зарисовки элементов пейзажа. | Лепка формы светотенью, передача объёма. | Виртуальная экскурсия | Выполнение зарисовок пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Этюды элементов пейзажа. | Психолого-эмоциональная выразительность. | Виртуальная экскурсия | Выполнение этюдов пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Этюды элементов пейзажа. | Психолого-эмоциональная выразительность. | Виртуальная экскурсия | Выполнение этюдов пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Перспектива пейзажа. Линейная перспектива, цветовая и световая перспектива. | Законы построения перспективы в пейзаже. | Лекция | Выполнение зарисовок пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания |
| Перспектива пейзажа. Линейная перспектива, цветовая и световая перспектива. | Законы построения перспективы в пейзаже. | Лекция | Выполнение зарисовок пейзажа с натуры. Ф А-3 | Выполнение задания | |
| Пейзажные этюды. | Быстрый этюд на передачу состояния природы. | Наблюдения | Выполнение акварелью этюдов на передачу состояния природы. Ф А-4 | Упражнения | |
| Пейзажные этюды. | Быстрый этюд на передачу состояния природы. | Наблюдения | Выполнение акварелью этюдов на передачу состояния природы. Ф А-4 | Упражнения |
| Пейзажные этюды. | Быстрый этюд на передачу состояния природы. | Наблюдения | Выполнение акварелью этюдов на передачу состояния природы. Ф А-4 | Упражнения |
| Любознательность – ключ к истинному искусству. | Развитие наблюдательности и любознательности для изучения окружающего мира. | Ролевые игры | Посещение городской выставки. | Экскурсия. | |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Правила построения композиции пейзажа. | Беседы об искусстве | Рисунок пейзажа по представлению Ф А-3 | Выполнение задания | |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Лепка формы светотенью, передача объёма. | Беседы об искусстве | Работа над пейзажем маслом. | Выполнение задания |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Лепка формы светотенью, передача объёма. | Беседы об искусстве | Работа над пейзажем маслом. | Выполнение задания |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Психолого-эмоциональная выразительность. | Беседы об искусстве | Работа над пейзажем маслом. | Выполнение задания |
| Научные и практические сведения о цвете. | Знакомство с теорией цветоведения. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Основные характеристики цвета. | Основные и дополнительные цвета. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Неизбирательное и избирательное поглощение света | Цветовой круг. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Изменение цветов от освещения. | Цветовой круг. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Светотень. Контраст цветов. | Таблицы контрастов. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Изменение цветов на расстоянии. | Знакомство с перспективой цвета. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Смешение красок в масляной живописи. | Особенности смешения красок в масляной живописи. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Оптическое смешение цветов. Роль цвета грунта. | Особенности смешения красок в масляной живописи. | Лекция | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Оценка цвета в картине. Отношения цветов. | Просмотр произведений мастеров живописи. | Видеопросмотр | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Некоторые вопросы цвета в композиции картины. | Просмотр произведений мастеров живописи. | Видеопросмотр | Упражнения на смешивание красок. | Упражнения |
| Психологическое влияние цвета на человека. | Таблица характеристик цветов. | Беседа | Составление личной цветовой гаммы. | Тренинг | |
| Тестирование. | Итоговое тестирование по цветоведению. | Тест | Продолжение составления личной цветовой гаммы. | Упражнения | |
| Смешивание основных цветов. | Работа с цветовым кругом. | Составлентаблицы цветов. | Продолжение составления личной цветовой гаммы. | Упражнения |
| Этюды предметов быта, фруктов, овощей, цветов, листьев. | Просмотр репродукций, биография художников. | Видеопросмотр | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Осенний этюд. | Выбор темы, композиция. | Лекция | Выполнение рисунка. | Выполнение задания |
| Осенний этюд. | Передача настроения. | Лекция | Живописное решение этюда | Выполнение задания |
| Осенний этюд. | Значение деталей. | Лекция | Детальная проработка. | Выполнение задания |
| Этюды натюрмортов. | Просмотр репродукций, биография художников. | Видеопросмотр | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Этюды натюрмортов. | Просмотр репродукций, биография художников. | Видеопросмотр | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Эффект освещения в пейзаже. | Различия освещения в разное время суток. | Наблюдения. | Этюд пейзажа с эффектом освещения. | Упражнения. |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | Выбор темы, композиция. | Лекция | Выполнение рисунка. | Выполнение задания |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | Передача объёма предметов. | Лекция | Живописное решение этюда | Выполнение задания |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | Значение деталей. | Лекция | Детальная проработка. | Выполнение задания |
| Этюд тематического натюрморта масляными красками. | Освещение предметов. | Лекция | Завершение этюда. | Выполнение задания |
| Упражнения на смешивание масляных красок. | Значение упражнений. | Лекция | Выполнение этюдов маслом. | Упражнения. |
| Натюрморт на контрастном фоне. | Выбор темы, композиция. | Лекция | Выполнение рисунка. | Выполнение задания |
| Пейзажные этюды. | Передача объёма предметов. | Лекция | Живописное решение этюда | Выполнение задания |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Значение деталей. | Лекция | Детальная проработка. | Выполнение задания |
| Этюд пейзажа масляными красками. | Освещение предметов. | Лекция | Завершение этюда. | Выполнение задания |
| Этюд фигуры человека. | Просмотр репродукций, биография художников. | Беседы об искусстве | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Выполнение копии картины. | Просмотр репродукций, биография художников. | Беседы об искусстве | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Выполнение копии картины. | Просмотр репродукций, биография художников. | Беседы об искусстве | Выполнение этюдов маслом. | Выполнение задания |
| Итоговое занятие. Просмотр работ. | Тестирование по темам. | Беседа | Просмотр работ учащихся. | |
Методическое обеспечение
Знакомство с творчеством художников –
Любимов Л. «Искусство Западной Европы» М, 1992;
Ильина Т.В. «История искусств. Русское искусство» М,1993;
Ильина Т.В. «История искусств. Западноевропейское искусство» М,1991;
Ионина Н. «Сто великих картин» М,2000;
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
CD-ROM « Эрмитаж»;
CD-ROM «Западноевропейская живопись»;
Цветоведение -
Унковский А.А. Вопросы колорита. М., 1980г.
Унковский А.А.Цвет в живописи. М., 1983г.
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
CD-ROM «Красота природы глазами художников(секреты старых мастеров)»;
CD-ROM «А мы рисуем»;
Особенности масляной живописи –
Беда Г.В. Живопись. В помощь начинающим и самодеятельным художникам. М., 1971г.
Виннер А.В. Материалы живописи. М., 1971г.
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
Графическая программа TwistedBrush.;
Графическая программа PhotoImpression 4;
Графическая программа Adobe Photoshop CS2;
Жанры изобразительного искусства –
Чокина Н. «Сто великих картин», М., Вече, 2000г.
Евангулова, Карев «Портретная живопись России в XVIII в», М.,2000
Зотов Б. «Мир русской живописи»
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
CD-ROM « Эрмитаж»;
CD-ROM «Западноевропейская живопись»;
Законы композиции –
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учебное пособие/ Ростовцев Н.Н. и др.- М. Просвещение, 1989г
«Анализ живописного произведения», ЦЭВД «ДКГ», составитель Мукаева В. М., 2004г.
Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979г.
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
Светотень –
Пучков С.А., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1982г.
Шембель А.Ф. Основы рисунка. М., 1994г.
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
5 .ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В десяти выпусках/ учебно-методическое пособие . 1994г.;
6. CD-ROM «Цветоведение»;
7. Графическая программа TwistedBrush.
ЛИТЕРАТУРА:
Учителя:
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учебное пособие/ Ростовцев Н.Н. и др.- М. Просвещение, 1989г
Беда Г.В. Живопись. В помощь начинающим и самодеятельным художникам. М., 1971г.
Виннер А.В. Материалы живописи. М., 1971г.
Унковский А.А. Вопросы колорита. М., 1980г.
Унковский А.А.Цвет в живописи. М., 1983г.
ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В десяти выпусках/ учебно-методическое пособие . 1994г.
Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979г.
Пучков С.А., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1982г.
Шембель А.Ф. Основы рисунка. М., 1994г.
Любимов Л. «Искусство Западной Европы» М, 1992;
Ильина Т.В. «История искусств. Русское искусство» М,1993;
Ильина Т.В. «История искусств. Западноевропейское искусство» М,1991;
Ионина Н. «Сто великих картин» М,2000;
Чокина Н. «Сто великих картин», М., Вече, 2000г.
Евангулова, Карев «Портретная живопись России в XVIII в», М.,2000
Зотов Б. «Мир русской живописи»
Учеников:
Материалы газет «Искусство»;
Материалы журналов «Юный художник»;
Графические программы и диски:
CD-ROM « Эрмитаж»;
CD-ROM «Западноевропейская живопись»;
CD-ROM «Красота природы глазами художников(секреты старых мастеров)»;
CD-ROM «А мы рисуем»;
Графическая программа TwistedBrush.;
Графическая программа PhotoImpression 4;
Графическая программа Adobe Photoshop CS2;