СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа к подготовке к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа к подготовке к школе»

/







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ





«ДОШКОЛЁНОК»











Срок реализации 1 год










Пояснительная записка


Программа «Дошколенок» предназначена для подготовки детей, не охваченных дошкольным образованием, к обучению в начальной школе.


Возрастной диапазон – 6-7 лет.

Продолжительность обучения – 1 год.

Количество часов – 72 (2 раза в неделю)

Продолжительность занятия – 25 минут.


Программа разработана с опорой на программу «Преемственность» под редакцией Н.А Федосовой, рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.


Цель программы

всестороннее развитие детей, позволяющее им успешно овладевать школьной программой



Задачи:


  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием

  • Устранение разного уровня подготовки детей к обучению в школе

  • Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс

  • Формирование коммуникативных и учебных навыков у дошкольников



Принципы построения программы:


  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

  • Доброжелательный климат

  • Недопустимость менторской позиции и порицания

  • Положительная оценка любого достижения ребенка

  • Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

  • Занимательность

  • Наглядность


Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, конструирование и т.д.)


Программа состоит из следующих курсов:


  • «Родное слово»

- Речевое развитие и подготовка к обучению чтению

- Подготовка к обучению письму


  • Математические ступеньки»


  • «Зеленая тропинка»




Условия реализации программы


  • Количество детей в группе – 15 человек

. Зачисляются в объединение дети, не охваченные дошкольным образованием, либо дети с ослабленным здоровьем или дети, робкие и необщительные. Зачисление осуществляется на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.


  • Занятия организуются на базе школы в течение всего учебного года


  • .Временная структура - два раза в неделю с двумя двадцатипятиминутными занятиями и десятиминутными динамическими паузами для отдыха детей


  • Гигиенические требования по организации обучения детей


    1. каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья


    1. в классной комнате боковое левостороннее естественное освещение

    2. искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему


    1. во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей



    1. перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание


    1. на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников



Диагностика и ожидаемые результаты


Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.


На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению. (см. приложение)

Дети, посещающие объединение «Дошколёнок», как правило, показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению.

Эти данные подтверждают и исследования психолога, которые проводятся дважды: «входная» диагностика и диагностика «на выходе» в период адаптации первоклассников.





Литература


  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г


  1. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников// Начальная школа


  1. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Развиваем внимание», «Занимательные прописи», «Учимся решать задачи», «Учимся писать», «Развиваемся, играя», «Размышляйка», «Учусь быть внимательным»,

М. Росмен.2009


  1. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009


  1. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа, 2002


  1. Синицына Е.И. Умные пальчики //м. Лист, 2009


  1. Степанова М.И Здравствуй, школа! / М., АСТ, 2010


  1. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва – Псков -1988


  1. Школьник Ю.К. «Логопедия. Шаги к пятерке». /М., 2008


  1. Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009


  1. Управителева Л.Т. Скоро в школу // Начальная школа, 2001


  1. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/ Ярославль, 2008


  1. Гатанова Н.В. Тесты для подготовки ребенка к щколе./ С- П, 2010


  1. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, / М., 2008


  1. Стрелкова Л.П. Уроки сказки / М., 2008




























Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

кол-во

часов

Рассказ о себе. Моя визитка.

Игра « Отвечаем полно»

Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой. Правила посадки при письме


1

Счет от 1 до 10

Игра «Веселый счет»

Моя Родина»

Игра «Что я люблю»


1

Рассказ о своей семье. Какая семья дружнее?

Составление предложений по картинке.

Виды линий. Горизонтальная линия.

Игра «Штрихуй так же»


1

Изучение цветов.

Игра «Чудесный цветочек»

Природа живая и неживая.

Игра «Что меня окружает?»


1

Инсценировка русской народной сказки «Колобок»

Словесный состав предложений.

Игра «Кто наблюдательный?»

Виды линий. Вертикальная линия.

Волнистая линия.


1

Путешествие в разноцветную круглую страну.

Число и цифра 1

Разнообразие растений.

Загадки


1

Стихотворение об осени. Словесный состав предложений.

Игра «Кто наблюдательный?»

Виды линий. Диагональная линия.

Виды штриховки.


1

Сравнение предметов

Игра «Что лишнее?»

Разнообразие растений нашего края

Игра «Опиши любимое растение»


1

Моделирование предложений. Сила голоса.

Игра «Громко – тихо»

Игра «Составь узор и продолжи»



1

Что случилось с круглой страной?

Круг. Овал. Игра «Сравни»

Украшение земли – цветы


1

Сказка «Лиса и Журавль».Схема предложений.

Игра «Добавь слово»

Штриховка. Игра «Назови и нарисуй»



1

Ориентировка на плоскости. Число и цифра 2.

Игра «Что? Где? Когда?

Золотая осень

Игра «Вершки – корешки»



1

Правила беседы. Составление предложений на заданную тему.

Игра «Узнай слово»

Круг. Игра «Что имеет форму круга?

Назови и нарисуй



1

Путешествие в треугольную страну. Число и цифра 3.

Игра «Что изменилось?»

Овощи

Игра «Что изменилось?»


1

Сказка «Маша и медведь». Замена слова в предложении.

Игра «Замени слово»

Полуовалы.

Игра «Намотай клубочек»



1

Сравнение предметов по числу и размеру.

Игра «Что больше? Чего больше?

Фрукты

Игра «Угадай на вкус»



1

Мой лучший друг. Составление предложений по данному количеству слов.

Игра «Почтальон принес письмо»

Игра «Что делают сначала, а что потом?» Копирование рисунка



1

Путешествие в четырехугольную страну. Число и цифра 4.

Игра «Повторяй за мной»

Овощи и фрукты.

Опиши «Какой? Какая? Какое?»



1

Сказка «Три медведя» Звучание слов.

Игра «Что как звучит?»

Овал. Полуовал. Конкурс на самый красивый воздушный шарик.


1

Определение равного количества в группах разных предметов. Игра «Сравни»

Ягоды

Игра «Что за ягода?»


1

Скороговорки. Темп «быстро – медленно»

Игра «всех скороговорок не перескороговоришь»

Штриховка. Прописывание элементов букв.

Игра «Срисуй узор»

1

Порядковый счет в пределах 10. Число и цифра 5

Игра «Веселый счет»

Деревья нашего края

Игра «Узнай дерево по описанию»


1

Конкурс чтецов стихотворений на тему о зиме. Звуки, которые поются.

Игра «Пропой звук»

Элементы букв. Узор в полосе.

Игра «Найди лишнее»



1

Количественный состав числа из единиц в пределах 10

Игра «Что изменилось?»

Поздняя осень

Игра «Что изменилось?»


1

Почему я люблю зиму? Активизация словаря детей.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Элементы букв. Штриховка листьев



1

Название предыдущего и последующего числа

Игра «Большой – маленький - средний»

Разнообразие животных

Игра «Кто где живет?


1

Сказка «Лиса и волк. Пересказ Звуки, которые не поются.

Игра «Угадай слова»

Косая штриховка.

Игра «Кто лишний?


1

Сравнение смежных чисел. Число и цифра 6.

Игра «Ответь быстро»

Домашние животные

Игра «Чей детеныш?»



1

Высота голоса. Интонирование звуков в закрытом слоге.

Игра «Узнай звук»

Игра «Нарисуй наоборот».

Штриховка



1

Деление предметов на 2 равные части

Игра «Все делим поровну»

Дикие животные.

«Кто как подает голос?»



1

Стихи Михалкова о детях. Дифференцирование звуков

[с- ц] Игра «Придумай слово»

Игра «Что изменилось?»

Дорисовка картинок


1

Дни недели.

Число и цифра 7

Домашние и дикие животные.

Игра «Кто что ест?»

1

Сочинение небылиц. Дифференцирование звуков [ с – з]

Игра «Найди лишний звук»

Игра «Нарисуй так же»

Слуховой диктант


1

Прямоугольник. Квадрат.

Число и цифра 8. Игра «Что лишнее?»

Разнообразие птиц

Загадки о птицах



1

Сказка «Кот, лиса и петух». Дифференцирование звуков [ш –ж ] Игра «Найди пару»

Росчерки.

Игра «Найди похожий предмет»



1

нахождение геометрических фигур в окружающем мире.

Игра «Кто внимательнее?

Птицы нашего леса

Игра «Лесная школа»


1

Что нас окружает дома? Интонирование трехбуквенных слов. Игра «Сколько звуков?»

Росчерки.

Мы любим лето



1

Число и цифра 9. Видоизменение геометрических фигур

Игра «Придумай и измени»

Зима. Изменения в природе.


1

Стихи и сказки Чуковского. Антонимы. Игра «Что изменилось?

Росчерки и узоры по аналогии.

Игра «Нарисуй по аналогии»


1

Число и цифра 0. Упражнения в зарисовке геометрических фигур. Игра «Найди пару»

Забота о птицах зимой

Игра «Кто прилетел к кормушке?»


1

Составление рассказа «Моя игрушка»

Дифференцирование звуков [ с – ш ]

Самостоятельное составление узора



1

Составление и решение простых арифметических задач.

Игра «Запомни и напиши»

Разнообразие рыб

Игра «Где мы живем?»



1

Рассказ Чарушина. Игра «Чей детеныш»

Дифференцирование звуков [ з –ж ]

Вертикальный узор

Игра «Какие бывают цветы?»


1

Обратный счет от 10 до 1

Игра «Продолжи счет»

Речные рыбы

Игра «Назови одним словом»


1

Закончи начатый рассказ. Дифференцирование звуков

[ c –з ] Игра «Поезд»

Штриховка.

Игра «Заштрихуй одинаково»


1

Сравнение предметов по разным признакам

Игра «Кто быстрее?»

Морские рыбы.

Игра «Узнай по описанию


1

Сказка «Заяц и лиса». Инсценировка. Дифференцирование звуков р-л

Рисунки по точкам.

Игра «Восстанови рисунок по точкам»


1

Обобщение изученного.

Счет 1-10 Обратный счет 3-1

Насекомые.

Игра «Кто чем занимается?»


1

Стихотворение о весне. Конкурс чтецов. Синонимы.

Игра «Кто быстрее?

Элементы букв.

игра «Кисточки»



1

Обратный счет 4-1

Игра «Что бывает круглым?»

Насекомые.

Игра «Кто как передвигается?»



1

Беседа «Весна пришла». Дифференцирование звуков ч-щ

Игра «Живые звуки»

Элементы букв.

Игра «Назови одним словом»


1

Обратный счет 5-1

Составление и решение задач с опорой на практическую работу Игра «Время суток»

Насекомые.

Игра «Кто как передвигается?»


1

Сказка «Гуси – лебеди» Дифференцирование звуков ч-ш

Игра «Определи место звука в слове»

элементы букв.

Игра «Преврати половину в целое»


Обратный счет 6-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Весенние изменения в природе.

Игра «Что изменилось?»

1

Сочинение сказки «Хорошо и плохо». Дифференцирование звуков т- ц

Игра «Выдели звук»

Элементы букв.

Игра «Заселяем дом»



1

Обратный счет 7-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Игра «Путник и тень»

Весенняя экскурсия в парк.




1

Загадки. Дифференцирование звуков т –с. Игра «Выдели последний звук»

Элементы букв.

Игра «Собери бусы»


1

Обратный счет 8-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Игра «Что бывает треугольным»

Беседа по материалам весенней экскурсии


1

Стихи Барто. Дифференцирование звуков в – ф.

Игра «Кто больше придумает слов»

Элементы букв.

Игра «Перепутанные линии»


1

Обратный счет 9-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Игра «»Рассели домики»»

Луна.

Игра «Путешествие на Луну»



1

Путешествие по сказкам. Дифференцирование мягких и твердых звуков. Игра «Рассели буквы по домикам»

Элементы букв.

Игра «Путаница»


1

Обратный счет 9-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Игра «Что появилось?»

Солнце и его роль для жизни на Земле.



1

Схема слова. Игра «Сказки перепутались»

Элементы букв.

Игра «Широкий – узкий


1

Обратный счет 7-1

Решение задач с опорой на практическую работу

Игра «Графический диктант»

Свет и тень

Игра «Театр Теней»



1

Почему я люблю лето? Праздник звуков

Рисунки по точкам

Игра «Узнай животное»

.


1

Обобщение знаний.

Тест «Глазомер»

Галактика Планет.

Игра «Звездочет»


1

Дифференцирование мягких и твердых звуков.

Игры на обобщение и систематизацию знаний.

Тест «Корректурная проба»



1

Обобщение знаний.

Тест «Лабиринт Венгера»

Планета Земля. Глобус

Игра «Путешествие вокруг Земли



1

Игры на обобщение и систематизацию знаний.

индивидуальные беседы с логопедом.

Обобщение знаний. Работа в тетради.

Копирование рисунка



1

Итоговое занятие

Приключения солнечного зайчика

Игры с солнечным зайчиком


1

Встречи с логопедом

Тест на узнавание (Коган)





1

Игра – путешествие «Наша зеленая планета»



1










Курс «Родное слово»


Цели и задачи курса:


  1. Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребенка


  1. Развитие

    • связной речи

    • фонетического слуха

    • творческого мышления

    • мелкой моторики движений

    • мышц двигательного аппарата руки

    • двигательных и зрительных факторов как единого целого действия


Направления работы


  1. развитие связной речи

  2. подготовка к обучению чтению

  3. подготовка к обучению письму



Содержание курса


  1. Развитие связной речи


    • Обучение правильному произношению

    • Развитие творческого воображения и образного мышления

    • Совершенствование звуковой культуры речи

    • Упражнения в дифференциации звуков на слух

    • Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)

    • Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок

    • Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки

    • Развитие монологической и диалогической речи

    • Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации

    • Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков



      1. Подготовка к обучению чтению


  • Выделение из речи слов, звуков

  • Знакомство с правильным произношением звуков

  • Выделение звуков в начале, в конце и середине слова

  • Сопоставление слов по звуковой структуре



    1. Подготовка к обучению письму


  • Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой и положением при письме

  • Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке)

  • Знакомство с контуром и его особенностями

  • Графические упражнения

  • Штриховка

  • Пальчиковые игры

  • Росчерки

  • Правила посадки при письме




К завершению подготовки к обучению дети должны:


    • Правильно произносить все звуки

    • Выделять звуки из слова

    • Отчетливо и ясно произносить слова

    • Выделять слова и предложения из речи

    • Соблюдать орфоэпические нормы произношения

    • Раскрывать смысл несложных слов

    • Давать описание несложного предмета

    • Пересказывать сказку, рассказ по опорным словам, иллюстрациям

    • Работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо
















Курс «Математические ступеньки»


Цели и задачи курса


  • Обучение детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа

  • Целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания

  • Формирование навыков учебной деятельности




Направления работы


  1. арифметическое

  2. геометрическое

  3. содержательно - логическое




Содержание курса


  • сравнение предметов и групп предметов по форме, размеру, расположению на плоскости, цвету, назначению и т.д.

  • числа от 0 до 10, счет предметов, устная нумерация чисел

  • чтение чисел первого десятка, сравнение

  • простые геометрические фигуры(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг

  • содержательно – логические задания на развитие воображения, памяти, мышления, внимания


К концу подготовки к обучению дети должны:


  • знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, определять, где предметов больше(меньше)

  • знать названия основных геометрических фигур, различать их

  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать, классифицировать)






Курс «Зеленая тропинка»


Цели и задачи курса


  • накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности

  • развитие наблюдательности

  • воспитание бережного отношения к окружающей природе



Разделы курса


  1. Наши друзья – животные

  2. Звезды, Солнце и Луна

  3. Зеленые чудо – растения

  4. Приключения Солнечного зайчика

  5. Круглый год



Содержание курса


  1. Наши друзья - животные


  • Обитатели живого уголка, домашние животные, животные нашей местности

  • Бабочки и жуки, распознавание на рисунках, раскрашивание

  • Рыбы

  • Наблюдение за поведением птиц, их разнообразие

  • Разнообразие животных

  • Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей

  • Необходимость бережного отношения к природе


    1. Зеленые чудо - растения

      • Растения и их разнообразие

      • Декоративные растения

      • Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация

      • Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом


  1. Звезды, Солнце и Луна

    • Наблюдение звездного неба, выделение созвездий (2-3)

    • Игра – путешествие на Луну

    • Наблюдение Луны на небе


  1. Приключения Солнечного зайчика

  • Игры с солнечным зайчиком

  • Совместное сочинение сказки о солнечном зайчике

  • Свет и тень

  • Постановка «театр теней»


    1. Круглый год


  • Наблюдения сезонных изменений в природе

  • Времена года




К концу подготовки к обучению дети должны


  • Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных

  • Перечислять в правильной последовательности времена года