/
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОШКОЛЁНОК»
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Программа «Дошколенок» предназначена для подготовки детей, не охваченных дошкольным образованием, к обучению в начальной школе.
Возрастной диапазон – 6-7 лет.
Продолжительность обучения – 1 год.
Количество часов – 72 (2 раза в неделю)
Продолжительность занятия – 25 минут.
Программа разработана с опорой на программу «Преемственность» под редакцией Н.А Федосовой, рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Цель программы –
всестороннее развитие детей, позволяющее им успешно овладевать школьной программой
Задачи:
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
Устранение разного уровня подготовки детей к обучению в школе
Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс
Формирование коммуникативных и учебных навыков у дошкольников
Принципы построения программы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
Доброжелательный климат
Недопустимость менторской позиции и порицания
Положительная оценка любого достижения ребенка
Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
Занимательность
Наглядность
Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, конструирование и т.д.)
Программа состоит из следующих курсов:
- Речевое развитие и подготовка к обучению чтению
- Подготовка к обучению письму
Условия реализации программы
. Зачисляются в объединение дети, не охваченные дошкольным образованием, либо дети с ослабленным здоровьем или дети, робкие и необщительные. Зачисление осуществляется на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.
.Временная структура - два раза в неделю с двумя двадцатипятиминутными занятиями и десятиминутными динамическими паузами для отдыха детей
во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей
Диагностика и ожидаемые результаты
Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению. (см. приложение)
Дети, посещающие объединение «Дошколёнок», как правило, показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению.
Эти данные подтверждают и исследования психолога, которые проводятся дважды: «входная» диагностика и диагностика «на выходе» в период адаптации первоклассников.
Литература
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г
Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников// Начальная школа
Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Развиваем внимание», «Занимательные прописи», «Учимся решать задачи», «Учимся писать», «Развиваемся, играя», «Размышляйка», «Учусь быть внимательным»,
М. Росмен.2009
Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009
Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа, 2002
Синицына Е.И. Умные пальчики //м. Лист, 2009
Степанова М.И Здравствуй, школа! / М., АСТ, 2010
Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва – Псков -1988
Школьник Ю.К. «Логопедия. Шаги к пятерке». /М., 2008
Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009
Управителева Л.Т. Скоро в школу // Начальная школа, 2001
Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/ Ярославль, 2008
Гатанова Н.В. Тесты для подготовки ребенка к щколе./ С- П, 2010
Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, / М., 2008
Стрелкова Л.П. Уроки сказки / М., 2008
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов |
| Рассказ о себе. Моя визитка. Игра « Отвечаем полно» Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой. Правила посадки при письме | 1 |
| Счет от 1 до 10 Игра «Веселый счет» Моя Родина» Игра «Что я люблю» | 1 |
| Рассказ о своей семье. Какая семья дружнее? Составление предложений по картинке. Виды линий. Горизонтальная линия. Игра «Штрихуй так же» | 1 |
| Изучение цветов. Игра «Чудесный цветочек» Природа живая и неживая. Игра «Что меня окружает?» | 1 |
| Инсценировка русской народной сказки «Колобок» Словесный состав предложений. Игра «Кто наблюдательный?» Виды линий. Вертикальная линия. Волнистая линия. | 1 |
| Путешествие в разноцветную круглую страну. Число и цифра 1 Разнообразие растений. Загадки | 1 |
| Стихотворение об осени. Словесный состав предложений. Игра «Кто наблюдательный?» Виды линий. Диагональная линия. Виды штриховки. | 1 |
| Сравнение предметов Игра «Что лишнее?» Разнообразие растений нашего края Игра «Опиши любимое растение» | 1 |
| Моделирование предложений. Сила голоса. Игра «Громко – тихо» Игра «Составь узор и продолжи» | 1 |
| Что случилось с круглой страной? Круг. Овал. Игра «Сравни» Украшение земли – цветы | 1 |
| Сказка «Лиса и Журавль».Схема предложений. Игра «Добавь слово» Штриховка. Игра «Назови и нарисуй» | 1 |
| Ориентировка на плоскости. Число и цифра 2. Игра «Что? Где? Когда? Золотая осень Игра «Вершки – корешки» | 1 |
| Правила беседы. Составление предложений на заданную тему. Игра «Узнай слово» Круг. Игра «Что имеет форму круга? Назови и нарисуй | 1 |
| Путешествие в треугольную страну. Число и цифра 3. Игра «Что изменилось?» Овощи Игра «Что изменилось?» | 1 |
| Сказка «Маша и медведь». Замена слова в предложении. Игра «Замени слово» Полуовалы. Игра «Намотай клубочек» | 1 |
| Сравнение предметов по числу и размеру. Игра «Что больше? Чего больше? Фрукты Игра «Угадай на вкус» | 1 |
| Мой лучший друг. Составление предложений по данному количеству слов. Игра «Почтальон принес письмо» Игра «Что делают сначала, а что потом?» Копирование рисунка | 1 |
| Путешествие в четырехугольную страну. Число и цифра 4. Игра «Повторяй за мной» Овощи и фрукты. Опиши «Какой? Какая? Какое?» | 1 |
| Сказка «Три медведя» Звучание слов. Игра «Что как звучит?» Овал. Полуовал. Конкурс на самый красивый воздушный шарик. | 1 |
| Определение равного количества в группах разных предметов. Игра «Сравни» Ягоды Игра «Что за ягода?» | 1 |
| Скороговорки. Темп «быстро – медленно» Игра «всех скороговорок не перескороговоришь» Штриховка. Прописывание элементов букв. Игра «Срисуй узор» | 1 |
| Порядковый счет в пределах 10. Число и цифра 5 Игра «Веселый счет» Деревья нашего края Игра «Узнай дерево по описанию» | 1 |
| Конкурс чтецов стихотворений на тему о зиме. Звуки, которые поются. Игра «Пропой звук» Элементы букв. Узор в полосе. Игра «Найди лишнее» | 1 |
| Количественный состав числа из единиц в пределах 10 Игра «Что изменилось?» Поздняя осень Игра «Что изменилось?» | 1 |
| Почему я люблю зиму? Активизация словаря детей. Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец» Элементы букв. Штриховка листьев | 1 |
| Название предыдущего и последующего числа Игра «Большой – маленький - средний» Разнообразие животных Игра «Кто где живет? | 1 |
| Сказка «Лиса и волк. Пересказ Звуки, которые не поются. Игра «Угадай слова» Косая штриховка. Игра «Кто лишний? | 1 |
| Сравнение смежных чисел. Число и цифра 6. Игра «Ответь быстро» Домашние животные Игра «Чей детеныш?» | 1 |
| Высота голоса. Интонирование звуков в закрытом слоге. Игра «Узнай звук» Игра «Нарисуй наоборот». Штриховка | 1 |
| Деление предметов на 2 равные части Игра «Все делим поровну» Дикие животные. «Кто как подает голос?» | 1 |
| Стихи Михалкова о детях. Дифференцирование звуков [с- ц] Игра «Придумай слово» Игра «Что изменилось?» Дорисовка картинок | 1 |
| Дни недели. Число и цифра 7 Домашние и дикие животные. Игра «Кто что ест?» | 1 |
| Сочинение небылиц. Дифференцирование звуков [ с – з] Игра «Найди лишний звук» Игра «Нарисуй так же» Слуховой диктант | 1 |
| Прямоугольник. Квадрат. Число и цифра 8. Игра «Что лишнее?» Разнообразие птиц Загадки о птицах | 1 |
| Сказка «Кот, лиса и петух». Дифференцирование звуков [ш –ж ] Игра «Найди пару» Росчерки. Игра «Найди похожий предмет» | 1 |
| нахождение геометрических фигур в окружающем мире. Игра «Кто внимательнее? Птицы нашего леса Игра «Лесная школа» | 1 |
| Что нас окружает дома? Интонирование трехбуквенных слов. Игра «Сколько звуков?» Росчерки. Мы любим лето | 1 |
| Число и цифра 9. Видоизменение геометрических фигур Игра «Придумай и измени» Зима. Изменения в природе. | 1 |
| Стихи и сказки Чуковского. Антонимы. Игра «Что изменилось? Росчерки и узоры по аналогии. Игра «Нарисуй по аналогии» | 1 |
| Число и цифра 0. Упражнения в зарисовке геометрических фигур. Игра «Найди пару» Забота о птицах зимой Игра «Кто прилетел к кормушке?» | 1 |
| Составление рассказа «Моя игрушка» Дифференцирование звуков [ с – ш ] Самостоятельное составление узора | 1 |
| Составление и решение простых арифметических задач. Игра «Запомни и напиши» Разнообразие рыб Игра «Где мы живем?» | 1 |
| Рассказ Чарушина. Игра «Чей детеныш» Дифференцирование звуков [ з –ж ] Вертикальный узор Игра «Какие бывают цветы?» | 1 |
| Обратный счет от 10 до 1 Игра «Продолжи счет» Речные рыбы Игра «Назови одним словом» | 1 |
| Закончи начатый рассказ. Дифференцирование звуков [ c –з ] Игра «Поезд» Штриховка. Игра «Заштрихуй одинаково» | 1 |
| Сравнение предметов по разным признакам Игра «Кто быстрее?» Морские рыбы. Игра «Узнай по описанию | 1 |
| Сказка «Заяц и лиса». Инсценировка. Дифференцирование звуков р-л Рисунки по точкам. Игра «Восстанови рисунок по точкам» | 1 |
| Обобщение изученного. Счет 1-10 Обратный счет 3-1 Насекомые. Игра «Кто чем занимается?» | 1 |
| Стихотворение о весне. Конкурс чтецов. Синонимы. Игра «Кто быстрее? Элементы букв. игра «Кисточки» | 1 |
| Обратный счет 4-1 Игра «Что бывает круглым?» Насекомые. Игра «Кто как передвигается?» | 1 |
| Беседа «Весна пришла». Дифференцирование звуков ч-щ Игра «Живые звуки» Элементы букв. Игра «Назови одним словом» | 1 |
| Обратный счет 5-1 Составление и решение задач с опорой на практическую работу Игра «Время суток» Насекомые. Игра «Кто как передвигается?» | 1 |
| Сказка «Гуси – лебеди» Дифференцирование звуков ч-ш Игра «Определи место звука в слове» элементы букв. Игра «Преврати половину в целое» | |
| Обратный счет 6-1 Решение задач с опорой на практическую работу Весенние изменения в природе. Игра «Что изменилось?» | 1 |
| Сочинение сказки «Хорошо и плохо». Дифференцирование звуков т- ц Игра «Выдели звук» Элементы букв. Игра «Заселяем дом» | 1 |
| Обратный счет 7-1 Решение задач с опорой на практическую работу Игра «Путник и тень» Весенняя экскурсия в парк. | 1 |
| Загадки. Дифференцирование звуков т –с. Игра «Выдели последний звук» Элементы букв. Игра «Собери бусы» | 1 |
| Обратный счет 8-1 Решение задач с опорой на практическую работу Игра «Что бывает треугольным» Беседа по материалам весенней экскурсии | 1 |
| Стихи Барто. Дифференцирование звуков в – ф. Игра «Кто больше придумает слов» Элементы букв. Игра «Перепутанные линии» | 1 |
| Обратный счет 9-1 Решение задач с опорой на практическую работу Игра «»Рассели домики»» Луна. Игра «Путешествие на Луну» | 1 |
| Путешествие по сказкам. Дифференцирование мягких и твердых звуков. Игра «Рассели буквы по домикам» Элементы букв. Игра «Путаница» | 1 |
| Обратный счет 9-1 Решение задач с опорой на практическую работу Игра «Что появилось?» Солнце и его роль для жизни на Земле. | 1 |
| Схема слова. Игра «Сказки перепутались» Элементы букв. Игра «Широкий – узкий | 1 |
| Обратный счет 7-1 Решение задач с опорой на практическую работу Игра «Графический диктант» Свет и тень Игра «Театр Теней» | 1 |
| Почему я люблю лето? Праздник звуков Рисунки по точкам Игра «Узнай животное» . | 1 |
| Обобщение знаний. Тест «Глазомер» Галактика Планет. Игра «Звездочет» | 1 |
| Дифференцирование мягких и твердых звуков. Игры на обобщение и систематизацию знаний. Тест «Корректурная проба» | 1 |
| Обобщение знаний. Тест «Лабиринт Венгера» Планета Земля. Глобус Игра «Путешествие вокруг Земли | 1 |
| Игры на обобщение и систематизацию знаний. индивидуальные беседы с логопедом. Обобщение знаний. Работа в тетради. Копирование рисунка | 1 |
| Итоговое занятие Приключения солнечного зайчика Игры с солнечным зайчиком | 1 |
| Встречи с логопедом Тест на узнавание (Коган) | 1 |
| Игра – путешествие «Наша зеленая планета» | 1 |
Курс «Родное слово»
Цели и задачи курса:
Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребенка
Развитие
связной речи
фонетического слуха
творческого мышления
мелкой моторики движений
мышц двигательного аппарата руки
двигательных и зрительных факторов как единого целого действия
Направления работы
развитие связной речи
подготовка к обучению чтению
подготовка к обучению письму
Содержание курса
Развитие связной речи
Обучение правильному произношению
Развитие творческого воображения и образного мышления
Совершенствование звуковой культуры речи
Упражнения в дифференциации звуков на слух
Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
Развитие монологической и диалогической речи
Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков
Выделение из речи слов, звуков
Знакомство с правильным произношением звуков
Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
Сопоставление слов по звуковой структуре
Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой и положением при письме
Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке)
Знакомство с контуром и его особенностями
Графические упражнения
Штриховка
Пальчиковые игры
Росчерки
Правила посадки при письме
К завершению подготовки к обучению дети должны:
Правильно произносить все звуки
Выделять звуки из слова
Отчетливо и ясно произносить слова
Выделять слова и предложения из речи
Соблюдать орфоэпические нормы произношения
Раскрывать смысл несложных слов
Давать описание несложного предмета
Пересказывать сказку, рассказ по опорным словам, иллюстрациям
Работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо
Курс «Математические ступеньки»
Цели и задачи курса
Обучение детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа
Целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания
Формирование навыков учебной деятельности
Направления работы
арифметическое
геометрическое
содержательно - логическое
Содержание курса
сравнение предметов и групп предметов по форме, размеру, расположению на плоскости, цвету, назначению и т.д.
числа от 0 до 10, счет предметов, устная нумерация чисел
чтение чисел первого десятка, сравнение
простые геометрические фигуры(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг
содержательно – логические задания на развитие воображения, памяти, мышления, внимания
К концу подготовки к обучению дети должны:
знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, определять, где предметов больше(меньше)
знать названия основных геометрических фигур, различать их
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать, классифицировать)
Курс «Зеленая тропинка»
Цели и задачи курса
накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности
развитие наблюдательности
воспитание бережного отношения к окружающей природе
Разделы курса
Наши друзья – животные
Звезды, Солнце и Луна
Зеленые чудо – растения
Приключения Солнечного зайчика
Круглый год
Содержание курса
Наши друзья - животные
Обитатели живого уголка, домашние животные, животные нашей местности
Бабочки и жуки, распознавание на рисунках, раскрашивание
Рыбы
Наблюдение за поведением птиц, их разнообразие
Разнообразие животных
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей
Необходимость бережного отношения к природе
Зеленые чудо - растения
Растения и их разнообразие
Декоративные растения
Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация
Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом
Звезды, Солнце и Луна
Наблюдение звездного неба, выделение созвездий (2-3)
Игра – путешествие на Луну
Наблюдение Луны на небе
Приключения Солнечного зайчика
Игры с солнечным зайчиком
Совместное сочинение сказки о солнечном зайчике
Свет и тень
Постановка «театр теней»
К концу подготовки к обучению дети должны
Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных
Перечислять в правильной последовательности времена года