Время проведения – 1,3 среда каждого месяца.
Место проведения - кабинет №21
Программа
к р у ж к а
«ИСТОКИ»
на 2024-2025 учебный год.
Руководитель кружка: Глебова Е.В.
2024
№ | Цель занятия | Рассматриваемые вопросы | Дата проведения | Ответст-венный |
1 | Организация заседания членов кружка. Выбор актива кружка. | 1) Обсуждение плана кружка «Истоки» на 2024-2025 уч.год, его цели и задачи. | 18сентября | Глебова |
2 | Музей как институт социальной памяти | Введение. Специфика школьного музея. Музейный предмет и способы его изучения. Определение понятия, основные направления фондовой работы | 07 октября | Глебова |
3 | Реставрация музейных предметов. | Музейный предмет и способы его изучения | 21октября | Глебова |
4 5 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Практическое занятие: оформление новых экспозиций | Доклады. Презентации. оформление новых экспозиций | 06 ноября 20 ноября | Глебова Члены кружка |
6 7 | Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. | Доклад обучающихся по данной тематике. | 04 декабря 18 декабря | Глебова Члены кружка |
8 9 | Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии | подготовить интересные доклады, заслушанные на занятиях кружка для прослушивания в группах. | 15января 05 февраля | Глебова Члены кружка |
10-11 | Музейные выставки. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции | Выполнение заданий, соответствующих данной теме | 19 февраля 05 марта | Глебова |
12 13-14 | Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны. Работа над проектом «Мой герой». Практическое занятие: работа над проектом «Мой герой», привлечение обучающихся лицея. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и «Подвиг народа» Организация посильной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, проживающим на территории микрорайона | Заслушать доклады по данной тематике Выполнение практических заданий | 19 марта 02 апреля 16 апреля | Члены кружка Глебова Глебова |
15 16 | Сбор информации для проведения занятий кружка, приуроченных ко Дню Победы | Доклады на изучаемую тему. | 07 мая 21 мая | Глебова, члены кружка |
17 | Подведение итогов по проекту «Мой герой» | Практикум | 04 июня | Глебова, члены кружка |
18 | Подведение итогов ра-боты кружка «Истоки» за год. | Заключительное занятие. Анализ работы кружка за год | 18 июня | Глебова члены кружка |
Пояснительная записка.
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать музей лицея , так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Программа кружка создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной и гражданской идентичности. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих состоят в специфике организации занятий, во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Задачи кружка:
-Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
-Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
-Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
-Оформление и экспонирование материалов;
-Организация и проведение экскурсий;
-Организация научно-исследовательской работы;
-Формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего родного края;
-Формирование уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого;
-Формирование музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.
Методы организации и осуществления занятий:
Образовательные технологии:
• Технология учебного проектирования;
• Техника обучения как учебного исследования;
• Технология коллективной мыследеятельности.
Воспитательные технологии:
• Технология предметно-пространственной воспитывающей среды;
• Технология коллективного творческого дела.
Методы: частично-поисковый; исследовательский метод.
Особенности организации учебного процесса: Уровень освоения программы базовый. Содержание программы дает возможность обучающимся получить тот запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем самостоятельно разбираться в историко- краеведческом материале. Занятия проводятся в музее.
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Программа кружка создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной и гражданской идентичности. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих состоят в специфике организации занятий, во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Методы организации и осуществления занятий:
Образовательные технологии:
• Технология учебного проектирования;
• Техника обучения как учебного исследования;
• Технология коллективной мыследеятельности.
Воспитательные технологии:
• Технология предметно-пространственной воспитывающей среды;
• Технология коллективного творческого дела.
Методы: частично-поисковый; исследовательский метод.
Особенности организации учебного процесса: Уровень освоения программы базовый. Содержание программы дает возможность обучающимся получить тот запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем самостоятельно разбираться в историко- краеведческом материале. Занятия проводятся в музее.