Филиал основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа села Суслово, села Малосухоязово Муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Начальник МКУ МР Бирский район РБ _____________________/В.А.Лобов/ « » _____________2020 год | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ С.Суслово МР Бирский район РБ _____________/_Н.Б.Егоров/ « » 2020 год |
Программа «Каникулы нашей мечты»
летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Возраст участников 7-11 лет
срок реализации 1.06.2020-21.06.2020г.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Сусллово
Ижбулдина И.А.
с.Малосухоязово
2020 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Филиал основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Суслово, села Малосухоязово Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан |
Полное название программы | Программа «Каникулы нашей мечты» летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» |
Тип программы | Для лагеря с дневным пребыванием, организованного на базе образовательной организации |
Целевая группа (возраст, социальный статус, география участников смены) | школьники Филиала МОБУ СОШ с.Суслово, с.Малосухоязово МР Бирский район, 7-11 лет |
Цель | Создание образовательно-творческого пространства для удовлетворения потребностей в активном отдыхе, в приобретении знаний и умений, в развитии личностных качеств, способствующих социализации и раскрытию творческого потенциала. |
Задачи | Создание условий для рационального использования каникулярного времени; организация интересного, познавательного и увлекательного досуга; формирование навыков здорового образа жизни; раскрытие способностей участников смены, удовлетворяющих их интересы и потребности (духовные, интеллектуальные и творческие). |
Сроки реализации программы | Базовый этап (1 мая 2020 года по 31 мая 2020 года) Конструктивный этап (реализация содержания программы) включает в себя в каждой смене 4 периода: подготовительный период (1-2 дня до начала каждой смены) организационный период (1-3 день) основной период (4-18 день) заключительный период (19-21 день) Обобщающий этап (анализ результатов смены) Этап последействия |
Дата проведения смены | 01.06 – 21.06 |
Количество детей в смене | 16 человек |
Количество детей в отряде | 16 человек |
Название профиля(ей) | физкультурно-оздоровительное |
Обеспеченность объектами для занятий по дополнительному образованию | оборудованные классы на 20 посадочных мест, спортзал, футбольное поле. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
Введение (краткое описание лагеря);
Лагерь – это место, где каждый ребенок может состояться как уникальная личность… Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно. С.А.Шмаков
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянной смены впечатлений, встреча с неизвестными, непознанными уголками природы, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития детей и подростков.
Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, восстановить израсходованные силы, здоровье, развивать творческий потенциал, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, а еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Лето - активная пора социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием. Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.
Летний оздоровительный лагерь “ Солнышко” находится при Филиале основного общего образования МБОУ СОШ села Суслово, села Малосухоязово. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием “ Солнышко” работает педагогический коллектив из числа учителей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством. Поэтому был выбран ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье - бесценный дар природы, источник счастья.
Для организации оздоровления и занятости учащихся в летнее время была разработана данная программа. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха:
возраст участников программы: 7-11 лет;
участники: учащиеся начальных классов Филиала МБОУ СОШ с.Суслово с.Малосухоязово, все категории детей, состав отряда – дети разного возраста;
условия набора: принимаются все желающие. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, сиротам, опекаемым из семей, детям из категории «трудные» и группа «риска», а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
срок реализации: 21 день. По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. рассчитана на одну лагерную смену, реализуется в период летних каникул в июне.
Общее число участников за смену – 16 человек учащихся
Место реализации программы: Программа реализуется на базе школы филиала МБОУ СОШ с.Суслово, с.Малосухоязово.
Финансовое обеспечение программы: региональный фонд компенсаций, местный бюджет, родительский взнос.
ПРОФИЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
Актуальность данной программы заключается в том, что организация летнего отдыха детей позволяет осуществлять непрерывное дополнительное образование и решает существующие противоречия:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- между педагогической опекой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания направлена на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Цель – сохранение и укрепление здоровья участников смен, формирование правильного отношения к здоровому образу жизни, путем вовлечения их в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Задачи в соответствии с профилем
создание условий для рационального использования каникулярного времени;
организация интересного, познавательного и увлекательного досуга;
формирование навыков здорового образа жизни;
раскрытие способностей участников смены, удовлетворяющих их интересы и потребности (духовные, интеллектуальные и творческие).
Возраст участников смены
программа рассчитана на учащихся 7-11 лет;
Формы работы
музыкально-тематические зарядки;
оздоровительные мероприятия (солнечные и воздушные ванны, купание и т.п.);
массовые спортивные мероприятия (тренировки, соревнования по видам спорта, Веселые старты, эстафеты, турниры, ориентирование на местности);
организация встреч со спортсменами и тренерами (участниками Олимпиад, чемпионатов Мира и Европы, России, РБ, района и города);
показ тематических фильмов и компьютерных презентаций;
тематические беседы и викторины (в непогоду).
Срок реализации программы (по этапам и периодам смены);
Подготовительный период
(с 21 марта по 1 июня)
Работа по разработке программы профильной смены с планированием каждого дня смены.
Подбор методических и аудио-видео материалов по профилю (ям).
Работа с кадрами: подбор, подготовка и обучение (повышение квалификации).
Подготовительный период
(с 21 марта по 1 июня)
Индивидуальная работа с педагогами.
Корректировка содержания при необходимости (с 5 апреля ).
Разработка сценарных планов общелагерных мероприятий.
Подготовка оборудования, снаряжения, канцелярских принадлежностей по профилю (ям).
Оформление документации лагеря.
Организационный период (с 1 по 3 день смены)
Организация регистрации.
Анкетирование участников смены.
Планирование внутриотрядной работы.
Планирование работы по дополнительному образованию и физкультурно-оздоровительной работе.
Оформление отрядных мест и отрядных уголков.
Основной период
(с 4 по 18 день до начала итогового периода)
Реализация профильных подпрограмм по дополнительному образованию.
Реализация запланированных мероприятий по профилям в рамках программы.
Коллективно-творческая деятельность в отрядных и общелагерных мероприятиях.
Проведение промежуточной диагностики по видам деятельности.
Коррекция планов, форм и методов работы.
Итоговый период
(последние 2-3 дня смены)
Проведение мероприятий по подведению итогов по профилю(ям) смены.
Анкетирование участников смены.
Проведение награждения: индивидуальные и отрядные.
Педагогический анализ результатов работы в смене.
Мониторинг результативности программы.
Этап продействия
– мониторинг результативности программы, подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На период работы лагеря дневного пребывания составляется общий план мероприятий ЛДП. В зависимости от погодных условий в план могут быть внесены изменения.
В соответствии с общим планом мероприятий в каждом отряде разрабатывается свой план-сетка.
МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД РАБОТЫ ЛДП - 2020
Проведение инструктажей по охране труда с сотрудниками и учащимися, согласно инструкций разработанных и утвержденных в МБОУ СОШ с.Суслово по ОТ, ПБ, ПДД.
Участие в правовых информационных часах, проводимых работниками летнего лагеря.
Учебно-тренировочные занятия по дополнительным общеобразовательным программам по видам спорта.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Соревнования и спортивные праздники.
Цикл бесед о здоровом образе жизни.
Экскурсии и прогулки.
22.06. – День памяти и скорби (Беседы о ВОВ, участие в митинге, просмотр фильмов и т.д.)
23.06 – Международный Олимпийский день (Соревнования по ОФП, викторины и т.д.)
Участие в мероприятиях проводимых сельской библиотекой.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Разнообразные формы работы дают возможность гармоничного развития личности ребенка. В программу работы с детьми входят следующие направления:
- познавательно-досуговое;
- отрядные мероприятия;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительное направление;
- туристическо-краеведческое направление.
Познавательно-досуговое направление. Педагогический коллектив лагеря строит свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать творческие возможности детей, расширять их кругозор.
Отрядные мероприятия. В планах работы большое значение уделяется патриотическому и экологическому воспитанию. Воспитание чувства любви к Родине, к культуре своего народа его традициям, воспитание ответственного отношения детей к природе родного края, приобщение их к познанию законов природы
Трудовая деятельность. Дети занимаются дежурством в своем классе.
Спортивно-оздоровительное направление. Физическое воспитание в лагере имеет задачей укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие. В данном виде деятельности можно выделить следующие направления: зарядка, подвижные игры, организация разнообразных спортивно-оздоровительных коллективных дел.
Туристическо-краеведческое направление. Воспитание уважения и интереса к традициям народов Республики, на основе изучения культуры и быта народов Башкортостана в духе толерантности.
Ценностно-ориентировочное направление. Познание себя и других через коллективные творческие дела с целенаправленным содержанием. В начале смены – это игры на знакомство, в последствии, это игры на сплочение детского коллектива
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ « СОЛНЫШКО»:
Познавательно-досуговое направление – базар загадок; игры и забавы; аттракционы; посещение музея и т.д.
Отрядные мероприятия – торжественные линейки открытия и закрытия лагеря, «Линейка памяти и скорби», диспуты, огоньки, «Быть здоровым – это модно!», День леса, постановка инсценированных сказок, басен, деятельность зеленого патруля и т.д.
Творчество– концерты, коллективные рисунки на асфальте.
Трудовая деятельность – операция «Уют», самообслуживание, аукцион трудовых сюрпризов, благоустройство лагеря, дежурство, зеленый патруль, эстафета трудовых дел, и т.д.
Спортивно-оздоровительное направление –, закаливание, прогулки, походы, зарядка, малые олимпийские игры, «Веселые старты», эстафеты, День спорта и здоровья, праздник «Нептуна, День здоровья, зарядка, подвижные игры, игры на местности, конкурс знатоков спорта, и т.д.
Туристическо-краеведческое направление – прогулки, походы, экскурсии; посещение музея и библиотеки, сотрудничество с ток- центром, посещение парков и памятников города, встречи с ветеранами и т.д.
Ценностно-ориентировочное направление – игры на знакомство («Снежный ком», «Молекула», «Семейное фото» и др.), игры на сплочение коллектива («Открытка», деловая игра «Лидер», «Времена года» и т.д.), различные кричалки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный период
(с 21 марта по 1 июня)
Работа по разработке программы профильной смены с планированием каждого дня смены.
Подбор методических и аудио-видео материалов по профилю (ям).
Работа с кадрами: подбор, подготовка и обучение (повышение квалификации).
Подготовительный период
(с 21 марта по 1 июня)
Индивидуальная работа с педагогами.
Корректировка содержания при необходимости (с 5 апреля ).
Разработка сценарных планов общелагерных мероприятий.
Подготовка оборудования, снаряжения, канцелярских принадлежностей по профилю (ям).
Оформление документации лагеря.
Организационный период
(с 1 по 3 день смены)
Организация регистрации.
Анкетирование участников смены.
Планирование внутриотрядной работы.
Планирование работы по дополнительному образованию и физкультурно-оздоровительной работе.
Оформление отрядных мест и отрядных уголков.
Основной период
(с 4 по 18 день до начала итогового периода)
Реализация профильных подпрограмм по дополнительному образованию.
Реализация запланированных мероприятий по профилям в рамках программы.
Коллективно-творческая деятельность в отрядных и общелагерных мероприятиях.
Проведение промежуточной диагностики по видам деятельности.
Коррекция планов, форм и методов работы.
Итоговый период
(последние 2-3 дня смены)
Проведение мероприятий по подведению итогов по профилю(ям) смены.
Анкетирование участников смены.
Проведение награждения: индивидуальные и отрядные.
Педагогический анализ результатов работы в смене.
Мониторинг результативности программы.
Этап продействия
– мониторинг результативности программы, подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
РАСПОРЯДОК ДНЯ
8:30 – приём детей
8:45 – зарядка
9:00- 9.45 – завтрак
09:45-13:00 – дополнительное образование по профилю(ям), физкультурно-оздоровительные, внутриотрядные мероприятия
13:00-14.00 – обед
14.00-14.30 - общелагерные мероприятия (конкурсные программы, сюжетно-ролевые игры, импровизационные мероприятия и т.п.)
14:30 – подведение итогов дня, уход детей домой.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана с учѐтом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребѐнка;
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О защите прав ребенка»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от 24.07.98г.№ 124-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;
Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г.№2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей груда и отдыха»;
Устав МБОУ СОШ с. Суслово;
Приказ Минобрнауки « О подготовке оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей к летнему сезону 2018 года» от 08.02.2017 №14-18/94).
Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан»
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. N 246 «Об организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 26.09.2019 N 590, от 17.02.2020 N 91)
Закон Республики Башкортостан от 24.07.2000 N 87-з(ред. от 30.03.2016) «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» (п.5 ст.6))
Материально-технические условия предусматривают:
Место проведения | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты, | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель |
Спортивная площадка | Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель |
Фойе школы | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель, |
ФАП | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база ФАПа | Фельдшер ФАПа |
Библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | | Заведующая пищеблоком |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- начальник оздоровительного лагеря;
- педагог – воспитатель;
- обслуживающий персонал;
- вожатые из числа старшеклассников
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы.. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных дел. Вожатые участвуют в работе отрядов, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Педагогические условия
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Методические условия предусматривают
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Основные документы ЛДП:
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
План работы лагеря
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ:
общее оздоровление детей;
укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания;
витаминизацию организма;
закаливание организма;
организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе;
пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
развитие чувства патриотизма;
воспитание уважение к родной природе.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Определение соответствия реальных результатов с достигнутыми в рамках реализации программы, ожидаемых результатов;
отражение степени достижения поставленной цели;
анализ воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности лагеря;
выявление положительных и отрицательных моментов и внесение необходимых изменений в деятельность лагеря.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ:
документальные формы (отражают достижения детей):
▫ дневник отряда;
▫ карта наблюдений вожатых;
▫ экран настроения, забор мнений, отрядная почта.
творческие формы:
▫ отчетные концерты;
▫ выставки;
▫ спектакли;
▫ демонстрация фото-видео материалов смены;
▫ презентации моделей и проектов.
диагностические методики:
▫ тесты (для определения уровня знаний);
▫ методики для определения эмоционального комфорта, сплоченности коллектива;
▫ анкетирование;
▫ наблюдение.
количественные показатели:
▫ количество конфликтных ситуаций;
▫ снижение количества травм;
▫ снижение асоциального поведения;
▫ количество победителей в мероприятиях;
▫ количество детей, желающих продолжить занятия по профилю(ям).
Система контроля за реализацией программы приведена ниже в таблице:
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
Вводная диагностика | Медицинский осмотр детей | В начале лагерной смены | Медицинский работник |
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере (анкета на входе «Что я ожидаю от лагеря»). | 1-2 день смены | Отв. за организацию лагеря |
Пошаговая диагностика | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. (заполнение экрана настроения) | В течение смены | Отрядные тренеры-воспитатели |
Отслеживание достижений каждого ребёнка в соревновательной деятельности (оформление протоколов соревнований, дипломы, грамоты) | В течение смены | Отрядные тренеры-воспитатели |
Итоговая диагностика | Медицинский осмотр | В конце лагерной смены | Отв. за организацию лагеря, тренеры-воспитатели, командиры отрядов. |
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий (анкета на выходе «Что я получил за время пребывания в лагере»). Награждение детей за успехи в коллективно-творческих и спортивных делах. |
Творческий отзыв (оформление альбома, газеты, оформление презентации, видеоролика) |
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
«Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
Электронная библиотека: https://summercamp.ru/Электронная_библиотека_%28Книги%29 –Летний лагерь.
«Вожатская копилка» - сборник сценариев мероприятий для летнего лагеря
Группа в ВК Волонтерский аниматорский отряд"КЕДЫ" обсуждение: Методичка. Полезные книги для вожатого. https://vk.com/topic-58772612_36370910
Презентации на тему спорт https://thepresentation.ru/sport
Презентации по ОБЖ https://thepresentation.ru/obzh
Презентации по медицине https://thepresentation.ru/medetsina
ПРИЛОЖЕНИЯ
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, районная детская библиотека, музей.
Примечание: В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как могут быть не известны сроки экскурсий и дни могут варьироваться.
№ | Дата | Наименование мероприятия | Примечание |
Неделя «За здоровый образ жизни» |
1 | 1 день | 1. Организационная часть. Инструктаж по организации лагерной смены. 2. Знакомство «Расскажи мне о себе» 3. Ознакомление с правилами поведения на природе, проведения экскурсий. 4. Игровая программа «Будем знакомы» 5. Веселые старты | |
2 | день | 1. Организационная часть. Выбор органа самоуправления в отрядах лагеря. 2. Праздник открытие лагерной смены «Путешествие в Олимпию» 3. Час общения «Правильное питание» 4. Спортивный праздник «Мы за здоровый образ жизни» | |
3 | 3 день | 1. Выпуск отрядной газеты «Здравствуй, лето!» 2. Игра–путешествие «Прием ведет доктор Здоровье» 3. «Ритм», «Найди платок» (подвижные игры на свежем воздухе) 4. Создание проекта «Наши идеи» | |
4 | 4 день | 1. Беседа «Правила пассажира и пешехода» 2. Путешествие начинается «Родные просторы с.Малосухоязово» (экскурсии по замечательным местам села) 3. Спортивное мероприятие «Весёлые старты» | |
5 | 5 день | 1.Мини семинар: «Правила поведения на улице, в гостях» 2. Игры на сплочение коллектива: «Почта», «Привет» 3. Оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки: «Веревочка», «Качели». 4. Конкурс «Испытай себя» | |
6 | 6 день | 1. Спортивный праздник «День здоровья» 2. Легкоатлетический кросс на первенство лагеря. 3. Конкурсная программа «Зарядка и я» 4.Игры на свежем воздухе. | |
Неделя рекордов |
7 | 7 день | 1. Мероприятие «Давайте будем беречь природу» 2. Минутка здоровья «Закаляйся!» 3. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов» 4. Товарищеская встреча по футболу | |
8 | 8 день | 1. День рекордов. 2. Спартакиада лагеря. 3. Минута здоровья «Правила поведения в столовой» 4. Конкурс «Отгадай загадки» | |
9 | 9 день | 1. Мероприятие «Уважайте светофор» 2. Спортивное ориентирование. 3. Дыхательная гимнастика «Певец» 4. Конкурс рекламных роликов «Спорт - источник здоровья». | |
10 | 10 день | 1. Шашечный турнир 2. Спортивная пантомима 3. Музыкальная дискотека 4. Товарищеская встреча по настольному теннису. | |
11 | 11 день | 1. Футбольная викторина. 2. Конкурс знатоков спорта «Турнир эрудитов» 3. Просмотр презентации «Среда обитания» 4. Турнир по пионерболу | |
12 | 12 день | 1. Минута здоровья «Твой режим дня на каникулах». 2. Игровое мероприятие «Мы вместе, мы рядом. Нам хорошо». 2. Путешествие продолжается «Вот он, наш район Бирский» 4. Занятие по интересам. | |
Неделя «Олимпиада 2020» |
13 | 13 день | 1. Начало фестиваля «Олимпийские игры» 2. Конкурс газет «Мы и спорт» 3. Комический футбол 4.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» | |
14 | 14 день | 1.День здоровья и спорта – спортивная игра «Знамя» 2. Викторина «Удивительные превращения» 3. Час здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых. 4. Товарищеская встреча по настольному теннису. | |
15 | 15 день | 1. Третий День Олимпийских игр 2. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» 3. Конкурс подвижных игр 4. Работа по проекту «Детская спортивная площадка» | |
16 | 16 день | 1.Минута здоровья «Правила поведения на улице» 2. Игра «Форд Боярд» 3. Просмотр мультфильмов на тему спорта. 4. «Весёлый репортаж» - конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему. | |
17 | 17 день | 1.Спортивные соревнования «Гиннес –шоу». 2.Концерт «До ре ми фа соль» (выступление с песнями о спорте) 3.Минута здоровья «Мы за ЗОЖ!» 4. Викторина «Я знаю ПДД» | |
18 | 18 день | 1. Беседа «Безопасность на дорогах» 2.Путешествие заканчивается «По знакомым и любимым местам» 3. Просмотр видеороликов о спортсменах 4. Беседа «Уважай старших» | |
19 | 19 день | 1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2.Конкурс «В поисках клада» 3. Конкурс листовок «Мы за здоровый образ жизни» 4. Дружеская встреча по дартсу. | |
20 | 20 день | 1.Беседа-дискуссия «Поговорим о вредных привычках» 2. День памяти. 3.Весёлые старты «Межпланетные Олимпийские игры» 4.Конкурс рисунков: «Мой лучший день в лагере» | |
21 | 21 день | 1. Карнавал спортивных костюмов для гуманоидов 2. Закрытие лагерной смены 3.Праздничное мероприятие, посвященное к закрытию смены. 4. Беседа о личной безопасности во время каникул. | |
Режим работы ЛДП «Солнышко»
8:30 – приём детей - Сбор детей, инструктажи | Всем привет! Пора, пора! Вас приветствуют, друзья! |
8:45 – зарядка – Утренняя линейка, зарядка, | Все ребята собрались? На линейку становись! Тут же по порядку Все ребята на зарядку! |
9:00 – завтрак – ЗАВТРАК (дорога, гигиенические процедуры, прием пищи) | Всем за стол! Узнать пора, Что сварили повара. |
09:30-13:00 – дополнительное образование по профилю(ям), физкультурно-оздоровительные, внутриотрядные мероприятия – Работа по плану отрядов, лагерные и городские мероприятия. (Учебно-тренировочные занятия, конкурсы, соревнования и др.) Свободное время (настольные игры, игры по желанию, подготовка к отрядным, лагерным и городским мероприятиям) | Дел у нас невпроворот – Разбегаемся народ! Не грустят в семействе нашем: Мы поём, играем, пляшем Все занятия хороши Всё сумеем сделать мы! |
13:00 – обед (дорога, гигиенические процедуры, прием пищи) | Руки мылом мылятся Пузыри пузырятся. За столом серьёзный вид, Ну-ка дружно приналяжем и покажем, Наш здоровый аппетит! |
14.00-14.30 - общелагерные мероприятия (конкурсные программы, сюжетно-ролевые игры, импровизационные мероприятия и т.п.) –Оздоровительные процедуры (дыхательная гимнастика, солнечные и воздушные ванны) | Сто затей для ста друзей! Спорт- здоровье! Спорт - игра! Всем привет! Физкульт – ура! |
14:30 – подведение итогов дня, уход детей домой. - Построение, подведение итогов дня, уход детей домой | Подведём итоги дня, Расходиться нам пора, |
Законы жителей «СОЛНЫШКА»
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
КОДЕКС НРАВСТВЕННОСТИ
Традиции:
Доброго отношения к людям. Пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «не престижных» профессий.
Доброго отношения к песне. Пойте песни, знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.
Доброго отношения к природе. Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!
Вечернего «огонька». Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в кругу отряда.
Законы:
Здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.
Чистоты. Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по - хозяйски.
Территории. На территории лагеря воспрещается:
- предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, физического вреда себе и окружающим;
- самостоятельный выход за территорию лагеря;
- нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего лагеря;
- сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
- наносить ущерб имуществу лагеря.
Поднятой руки. Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.
Точного времени. Помните: время дорого, каждой секунде - особый счёт!
Правила:
Поведения - в общественных местах, столовой, во время проведения мероприятий, на спортивной площадке, в тренажёрном зале, в комнате.
Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.
Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.
Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья!
Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!
Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество своё и лагеря.
"Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси.
Стремись к здоровью, ведь отсюда - все устремления души!"
ПРИНЦИПЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Данная программа направлена на реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности.
АНКЕТА НА ВХОДЕ «ЛДП – 2020»
Дорогой друг! Для того, чтобы сделать жизнь в ЛДП более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Что ты ждешь от лагеря дневного пребывания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.В каких делах ты бы хотел поучаствовать?______________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6.Хочешь ли чему-нибудь научиться в лагере или научить других?___________________________ ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.Хочешь ли что-нибудь организовать для других?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
11.Пожалуйста, закончи следующие предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому что _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Я не хочу, чтобы здесь ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Я хочу, чтобы ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Я боюсь, что_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
12.Пожалуйста, напиши также:
Имя, Фамилия_______________________________________________________________________
Твой отряд в лагере (название)_______________________________________________________
Твой тренер-воспитатель______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
АНКЕТА НА ВЫХОДЕ «ЛДП – 2020»
Близится к концу лагерная смена. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1.Что было для тебя самым важным:
В этом лагере______________________________________________________________________
В твоем отряде _____________________________________________________________________
В отношениях между друзьями_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2.Какие события; переживания были самыми запоминающимися?
__________________________________________________________________________________
3.Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг ___________________________________________________________________________
Потрясение________________________________________________________________________
Обиду_____________________________________________________________________________
Творчество, полет фантазии__________________________________________________________
Одиночество_______________________________________________________________________
Уверенность в себе__________________________________________________________________
Усталость__________________________________________________________________________
«Меня не поняли»__________________________________________________________________
«Я нужен!» ________________________________________________________________________
Счастье____________________________________________________________________________
5.Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?___________________________________
6.Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)
Спасибо! за ________________________________________________________
Спасибо! за _______________________________________________________________________
Спасибо! за _______________________________________________________________________
7.Твои предложения по ЛДП на будущее_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дорожная азбука в загадках
(Отгадки написаны справа налево)
А Выезжаем на природу! Будем изучать погоду! Собираем карты, глобус И садимся на... (суботва) Б Смотрят все разинув рот, Как огромный пароход, Повидавший целый мир, Тащит маленький... (рискуб) В Как блестит на солнце рама! Удивляется сосед - Целый день учусь упрямо Я водить... (деписолев) Г А у нас в семье веселье - Отмечаем новоселье! Переехали за миг! А помог нам... (кивозург) Д Это что там под Луной? Дыня с дом величиной? В небесах парит корабль Под названьем... (ьлбажирид) Е Ёлка - радость у стола, Но для площади мала. Сквозь пургу и сквозь метель К нам на праздник едет... (ьле) Ё Кто там целый огород На себе домой везёт? На колючий шар похож. Вы узнали? - Это... (жё) Ж Муравейник на дороге, Надо посмотреть под ноги. Муравьи собрались в круг - В плен захвачен черный... (куж) З На педали давят ноги! Эй! Не стойте на дороге! Всех предупредить помог Об опасности... (коновз) И Мы кладём в багажник вещи, Рядом ключ, отвёртка, клещи, Молоток и клей "Момент". Взят в дорогу... (тнемуртсни) Й Всё случается в дороге, Можно поцарапать ноги. И поэтому в поход Мы берём с собою... (дой) К Скорость, только ветра свист, Всё шоссе как гладкий лист Укатать его помог Нам асфальтовый... (котак) Л Без деревьев мы ни шагу, Мебель делаем, бумагу! И для этого привёз Их из леса... (зовосел) М Под большими городами Всё подземными ходами Перепутано хитрО - Возит там людей... (ортем) Н Чтоб в дороге не устать, Надо правильно шагать, Совершая марш-бросок - Ногу с пятки на... (косон) О Лавки, крыша-козырек И с мороженным ларек! Вам знакома обстановка? Это место -... (аквонатсо) П Машут вслед листвою кроны, А за ним бегут вагоны. Весело под стук колёс Мчит по рельсам... (зоворап) | Р Дайте мне скорей ответ! Вот пройдёт немного лет И с Земли быстрее света К звёздам полетит... (атекар) С Перед нами чудо-птица, Всех прошу скорей садиться, Отправляется в полёт Быстрокрылый... (тёломас) Т Из воды торчит кабина, Здесь болото, здесь трясина, Мы застряли, ну хоть плач, Помогает нам... (чагят) У Кто, отправившись в поход, Целый дом с собой берет? Груз тащить - такая пытка, Медленно ползет... (актилу) Ф По дороге на карете, Едут взрослые и дети, Бубенцов заслыша звон. Знаем, это -... (нотэаф) Х Чтоб ходить зимой гулять, Надо шубу одевать! Из сугробов строим город, Нам не страшен сильный... (долох) Ц Океанские просторы, Волны высотою с горы. Нет опасней, знаем сами, Прячьтесь все, идёт... (имануц) Ч Ни копыт и ни рогов, Панцирь скроет от врагов! Путешествует без страха, Под защитой... (ахапереч) Ш Мы летим под облаками, Мы их трогаем руками, Поднимает в небо пар Наш большой воздушный... (раш) Щ В дом приходим - моем руки! Ну а туфли? Ну а брюки? Не беда, легко и четко Грязь убрать поможет... (актёщ) Ь Чтобы ездить без проблем, Знаки надо знать нам всем. Только не поймём никак, Где же в знаках... (канз йикгям) Ы Я не знаю, в чём секрет, Слов на эту букву нет, Только буквЫ все важнЫ, МЫ запомним букву... (ы) Ъ Знаем, есть и въезд и съезд, Есть подъём, и есть подъезд, Нам без них нельзя никак, Очень важен... (канз йыдревт) Э Мы хотели ехать прямо, Посреди дороги - яма, И дорожный оператор Шлёт нам в помощь... (ротавакскэ) Ю Лето - жаркая пора, Едет к морю детвора! Под колес весёлый стук Поезд движется на... (гю) Я Это что там в дымке тает, Птицей по волнам летает? Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру... (атхя) |
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
( социальный состав воспитанников)
Всего детей – 16
Из них:
- из многодетных семей____5_____
- из социально –незащищенных семей_____1_____
- из семей беженцев_____0_____
- из числа детей – сирот___0______
- из числа детей, лишенных опеки родителей____0_____
- из семей чернобыльцев____0______
- из семей одиноких родителей_____1_____
- из семей участников межнациональных конфликтов____0____
- детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)____0___
- детей из семей, оказавшихся в социально – опасном положении – состоящих на учете в школе_____1_____