СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Художник-иллюстратор" 108 учебных занятий

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Художник - иллюстратор» предназначена для интересующихся предметом, одаренных обучающихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Данная программа может быть использована педагогами дополнительног образования. расчитана на детей 9-12 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа "Художник-иллюстратор" 108 учебных занятий»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики




Протокол №_____

педагогического совета от

«___»_________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДО ЦДТ

______________М.К. Николаева

приказ № _______от __________20__ г.










Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

студии «Художник-иллюстратор»


Направленность:

художественная

Для детей от 9 до 12лет

Срок реализации – 1 год

Отдел ЦДТ – Центр раннего развития "Всезнайка"


Педагог дополнительного образования

Васильева Наталья Александровна






г. Чебоксары





Пояснительная записка.

Актуальность программы

Программа «Художник - иллюстратор» предназначена для интересующихся предметом, одаренных обучающихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. 
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. 
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории.

Цель программы: Развить интерес к творческой деятельности, способности, познавательные интересы и интеллект; научить работать в группе и индивидуально, применять полученные знания и умения на практике.

Задачи программы


  1. Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области художественного оформления.

  2. Развитие стремления к углублению знаний.

  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

  4. Развитие образного мышления и творческой активности обучающихся.

  5. Формирование чувства коллективизма.

  6. Развитие аккуратности, опрятности.

Данная программа включает в себя:


  • Курс цветоведения: дает учащимся знания о правилах работы с цветом, о его возможностях и разнообразии цветовой палитры, учит пользоваться краской и палитрой, дает навыки выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий и их смеси).

  • Курс декоративного рисования: знакомит учащихся с особенностями декоративно – прикладного искусства, формирует у них творческие умения и навыки самостоятельного выполнения декоративно – сюжетной композиции.

  • Курс иллюстрирования: заключается в изображении сюжетов литературных произведений. Знакомит учащихся с последовательностью процесса работы над конкретной композицией иллюстрации и обязательному соответствию тематике выбранного литературного произведения. В процессе совершенствуются навыки изображения предметов и объектов действительности, умения широко и творчески использовать художественно – выразительные средства.


Нормативно-правовая база программы (перечень нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня ОО)


ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

СанПиН 2.4.4.3172-14

Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)

Устав МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары

«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.

Возраст учащихся и сроки реализации программы . Возраст детей обучающихся в студии 9-12 лет. Срок реализации программы один год.

Задачи первого года обучения

Образовательные: Познакомить детей с различными материалами, осваивая изобразительные возможности. понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

Учить видеть окружающую красоту. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Развивающие: Развивать наблюдательность, обучение навыкам работы с ножницами, карандашом, кистью. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим . Обучать основам изобразительных техник (монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; навыкам работы с бумагой (бумажная пластика); навыкам оформительской деятельности;

Воспитывающие: Воспитывать аккуратность в работе.


Программа носит художественную направленность.

Организация образовательного процесса. В студию принимаются все желающие учиться рисовать, лепить и просто творить. Самое главное условие -это готовность экспериментировать и восприимчивость к новой информации.

Несмотря на единую тему занятия, занятия по группам отличаются, все задания доступны и выполнимы.

Задания, предлагаемые обучающимся вариативны; ребенок может выбрать из предложенных вариантов или предложить свой.

Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов, теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, и т.п.; практические занятия проводятся в форме путешествия по сказкам, занятия- эксперименты, занятия-сюрпризы, выполнение коллективных работ….)

Психологическая поддержка программы .На занятиях виды деятельности должны чередоваться. Длительность одного занятия – 1 час. Каждые 20-30 минут перерыв, игра или физкультминутка; беседа или рассказ педагога сменяются выполнением практического задания, в конце занятия – анализ и обсуждение работ. В каждой группе 12-15 человек. Такое количество детей позволяет наиболее эффективно справляться с поставленной задачей. Окружающая обстановка должна способствовать формированию у детей раннего возраста эстетического восприятия мира.Студия «Художник-иллюстратор» разновозрастная. Учитывая творческие возможности и интересы детей, а также возрастные особенности, практическая работа носит чаще индивидуальный характер, предусматривая индивидуальный подход к обучению. Поощряется творческая инициатива и развиваются коллективные навыки труда. Это помогает социальной адаптации ребенка. Для занятий характерна атмосфера доброжелательности и настроенности на успех. Важно создать ситуацию успеха ребенка и закреплять ее. Важно сравнивать достижения и успехи ребенка с тем, что он знал и умел раньше, а не с успехами других детей.

Методическое обеспечение программы (программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий , тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное усложнение… учет индивидуальных особенностей детей, подбор учебного материала в соответствии с возможностями и уровнем подготовки обучающихся и т.п.)

Методические материалы

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы:

  • методические пособия для педагога:

  • литература по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста,

  • справочные материалы по дошкольному воспитанию,

  • периодические издания по дошкольному воспитанию,

  • литература

дидактический и лекционный материал:

  • плакаты по темам

  • картины (сюжетные картины разных серий),

  • фотографии и открытки (наш город),

  • дидактические игры,

  • памятки, научная и специальная литература,

  • раздаточный материал,

  • видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.,

Методические материалы для занятий по ИЗО и художественному труду разделены по видам деятельности.

В данное время подготовлены папки

  • цветоведениие

  • нетрадиционные техники рисования

  • тематическое рисование

  • работа с бумагой

В них варианты заданий, иллюстративный материал, необходимые шаблоны.


Условия реализации программы


Для успешной реализации программы созданы все необходимые условия.

  • кабинет с достаточным уровнем освещенности

  • мебель для данной возрастной группы (по количеству обучающихся)

  • методические материалы

  • при необходимости есть возможность использовать ТСО (проектор, компьютер, принтер ,проигрыватель и т.д)

Прогнозируемые результаты реализации программы

Знания и умения детей первого года обучения:

Дети работают самостоятельно, приобретая различные умения и навыки. Становятся более усидчивыми и аккуратными. Работая с текстом, умеют выделять главное, следовать сюжетной линии произведения. Выполняют коллективные работы по темам. Работают над проектом в группе и индивидуально.Овладевают основными навыками и умениями при выполнении композиций, живописных и графических работ.Учатся сравнивать размеры и формы предметов, передавать движение, передний и задний план, линию горизонта.Знакомятся с различными художественными материалами, осваивая их изобразительные возможностиЗнакомятся с этапами создания книги. Учатся выполнять иллюстрации, концовку, титул, эскизы и макет будущей книги.Расширяется кругозор и развиваются интеллектуальные способностиРазвивается наблюдательность, учатся выделять главное и равномерно заполнять лист.Знают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета.



Формы и сроки аттестации обучающихся.


Форма и способы проверки результата работы

Текущий контроль осуществляется в ходе занятий в виде педагогического наблюдения, совместных игр и решения проблемных ситуаций с детьми.


Промежуточный контроль

Формы и сроки аттестации обучающихся. Аттестация по данной учебной программе будет проводиться в марте-апреле по группам.

Темы аттестационных занятий согласно тематическому плану.


Способы оценки качества реализации программы:

  • Самостоятельные работы

  • Мини выставки в учебных кабинетах

  • Выставки в ЦДТ, библиотеках…

  • Участие в городских и республиканских конкурсах

Форма аттестации- бальная

Аттестационные работы обучающихся первого года обучения оцениваются на :

«Отлично»- задание выполнено по всем правилам, с творческим подходом и фантазией

«Хорошо» - задание выполнено по правилам, но по стандартному шаблону

«Удовлетворительно»- при выполнении допущены мелкие технические неточности, не хватает аккуратности и фантазии

«Неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, работа выполнена неаккуратно и небрежно


Оценками для обучающихся студии «Краски из сказки» являются также грамоты, дипломы, благодарственные письма , сертификаты участников конкурсов и т.д., что соответствует оценке «отлично».













студия «Художник-иллюстратор»

Первый год обучения


Программа рассчитана на 108 учебных занятия в год

Небольшой количественный состав групп предусматривает индивидуальный подход .

В зависимости от возраста детей и уровня подготовленности даются задания различной степени сложности, и тема занятия может отличаться в зависимости от группы.

Приемственность между студией и образовательным учреждением и школой осуществляется по содержанию обучения и воспитания, приемам и методам, организационным формам учебно-воспитательной работы. В процессе обучения используются игровые приемы и упражнения, формирующие интерес к деятельности.

Программа носит вариативный характер, может быть изменена и дополнена в зависимости от методических разработок, уровня подготовленности детей и материальной базы.


Тематический план.

Начальный уровень.


Содержание

Группа

1

Линия.( инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами ИОТ-084-2012, инструктаж по технике пожарной безопасности ИОТ-001-2011, ИОТ-077-2012, правила поведения в ЦДТ

Знакомство с линией как основой всей художественной деятельности. Освоение приемов быстрого запечатления сюжета, таких как – эскиз и зарисовка. Изучение способов передачи тона. Рисунок как средство выражения мысли.)


1 час

2

Выполнение набросков с натуры. Предметы.

1 час

3

Выполнение набросков с натуры. Предметы.

1 час

4

Выполнение набросков с натуры. Предметы.

1 час

5

Выполнение набросков с натуры. Фигура человека.

1 час

6

Выполнение набросков с натуры. Фигура человека.

1 час

7

Портрет сказочного героя

1 час

8

Портрет сказочного героя

1 час

9

Портрет сказочного героя

1 час

10

Передача характера с помощью линии.

1 час

11

Передача характера с помощью линии.

1 час

12

Основы цветоведения

(Смешение красок, знакомство со сложным составным, ахроматическим и хроматическим, теплым и холодным цветом. Изучение совокупности способов, приемов и средств построения формы цветом..)


1 час

13

Основы цветоведения

(Смешение красок, знакомство со сложным составным, ахроматическим и хроматическим, теплым и холодным цветом. Изучение совокупности способов, приемов и средств построения формы цветом..)


1 час

14

Передача характера с помощью цвета.

1 час

15

Передача характера с помощью цвета.

1 час

16

Передача характера с помощью цвета.

1 час

17

Иллюстрация

(Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.)


1 час

18

Иллюстрация

(Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.)


1 час

19

Иллюстрация

(Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.)


1 час

20

Иллюстрация

(Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО.

Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.)


1 час

21

Орнамент.

(Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу)


1 час

22

Орнамент.

(Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу)


1 час

23

Орнамент.

(Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу)


1 час

24

Орнамент.

(Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу)


1 час

25

Орнамент.

(Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу)


1 час

26

Титульный лист. Буквица. Концовка.

1 час

27

Титульный лист. Буквица. Концовка.

1 час

28

Титульный лист. Буквица. Концовка.

1 час

29

Стилизация природных форм. Работа с природным материалом.

1 час

30

Стилизация природных форм. Работа с природным материалом.

1 час

31

Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.

1 час

32

Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.

1 час

33

Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.

1 час

34

Сказки о животных

1 час

35

Сказки о животных

1 час

36

Бытовые сказки

1 час

37

Бытовые сказки

1 час

38

Прорисовка персонажа

1 час

39

Натюрморт

1 час

40

Прорисовка персонажа

1 час

41

Натюрморт

1 час

42

Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением костюма- домашнее задание)

1 час

43

Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением предметов быта)

1 час

44

Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением костюма- домашнее задание)

1 час

45

Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением предметов быта)

1 час

46

Волшебные предметы

1 час

47

Волшебные предметы

1 час

48

Волшебные предметы

1 час

49

Герои волшебных сказок

1 час

50

Герои волшебных сказок

1 час

51

Иллюстрирование волшебной сказки по выбору

1 час

52

Этапы работы над книгой

1 час

53

Подбор произведения для иллюстрирования.Эскиз

1 час

54

Выполнение макета книги

1 час

55

Выполнение макета книги

1 час

56

Как рождается книга

1 час

57

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов

1 час

58

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов

1 час

59

Разнообразие холодной цветовой гаммы.( Исследование цвета и его возможностей. Создание сложного фона под тематический рисунок.)


1 час

60

Разнообразие теплой цветовой гаммы.( Исследование цвета и его возможностей. Создание сложного фона под тематический рисунок.)


1 час

61

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов

1 час

62

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов

1 час

63

Герой ненаписанной сказки

1 час

64

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)


1 час

65

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)


1 час

66

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)


1 час

67

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)


1 час

68

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)


1 час

69

Проектная деятельность

(Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.)

1 час

70

Защита творческих проектов

1 час

71

Мини зарисовки (люди, которые нас окружают)

1 час

72

Мини зарисовки (люди, которые нас окружают)

1 час

73

Мини зарисовки (люди, которые нас окружают)

1 час

74

Книжка своими руками.

1 час

75

Книжка своими руками.

1 час

76

Книжка своими руками.

1 час

77

Книжка своими руками.

1 час

78

Изобразительные материалы и их использование.

1 час

79

Выполнение иллюстрации в разных техниках.

1 час

80

Выполнение иллюстрации в разных техниках.

1 час

81

Выполнение иллюстрации в разных техниках.

1 час

82

Разработка поздравительных открыток.

1 час

83

Характерные особенности мазка. (Возможности мазка в зависимости от типа краски. Создание краткосрочных этюдов.)

1 час

84

Характерные особенности мазка. (Возможности мазка в зависимости от типа краски. Создание краткосрочных этюдов.)

1 час

85

Оформительская деятельность

(Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.)

1 час

86

Оформительская деятельность

(Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.)

1 час

87

Оформительская деятельность

(Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.)

1 час

88

Разработка поздравительных открыток.

1 час

89

Разработка поздравительных открыток.

1 час

90

Мини зарисовки (предметы, которые нас окружают)

1 час

91

Мини зарисовки (предметы которые нас окружают)

1 час

92

Мини зарисовки (предметы, которые нас окружают)

1 час

93

Предметы и время( беседа о предметах быта)

1 час

94

Предметы и время. Зарисовки

1 час

95

Предметы и время. Зарисовки

1 час

96

Предметы и время. Зарисовки

1 час

97

Сказка старинная и современная

1 час

98

Сказка старинная и современная

1 час

99

Подготовка к конкурсу « Что за прелесть эти сказки»

1 час

100

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

101

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

102

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

103

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

104

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

105

Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки»

1 час

106

Защита творческих проектов

1 час

107

Как рождаются книги

1 час

108

Как рождаются книги

1 час

Итого : 108 занятий в год




















Список рекомендуемой литературы


  1. Васильева Н. «Новогодняя сказка»

  2. Васильева Н., Васильев В. «Мягкая игрушка своими руками» издательство «Чувашия» 1996-1999 гг.

  3. Костерин А .«Учебное рисование»

  4. Королева Т.В. «Занятия по рисованию для детей 2-3 лет» 2000г.

  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство «Карапуз», 2009 г.

  6. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» издательство «Мозаика-синтез» г.Москва 2007г.

  7. Давыдова И.В. «Удивительный мир творчества» г.Калуга 2006г.

  8. Серия книг «6+» : «Хохлома», «Первые уроки дизайна» издательство «Мозаика-синтез» г.Москва 1999г, 2002 г.

  9. Дубровская Н.В. «Рисунки из ладошки» , издательство «Детство-пресс» 2004г.

  10. Дубровская Н.В. «Чудо-карандаш» , издательство «Детство-пресс» 2004г.

  11. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», издательство «Детство-пресс» 2008г.

  12. Корочкова А. «Удивительный компот»,Чувашское книжное издательство 2015г.

  13. «Твоя мастерская», издательство «Просвещение» 2010г.






СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………2

  2. Формы и сроки аттестации…………………………………………………. 6

  3. Тематический план первого года обучения…………………………………7

  4. Список литературы……………………………………………………………13