Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики
Протокол №_____ педагогического совета от «___»_________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУДО ЦДТ ______________М.К. Николаева приказ № _______от __________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
студии «Художник-иллюстратор»
Направленность:
художественная
Для детей от 9 до 12лет
Срок реализации – 1 год
Отдел ЦДТ – Центр раннего развития "Всезнайка"
Педагог дополнительного образования
Васильева Наталья Александровна
г. Чебоксары
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Программа «Художник - иллюстратор» предназначена для интересующихся предметом, одаренных обучающихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории.
Цель программы: Развить интерес к творческой деятельности, способности, познавательные интересы и интеллект; научить работать в группе и индивидуально, применять полученные знания и умения на практике.
Задачи программы
Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области художественного оформления.
Развитие стремления к углублению знаний.
Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
Развитие образного мышления и творческой активности обучающихся.
Формирование чувства коллективизма.
Развитие аккуратности, опрятности.
Данная программа включает в себя:
Курс цветоведения: дает учащимся знания о правилах работы с цветом, о его возможностях и разнообразии цветовой палитры, учит пользоваться краской и палитрой, дает навыки выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий и их смеси).
Курс декоративного рисования: знакомит учащихся с особенностями декоративно – прикладного искусства, формирует у них творческие умения и навыки самостоятельного выполнения декоративно – сюжетной композиции.
Курс иллюстрирования: заключается в изображении сюжетов литературных произведений. Знакомит учащихся с последовательностью процесса работы над конкретной композицией иллюстрации и обязательному соответствию тематике выбранного литературного произведения. В процессе совершенствуются навыки изображения предметов и объектов действительности, умения широко и творчески использовать художественно – выразительные средства.
Нормативно-правовая база программы (перечень нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня ОО)
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14
Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)
Устав МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары
«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.
Возраст учащихся и сроки реализации программы . Возраст детей обучающихся в студии 9-12 лет. Срок реализации программы один год.
Задачи первого года обучения
Образовательные: Познакомить детей с различными материалами, осваивая изобразительные возможности. понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
Учить видеть окружающую красоту. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Развивающие: Развивать наблюдательность, обучение навыкам работы с ножницами, карандашом, кистью. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим . Обучать основам изобразительных техник (монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; навыкам работы с бумагой (бумажная пластика); навыкам оформительской деятельности;
Воспитывающие: Воспитывать аккуратность в работе.
Программа носит художественную направленность.
Организация образовательного процесса. В студию принимаются все желающие учиться рисовать, лепить и просто творить. Самое главное условие -это готовность экспериментировать и восприимчивость к новой информации.
Несмотря на единую тему занятия, занятия по группам отличаются, все задания доступны и выполнимы.
Задания, предлагаемые обучающимся вариативны; ребенок может выбрать из предложенных вариантов или предложить свой.
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов, теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, и т.п.; практические занятия проводятся в форме путешествия по сказкам, занятия- эксперименты, занятия-сюрпризы, выполнение коллективных работ….)
Психологическая поддержка программы .На занятиях виды деятельности должны чередоваться. Длительность одного занятия – 1 час. Каждые 20-30 минут перерыв, игра или физкультминутка; беседа или рассказ педагога сменяются выполнением практического задания, в конце занятия – анализ и обсуждение работ. В каждой группе 12-15 человек. Такое количество детей позволяет наиболее эффективно справляться с поставленной задачей. Окружающая обстановка должна способствовать формированию у детей раннего возраста эстетического восприятия мира.Студия «Художник-иллюстратор» разновозрастная. Учитывая творческие возможности и интересы детей, а также возрастные особенности, практическая работа носит чаще индивидуальный характер, предусматривая индивидуальный подход к обучению. Поощряется творческая инициатива и развиваются коллективные навыки труда. Это помогает социальной адаптации ребенка. Для занятий характерна атмосфера доброжелательности и настроенности на успех. Важно создать ситуацию успеха ребенка и закреплять ее. Важно сравнивать достижения и успехи ребенка с тем, что он знал и умел раньше, а не с успехами других детей.
Методическое обеспечение программы (программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий , тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное усложнение… учет индивидуальных особенностей детей, подбор учебного материала в соответствии с возможностями и уровнем подготовки обучающихся и т.п.)
Методические материалы
Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы:
методические пособия для педагога:
литература по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста,
справочные материалы по дошкольному воспитанию,
периодические издания по дошкольному воспитанию,
литература
дидактический и лекционный материал:
плакаты по темам
картины (сюжетные картины разных серий),
фотографии и открытки (наш город),
дидактические игры,
памятки, научная и специальная литература,
раздаточный материал,
видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.,
Методические материалы для занятий по ИЗО и художественному труду разделены по видам деятельности.
В данное время подготовлены папки
В них варианты заданий, иллюстративный материал, необходимые шаблоны.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы созданы все необходимые условия.
кабинет с достаточным уровнем освещенности
мебель для данной возрастной группы (по количеству обучающихся)
методические материалы
при необходимости есть возможность использовать ТСО (проектор, компьютер, принтер ,проигрыватель и т.д)
Прогнозируемые результаты реализации программы
Знания и умения детей первого года обучения:
Дети работают самостоятельно, приобретая различные умения и навыки. Становятся более усидчивыми и аккуратными. Работая с текстом, умеют выделять главное, следовать сюжетной линии произведения. Выполняют коллективные работы по темам. Работают над проектом в группе и индивидуально.Овладевают основными навыками и умениями при выполнении композиций, живописных и графических работ.Учатся сравнивать размеры и формы предметов, передавать движение, передний и задний план, линию горизонта.Знакомятся с различными художественными материалами, осваивая их изобразительные возможностиЗнакомятся с этапами создания книги. Учатся выполнять иллюстрации, концовку, титул, эскизы и макет будущей книги.Расширяется кругозор и развиваются интеллектуальные способностиРазвивается наблюдательность, учатся выделять главное и равномерно заполнять лист.Знают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета.
Формы и сроки аттестации обучающихся.
Форма и способы проверки результата работы
Текущий контроль осуществляется в ходе занятий в виде педагогического наблюдения, совместных игр и решения проблемных ситуаций с детьми.
Промежуточный контроль
Формы и сроки аттестации обучающихся. Аттестация по данной учебной программе будет проводиться в марте-апреле по группам.
Темы аттестационных занятий согласно тематическому плану.
Способы оценки качества реализации программы:
Самостоятельные работы
Мини выставки в учебных кабинетах
Выставки в ЦДТ, библиотеках…
Участие в городских и республиканских конкурсах
Форма аттестации- бальная
Аттестационные работы обучающихся первого года обучения оцениваются на :
«Отлично»- задание выполнено по всем правилам, с творческим подходом и фантазией
«Хорошо» - задание выполнено по правилам, но по стандартному шаблону
«Удовлетворительно»- при выполнении допущены мелкие технические неточности, не хватает аккуратности и фантазии
«Неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, работа выполнена неаккуратно и небрежно
Оценками для обучающихся студии «Краски из сказки» являются также грамоты, дипломы, благодарственные письма , сертификаты участников конкурсов и т.д., что соответствует оценке «отлично».
студия «Художник-иллюстратор»
Первый год обучения
Программа рассчитана на 108 учебных занятия в год
Небольшой количественный состав групп предусматривает индивидуальный подход .
В зависимости от возраста детей и уровня подготовленности даются задания различной степени сложности, и тема занятия может отличаться в зависимости от группы.
Приемственность между студией и образовательным учреждением и школой осуществляется по содержанию обучения и воспитания, приемам и методам, организационным формам учебно-воспитательной работы. В процессе обучения используются игровые приемы и упражнения, формирующие интерес к деятельности.
Программа носит вариативный характер, может быть изменена и дополнена в зависимости от методических разработок, уровня подготовленности детей и материальной базы.
Тематический план.
Начальный уровень.
№ | Содержание | Группа |
1 | Линия.( инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами ИОТ-084-2012, инструктаж по технике пожарной безопасности ИОТ-001-2011, ИОТ-077-2012, правила поведения в ЦДТ Знакомство с линией как основой всей художественной деятельности. Освоение приемов быстрого запечатления сюжета, таких как – эскиз и зарисовка. Изучение способов передачи тона. Рисунок как средство выражения мысли.) | 1 час |
2 | Выполнение набросков с натуры. Предметы. | 1 час |
3 | Выполнение набросков с натуры. Предметы. | 1 час |
4 | Выполнение набросков с натуры. Предметы. | 1 час |
5 | Выполнение набросков с натуры. Фигура человека. | 1 час |
6 | Выполнение набросков с натуры. Фигура человека. | 1 час |
7 | Портрет сказочного героя | 1 час |
8 | Портрет сказочного героя | 1 час |
9 | Портрет сказочного героя | 1 час |
10 | Передача характера с помощью линии. | 1 час |
11 | Передача характера с помощью линии. | 1 час |
12 | Основы цветоведения (Смешение красок, знакомство со сложным составным, ахроматическим и хроматическим, теплым и холодным цветом. Изучение совокупности способов, приемов и средств построения формы цветом..) | 1 час |
13 | Основы цветоведения (Смешение красок, знакомство со сложным составным, ахроматическим и хроматическим, теплым и холодным цветом. Изучение совокупности способов, приемов и средств построения формы цветом..) | 1 час |
14 | Передача характера с помощью цвета. | 1 час |
15 | Передача характера с помощью цвета. | 1 час |
16 | Передача характера с помощью цвета. | 1 час |
17 | Иллюстрация (Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО. Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.) | 1 час |
18 | Иллюстрация (Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО. Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.) | 1 час |
19 | Иллюстрация (Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО. Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.) | 1 час |
20 | Иллюстрация (Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в ИЗО. Иллюстрации к сказкам, стихотворениям, загадкам.) | 1 час |
21 | Орнамент. (Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу) | 1 час |
22 | Орнамент. (Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу) | 1 час |
23 | Орнамент. (Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу) | 1 час |
24 | Орнамент. (Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу) | 1 час |
25 | Орнамент. (Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу) | 1 час |
26 | Титульный лист. Буквица. Концовка. | 1 час |
27 | Титульный лист. Буквица. Концовка. | 1 час |
28 | Титульный лист. Буквица. Концовка. | 1 час |
29 | Стилизация природных форм. Работа с природным материалом. | 1 час |
30 | Стилизация природных форм. Работа с природным материалом. | 1 час |
31 | Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам. | 1 час |
32 | Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам. | 1 час |
33 | Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам. | 1 час |
34 | Сказки о животных | 1 час |
35 | Сказки о животных | 1 час |
36 | Бытовые сказки | 1 час |
37 | Бытовые сказки | 1 час |
38 | Прорисовка персонажа | 1 час |
39 | Натюрморт | 1 час |
40 | Прорисовка персонажа | 1 час |
41 | Натюрморт | 1 час |
42 | Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением костюма- домашнее задание) | 1 час |
43 | Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением предметов быта) | 1 час |
44 | Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением костюма- домашнее задание) | 1 час |
45 | Иллюстрирование сказки ( с предварительным изучением предметов быта) | 1 час |
46 | Волшебные предметы | 1 час |
47 | Волшебные предметы | 1 час |
48 | Волшебные предметы | 1 час |
49 | Герои волшебных сказок | 1 час |
50 | Герои волшебных сказок | 1 час |
51 | Иллюстрирование волшебной сказки по выбору | 1 час |
52 | Этапы работы над книгой | 1 час |
53 | Подбор произведения для иллюстрирования.Эскиз | 1 час |
54 | Выполнение макета книги | 1 час |
55 | Выполнение макета книги | 1 час |
56 | Как рождается книга | 1 час |
57 | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов | 1 час |
58 | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов | 1 час |
59 | Разнообразие холодной цветовой гаммы.( Исследование цвета и его возможностей. Создание сложного фона под тематический рисунок.) | 1 час |
60 | Разнообразие теплой цветовой гаммы.( Исследование цвета и его возможностей. Создание сложного фона под тематический рисунок.) | 1 час |
61 | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов | 1 час |
62 | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов | 1 час |
63 | Герой ненаписанной сказки | 1 час |
64 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
65 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
66 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
67 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
68 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
69 | Проектная деятельность (Этапы работы над проектом, особенности и характеристики проектной деятельности. Совместные или индивидуальные творческие проекты.) | 1 час |
70 | Защита творческих проектов | 1 час |
71 | Мини зарисовки (люди, которые нас окружают) | 1 час |
72 | Мини зарисовки (люди, которые нас окружают) | 1 час |
73 | Мини зарисовки (люди, которые нас окружают) | 1 час |
74 | Книжка своими руками. | 1 час |
75 | Книжка своими руками. | 1 час |
76 | Книжка своими руками. | 1 час |
77 | Книжка своими руками. | 1 час |
78 | Изобразительные материалы и их использование. | 1 час |
79 | Выполнение иллюстрации в разных техниках. | 1 час |
80 | Выполнение иллюстрации в разных техниках. | 1 час |
81 | Выполнение иллюстрации в разных техниках. | 1 час |
82 | Разработка поздравительных открыток. | 1 час |
83 | Характерные особенности мазка. (Возможности мазка в зависимости от типа краски. Создание краткосрочных этюдов.) | 1 час |
84 | Характерные особенности мазка. (Возможности мазка в зависимости от типа краски. Создание краткосрочных этюдов.) | 1 час |
85 | Оформительская деятельность (Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.) | 1 час |
86 | Оформительская деятельность (Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.) | 1 час |
87 | Оформительская деятельность (Знакомство с правилами композиции. Как выбрать правильное цветовое решение? Создание поздравительных телеграмм, открыток, стен газет к праздникам.) | 1 час |
88 | Разработка поздравительных открыток. | 1 час |
89 | Разработка поздравительных открыток. | 1 час |
90 | Мини зарисовки (предметы, которые нас окружают) | 1 час |
91 | Мини зарисовки (предметы которые нас окружают) | 1 час |
92 | Мини зарисовки (предметы, которые нас окружают) | 1 час |
93 | Предметы и время( беседа о предметах быта) | 1 час |
94 | Предметы и время. Зарисовки | 1 час |
95 | Предметы и время. Зарисовки | 1 час |
96 | Предметы и время. Зарисовки | 1 час |
97 | Сказка старинная и современная | 1 час |
98 | Сказка старинная и современная | 1 час |
99 | Подготовка к конкурсу « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
100 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
101 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
102 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
103 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
104 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
105 | Проектная деятельность. « Что за прелесть эти сказки» | 1 час |
106 | Защита творческих проектов | 1 час |
107 | Как рождаются книги | 1 час |
108 | Как рождаются книги | 1 час |
Итого : 108 занятий в год
Список рекомендуемой литературы
Васильева Н. «Новогодняя сказка»
Васильева Н., Васильев В. «Мягкая игрушка своими руками» издательство «Чувашия» 1996-1999 гг.
Костерин А .«Учебное рисование»
Королева Т.В. «Занятия по рисованию для детей 2-3 лет» 2000г.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство «Карапуз», 2009 г.
Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» издательство «Мозаика-синтез» г.Москва 2007г.
Давыдова И.В. «Удивительный мир творчества» г.Калуга 2006г.
Серия книг «6+» : «Хохлома», «Первые уроки дизайна» издательство «Мозаика-синтез» г.Москва 1999г, 2002 г.
Дубровская Н.В. «Рисунки из ладошки» , издательство «Детство-пресс» 2004г.
Дубровская Н.В. «Чудо-карандаш» , издательство «Детство-пресс» 2004г.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», издательство «Детство-пресс» 2008г.
Корочкова А. «Удивительный компот»,Чувашское книжное издательство 2015г.
«Твоя мастерская», издательство «Просвещение» 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………2
Формы и сроки аттестации…………………………………………………. 6
Тематический план первого года обучения…………………………………7
Список литературы……………………………………………………………13