СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КЛУБА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «PROактивность»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы:

формирование начальных профессиональных навыков в сфере IT-технологий у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КЛУБА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «PROактивность»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 48 имени Героя России О.Н. Долгова»













ПРОГРАММА

КЛУБА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«PROактивность»



для обучающихся 5-9 классов

Срок реализации: 2022-2027 учебный год







Автор: Пешнина Елена Леонидовна

учитель информатики и ИКТ








г. Тольятти, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании данного курса сделан акцент на изучении прикладных фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере его общеобразовательный потенциал.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения практическими умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее в основной школе (начиная с 5 класса) они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Программа «Клуб PROактивность» в основной школе расширяет ИКТ-компетентность обучающихся в области применения информационных технологий (для работы с векторными и растровыми изображениями, для создания flash-анимации, для освоения издательского дела, для создания web-сайтов и т.д.).

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299.


  • Основная образовательная программа МБУ «Гимназия № 48№».

Цель данной программы:

формирование начальных профессиональных навыков в сфере IT-технологий у обучающихся.

Задачи:
  • систематизировать подходы к изучению информационных технологий;

  • сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • сформировать знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах;

  • умения разрабатывать и создавать дизайн рассматриваемого объекта;

  • формировать у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной деятельности в сфере IT;

  • обеспечить повышение информационной компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей), расширение их знаний о мире профессий, условиях труда, профессионально важных качествах, умениях и навыках, формах профессиональной подготовки, рынке труда в сфере IT;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

Программа составлена на модульном принципе. Обучающийся может посещать клуб начиная с любого года обучения, поскольку содержание состоит из 5 независимых модулей, изучение которых зависит от уровня знаний обучающегося.

Основные принципы:
  • целостность и непрерывность;

  • научность в сочетании с доступностью;

  • практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

В рамках предмета «Информатика» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся изучением материала курса.

Программа рассчитана на 17 часов в год, всего 238 часов. Форма организации – клуб информационных технологий «PROактивность». Материал программы не повторяет темы предмета «Информатика», однако некоторые темы расширяет и углубляет, давая возможность учащимся заниматься компьютерным творчеством и исследованием информационных моделей.

В основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

По окончании обучения обучающиеся смогут:

  • использовать графические программы для создания графического компьютерного изображения;

  • овладеть основами двухмерной компьютерной мультипликации;

  • освоят три способа создания печатной продукции;

  • овладеют практическими умениями и навыками работы в нестандартных растровом и векторном редакторах;

  • освоят технологию создания web-сайта и его размещения в сети Интернет с учетом пользовательских соглашений хостинга;

  • приобрести знания о правилах создания предметной и информационной среды и применяют их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

  • приобретут первоначальные знания о профессиях IT сферы.

Планируемые результаты

Сформулированные цель и задачи реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов курса.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении курса клуба информационных технологий «PROактивность» обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (то есть сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно- следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Учащиеся научатся:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • основам дизайна и web-дизайна;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Учащиеся научатся:

  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

  • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

  • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

  • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

  • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

  • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

  • создавать цифровые продукты с использованием специализированных компьютерных программ.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;

  • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

  • создавать мультипликационные фильмы;

  • создавать виртуальные модели трёхмерных объектов;

  • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

  • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащиеся научатся:

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, комментариев; совершенствование своей работы, формирование портфолио);

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете;

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Учащиеся получат возможность научиться взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «графика»,

  • «алгоритм», «анимация», «программа», «дизайн», «web-сайт», «издательское дело»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать структуру сайта, используя основы языка HTML;

  • умение создавать и редактировать растровые изображения;

  • умение создавать и редактировать векторные изображения;

  • умение создавать flash-анимацию различными методами;

  • умение создавать дизайн и верстку печатного издания;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Требования к результатам освоения

К концу 1 модуля учащиеся должны знать:

  • особенности векторной графики;

  • местонахождение панелей инструментов на экране и возможности их расположения;

  • о свойствах объектов из замкнутой и незамкнутой линий;

  • установку параметров страницы;

  • способы изменений ориентации и размера бумаги;

  • способы выделения объектов и основные операции;

  • понятие «логические операции» и их выполнение;

  • приемы изменения контура объектов;

  • понятие «контур»;

  • отличия и свойства различных типов заливок;

  • отличия цветовых моделей;

  • разновидности текста;

  • размещение текста вдоль кривой;

  • обработку текста: перемещение, масштабирование, растягивание, сжатие, использование инструмента ФОРМА;

  • предназначение объектов;

  • изменение свойств эффектов;

  • различия растрового и векторного изображений;

  • пути преобразования растрового изображения в векторное, векторное в растровое;

  • импорт и экспорт изображений;

  • основы работы со встроенным script’ом;

Учащиеся должны уметь:

  • сохранять файлы CorelDraw;

  • изменять свойства инструментов;

  • изменять свойства инструментов;

  • создавать простейшие фигуры (многоугольники, квадраты, эллипсы, круги, звезды, спирали);

  • создавать макет страницы (будущего документа) в зависимости от типа документа;

  • использовать направляющие для выравнивания и точного размещения объектов;

  • применять выделение объектов несколькими способами;

  • получать результат, применяя логические операции над объектами;

  • выполнять операции: изменять размер, скос, перемещение, зеркальное отображение, копирование;

  • уметь изменять порядок наложения объектов;

  • изменять контур объектов, используя иструмент ШЕЙПЕР;

  • преобразовывать типы узлов;

  • применять и изменять свойства контура;

  • использовать различные типы заливок, применять шаблоны;

  • выбирать модели цвета и применять палитры;

  • вводить простой и фигурный тексты и редактировать их;

  • размещать текст вдоль кривой;

  • применять к тексту различные типы заливок и цвет контура;

  • применять эффекты;

  • выбирать параметры эффектов в свитках;

  • преобразовывать растровое изображение в векторное, векторное в растровое;

  • использовать библиотеку символов и заготовок;

  • применять фильтры к растровому изображению;

  • использовать все возможности данного script’а в процессе создания календаря.

К концу 2 модуля

учащиеся должны знать:

  • предназначение растровых графических редакторов;

  • особенности работы с растровой графикой;

  • способы выделения;

  • способы изменения параметров инструментов выделения;

  • способы заливок;

  • характеристику и принципы работы рисующих инструментов;

  • предназначение инструмента ПЕРО;

  • выполнять операции с разновидностями пера, используя палитру;

  • различия при использовании инструментов ТЕКСТ, ТЕКСТ-МАСКА;

  • функции слоев;

  • использование слой-маски для редактирования изображения;

  • предназначение каналов;

  • основные операции с каналами;

  • цель применения корректирующих слоев;

  • параметры и особенности трансформации;

  • предназначение сетки и направляющих;

  • о применении фильтров;

  • особенности применения фильтров;

  • возможности оперативной памяти при работе с фильтрами.

  • понятие «калибровка»;

  • существенные различия и предназначение моделей RGB и CMYK;

  • технику цветовой коррекции;

  • понятие «разрешение» и настройки параметров для сканирования графики;

  • суть оптимизации файлов для WEB;

учащиеся должны уметь:

  • выводить нужные палитры и элементы окна программы;

  • выбирать инструменты и изменять их параметры;

  • применять инструменты выделения и изменять их параметры;

  • выполнять операции с выделенными областями (перемещать, копировать, масштабировать);

  • использовать линейки, направляющие, сетку;

  • пользоваться различными способами заливки;

  • использовать инструмент ГРАДИЕНТ и создавать собственную градиентую заливку;

  • работать с палитрой кистей и изменять параметры рисующих инструментов;

  • применять сопутствующие инструменты рисования;

  • выполнять операции с узлами контура;

  • создавать и редактировать контуры;

  • создавать выделенную область пером;

  • реализовывать специальные эффекты с помощью обводки контуров;

  • использовать инструменты ТЕКСТ, ТЕКСТ-МАСКА;

  • редактировать созданный текст;

  • применять фильтры к тексту для получения различных эффектов;

  • выполнять манипуляции со слоями;

  • трансформировать, масштабировать слои;

  • создавать слоевые эффекты;

  • использовать режимы наложения для получения специальных эффектов;

  • преобразовывать выделенную область в маску;

  • сохранять быструю маску в канале;

  • выполнять вычисления;

  • применять каналы для создания специальных эффектов;

  • создавать корректирующие слои и применять их к изображению;

  • трансформировать объекты для создания эффектов и улучшения вида изображения;

  • пользоваться сеткой;

  • применять фильтры к изображению (выделенной области);

  • использовать фильтрацию с изменением режимов наложения слоев;

  • использовать фильтры третьих фирм (KPT, Eye Candy);

  • использовать в редактировании модели RGB и CMYK;

  • применять и изменять параметры цветовой коррекции: ослабление и усиление двух цветовых компонентов;

  • изменять и настраивать тоновую коррекцию: коррекция по шкале яркости, автоматическая коррекция;

  • устанавливать правильные настройки сканера для сканирования графики;

  • уметь оптимизировать файлы для WEB.

К концу 3 модуля

учащиеся должны знать:

  • предназначение программы;

  • основные функции импорта, использования и оптимизации графики, текста, видеографики, звука;

  • анимационные технологии;

  • понятие компьютерной анимации;

  • виды и программы для создания анимации;

  • назначение и основные возможности программы;

  • возможности инструментов;

  • основы применения графических примитивов;

  • основы работы с меню программы;

  • технологию создания сцен;

  • основы работы с timeline (временная шкала);

  • возможности библиотеки;

  • особенности создания анимации движения;

  • особенности создания анимации формы;

  • основные приемы работы с текстом;

  • технологию применения языка ActionScript;

учащиеся должны уметь:

  • создавать фрейм, ключевой фрейм;

  • создавать эффекты анимации;

  • выполнять различные операции при работе с цветом;

  • использовать маску при работе над анимацией;

  • выполнять стандартные операции с различными видами текста;

  • создавать небольшие анимационные ролики и фильмы;

  • работать с расширениями *.fla, *.swt, *.gif, *.jpg и т. д.

  • создавать выразительные текстовые эффекты;

  • создавать фильм, используя flash-технологии и язык ActionScript.


К концу 4 модуля

учащиеся должны знать:

  • набор необходимых программных средств для создания издательской продукции;

  • основы верстки;

  • назначение, функции и возможности программы Microsoft Word;

  • назначение, функции и возможности программы Microsoft Publiser;

  • назначение, функции и возможности программы Scribus;

  • правила создания макета страниц;

  • технологию работы с текстовыми блоками;

  • технологию работы с табличными блоками;

  • технологию работы с блоками изображений;

  • технологию работы по созданию текстовых эффектов;

  • как подготовить публикацию к печати.

учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и возможностями программных средств для создания издательской продукции;

  • создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;

  • выполнять операции при размещении текста в колонках;

  • создавать и редактировать текстовые блоки;

  • создавать и редактировать табличные блоки;

  • размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;

  • изменять шаблон верстки в MS Publiser;

  • выполнять операции с различными видами объектов при верстке печатной продукции;

  • уметь работать со слоями страницы в Scribus;

  • макетировать несколько страниц в Scribus;

  • применять эффекты для текста;

  • использовать во время верстки текста фигуры;

  • разрабатывать дизайн и создавать печатные публикации.

К концу 5 модуля

учащиеся должны знать:

  • набор необходимых инструментов для создания web-страницы (сайта);

  • типичную структуру web-страницы и принципы проектирования сайта;

  • основные принципы web-дизайна;

  • профессиональные ресурсы Интернета;

  • основы профессии web-дизайнера;

  • основные принципы использования языка HTML;

  • основные теги, атрибуты тегов и параметры атрибутов;

  • виды гиперссылок;

  • понятие фрейма;

  • принципы работы с web-редакторами;

  • основные средства подготовки и редактирования web-страниц в DreamWeaver;

  • что есть CSS;

  • структуру и правила CSS;

  • свойства CSS;

  • классификацию CSS;

  • возможности DHTML;

  • правила изменения свойств и стиля объекта;

  • правила создания и использования динамических стилей;

  • назначение, функции и возможности программы Adobe ImageReady;

  • правила создания кадра;

  • как правильно выработать контент и разработать структуру web-сайта;

  • как подготовить свой сайт к публикации в Интернете;

учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в Интернете;

  • сохранять информацию в необходимом формате;

  • готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;

  • осуществлять разметку страницы;

  • пользоваться фреймовыми технологиями;

  • использовать для создания сайта все необходимые теги;

  • пользоваться средствами web-редактора для написания страницы;

  • создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;

  • редактировать HTML-код;

  • использовать CSS для расположения элементов на web-странице;

  • менять любое визуальное свойство объекта – цвет, размер, видимость и др.;

  • применять фильтры для получения нужных эффектов;

  • создавать динамические стили.

  • создавать кадр;

  • настраивать мультипликацию в кадре;

  • разработать и создать web-сайт с использованием редактора DreamWeaver на выбранную тему;

  • подготовить и опубликовать свой сайт в Интернете.

Особенности реализации программы

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая CD-ROM, сканеры, модемы, редактор HTML-документов DreamWeaver, графические редакторы Adobe PhotoShop, Corel Draw, Macromedia Flash и др.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по использованию ресурсов Интернета должны происходить в режиме OnLine. При отсутствии стабильного доступа к Интернету рекомендуется использовать режим OffLine с заранее подготовленным информационным материалом.

В основу курса заложен объектно-информационный подход к познанию окружающего мира, который позволяет выявить общие свойства и закономерности процессов обработки, хранения и обмена информацией, уделяя в первую очередь внимание информационному аспекту в изучении объектов и процессов. Поэтому изучаются объекты окружающего мира, в соответствии с поставленной целью составляются их информационные описания, анализируются связи этого объекта с другими, объект рассматривается как система более простых взаимосвязанных объектов. А в результате учащийся в дальнейшем проявит умение формализации постановок задач.

Целью является получение результата, а для этого учащимся предлагается необходимый компьютерный инструментарий, и они занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей, используя для этого нижеприведенную схему.

Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода метапредмет, где можно, применяя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. При этом, помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель – закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса или практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением тестовых заданий, практических работ. По окончании каждого модуля учащийся выполняет проектную работу, которая является зачетной по конкретному курсу.

Проектные зачетные работы по курсу клуба «Клуб PROактивность»:

  • 1-й год обучения – разработка дизайна и создание календаря формата А4 в векторном редакторе;

  • 2-й год обучения – создание реалистичного коллажа (разработка дизайна и создание баннера);

  • 3-й год обучения – разработка сценария и создание flash-мультфильма;

  • 4-й год обучения – разработка дизайна и создание печатного издания;

  • 5,6,7-й год обучения – разработка дизайна и создание web-сайта.

Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы. Выпускная проектная работа – это портфолио в виде цифрового продукта (сайта, flash- ролика, печатного издания), где собраны все значимые проектные практические работы за весь курс обучения.

Предлагаемый курс отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащегося, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на этой основе выводы. С другой стороны, курс призван обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки графической информации и создания web-сайта.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь работать с графическими файлами в изучаемых графических программах, выполнять верстку изданий, создавать web-сайт.

Во время изучения курса учащимся будут предложены следующие типы заданий:

  • тестовые (5 %);

  • задания по образцу (15 %);

  • творческие (80 %).

На занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем клуба «PROактивность» и характеристика деятельности обучающегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на аналитическую и практическую. В результате практической деятельности появляется некоторый информационный продукт (рисунок, таблица, web-страница и пр.). В аналитической деятельности подчёркивается необходимость сформированности умственных действий, возникающих в ходе создания этого продукта. Данный курс призван раскрыть межпредметные связи информатики с математикой, интеграции ИКТ в содержание различных дисциплин – изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры, искусства, истории, биологии (и их освоение в рамках этих дисциплин).


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 модуль: Векторная графика


п/п

Тема раздела

Кол- во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Назначение программы

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать графические программы с точки зрения векторной графики;

  • оценивать графическую информацию с

  • точки зрения ее вида;

  • определять основные элементы строения

  • векторного редактора;

  • анализировать пользовательский интерфейс программного средства векторной графики по определенной схеме.

Практическая деятельность:

  • выбирать и определять графические программы для работы с векторной графикой;

  • выбирать и загружать нужную программу;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе:

  • пользоваться меню, различными панелями

  • программы;

  • работать с различными типами файлов

1

Понятие векторной графики. Типы файлов. Предназначение программы


1

2

Строение окна программы. Пользовательский интерфейс

1

Инструменты программы

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать систему макета страницы с позиции решения конкретной задачи;

  • анализировать интерфейс векторного редактора с позиций исполнителя;

  • определять, для получения какого контура предназначен инструмент. Практическая деятельность:

  • настраивать макет страницы;

  • использовать инструменты программы для создания графических объектов

3

Основные приемы рисования. Инструменты рисования

1

4

Инструмент ЗАЛИВКА. Настройка макета страницы

1

Операции над объектами. Изменение формы объектов

3

Аналитическая деятельность:

  • определять основные разновидности операций с объектами в среде векторного редактора;

  • реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью векторного редактора.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности программы для различных операций с объектами;

  • реализовывать технологии изменения форм объектов с помощью программы векторной графики

5

Изменение формы объектов. Выделение одного и нескольких объектов

1

6

Копирование объектов. Комбинирование объектов

1

7

Пересечение, объединение, исключение объектов. Изменение контура объектов

1

8-9

Контур и заливка областей

2

Аналитическая деятельность:

  • выделять и определять контур и заливку объекта;

  • анализировать возможности векторного редактора для изменения свойств объекта. Практическая деятельность:

  • выполнять основные операции для изменения контура и заливки объектов;

  • использовать векторный редактор для изменения к модели представления цвета в графическом файле

Работа с текстом

2

Аналитическая деятельность:

  • определять в конкретных ситуациях необходимость использования простого или фигурного текста;

  • анализировать возможности создания текста вдоль кривой.

Практическая деятельность:

  • использовать векторный редактор для работы с текстом

10-11

Простой и фигурный текст. Текст вдоль кривой

2

Специальные графические эффекты

2

Аналитическая деятельность:

  • определять основные графические эффекты;

  • анализировать условия и возможности применения графического эффекта для решения различных графических комбинаций.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности векторного графического редактора для создания специальных графических эффектов для объектов

12

Огибающая. Эффект перспективы. Объемные объекты

1

13

Эффекты подобия и линзы. Фигурная обрезка

1

14-17

Моделирование

4

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пути преобразования растрового изображения в векторное, векторного в растровое;

  • анализировать условия и возможности применения векторного редактора для выполнения типовых заданий.

Практическая деятельность:

  • использовать библиотеку символов и заготовок;

  • применять фильтры к растровому изображению;

  • использовать векторный редактор для создания и редактирования информационного продукта

ИТОГО

17




2 модуль: Растровая графика


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Предназначение программы. Пользовательский интерфейс

1

Аналитическая деятельность:

  • анализировать графические

  • программы с точки зрения растровой

  • графики;

  • анализировать интерфейс растрового

  • редактора с позиции исполнителя;

  • оценивать графическую информацию

  • с точки зрения ее вида.

Практическая деятельность:

  • выбирать и загружать нужную программу;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе растрового редактора

Инструменты группы выделения

2

Аналитическая деятельность:

  • определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения;

  • анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиции исполнителя.

Практическая деятельность:

  • использовать инструменты выделения для создания области выделения в конкретных моделируемых ситуациях

2

Цель операции выделения. Инструменты группы ОБЛАСТЬ.

1

3

Инструменты группы ЛАССО, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА, РАМКА

1

Инструменты рисования

1

Аналитическая деятельность:

  • определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения;

  • анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиции исполнителя.

Практическая деятельность:

  • определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения;

  • анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиций исполнителя;

  • использовать инструменты выделения для создания области выделения в конкретных моделируемых ситуациях

  • выполнять основные операции для изменения контура объекта с помощью пера;

  • использовать растровый редактор для создания объектов со сложными контурами

4

Инструмент ЗАЛИВКА. Инструмент ГРАДИЕНТ. Создание рисунка

1

Контуры. Инструмент ПЕРО

1

5

Предназначение инструмента. Свойства и функции пера. Контуры

1

6

Инструмент ТЕКСТ

1

Аналитическая деятельность:

  • определять в конкретных ситуациях необходимость использования различных видов текста;

  • анализировать возможности создания моделей текста.

Практическая деятельность:

  • использовать растровый редактор для создания текстовых объектов

Слои. Операции со слоями. Создание слой-маски

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать возможности использования многослойного документа;

  • анализировать и сопоставлять различные режимы наложения изображений в растровом редакторе.

Практическая деятельность:

  • выполнять операции в интерфейсе растрового графического редактора при работе со слоями и масками слоя;

  • использовать режимы наложения для усиления реалистичности создаваемого изображения

7

Понятие слоя.

Многослойный документ

1

8

Предназначение слой-маски. Режимы наложения

1

Каналы. Редактирование альфа- каналов. Маски

3

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности применения различных каналов с позиции пользователя;

  • сопоставлять возможности работы с изображением при использовании альфа-каналов.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности растрового редактора для создания и редактирования альфа-каналов;

  • вычислять каналы для редактирования изображения по цветовым каналам

9

Разделение изображения по цветовым каналам. Палитра каналов

1

10

Быстрая маска – временный канал для редактирования формы выделенной области

1

11

Редактирование альфа-каналов. Вычисления каналов

1

Редактирование изображений

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать возможности использования сетки для позиционирования объектов;

  • анализировать и сопоставлять различные способы редактирования изображений.

Практическая деятельность:

  • определять в различных ситуациях целесообразность применения сетки;

  • выполнять коррекцию изображения с помощью имеющихся возможностей растрового редактора

12

Коррекция изображения (уровни и кривые). Корректирующие слои

1

13

Трансформации (поворот объектов). Сетка и позиционирование

1

Фильтры. Создание спецэффектов с помощью фильтров

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности применения растрового редактора для придания эффектов растровым изображениям;

  • распознавать группы фильтров для придания желаемого эффекта растровому изображению.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности растрового редактора для создания эффектов в изображении с помощью фильтров;

  • применять фильтры к растровому изображению

14

Принципы работы фильтров. Фильтры и

основной/фоновый цвета

1

15

Фильтры и выделенные области. Фильтры третьих фирм

1

Моделирование рисунка

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пути моделирования рисунка;

  • анализировать условия и возможности применения растрового редактора для выполнения рисунков, коллажей.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности растрового редактора для создания коллажей и рисунков/

16

Цвет и модели цвета. Сканирование текста

и графики. Оптимизация файлов для WEB

1

17

Создание проекта в растровом редакторе

1

ИТОГО

17



3 модуль: Мультипликация



п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение во Flash MX

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать интерфейс Flash MX для создания анимационных роликов с позиции исполнителя;

  • осуществлять навигацию с использованием Movie Explorer;

  • анализировать и сопоставлять возможности встроенных библиотек программы.

Практическая деятельность:

  • загружать нужную программу;

  • выполнять настройки программы для работы с объектами;

  • ориентироваться в интерфейсе программы Flash MX

1

Настройки Flash MX под потребности пользователя. Навигация при помощи Movie Explorer

1

2

Импорт, использование и оптимизация графики. Советы по использованию библиотек

1

Создание выразительных текстовых эффектов

3

Аналитическая деятельность:

  • определять в конкретных ситуациях необходимость использования текста и текстовых эффектов;

  • анализировать возможности создания эффектов текста;

  • анализировать условия и возможности применения альфа-прозрачности и яркости с позиции пользователя;

3

Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость

1

4

Построение

промежуточных отображений текста вдоль траектории

1

5

Текст и маскирование. Создание собственных текстовых эффектов. Файл Liberty

1

  • сопоставлять возможности работы с изображением при использовании файла Liberty.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности редактора Flash MX для создания и редактирования выразительных текстовых эффектов;

  • использовать редактор для создания текста, маскирования


Выполнение переходов

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности применения растрового редактора для выполнения разного вида переходов.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности Flash MX для создания простых, комбинированных и пространственных переходов


6

Простые и комбинированные переходы

1


7

Пространственные переходы

1


Эффекты маскирования

2

Аналитическая деятельность:

  • определять в конкретных ситуациях необходимость использования той или иной технологии маскирования;

  • анализировать возможности создания маски-прожектора.

Практическая деятельность:

  • использовать возможности редактора

  • Flash MX для сглаживания маски при работе с простыми и сложными формами;

  • применять технологии маскирования объектов


8

Краткий обзор технологии маскирования. Простая маска-прожектор

1


9

Сглаживание маски для простых и сложных форм

1


Анимационные технологии

5

Аналитическая деятельность:

  • анализировать возможности программы Flash MX с точки зрения создания анимационного сюжета;

  • анализировать и сопоставлять различные приемы создания анимации для фоновых изображений.

Практическая деятельность:

  • ориентироваться в возможностях программы по созданию анимации действующего лица;

  • определять инструменты и пункты меню для создания кадра и настройки мультипликации;

  • выполнять операции в программе для создания покадровой анимации


10

Разработка сценария

1


11

Основы анимации действующего лица

1


12

Оживление созданного действующего лица

1


13

Циклическая анимация

1


14

Выражение эмоций. Анимация фоновых изображений

1


Расширенные возможности Flash

3

Аналитическая деятельность:

  • анализировать соответствие контента web-сайту и его структуре;

  • уметь регистрировать адрес в сети Интернет для выгрузки сайта на бесплатном домене с учетом


15

Имитация видеоэффектов в среде Flash

1


16

Создание трехмерных объектов и использование звука в среде Flash

1


17

Создание фильма

1


ИТОГО

17





4 модуль: Издательское дело


п/ п


Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Использование программных средств для создания издательской продукции

1

Аналитическая деятельность:

  • анализировать программное обеспечение с точки зрения удобства верстки и подготовки публикаций;

  • анализировать пользовательский интерфейс программных средств верстки и подготовки публикаций по определенной схеме.

Практическая деятельность:

  • выбирать и определять программы для создания издательской продукции;

  • выбирать и загружать нужную программу;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе

Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Word)

6

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности использования программного средства Microsoft Word для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций;

  • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Word.

Практическая деятельность:

  • использовать программное обеспечение Microsoft Word для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.)

2

Основы работы

1

3

Макеты страниц. Колонки

1

4

Работа с изображениями

1

5

Страничные блоки

1

6

Особенности верстки в программе

1

7

Создание публикации

1

Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Publiser)

4

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности использования программного средства Microsoft Publisher для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций;

  • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Publisher.

Практическая деятельность:

  • использовать программное обеспечение Microsoft Publisher для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.)

8

Основы работы. Правила выбора шаблона

1

9

Изменение шаблона. Верстка на основе шаблона

1

10

Работа с различными видами объектов

1

11

Создание публикации

1

Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus)

6

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности использования программного средства

  • Scribus для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций;

  • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Scribus.

Практическая деятельность:

  • работать с различными блоками на странице;

  • создавать макетные страницы;

  • использовать программное обеспечение Scribus для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т. д.)

12

Основы работы. Подготовка к работе. Блоки изображения

1

13

Текстовые и табличные блоки

1

14

Работа со слоями страницы

1

15

Макетирование нескольких страниц

1

16

Текстовые эффекты. Фигуры для текста

1

17

Создание публикации

1

ИТОГО

17



5 модуль: Web-дизайн



п/ п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Создание gif-анимаций в программе Adobe ImageReady

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать программное обеспечение с точки зрения создания gif- анимации;

  • анализировать пользовательский интерфейс программного средства.

Практическая деятельность:

  • ориентироваться в типовом интерфейсе;

  • определять инструменты и пункты меню для создания кадра и настройки мультипликации;

  • выполнять операции в программе для создания покадровой анимации

1

Назначение и основные возможности

1

2

Создание кадра. Настройка мультипликации

1

Дизайн web-страниц и виды сайтов

2

Аналитическая деятельность:

  • анализировать структуру web-страницы с позиции особенностей дизайна;

  • оценивать адекватность ресурсов сети Интернет поставленным профессиональным задачам;

  • рассматривать информационную составляющую web-дизайнера.

Практическая деятельность:

  • ориентироваться в ресурсах сети Интернет;

  • моделировать структуру web-страниц

3

Технологические

особенности web-дизайна. Профессиональные приемы создания страниц

1

4

Графические эффекты.

Профессиональные ресурсы Интернета. Профессия web-дизайнера

1

Расширение стандарта Hyper Text Markup Language (HTML)

2

Аналитическая деятельность:

  • узнавать кадр-фрейм;

  • анализировать структуру страниц с точки зрения гипертекстовых переходов внутри и между фреймами.

Практическая деятельность:

  • использовать средства стандарта HTML для создания гипертекстовых переходов внутри и между фреймами

5-6

Понятие кадра-фрейма. Гипертекстовые переходы внутри и между фреймами

2

Использование программных средств для создания web-сайтов.

Adobe DreamWeaver

5

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности использования программного средства Adobe DreamWeaver для создания и редактирования web-сайтов;

  • реализовывать технологию создания конкретного web-сайта с помощью программного средства Adobe DreamWeaver.

Практическая деятельность:

  • использовать программное обеспечение Adobe DreamWeaver для создания сайта;

  • использовать программное обеспечение

  • Adobe DreamWeaver для редактирования html-кода

7

Обзор программных средств для создания web-сайтов

1

8-9

Основы работы в DreamWeaver. Рабочее

пространство редактора.

Создание web-узлов и документов

2

10

Подготовка документов

1

11

Редактирование HTML- кода. Режимы работы объектов

1

Представление о CSS Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей)

3

Аналитическая деятельность:

  • анализировать условия и возможности использования CSS для создания и редактирования web-сайтов;

  • реализовывать технологию создания конкретного web-сайта с помощью CSS.

12

Что есть CSS. Структура и правила. Внутренние, глобальные и связанные таблицы стилей

1

13

Свойства font, text, color, background, box.

Классификация

1

14

Меры длины. Проценты меры. Цвета. Ссылки

1

Создание персонального web-сайта. Размещение HTML-документа на сервере

3

Аналитическая деятельность:

  • анализировать соответствие контента web-сайту и его структуре;

  • уметь регистрировать адрес в сети Интернет для выгрузки сайта на бесплатном домене с учетом предлагаемых соглашений и правил.

Практическая деятельность:

  • применять программное обеспечение Adobe DreamWeaver для создания сайта;

  • применять фильтры DHTML для создания эффектов на web-страницах;

  • соблюдать пользовательские соглашения при размещении сайта в сети Интернет

15

Выработка контента

(содержимого) web-сайта и разработка его структуры

1

16

Создание web-сайта с использованием редактора DreamWeaver

1

17

Регистрация адреса. Выгрузка сайта (соглашения и правила). Фильтры DHTML

1


Итого

17



28