ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Числа |
1.1. | Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. | 10 | 0 | 10 | 01.09.2022 16.09.2022 | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.2. | Единица счёта. Десяток. | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.3. | Счёт предметов, запись результата цифрами. | 1 | 0 | 1 | 21.09.2022 | Словесное описание группы предметов, ряда чисел; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.4. | Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. | 1 | 0 | 1 | 22.09.2022 | Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.5. | Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 2 | 0 | 2 | 23.09.2022 27.09.2022 | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
1.6. | Число и цифра 0 при измерении, вычислении. | 1 | 0 | 1 | 28.09.2022 | Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.7. | Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. | 1 | 0 | 1 | 29.09.2022 | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.8. | Однозначные и двузначные числа. | 1 | 0 | 1 | 30.09.2022 | Чтение и запись по образцу и самостоятельно групп чисел, геометрических фигур в заданном и самостоятельно установленном порядке; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
1.9. | Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 2 | 0 | 2 | 04.10.2022 05.10.2022 | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 2. Величины |
2.1. | Длина и её измерение с помощью заданной мерки. | 2 | 0 | 2 | 06.10.2022 07.10.2022 | Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
2.2. | Сравнение без измерения: выше — ниже, шире— уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. | 1 | 0 | 1 | 11.10.2022 | Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
2.3. | Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. | 4 | 0 | 4 | 12.10.2022 18.10.2022 | Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная работа по различению и сравнению величин; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 3. Арифметические действия |
3.1. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 23 | 0 | 23 | 19.10.2022 02.12.2022 | Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Устный опрос; самостоятельная работа; | диск Приложение к учебнику |
3.2. | Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. | 6 | 0 | 6 | 06.12.2022 14.12.2022 | Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
3.3. | Вычитание как действие, обратное сложению. | 1 | 0 | 1 | 15.12.2022 | Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
3.4. | Неизвестное слагаемое. | 1 | 0 | 1 | 16.12.2022 | Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
3.5. | Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. | 2 | 0 | 2 | 20.12.2022 21.12.2022 | Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
3.6. | Прибавление и вычитание нуля. | 1 | 0 | 1 | 22.12.2022 | Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
3.7. | Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. | 3 | 0 | 3 | 23.12.2022 28.12.2022 | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; | Устный опрос; самостоятельная работа; | диск Приложение к учебнику |
3.8. | Вычисление суммы, разности трёх чисел. | 3 | 0 | 3 | 29.12.2022 10.01.2023 | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Устный опрос; самостоятельная работа; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу | 40 | |
Раздел 4. Текстовые задачи |
4.1. | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. | 2 | 0 | 2 | 11.01.2023 12.01.2023 | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
4.2. | Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. | 1 | 0 | 1 | 13.01.2023 | Соотнесение текста задачи и её модели; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
4.3. | Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. | 1 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
4.4. | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. | 11 | 0 | 11 | 18.01.2023 03.02.2023 | Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
4.5. | Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры |
5.1. | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. | 4 | 0 | 4 | 08.02.2023 21.02.2023 | Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
5.2. | Распознавание объекта и его отражения. | 1 | 0 | 1 | 22.02.2023 | Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
5.3. | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. | 4 | 0 | 4 | 28.02.2023 03.03.2023 | Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; | решение практических задач; ; | диск Приложение к учебнику |
5.4. | Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. | 9 | 0 | 9 | 07.03.2023 29.03.2023 | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; | ; решение практических задач; ; | диск Приложение к учебнику |
5.5. | Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. | 1 | 0 | 1 | 30.03.2023 | Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
5.6. | Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. | 1 | 0 | 1 | 31.03.2023 | Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 6. Математическая информация |
6.1. | Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). | 4 | 0 | 4 | 04.04.2023 07.04.2023 | Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
6.2. | Группировка объектов по заданному признаку. | 2 | 0 | 2 | 11.04.2023 12.04.2023 | Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
6.3. | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. | 1 | 0 | 1 | 13.04.2023 | Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
6.4. | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 1 | 0 | 1 | 14.04.2023 | Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
6.5. | Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу | 3 | 0 | 3 | 18.04.2023 20.04.2023 | Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
6.6. | Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). | 1 | 0 | 1 | 21.04.2023 | Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; | Устный опрос; | диск Приложение к учебнику |
6.7. | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. | 3 | 0 | 3 | 25.04.2023 27.04.2023 | Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; | решение практических задач; | диск Приложение к учебнику |
Итого по разделу: | 15 | |
Резервное время | 14 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 118 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Пространственные представления | 1 | 0 | 1 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Временные представления | 1 | 0 | 1 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Счет предметов | 1 | 0 | 1 | 06.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | 0 | 1 | 07.09.2022 | Устный опрос; |
5. | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 0 | 1 | 08.09.2022 | Устный опрос; |
6. | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 0 | 1 | 09.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Счет предметов. Пространственные представления | 1 | 0 | 1 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Много. Один. Число и цифра 1 | 1 | 0 | 1 | 14.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Число и цифра 2. Как получить число 2. | 1 | 0 | 1 | 15.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Число и цифра 3. Как получить число 3. | 1 | 0 | 1 | 16.09.2022 | Устный опрос; |
11. | Число и цифра 3. Знаки + (прибавить), - (вычесть), = (получится). | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
12. | Число и цифра 4 | 1 | 0 | 1 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
13. | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине | 1 | 0 | 1 | 22.09.2022 | Устный опрос; |
14. | Сравнение без измерения: выше — ниже, шире -уже | 1 | 0 | 1 | 23.09.2022 | Устный опрос; |
15. | Число и цифра 5. | 1 | 0 | 1 | 27.09.2022 | Устный опрос; |
16. | Числа от 1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых | 1 | 0 | 1 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
17. | Соотнесение рисунка и числового равенства. Состав чисел от 2 до 5. | 1 | 0 | 1 | 29.09.2022 | Устный опрос; |
18. | Чтение и заполнение таблицы. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, запись плана поиска информации | 1 | 0 | 1 | 30.09.2022 | Устный опрос; |
19. | Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 1 | 0 | 1 | 04.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Сравнение без измерения: тяжелее – легче, старше -моложе | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
21. | Знаки сравнения (больше), | 1 | 0 | 1 | 06.10.2022 | Устный опрос; |
22. | Равенство. Неравенство | 1 | 0 | 1 | 07.10.2022 | Устный опрос; |
23. | Многоугольник | 1 | 0 | 1 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
24. | Прямоугольник. Квадрат | 1 | 0 | 1 | 12.10.2022 | Устный опрос; |
25. | Числа и цифры 6, 7. | 1 | 0 | 1 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
26. | Числа и цифры 6, 7. | 1 | 0 | 1 | 14.10.2022 | Устный опрос; |
27. | Числа и цифры 8, 9. | 1 | 0 | 1 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
28. | Числа и цифры 8, 9. | 1 | 0 | 1 | 19.10.2022 | Устный опрос; |
29. | Число 10. Запись числа 10. | 1 | 0 | 1 | 20.10.2022 | Устный опрос; |
30. | Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом) объектов и измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. | 1 | 0 | 1 | 21.10.2022 | Устный опрос; |
31. | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах | 1 | 0 | 1 | 25.10.2022 | решение практических задач; |
32. | Увеличить на …Уменьшить на | 1 | 0 | 1 | 26.10.2022 | Устный опрос; |
33. | Число и цифра 0. Свойства 0 | 1 | 0 | 1 | 27.10.2022 | Устный опрос; |
34. | Число и цифра 0. Свойства 0. | 1 | 0 | 1 | 28.10.2022 | Устный опрос; |
35. | Проверочная работа по теме «Числа от 0 до 10. Число 0» | 1 | 0 | 1 | 08.11.2022 | самостоятельная работа; |
36. | Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов (если..., то...; верно/неверно); истинность утверждений | 1 | 0 | 1 | 09.11.2022 | Устный опрос; |
37. | Приемы вычислений числа 1 | 1 | 0 | 1 | 10.11.2022 | Устный опрос; |
38. | Приемы вычислений +1+1, -1-1 | 1 | 0 | 1 | 11.11.2022 | Устный опрос; |
39. | Приёмы вычислений для числа 2 | 1 | 0 | 1 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
40. | Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей | 1 | 0 | 1 | 16.11.2022 | Устный опрос; |
41. | Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей | 1 | 0 | 1 | 17.11.2022 | Устный опрос; |
42. | Задача. Структура задачи (условие, вопрос) Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. | 1 | 0 | 1 | 18.11.2022 | Устный опрос; |
43. | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения | 1 | 0 | 1 | 22.11.2022 | Устный опрос; |
44. | Составление таблицы ± 2 | 1 | 0 | 1 | 23.11.2022 | Устный опрос; |
45. | Составление таблицы ± 2 | 1 | 0 | 1 | 24.11.2022 | Устный опрос; |
46. | Прибавление и вычитание по 2 | 1 | 0 | 1 | 25.11.2022 | Устный опрос; |
47. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 | 0 | 1 | 29.11.2022 | Устный опрос; |
48. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 | 0 | 1 | 30.11.2022 | Устный опрос; |
49. | Измерение длины отрезка в сантиметрах. Распознавание и изображение геометрических фигур | 1 | 0 | 1 | 01.12.2022 | решение практических задач; |
50. | Распознавание объекта и его отражения | 1 | 0 | 1 | 02.12.2022 | Устный опрос; |
51. | +3, -3. Приёмы вычислений | 1 | 0 | 1 | 06.12.2022 | Устный опрос; |
52. | +3, -3. Приёмы вычислений | 1 | 0 | 1 | 07.12.2022 | Устный опрос; |
53. | Составление таблицы ± 3 | 1 | 0 | 1 | 08.12.2022 | Устный опрос; |
54. | Сравнение длин отрезков | 1 | 0 | 1 | 09.12.2022 | Устный опрос; |
55. | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания | 1 | 0 | 1 | 13.12.2022 | Устный опрос; |
56. | ±1, ±2, ±3. Повторение и обобщение | 1 | 0 | 1 | 14.12.2022 | самостоятельная работа; |
57. | Закрепление. Решение задач | 1 | 0 | 1 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
58. | Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице | 1 | 0 | 1 | 16.12.2022 | Устный опрос; |
59. | Контроль и учёт знаний | 1 | 0 | 1 | 20.12.2022 | самостоятельная работа; |
60. | Распознавание и изображение геометрических фигур | 1 | 0 | 1 | 21.12.2022 | решение практических задач; |
61. | Построение геометрических фигур с помощью линейки | 1 | 0 | 1 | 22.12.2022 | решение практических задач; |
62. | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов | 1 | 0 | 1 | 23.12.2022 | Устный опрос; |
63. | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. | 1 | 0 | 1 | 27.12.2022 | Устный опрос; |
64. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | 0 | 1 | 28.12.2022 | Устный опрос; |
65. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | 0 | 1 | 29.12.2022 | Устный опрос; |
66. | +4, -4. Приёмы вычислений | 1 | 0 | 1 | 30.12.2022 | Устный опрос; |
67. | +4, -4. Приёмы вычислений | 1 | 0 | 1 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
68. | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | 0 | 1 | 11.01.2023 | Устный опрос; |
69. | Составление таблицы ± 4. | 1 | 0 | 1 | 12.01.2023 | Устный опрос; |
70. | Составление таблицы ± 4. | 1 | 0 | 1 | 13.01.2023 | Устный опрос; |
71. | Перестановка слагаемых | 1 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Устный опрос; |
72. | Составление таблицы случаев +5, +6, +7, +8, +9 | 1 | 0 | 1 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
73. | Составление таблицы случаев +5, +6, +7, +8, +9 | 1 | 0 | 1 | 19.01.2023 | Устный опрос; |
74. | Решение задач | 1 | 0 | 1 | 20.01.2023 | Устный опрос; |
75. | Решение задач | 1 | 0 | 1 | 24.01.2023 | Устный опрос; |
76. | Связь между суммой и слагаемых. Подготовка к решению задач в 2 действия | 1 | 0 | 1 | 25.01.2023 | Устный опрос; |
77. | Представление текста задачи с помощью схемы, таблицы, диаграммы и других моделей | 1 | 0 | 1 | 26.01.2023 | Устный опрос; |
78. | Учимся чертить отрезок заданной длины. Составлять фигуры из геометрических палочек | 1 | 0 | 1 | 27.01.2023 | решение практических задач; |
79. | Распознавание и изображение геометрических фигур | 1 | 0 | 1 | 31.01.2023 | решение практических задач; |
80. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. | 1 | 0 | 1 | 01.02.2023 | Устный опрос; |
81. | Состав чисел 6,7. Вычитание вида 6- , 7- | 1 | 0 | 1 | 02.02.2023 | Устный опрос; |
82. | Состав чисел 6,7. Вычитание вида 6- , 7- | 1 | 0 | 1 | 03.02.2023 | Устный опрос; |
83. | Состав чисел 6,7. Вычитание вида 6- , 7- | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
84. | Состав чисел 6,7. Вычитание вида 6- , 7- | 1 | 0 | 1 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
85. | 10 - . Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | 1 | 0 | 1 | 09.02.2023 | Устный опрос; |
86. | 10 - . Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | 1 | 0 | 1 | 10.02.2023 | Устный опрос; |
87. | Что узнали. Чему научились | 1 | 0 | 1 | 21.02.2023 | самостоятельная работа ; |
88. | Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации | 1 | 0 | 1 | 22.02.2023 | Устный опрос; |
89. | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости | 1 | 0 | 1 | 28.02.2023 | Устный опрос; |
90. | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости | 1 | 0 | 1 | 01.03.2023 | решение практических задач; |
91. | Названия и последовательность чисел второго десятка. | 1 | 0 | 1 | 02.03.2023 | Устный опрос; |
92. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | 0 | 1 | 03.03.2023 | Устный опрос; |
93. | Запись и чтение чисел | 1 | 0 | 1 | 07.03.2023 | Устный опрос; |
94. | Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра | 1 | 0 | 1 | 09.03.2023 | решение практических задач; |
95. | Случаи сложения и вычитания вида 10+7, 17– 7, 17 - 10 | 1 | 0 | 1 | 10.03.2023 | Устный опрос; |
96. | Подготовка к изучение таблицы сложения числа в пределах 20 | 1 | 0 | 1 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
97. | Что узнали. Чему научились | 1 | 0 | 1 | 15.03.2023 | самостоятельная работа; |
98. | Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника | 1 | 0 | 1 | 16.03.2023 | решение практических задач; |
99. | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/ справа, сверху/снизу, между | 1 | 0 | 1 | 17.03.2023 | решение практических задач; |
100. | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия | 1 | 0 | 1 | 28.03.2023 | Устный опрос; |
101. | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия | 1 | 0 | 1 | 29.03.2023 | Устный опрос; |
102. | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия | 1 | 0 | 1 | 30.03.2023 | Устный опрос; |
103. | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия | 1 | 0 | 1 | 31.03.2023 | Устный опрос; |
104. | Контроль и учёт знаний | 1 | 0 | 1 | 04.04.2023 | самостоятельная работа ; |
105. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | 0 | 1 | 05.04.2023 | Устный опрос; |
106. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток +2, +3 | 1 | 0 | 1 | 06.04.2023 | Устный опрос; |
107. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток + 4 | 1 | 0 | 1 | 07.04.2023 | Устный опрос; |
108. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток +5 | 1 | 0 | 1 | 11.04.2023 | Устный опрос; |
109. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток +6 | 1 | 0 | 1 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
110. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток +7 | 1 | 0 | 1 | 13.04.2023 | Устный опрос; |
111. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток +8 +9 | 1 | 0 | 1 | 14.04.2023 | Устный опрос; |
112. | 112. Таблица сложения | 1 | 0 | 1 | 18.04.2023 | Устный опрос; |
113. | 113. Таблица сложения | 1 | 0 | 1 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
114. | 114. Что узнали. Чему научились | 1 | 0 | 1 | 20.04.2023 | самостоятельная работа; |
115. | 115. Что узнали. Чему научились | 1 | 0 | 1 | 21.04.2023 | Устный опрос; |
116. | Общий приём вычитания с переходом через десяток | 1 | 0 | 1 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
117. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 11- | 1 | 0 | 1 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
118. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 12- | 1 | 0 | 1 | 27.04.2023 | Устный опрос; |
119. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 13- | 1 | 0 | 1 | 28.04.2023 | Устный опрос; |
120. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 14- | 1 | 0 | 1 | 02.05.2023 | Устный опрос; |
121. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 15- | 1 | 0 | 1 | 03.05.2023 | Устный опрос; |
122. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 16- | 1 | 0 | 1 | 04.05.2023 | Устный опрос; |
123. | Общий приём вычитания с переходом через десяток 17- , 18- | 1 | 0 | 1 | 05.05.2023 | Устный опрос; |
124. | Закрепление | 1 | 0 | 1 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
125. | Закрепление | 1 | 0 | 1 | 11.05.2023 | самостоятельная работа; |
126. | Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты | 1 | 0 | 1 | 12.05.2023 | Устный опрос; |
127. | 127. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации | 1 | 0 | 1 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
128. | 128. Чтение и заполнение таблицы. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, запись плана поиска информации | 1 | 0 | 1 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
129. | Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов (если..., то...; верно/неверно); истинность утверждений | 1 | 0 | 1 | 18.05.2023 | Устный опрос; |
130. | 130. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 1 | 0 | 1 | 19.05.2023 | Устный опрос; |
131. | 131. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 1 | 0 | 1 | 23.05.2023 | Устный опрос; |
132. | 132. Чтение таблицы; извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. | 1 | 0 | 1 | 24.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 132 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
«Издательство «Просвещение»; Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. (в 2 частях).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1 2. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2 3. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.
4. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.
5. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс.
6. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Набор предметных картинок.
Магнитная доска.
Таблицы и схемы.