СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей области 12 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса  разработана  на основе:

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п.н., Тамбов, 2017-115с.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей области 12 класс»




Содержание
  1. Основные сведения..........................................................................................................3

  2. Ценностные ориентиры содержания курса коррекционно-развивающей области.7

  3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.......................................8

  4. Особенности коррекционно-развивающего курса для слабовидящих и слепых обучающихся....................................................................................................................9

  5. Основное содержание коррекционно-развивающего курса.....................................11

  6. Тематическое планирование..........................................................................................12

  7. Планируемые результаты………………………………………..................................14

  8. Учебно — методическое обеспечение.........................................................................15

  9. Материально - техническое обеспечение....................................................................15

  10. Список литературы…………………………………………………………………….16

  11. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 12 класс……………...18

  12. Приложение 2 Анкета психологической готовности к ЕГЭ…..……………...… 21

































Основные сведения


Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п.н., Тамбов, 2017-115с.

Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 12 класс - на 35 часов (1 часа в неделю).

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)

Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.

Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. В категорию слепых входит также группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Проблема подготовки к единому государственному экзамену является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для обучающихся, и с тем, что требования к проведению и подготовке к экзамену становятся более жесткими. Обучающиеся находясь в рамках требований к прохождению ЕГЭ все больше испытывают психологические и физиологические трудности обусловленные повышенной тревожностью. Поэтому эффективная психологическая подготовка к государственному экзамену способна стабилизировать всю ситуацию связанную с подготовкой и прохождением процедуры ЕГЭ.

Общей целью изучения программы является развитие эмоционально-устойчивой личности имеющей высокую психологическую готовность к предстоящему единому государственному экзамену, государственной итоговой аттестации

Программа коррекционно-развивающего курса в старшей школе для слабовидящих обучающихся направлена на достижение следующих задач:

Задачи программы:

-знакомство возможными способами подготовки к ЕГЭ;

-повышение учебной мотивации старшеклассников;

-повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;

-обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

-знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции;

-профилактика тревожности выпускников 12 классов.

-научить старшеклассников относиться к сдаче экзамена как к ситуации личностного роста (формирование мотивации достижения успеха);

-научить старшеклассников способам управления собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, страхи);

-помочь старшеклассникам проработать внутренние ресурсы в преодолении стрессовых ситуаций;

-оказать индивидуальное сопровождение учащихся с повышенным уровнем тревожности средствами арт-терапии (в том числе по запросу).

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- диагностика;

- коммуникативные упражнения;

- игровая терапия;

- музыкотерапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.

Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.

Методы организации деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой деятельности:

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

- поручения обучающимся подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

- методы игры в различных вариантах;

- составление плана.

Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:

-словесные методы обучения;

-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);

-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная);

-метод показа (или как его называют «контактный метод используют, когда обучающийся не понимает упражнение или составил о нем неправильное представление);

-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд); Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения

-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).

Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие эмоциональной устойчивости и успешности освоения экзаменационного материала обучающихся с различными нарушениями зрения.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.

Занятия помогают обучающимся эффективно подготовиться к государственному экзамену. Обучающийся учится понимать и управлять своими эмоциональными состояниями, тревогами и страхами.

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.

Критериями эффективности служат следующие показатели:

-снижение уровня личностной тревожности;

-повышение стрессоустойчивости;

-снижение конфликтности и агрессивности;

-формирование конструктивного мышления;

-формирование целенаправленного поведения

-эффективная сдача экзаменов.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля:  диагностика входящая и выходящая.

Основной показатель качества освоения программы – эмоционально-волевая стабильность и эффективная подготовка и сдача государственных экзаменов.











































Ценностные ориентиры содержания курса

В течение последнего десятилетия система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются образовательные стандарты, структура и содержание образования, форма итоговой аттестации и другие аспекты. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека всегда испытание, связанное с переживанием, так как является не просто проверкой знаний, а проверкой знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Экзамен -это еще более мощный источник стресса для подростка, так как проходит на базе неродной школы, в окружении незнакомых сверстников и членов экзаменационных комиссий. Период подготовки и сдачи экзаменов связан с большим напряжением для учащихся. Интенсивные умственные нагрузки и эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы и негативно влияют на общее состояние организма. Экзаменационный стресс снижает работоспособность, сопротивляемость организма, провоцирует обострение заболеваний. Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций учащихся. Очевидно, что в этой ситуации выпускники более чем когда-либо нуждаются в психологической помощи и поддержке. Трудности, испытываемые выпускниками, в период подготовки и сдачи ЕГЭ представлены когнитивным, личностным и процессуальным компонентами. Решение каждой из них необходимо, но максимально важной при подготовке к ситуации, способной вызвать стресс является профилактика эмоционально-личностных трудностей, а именно тревоги, волнения, беспокойства. Тревожные переживания влияют на мысли и поведение. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей. В связи с этим преодоление ее очень важно при подготовке учащихся к трудным ситуациям, таким как экзамены. Поэтому важно на данный момент развивать такие ценностные ориентиры как:

  • привитие ценности личных продуктов деятельности,

  • эстетического взгляда на выполнение задания,

  • творческое самовыражение учащихся,

  • достижение взаимопонимания в общении с одноклассниками,

  • актуализация личностных ресурсов,

  • формирование мотивации достижения успеха за счет развития уверенности в себе. 


















Общая характеристика курса:


Программа коррекционно-развивающего курса направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 12 класса предоставляет им помощь в подготовке и сдаче итоговой государственной аттестации.

Отличительные особенности программы

Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определенного опыта. Акцент делается не на усвоение определенной информации, а на «примеривание» ее на себя, на освоение собственного способа деятельности.

Возрастные особенности:

Программа разработана для обучающихся 12 классов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.

К числу планируемых результатов относятся

-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

-предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Ожидаемые результаты:

-повысится сопротивляемость к стрессу;

-сформируется психологическая защищенность;

-сформируется уверенность в своих силах;

-формирование навыков поведения на экзамене;

-осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок

-развитие коммуникативных умений и навыков.

Курс может быть оценен положительно, если обучающийся:

- посетил не менее 80 % занятий, предусмотренных программой курса;

- выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (успешно сдал экзамены).
















Особенности курса коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся

Особенностью коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Работа по коррекции и профилактике недостатков эмоционально-волевого развития и познавательной сферы, представляет собой сложный процесс, важной особенностью занятий по психологии для обучающихся с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психического развития, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для коммуникативного совершенствования.

Особенность коррекционно-развивающего курса заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

6) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе 

Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.

В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по подготовке к ЕГЭ, дается обоснованная дозировка упражнений.

Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.

Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование когнитивной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.

Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.

Формирование коррекционно-развивающей и профилактической среды в процессе развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, способствуют созданию благоприятных условий для компенсации и коррекции эмоционально-волевых процессов, раскрытию резервных способностей, повышению эффективности подготовки к ЕГЭ, переноса в экзаменационную ситуацию необходимых когнитивных навыков и умений, повышение уровня эмоциональной устойчивости обучающихся с нарушением зрения.






































Основное содержание курса коррекционно-развивающей области


Содержание занятий включает следующие направления:

-Информационный (сведения о процедуре и правилах ЕГЭ, о тех правах, которые есть у выпускников).

-Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).

-Поведенческий (отработка желаемого поведения).

Первое направление:

Позволяет познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием ЕГЭ, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях. игра «Ассоциации», игра «Расшифровка», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Шкала согласия», «Мое будущее», «Рефлексия», «Составление копилки».«Индивидуальный способ деятельности» познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЭГЕ, помочь им выработать индивидуальный стиль. «Тот самый», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».«Мой учебный стиль» сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности. Анкеты «Каналы восприятия» и «Когнитивный стиль», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».

Второе направление:

Позволяет ознакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.«Самое трудное», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», « Состояние тревоги и покоя», «Мышечная релаксация», «Дыхательная релаксация», «Медитация на предмет», «Рефлексия», «Составление копилки».Уверенность на экзамене

освоение способов совладания с тревогой, актуализация внутренних ресурсов. «Передача хлопка», «Презентация темы», «Информирование», «Статуя уверенности и неуверенности», «Мои ресурсы», «Образ уверенности», «Рефлексия», «Составление копилки».

Третье направление:

Позволяет помочь осознать свою ответственность за результат сдачи экзамена. «отношение к ЕГЭ», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки». «Сдаем ЕГЭ» формирование процессуального компонента готовности к ЕГЭ, переживание о осмысление ситуации экзамена. «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».

Во время реализации программы (по мере необходимости) рассматриваются дополнительные темы:

Что представляет собой ЕГЭ? Как проходит экзамен? Каковы критерии выставления оценок? Какие возможности предоставляет ученику ЕГЭ? В чем плюсы такой формы экзамена для учащихся?

Когнитивные трудности

Личностные трудности

Процессуальные трудности

Ознакомление с процедурой ЕГЭ

Формирование адекватного мнения о ЕГЭ

Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене






Тематическое планирование 12 класс


занятия

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ»

1

2

Диагностика когнитивных способностей

1

3

Диагностика личностных особенностей

1

4

Диагностика эмоционально-волевой сферы. Анкета - Определение обучающихся групп риска. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

1

5

Единый государственный экзамен как форма аттестации выпускников. Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам.

1

6

Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Ознакомление с процедурой сдачи экзамена.

1

7

Упражнения для тренировки оптимального планирования времени

1

8

Упражнения для тренировки оптимального планирования времени

1

9

Упражнения для тренировки внимания

1

10

Упражнения для тренировки внимания

1

11

Что такое «память»?

«Память. Приемы организации запоминаемого материала»

1

12

Приемы работы с запоминаемым материалом

Работа с текстом

1

13

«Методы активного запоминания»

1

14

Упражнения для тренировки памяти

1

15

Упражнения для тренировки памяти

1

16

Упражнения для тренировки памяти

1

17

Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания».

Физические упражнения.

1

18

Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов».

1

19

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости

1

20

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости

1

21

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости

1

22

Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения»

1

23

Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг

1

24

Упражнения для снятия стресса

1

25

Упражнения для снятия стресса

1

26

Упражнения для снятия стресса

1

27

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников.

1

28

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников.

1

29

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников.

1

30

Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ»

1

31

Диагностика когнитивных способностей

1

32

Диагностика личностных особенностей

1

33

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

34

Обобщающее занятие. Методическая копилка.

1

35

Подведение итогов

1

Всего:

35




































Предполагаемые результаты реализации курса:


Ожидаемые результаты:

-повысится сопротивляемость к стрессу;

-сформируется психологическая защищенность;

-сформируется уверенность в своих силах;

-формирование навыков поведения на экзамене;

-осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок

-развитие коммуникативных умений и навыков.












































Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Раздаточные материалы каждому учащемуся

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п. н., Тамбов, 2017-115с.



Материально-техническое и информационное обеспечение

Оборудование

Интернет-ресурсы

- ПК

- принтер ч/б и цветной

- сканер

- принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры,

- маркеры, ластик, бумага формата А4,

- кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске,

- мячик;

- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

- стулья,

- доска

fipi.ru

edu.ru 

gia.edu.ru/

live.mephist.ru/show/tests/   school.edu.ru  

и т.д.




















Список используемых источников:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п. н., Тамбов, 2017-115с.

  2. Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.

3.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ [работа с учащимися, педагогами, родителями] - М.: Генезис,2009.


Литература, используемая при подготовке тренинга:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

  3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

  4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

  5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

  6. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

  7. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

  8. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

  9. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

  10. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.


Интернет ресурсы:


-fipi.ru  — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам

-edu.ru — Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

-ege.edu.ru/  — Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы,   нормативные документы.

-gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,   нормативные документы.

-ege.ru   — Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА»   Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы

-ctege.info/ — сайт информационной поддержки ЕГЭ. Нововведения ЕГЭ 2015. Правила ЕГЭ 2015. Расписание ЕГЭ 2015. Горячая линия ЕГЭ — телефоны. Демоверсии ЕГЭ 2015. ЕГЭ и ШКОЛА. ЕГЭ и ВУЗ. АПЕЛЛЯЦИЯ ЕГЭ: как подать? Форум ЕГЭ.  Блог абитуриентов. Википедия ЕГЭ (словарь). Каталог полезных ссылок ЕГЭ. Программы для подготовки к ЕГЭ.

-reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам

-reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам

-ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс.ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2015: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

-live.mephist.ru/show/tests/    — Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно. Кроме того, здесь методом коллективного разума решаются задачи по математике из банка открытых задач (те, что будут в ЕГЭ в части В) После прохождения тестов и решения задач выстраивается рейтинг участников. Попробуй!

-4ege.ru  — ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2015

-examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.

-school.edu.ru  — Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа

-gotovkege.ru/ —  Проект «Подготовка к ЕГЭ».  ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена

-alleng.ru/ — сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое

-diary.ru/ —  сайт, где вам помогут решить задачу по математике, посоветуют нужное пособие для подготовки к экзаменам, которое там же и можно найти.


























Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

1

Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ»

1


2

Диагностика когнитивных способностей

1


3

Диагностика личностных особенностей

1


4

Диагностика эмоционально-волевой сферы. Анкета - Определение обучающихся групп риска. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

1


5

Единый государственный экзамен как форма аттестации выпускников. Когнитивные трудности. Процессуальные трудности. Личностные трудности. Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам.

1


6

Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Ознакомление с процедурой. Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Ознакомление с процедурой сдачи экзамена. Упражнение «Расшифровка» Упражнение «Играем в ЕГЭ» Упражнение: ЕГЭ реальный и нереальный. Упражнение «Шкала согласия». Упражнение «Сдаем экзамен» Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?». Упражнение "Ответ на экзамене".Упражнение «Мозговой штурм»

1


7

Упражнения для тренировки оптимального планирования времени. Упражнение «Слоновая техника»

1


8

Упражнения для тренировки оптимального планирования времени. Упражнение «Вопросы к себе»

1


9

Упражнения для тренировки внимания. Упражнение «Прогулка» Упражнение «Спички»

1


10

Упражнения для тренировки внимания. Упражнение «Юлий Цезарь» и др.

1


11

«Память. Приемы организации запоминаемого материала» Что такое «память»? Упражнение «Утро» Упражнение «Вечерний взгляд назад» Упражнение «Экспресс-сочинение» Упражнение "Снежный ком"Упражнение "Тренировка памяти"

1


12

Приемы работы с запоминаемым материалом

Работа с текстом

1


13

«Методы активного запоминания» Выпускники записывают информацию; Метод повторения И.А. Корсакова

1


14

Упражнения для тренировки памяти Комплексный учебный метод

1


15

Упражнения для тренировки памяти Зубрежка Приемы зрительной памяти Коды

1


16

Упражнения для тренировки памяти Упражнение 1. «Снежки» Упражнение 2. «Пустой стул»

1


17

Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания».

Физические упражнения. Упражнение 1. «Часы» Упражнение 2. «Ассоциации» Упражнение 3. «Эксперимент» Упражнение 4. «Волевое дыхание» Упражнение 5. «Приятно вспомнить» Упражнение 6. «Колпак»

1


18

Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов». Что происходит в мозгу? Что происходит в душе?

1


19

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» Упражнение «Круговая кинолента»

1


20

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости»

1


21

Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Самоактуализация» Дыхательная гимнастика, психологическая установка на успех

1


22

Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения»

1


23

Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг Упражнение 1. «Контраст» Упражнение 2. «Мышечная релаксация» Упражнение 3. «Мысленная картина».

1


24

Упражнения для снятия стресса Упражнение «Ритмичное четырехфазное дыхание» Упражнение 4. «Ресурсные образы» Упражнение 5. «Стряхни» Упражнение 6. «Массируем руки»

1


25

Упражнения для снятия стресса Упражнение «Аутогенная тренировкакой. Упражнение 7. «Сохраняем силы» Упражнение 8. Ритмичное четырёхфазовое дыхание

1


26

Упражнения для снятия стресса

1


27

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников. При хорошей зрительной памяти Если ваш ведущий вид восприятия информации — звуковой. Памятка для выпускника №1.

1


28

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников. При выраженной памяти на движения и ощущения: Памятка 2

1


29

Советы выпускникам. Методическая копилка.

Памятка для выпускников. Подготовка к экзамену Накануне экзамена Перед началом тестирования Во время тестирования Памятка 3

1


30

Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ»

1


31

Диагностика когнитивных способностей

1


32

Диагностика личностных особенностей

1


33

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1


34

Обобщающее занятие. Методическая копилка.

1


35

Подведение итогов

1



Всего:


35 часа

































Приложение 2

Эффективность занятий отслеживается проведением входящего анкетирования всего класса до начала и завершающего по окончанию реализации программы «Групповые занятия по подготовке к ЕГЭ»

Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ 

Фамилия, имя___________________________________ Класс_________

Друзья!

Приближается время сдачи Итоговой государственной аттестации /Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.



Утверждение


Критерий


Балл


Критерий


1


Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


2


Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


3


Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


4


Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


5


Я совсем не волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


6


Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


7


Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


8


Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

 


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


9


Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


10


Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


11


Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


12


Я достаточно много знаю про ЕГЭ


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


13


Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам


Полностью не согласен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Абсолютно согласен


Анализ данных:
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедуройпоказатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12. Низкие показатели указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: показатели по вопросам 5, 8,11,13. Низкие показатели указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизациипоказатели по вопросам 2,3,9. Низкие показатели указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ГИА/ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает следующие составляющие:

- способность к самоорганизации (познавательный компонент),
- уровень тревоги (личностный компонент),
- знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах.
Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).