Содержание
Основные сведения..........................................................................................................3
Ценностные ориентиры содержания курса коррекционно-развивающей области.7
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.......................................8
Особенности коррекционно-развивающего курса для слабовидящих и слепых обучающихся....................................................................................................................9
Основное содержание коррекционно-развивающего курса.....................................11
Тематическое планирование..........................................................................................12
Планируемые результаты………………………………………..................................14
Учебно — методическое обеспечение.........................................................................15
Материально - техническое обеспечение....................................................................15
Список литературы…………………………………………………………………….16
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 12 класс……………...18
Приложение 2 Анкета психологической готовности к ЕГЭ…..……………...… 21
Основные сведения
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п.н., Тамбов, 2017-115с.
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 12 класс - на 35 часов (1 часа в неделю).
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)
Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. В категорию слепых входит также группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Проблема подготовки к единому государственному экзамену является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для обучающихся, и с тем, что требования к проведению и подготовке к экзамену становятся более жесткими. Обучающиеся находясь в рамках требований к прохождению ЕГЭ все больше испытывают психологические и физиологические трудности обусловленные повышенной тревожностью. Поэтому эффективная психологическая подготовка к государственному экзамену способна стабилизировать всю ситуацию связанную с подготовкой и прохождением процедуры ЕГЭ.
Общей целью изучения программы является развитие эмоционально-устойчивой личности имеющей высокую психологическую готовность к предстоящему единому государственному экзамену, государственной итоговой аттестации
Программа коррекционно-развивающего курса в старшей школе для слабовидящих обучающихся направлена на достижение следующих задач:
Задачи программы:
-знакомство возможными способами подготовки к ЕГЭ;
-повышение учебной мотивации старшеклассников;
-повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
-обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
-знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции;
-профилактика тревожности выпускников 12 классов.
-научить старшеклассников относиться к сдаче экзамена как к ситуации личностного роста (формирование мотивации достижения успеха);
-научить старшеклассников способам управления собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, страхи);
-помочь старшеклассникам проработать внутренние ресурсы в преодолении стрессовых ситуаций;
-оказать индивидуальное сопровождение учащихся с повышенным уровнем тревожности средствами арт-терапии (в том числе по запросу).
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- диагностика;
- коммуникативные упражнения;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.
Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.
Методы организации деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения обучающимся подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
-словесные методы обучения;
-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная);
-метод показа (или как его называют «контактный метод используют, когда обучающийся не понимает упражнение или составил о нем неправильное представление);
-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд); Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения
-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).
Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие эмоциональной устойчивости и успешности освоения экзаменационного материала обучающихся с различными нарушениями зрения.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.
Занятия помогают обучающимся эффективно подготовиться к государственному экзамену. Обучающийся учится понимать и управлять своими эмоциональными состояниями, тревогами и страхами.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
-снижение уровня личностной тревожности;
-повышение стрессоустойчивости;
-снижение конфликтности и агрессивности;
-формирование конструктивного мышления;
-формирование целенаправленного поведения
-эффективная сдача экзаменов.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: диагностика входящая и выходящая.
Основной показатель качества освоения программы – эмоционально-волевая стабильность и эффективная подготовка и сдача государственных экзаменов.
Ценностные ориентиры содержания курса
В течение последнего десятилетия система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются образовательные стандарты, структура и содержание образования, форма итоговой аттестации и другие аспекты. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека всегда испытание, связанное с переживанием, так как является не просто проверкой знаний, а проверкой знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Экзамен -это еще более мощный источник стресса для подростка, так как проходит на базе неродной школы, в окружении незнакомых сверстников и членов экзаменационных комиссий. Период подготовки и сдачи экзаменов связан с большим напряжением для учащихся. Интенсивные умственные нагрузки и эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы и негативно влияют на общее состояние организма. Экзаменационный стресс снижает работоспособность, сопротивляемость организма, провоцирует обострение заболеваний. Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций учащихся. Очевидно, что в этой ситуации выпускники более чем когда-либо нуждаются в психологической помощи и поддержке. Трудности, испытываемые выпускниками, в период подготовки и сдачи ЕГЭ представлены когнитивным, личностным и процессуальным компонентами. Решение каждой из них необходимо, но максимально важной при подготовке к ситуации, способной вызвать стресс является профилактика эмоционально-личностных трудностей, а именно тревоги, волнения, беспокойства. Тревожные переживания влияют на мысли и поведение. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей. В связи с этим преодоление ее очень важно при подготовке учащихся к трудным ситуациям, таким как экзамены. Поэтому важно на данный момент развивать такие ценностные ориентиры как:
привитие ценности личных продуктов деятельности,
эстетического взгляда на выполнение задания,
творческое самовыражение учащихся,
достижение взаимопонимания в общении с одноклассниками,
актуализация личностных ресурсов,
формирование мотивации достижения успеха за счет развития уверенности в себе.
Общая характеристика курса:
Программа коррекционно-развивающего курса направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 12 класса предоставляет им помощь в подготовке и сдаче итоговой государственной аттестации.
Отличительные особенности программы
Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определенного опыта. Акцент делается не на усвоение определенной информации, а на «примеривание» ее на себя, на освоение собственного способа деятельности.
Возрастные особенности:
Программа разработана для обучающихся 12 классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы.
К числу планируемых результатов относятся
-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ожидаемые результаты:
-повысится сопротивляемость к стрессу;
-сформируется психологическая защищенность;
-сформируется уверенность в своих силах;
-формирование навыков поведения на экзамене;
-осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок
-развитие коммуникативных умений и навыков.
Курс может быть оценен положительно, если обучающийся:
- посетил не менее 80 % занятий, предусмотренных программой курса;
- выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (успешно сдал экзамены).
Особенности курса коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся
Особенностью коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Работа по коррекции и профилактике недостатков эмоционально-волевого развития и познавательной сферы, представляет собой сложный процесс, важной особенностью занятий по психологии для обучающихся с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психического развития, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.
Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для коммуникативного совершенствования.
Особенность коррекционно-развивающего курса заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:
1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;
4) принцип единства диагностики и коррекции;
5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;
6) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип комплексности методов психологического воздействия;
8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе
Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.
В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по подготовке к ЕГЭ, дается обоснованная дозировка упражнений.
Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.
Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование когнитивной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.
Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.
Формирование коррекционно-развивающей и профилактической среды в процессе развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, способствуют созданию благоприятных условий для компенсации и коррекции эмоционально-волевых процессов, раскрытию резервных способностей, повышению эффективности подготовки к ЕГЭ, переноса в экзаменационную ситуацию необходимых когнитивных навыков и умений, повышение уровня эмоциональной устойчивости обучающихся с нарушением зрения.
Основное содержание курса коррекционно-развивающей области
Содержание занятий включает следующие направления:
-Информационный (сведения о процедуре и правилах ЕГЭ, о тех правах, которые есть у выпускников).
-Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).
-Поведенческий (отработка желаемого поведения).
Первое направление:
Позволяет познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием ЕГЭ, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях. игра «Ассоциации», игра «Расшифровка», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Шкала согласия», «Мое будущее», «Рефлексия», «Составление копилки».«Индивидуальный способ деятельности» познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЭГЕ, помочь им выработать индивидуальный стиль. «Тот самый», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».«Мой учебный стиль» сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности. Анкеты «Каналы восприятия» и «Когнитивный стиль», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».
Второе направление:
Позволяет ознакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.«Самое трудное», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», « Состояние тревоги и покоя», «Мышечная релаксация», «Дыхательная релаксация», «Медитация на предмет», «Рефлексия», «Составление копилки».Уверенность на экзамене
освоение способов совладания с тревогой, актуализация внутренних ресурсов. «Передача хлопка», «Презентация темы», «Информирование», «Статуя уверенности и неуверенности», «Мои ресурсы», «Образ уверенности», «Рефлексия», «Составление копилки».
Третье направление:
Позволяет помочь осознать свою ответственность за результат сдачи экзамена. «отношение к ЕГЭ», «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки». «Сдаем ЕГЭ» формирование процессуального компонента готовности к ЕГЭ, переживание о осмысление ситуации экзамена. «Презентация темы», «Информирование», «Проигрывание», «Рефлексия», «Составление копилки».
Во время реализации программы (по мере необходимости) рассматриваются дополнительные темы:
Что представляет собой ЕГЭ? Как проходит экзамен? Каковы критерии выставления оценок? Какие возможности предоставляет ученику ЕГЭ? В чем плюсы такой формы экзамена для учащихся?
Когнитивные трудности
Личностные трудности
Процессуальные трудности
Ознакомление с процедурой ЕГЭ
Формирование адекватного мнения о ЕГЭ
Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене
Тематическое планирование 12 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ» | 1 |
2 | Диагностика когнитивных способностей | 1 |
3 | Диагностика личностных особенностей | 1 |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы. Анкета - Определение обучающихся групп риска. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» | 1 |
5 | Единый государственный экзамен как форма аттестации выпускников. Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам. | 1 |
6 | Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Ознакомление с процедурой сдачи экзамена. | 1 |
7 | Упражнения для тренировки оптимального планирования времени | 1 |
8 | Упражнения для тренировки оптимального планирования времени | 1 |
9 | Упражнения для тренировки внимания | 1 |
10 | Упражнения для тренировки внимания | 1 |
11 | Что такое «память»? «Память. Приемы организации запоминаемого материала» | 1 |
12 | Приемы работы с запоминаемым материалом Работа с текстом | 1 |
13 | «Методы активного запоминания» | 1 |
14 | Упражнения для тренировки памяти | 1 |
15 | Упражнения для тренировки памяти | 1 |
16 | Упражнения для тренировки памяти | 1 |
17 | Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания». Физические упражнения. | 1 |
18 | Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов». | 1 |
19 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости | 1 |
20 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости | 1 |
21 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости | 1 |
22 | Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения» | 1 |
23 | Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг | 1 |
24 | Упражнения для снятия стресса | 1 |
25 | Упражнения для снятия стресса | 1 |
26 | Упражнения для снятия стресса | 1 |
27 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. | 1 |
28 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. | 1 |
29 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. | 1 |
30 | Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ» | 1 |
31 | Диагностика когнитивных способностей | 1 |
32 | Диагностика личностных особенностей | 1 |
33 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
34 | Обобщающее занятие. Методическая копилка. | 1 |
35 | Подведение итогов | 1 |
Всего: | 35 |
Предполагаемые результаты реализации курса:
Ожидаемые результаты:
-повысится сопротивляемость к стрессу;
-сформируется психологическая защищенность;
-сформируется уверенность в своих силах;
-формирование навыков поведения на экзамене;
-осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок
-развитие коммуникативных умений и навыков.
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Раздаточные материалы каждому учащемуся | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п. н., Тамбов, 2017-115с. |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Оборудование | Интернет-ресурсы |
- ПК - принтер ч/б и цветной - сканер - принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, - маркеры, ластик, бумага формата А4, - кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - стулья, - доска | fipi.ru edu.ru gia.edu.ru/ live.mephist.ru/show/tests/ school.edu.ru и т.д. |
Список используемых источников:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п. н., Тамбов, 2017-115с.
Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
3.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ [работа с учащимися, педагогами, родителями] - М.: Генезис,2009.
Литература, используемая при подготовке тренинга:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
Интернет ресурсы:
-fipi.ru — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам
-edu.ru — Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
-ege.edu.ru/ — Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы, нормативные документы.
-gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
-ege.ru — Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА» Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы
-ctege.info/ — сайт информационной поддержки ЕГЭ. Нововведения ЕГЭ 2015. Правила ЕГЭ 2015. Расписание ЕГЭ 2015. Горячая линия ЕГЭ — телефоны. Демоверсии ЕГЭ 2015. ЕГЭ и ШКОЛА. ЕГЭ и ВУЗ. АПЕЛЛЯЦИЯ ЕГЭ: как подать? Форум ЕГЭ. Блог абитуриентов. Википедия ЕГЭ (словарь). Каталог полезных ссылок ЕГЭ. Программы для подготовки к ЕГЭ.
-reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
-reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
-ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс.ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2015: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
-live.mephist.ru/show/tests/ — Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно. Кроме того, здесь методом коллективного разума решаются задачи по математике из банка открытых задач (те, что будут в ЕГЭ в части В) После прохождения тестов и решения задач выстраивается рейтинг участников. Попробуй!
-4ege.ru — ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2015
-examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
-school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
-gotovkege.ru/ — Проект «Подготовка к ЕГЭ». ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена
-alleng.ru/ — сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
-diary.ru/ — сайт, где вам помогут решить задачу по математике, посоветуют нужное пособие для подготовки к экзаменам, которое там же и можно найти.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ» | 1 | |
2 | Диагностика когнитивных способностей | 1 | |
3 | Диагностика личностных особенностей | 1 | |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы. Анкета - Определение обучающихся групп риска. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» | 1 | |
5 | Единый государственный экзамен как форма аттестации выпускников. Когнитивные трудности. Процессуальные трудности. Личностные трудности. Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам. | 1 | |
6 | Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Ознакомление с процедурой. Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Ознакомление с процедурой сдачи экзамена. Упражнение «Расшифровка» Упражнение «Играем в ЕГЭ» Упражнение: ЕГЭ реальный и нереальный. Упражнение «Шкала согласия». Упражнение «Сдаем экзамен» Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?». Упражнение "Ответ на экзамене".Упражнение «Мозговой штурм» | 1 | |
7 | Упражнения для тренировки оптимального планирования времени. Упражнение «Слоновая техника» | 1 | |
8 | Упражнения для тренировки оптимального планирования времени. Упражнение «Вопросы к себе» | 1 | |
9 | Упражнения для тренировки внимания. Упражнение «Прогулка» Упражнение «Спички» | 1 | |
10 | Упражнения для тренировки внимания. Упражнение «Юлий Цезарь» и др. | 1 | |
11 | «Память. Приемы организации запоминаемого материала» Что такое «память»? Упражнение «Утро» Упражнение «Вечерний взгляд назад» Упражнение «Экспресс-сочинение» Упражнение "Снежный ком"Упражнение "Тренировка памяти" | 1 | |
12 | Приемы работы с запоминаемым материалом Работа с текстом | 1 | |
13 | «Методы активного запоминания» Выпускники записывают информацию; Метод повторения И.А. Корсакова | 1 | |
14 | Упражнения для тренировки памяти Комплексный учебный метод | 1 | |
15 | Упражнения для тренировки памяти Зубрежка Приемы зрительной памяти Коды | 1 | |
16 | Упражнения для тренировки памяти Упражнение 1. «Снежки» Упражнение 2. «Пустой стул» | 1 | |
17 | Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания». Физические упражнения. Упражнение 1. «Часы» Упражнение 2. «Ассоциации» Упражнение 3. «Эксперимент» Упражнение 4. «Волевое дыхание» Упражнение 5. «Приятно вспомнить» Упражнение 6. «Колпак» | 1 | |
18 | Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов». Что происходит в мозгу? Что происходит в душе? | 1 | |
19 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» Упражнение «Круговая кинолента» | 1 | |
20 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости» | 1 | |
21 | Упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости Упражнение «Самоактуализация» Дыхательная гимнастика, психологическая установка на успех | 1 | |
22 | Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения» | 1 | |
23 | Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг Упражнение 1. «Контраст» Упражнение 2. «Мышечная релаксация» Упражнение 3. «Мысленная картина». | 1 | |
24 | Упражнения для снятия стресса Упражнение «Ритмичное четырехфазное дыхание» Упражнение 4. «Ресурсные образы» Упражнение 5. «Стряхни» Упражнение 6. «Массируем руки» | 1 | |
25 | Упражнения для снятия стресса Упражнение «Аутогенная тренировкакой. Упражнение 7. «Сохраняем силы» Упражнение 8. Ритмичное четырёхфазовое дыхание | 1 | |
26 | Упражнения для снятия стресса | 1 | |
27 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. При хорошей зрительной памяти Если ваш ведущий вид восприятия информации — звуковой. Памятка для выпускника №1. | 1 | |
28 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. При выраженной памяти на движения и ощущения: Памятка 2 | 1 | |
29 | Советы выпускникам. Методическая копилка. Памятка для выпускников. Подготовка к экзамену Накануне экзамена Перед началом тестирования Во время тестирования Памятка 3 | 1 | |
30 | Диагностика психологической готовности к ЕГЭ Анкета «Готовность к ЕГЭ» | 1 | |
31 | Диагностика когнитивных способностей | 1 | |
32 | Диагностика личностных особенностей | 1 | |
33 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
34 | Обобщающее занятие. Методическая копилка. | 1 | |
35 | Подведение итогов | 1 | |
| Всего: | | 35 часа |
Приложение 2
Эффективность занятий отслеживается проведением входящего анкетирования всего класса до начала и завершающего по окончанию реализации программы «Групповые занятия по подготовке к ЕГЭ»
Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ
Фамилия, имя___________________________________ Класс_________
Друзья!
Приближается время сдачи Итоговой государственной аттестации /Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
№ | Утверждение | Критерий | Балл | Критерий |
1 | Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
2 | Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
3 | Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
4 | Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
5 | Я совсем не волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
6 | Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
7 | Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
8 | Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
9 | Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
10 | Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
11 | Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
12 | Я достаточно много знаю про ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
13 | Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
Анализ данных:
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедурой: показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12. Низкие показатели указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: показатели по вопросам 5, 8,11,13. Низкие показатели указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: показатели по вопросам 2,3,9. Низкие показатели указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ГИА/ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает следующие составляющие:
- способность к самоорганизации (познавательный компонент),
- уровень тревоги (личностный компонент),
- знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах.
Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).