СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей области 8 класс 2 полугодие.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Программа разработана  на основе программы Российской некоммерческой организацией  — Фонд «Здоровье и  Развитие» и  поддержана: — Министерством образования и науки РФ; — Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ; — Ведущими профильными ведомствами – региональными Департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУФСИН.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей области 8 класс 2 полугодие.»


Содержание
  1. Основные сведения.........................................................................................................3

  2. Ценностные ориентиры …………………………………………………………........7

  3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса………..........................8

  4. Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся..................................................................................................................11

  5. Основное содержание курса коррекции психического развития……………........16

  6. Тематическое планирование.........................................................................................19

  7. Планируемые результаты………………………………………..................................20

  8. Учебно — методическое обеспечение.........................................................................22

  9. Материально - техническое обеспечение....................................................................22

  10. Список литературы…………………………………………………………………….23

  11. Приложение 1, 2 Календарно-тематическое планирование 8 класс……………….25

  12. Оценка эффективности занятий психологического развития………………………28






























Основные сведения


Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.3, 4.3).

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:

Коррекционно-развивающий курс разработан на основе:

- Программы формирования здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается», разработанной коллективом авторов Фонда «Здоровая Россия» (Бернова Ю.Е. – канд. фил. наук, Дмитриева Е.В. – доктор соц. наук, Рюмина И.И. – доктор мед. наук, Фомина Е.В. – педагог, Фролов С.А. – социолог, психолог)

Программа разработана Российской некоммерческой организацией  — Фонд «Здоровье и  Развитие» и  поддержана: — Министерством образования и науки РФ; — Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ; — Ведущими профильными ведомствами – региональными Департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУФСИН.

Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 8 класс - на 35 часов (2 часа в неделю).

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)

Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.

Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью. В категорию слепых и слабовидящих с легкой умственной отсталостью входит группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Общей целью изучения коррекционно-развивающего курса является способствовавание формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Коррекционно-развивающий курс в средней школе слепых обучающихся направлена на достижение следующих задач:

-создание у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

-формирование познавательных представлений о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;

-формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

-развитие личностных ресурсов обучающихся за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей;

-развитие у обучающихся и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты;

-формирование представления о личной ответственности за своё поведение;

-формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимальных условий для формирования психологически здоровой личности. В подростковый период обучающийся не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

С другой стороны, подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, опасности заражения ВИЧ). Все это наносит вред не только здоровью молодого человека, но и оказывает влияние на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. Таким образом, в психологическом развитии обучающихся подросткового возраста наступает переломный момент, поэтому программа психологических занятий актуальна, т.к. направлена на формирование здорового образа жизни подростков.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- диагностика;

- коммуникативные упражнения;

- игровая терапия;

- музыкотерапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.

Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.

Методы организации деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

- методы игры в различных вариантах;

- составление плана.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Критериями эффективности служат следующие показатели:

-снижение уровня школьной тревожности;

-повышение коммуникативной компетентности;

 -повышение уровня социальной адаптации;

-снижение конфликтности и агрессивности;

-формирование позиции здорового образа жизни;

-отказ от разрушающих привычек;

-жизнестойкость.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля:  диагностика входящая и выходящая.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в классном коллективе.


















































Ценностные ориентиры содержания курса

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.

4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.





























Общая характеристика курса:

В основе реализации коррекционно-развивающего курса лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Основные принципы коррекционно-развивающего курса:

1. Принцип актуальности. Программа основана на ценностях, актуальных для человека  13-17 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти ответы в процессе наших занятий.

2. Принцип позитивности. Программа учит подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Человек, который  попадет в сложную жизненную ситуацию, будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте.

3. Принцип активного участия группы. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне поучаствовать — я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.

- Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

- Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

-Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

-Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

-Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

-Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

-Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

-Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

-Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на проблему ЗОЖ.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении подростков имеют исключительное значение.

Предметные результаты:

психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

- опыт творческой самодеятельности,

- овладение культурой психической деятельности,

- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

- дружелюбное отношение к другим людям;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- коммуникабельность;

- уважение к себе и другим;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Учащиеся научатся:

-формировать негативное отношение к употреблению ПАВ.

-пропагандировать и самому вести здоровый образ жизни, здоровые гармоничные отношения со сверстниками.

-понимать свои чувства, эмоции, способы заботы о себе.

-помогать в социальной адаптации подросткам, овладевать навыками общения и т.д.

-формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

-навыкам, связанным с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умению отказываться от предложений, которые считают опасными;

-формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.

Демонстрация успешности обучающихся:

- демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;

- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.

Связь содержания программы коррекционно-развивающего курса с учебными предметами.

Курс занятий эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

-в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

-в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

-в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

-Постоянно стимулировать их познавательную активность.

-Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.

-Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.

-Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.

-Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

-Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.

-Применение заданий различной степени трудности.

-Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.

-Использование экспресс-диагностик.

-Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций (текст брайль).

-Карточки-задания на дом.

-Индивидуальные и групповые консультации.

-Использование межпредметных связей.

-Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.

-Работа с учебной, дополнительной литературой.

-Использование интерактивных занятий




Особенности курса коррекции психологического развития для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью

Для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения.

Уровень психофизического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстниковПри этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.

Особенности психического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.

У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.

Социальная незрелость слепых и слабовидящих обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых и слабовидящих данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.

Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые и слабовидящие с умственной отсталостью значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.

Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.

У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность.

Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).

В эту группу входят также обучающиеся, имеющие помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.

У слепых и слабовидящих обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.

Слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.

Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Особенностью курса коррекции психологического развития «Все, что тебя касается» для слепых и слабовидящих обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Работа по коррекции и профилактике недостатков коммуникативного развития и эмоционально-волевой сферы, представляет собой сложный процесс, важной особенностью занятий по психологии для детей с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психического развития, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для коммуникативного совершенствования.

Особенность коррекционно-развивающей программы «Все, что тебя касается» заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

6) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе 

Исходя из выше перечисленных особенностей, весь процесс обучения данной категории обучающихся направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития коммуникативной сферы.

Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.

В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:

-словесные методы обучения;

-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);

-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная, текст Брайль);

-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);

Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения

-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).

Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие коммуникативной сферы обучающихся с отсутствием зрения.

Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по коммуникативному развитию, дается обоснованная дозировка упражнений.

Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.

Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование коммуникативной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.

Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.

Формирование коррекционно-развивающей и профилактической среды в процессе развития коммуникативной и личностной, способствуют созданию благоприятных условий для компенсации и коррекции эмоционально-волевых процессов, раскрытию резервных способностей, повышению социальной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых коммуникативных навыков и умений, повышение уровня качества жизни обучающихся с нарушением зрения.








Основное содержание коррекционно-развивающего курса


Даная программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:

- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к своему здоровью, к социальной реальности в целом.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Основное содержание коррекционно-развивающей программы «Все, что тебя касается» содержит:


Раздел 1. «Навстречу себе»

Давайте знакомиться!

Познакомить участников с процессом и техниками общения; сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике; способствовать формированию у участников ощущения единой группы.

Искусство общения.

Познакомить участников с процессом и техниками общения; показать, что может дать им успешное освоение техник общения; помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.).

Жизненные ценности.

Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей; сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще; сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.

Эмоции.

Объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций; сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»; научить определять свое эмоциональное состояние.

Мужчина и женщина.

Познакомить с правилами безопасного сексуального поведения и показать их связь с сохранением репродуктивного здоровья; научить осознавать свои потребности и ожидания по отношению к своему партнеру; сформировать навыки общения с противоположным полом.

Разрешаем конфликты.

Познакомить участников с понятием «конфликт»; сформировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций; научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел 2. «Твой выбор»

Критическое мышление.

Познакомить участников с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами; отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления; определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации; сформировать у подростков позитивное отношение к критике и мнение о том, что она порой помогает не попасть в беду.

Курить или не курить?

Показать причины и последствия курения; выработать критическое отношение к курению; привить навык отказа от сигареты.

Сопротивление давлению.

Познакомить участников с понятием социального давления (каким оно бывает, что мы чувствуем, когда под него попадаем). Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью. Научить видеть ситуации манипулирования, сформировать навыки сопротивления давлению.

Наркотики: не влезай — убьёт!

Дать представление о причинах и последствиях наркозависимости; сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам; сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких.

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить!

Выяснить первоначальный уровень информированности участников о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики; сформировать толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией; научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.

Раздел 3. «Будь собой»

Развитие характера (Уверенное поведение).

Познакомить участников с различными способами развития характера, с приемами и техниками уверенного поведения, а также техниками воздействия на собеседника; сформировать желание развивать свой характер, тренировать волю и работать над собой; отработать способы поведения, которые позволяют развивать свой характер и повышают уверенность в себе.

Я абсолютно спокоен!

Познакомить участников с типами темперамента; научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния; отработать техники снятия напряжения и релаксации.

Кризис: выход есть!

Дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития; разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.

Алкоголь: мифы и реальность.

Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма; сформировать у подростков представление о культуре употребления спиртных напитков; сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.

Моё мнение.

Рассказать участникам о способах эффективной аргументации и том, как важно иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно; сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни; отработать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.

Толерантность.

Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются; способствовать формированию навыков толерантного поведения; научить применять поддержку на практике.

Моё будущее: стратегии успеха.

Сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносится с его будущим; помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зависит от их собственных намерений, целей и действий; сформировать навык проектирования собственного будущего.

Подведение итогов.

Обобщить всю полученную информацию; подвести итоги работы по программе; получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.


8 класс

Темы занятий:

1. Давайте знакомиться. Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы

2. Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности. Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями.

3. Жизненные ценности. Зачем человеку нужны ценности. Как жизненные ценности влияют на жизнь человека.

3. Эмоции. Что такое эмоции. Позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций. Эмоциональное состояние.

4. Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом.

5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций.

6. Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

7. Курить или не курить. Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению.

8. Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью.

9. Наркотики: не влезай – убьет! Причины и последствия наркозависимости. Навык отказа от приема наркотиков, даже легких.

10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить. ВИЧ/СПИД, пути передачи и способы профилактики. Толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией.

11 Развитие характера (уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника.

12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях). Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация.

13. Кризис: выход есть. Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации.

14. Алкоголь: мифы и реальность. Причины и последствия алкоголизма. Культура употребления спиртных напитков.

15.. Мое мнение. Собственное мнение. Способы эффективной аргументации.

16.. Толерантность. Понятие «толерантность». Навыки толерантного поведения.

17. Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего.













Тематическое планирование 8 класс


занятия

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Введение. « На встречу к себе» Давайте знакомиться!

1

2

Искусство общения.

1

3

Искусство общения.

1

4

Жизненные ценности.

1

5

Жизненные ценности.

1

6

Эмоции.

1

7

Мужчина и женщина.

1

8

Мужчина и женщина.

1

9

Разрешаем конфликты.

1

10

Разрешаем конфликты.

1

11

«Твой выбор» Критическое мышление.

1

12

«Твой выбор» Критическое мышление.

1

13

Курить или не курить?

1

14

Курить или не курить?

1

15

Сопротивление давлению.

1

16

Сопротивление давлению.

1

17

Наркотики: не влезай — убьёт!

1

18

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить!

1

19

«Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение).

1

20

«Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение).

1

21

Я абсолютно спокоен!

1

22

Я абсолютно спокоен!

1

23

Кризис: выход есть!

1

24

Кризис: выход есть!

1

25

Алкоголь: мифы и реальность.

1

26

Моё мнение.

1

27

Толерантность.

1

28

Мое будущее. Стратегии успеха.

1

29

Мое будущее. Стратегии успеха.

1

30

Диагностика коммуникативной сферы

1

31

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

32

Диагностика личности

1

33

Диагностика ценностей

1

34

Обобщающее занятие

1

35

Подведение итогов

1

Всего:

35






Предполагаемые результаты реализации программы:


-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблемна основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

-Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Личностные УУД:

1) самоопределение:

-мотивация учения;

-осознание себя частью семьи, страны;

-ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;

2) смыслообразования:

-убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

-самостоятельность в принятии правильного решения;

3) нравственно-этического оценивания:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

-внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Предметные УУД:

-создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

-знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений, которые считают опасными;

-сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметные УУД:

1.познавательные:

-формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации, моделирование;

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового-характера;

2.коммуникативные УУД:

-планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;

3.регулятивные УУД:

-целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

-планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

-контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

-коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

-волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

К концу 1 года обучения учащиеся будут знать:

1. Что такое здоровье и необходимость бережного отношения к нему;

2. Что такое толерантность, конфликт, вербальное и невербальное общение, критическое мышление.

3. Как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;

4. Как эффективно строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками;

5. Как оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты.

6. Формулировать познавательную цель;

7. Устанавливать причинно-следственные связи;

8. Избегать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями

9. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
























Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Раздаточные материалы каждому учащемуся

  1. Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия».

Материально-техническое и информационное обеспечение

Оборудование

Интернет-ресурсы

- ПК

- принтер ч/б и цветной

- сканер

- принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры,

- маркеры, ластик, бумага формата А4,

- кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске,

- мячик;

- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

- стулья,

- доска

Видео фильмы: «Есть тема»; «Дневник Маши»; «Сон бабочки»; «Цирк баттерфляй»





























Список используемых источников:


1.Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия».

2.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей / Под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005.

3.Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2004.

4.Макеева А.ГКак уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5.Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.

6.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.

7.Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005


Литература, рекомендованная для учащихся

1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ¾ Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ¾ Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко¾ М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ¾ М.: Просвещение, 1991.

5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель¾ М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина¾ М.: Издательство «Атлант»,2004.


Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.

  3. Набор открыток сюжетного содержания.

  4. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.

  5. Набор тематических таблиц.

  6. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

  7. Психологические тесты.

  8. Репродукции картин, рисунки обучающихся для определения эмоционального состояния человека.



Интернет-ресурсы

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

http://www.takzdorovo.ru/nezavisimost (Проект Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)

http://youth.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Молодежи»)

http://family.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Родителям и детям»)









































Приложение 1


Календарно-тематическое планирование 8 год обучения

(2 полугодие)


Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

1

Введение. « На встречу к себе» Давайте знакомиться! « На встречу к себе» Давайте знакомиться! Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы

1


2

Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности.

1


3

Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности.

1


4

Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями.

1


5

Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями.

1


6

Эмоции. Эмоции. Что такое эмоции. Позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций. Эмоциональное состояние.

1


7

Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом.

1


8

Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом.

1


9

Разрешаем конфликты. (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций.

1


10

Разрешаем конфликты. (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций.

1


11

«Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

1


12

«Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

1


13

Курить или не курить? Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению.

1


14

Курить или не курить? Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению.

1


15

Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью.

1


16

Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью.

1


17

Наркотики: не влезай — убьёт! Причины и последствия наркозависимости. Навык отказа от приема наркотиков, даже легких.

1


18

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить! ВИЧ/СПИД, пути передачи и способы профилактики. Толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией.

1


19

«Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника.

1


20

«Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника.

1


21

Я абсолютно спокоен! Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация.

1


22

Я абсолютно спокоен! Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация.

1


23

Кризис: выход есть! Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации.

1


24

Кризис: выход есть! Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации.

1


25

Алкоголь: мифы и реальность. Причины и последствия алкоголизма. Культура употребления спиртных напитков.

1


26

Моё мнение. Собственное мнение. Способы эффективной аргументации.

1


27

Толерантность. Понятие «толерантность». Навыки толерантного поведения.

1


28

Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего.

1


29

Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего.

1


30

Диагностика коммуникативной сферы

1


31

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1


32

Диагностика личности

1


33

Диагностика ценностей

1


34

Обобщающее занятие

1


35

Подведение итогов

1



Всего:


35 часа





































Приложение 2

Оценка эффективности занятий психологического развития

Показатели эффективности:

Высокие

Средние

Низкие

1

Степень развитости коммуникативных качеств

Обучающийся имеет высокий уровень

3 балла

Обучающийся имеет средний уровень

2 балла

Обучающийся имеет ниже среднего показатель

1 баллов

2

Поведение учащихся на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность школьников обеспечи­вают положительные результаты уроков

Высокая активность

3 балла

Средняя активность

2 балла

Низкая активность

1баллов

3

Самостоятельность, умение справляться с трудностями

Высокий результат

3 балла

Средний

результат 2 балла

Низкий

результат

1 баллов

4

Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть улучшение коммуникативных и эмоционально-волевых качеств

Улучшение коммуникативной активности высокие

3 балла

Улучшения в коммуникативной активности средние

2 балла

Улучшений в коммуникативной активности не значительные

0 баллов

5

Уровень школьной тревожности

Низкий

3 балла

Средний

1 балла

Низкий

1 баллов

6

Мотивация на саморазвитие

Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

7

Социальная адаптация

Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

8

Отсутствие конфликтности и агрессивности (выявляется в процессе беседы с классным руководителем).


Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

Высокая эффективность коррекционно-развивающей программы: 13-24балла

Средняя эффективность коррекционно-развивающей программы:7-12 баллов

Низкая эффективность коррекционно-развивающей программы:0-6 баллов




Способами определения результативности программы являются так же: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.