СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе программы Российской некоммерческой организацией — Фонд «Здоровье и Развитие» и поддержана: — Министерством образования и науки РФ; — Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ; — Ведущими профильными ведомствами – региональными Департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУФСИН.
Основные сведения.........................................................................................................3
Ценностные ориентиры …………………………………………………………........7
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса………..........................8
Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся..................................................................................................................11
Основное содержание курса коррекции психического развития……………........16
Тематическое планирование.........................................................................................19
Планируемые результаты………………………………………..................................20
Учебно — методическое обеспечение.........................................................................22
Материально - техническое обеспечение....................................................................22
Список литературы…………………………………………………………………….23
Приложение 1, 2 Календарно-тематическое планирование 8 класс……………….25
Оценка эффективности занятий психологического развития………………………28
Основные сведения
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.3, 4.3).
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:
Коррекционно-развивающий курс разработан на основе:
- Программы формирования здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается», разработанной коллективом авторов Фонда «Здоровая Россия» (Бернова Ю.Е. – канд. фил. наук, Дмитриева Е.В. – доктор соц. наук, Рюмина И.И. – доктор мед. наук, Фомина Е.В. – педагог, Фролов С.А. – социолог, психолог)
Программа разработана Российской некоммерческой организацией — Фонд «Здоровье и Развитие» и поддержана: — Министерством образования и науки РФ; — Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ; — Ведущими профильными ведомствами – региональными Департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУФСИН.
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 8 класс - на 35 часов (2 часа в неделю).
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)
Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью. В категорию слепых и слабовидящих с легкой умственной отсталостью входит группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Общей целью изучения коррекционно-развивающего курса является способствовавание формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Коррекционно-развивающий курс в средней школе слепых обучающихся направлена на достижение следующих задач:
-создание у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
-формирование познавательных представлений о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;
-формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
-развитие личностных ресурсов обучающихся за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей;
-развитие у обучающихся и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты;
-формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
-формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика.
Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимальных условий для формирования психологически здоровой личности. В подростковый период обучающийся не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.
С другой стороны, подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, опасности заражения ВИЧ). Все это наносит вред не только здоровью молодого человека, но и оказывает влияние на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. Таким образом, в психологическом развитии обучающихся подросткового возраста наступает переломный момент, поэтому программа психологических занятий актуальна, т.к. направлена на формирование здорового образа жизни подростков.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- диагностика;
- коммуникативные упражнения;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.
Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.
Методы организации деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
-снижение уровня школьной тревожности;
-повышение коммуникативной компетентности;
-повышение уровня социальной адаптации;
-снижение конфликтности и агрессивности;
-формирование позиции здорового образа жизни;
-отказ от разрушающих привычек;
-жизнестойкость.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: диагностика входящая и выходящая.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в классном коллективе.
Ценностные ориентиры содержания курса
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.
4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Общая характеристика курса:
В основе реализации коррекционно-развивающего курса лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Основные принципы коррекционно-развивающего курса:
1. Принцип актуальности. Программа основана на ценностях, актуальных для человека 13-17 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти ответы в процессе наших занятий.
2. Принцип позитивности. Программа учит подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Человек, который попадет в сложную жизненную ситуацию, будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте.
3. Принцип активного участия группы. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне поучаствовать — я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.
- Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
- Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
-Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
-Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
-Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
-Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
-Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
-Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
-Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на проблему ЗОЖ.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении подростков имеют исключительное значение.
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- дружелюбное отношение к другим людям;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Учащиеся научатся:
-формировать негативное отношение к употреблению ПАВ.
-пропагандировать и самому вести здоровый образ жизни, здоровые гармоничные отношения со сверстниками.
-понимать свои чувства, эмоции, способы заботы о себе.
-помогать в социальной адаптации подросткам, овладевать навыками общения и т.д.
-формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
-навыкам, связанным с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умению отказываться от предложений, которые считают опасными;
-формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.
Демонстрация успешности обучающихся:
- демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;
- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.
Связь содержания программы коррекционно-развивающего курса с учебными предметами.
Курс занятий эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
-в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
-в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
-в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
-Постоянно стимулировать их познавательную активность.
-Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
-Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
-Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
-Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
-Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
-Применение заданий различной степени трудности.
-Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
-Использование экспресс-диагностик.
-Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций (текст брайль).
-Карточки-задания на дом.
-Индивидуальные и групповые консультации.
-Использование межпредметных связей.
-Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
-Работа с учебной, дополнительной литературой.
-Использование интерактивных занятий
Особенности курса коррекции психологического развития для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью
Для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения.
Уровень психофизического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Особенности психического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.
Социальная незрелость слепых и слабовидящих обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых и слабовидящих данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые и слабовидящие с умственной отсталостью значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.
Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.
У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность.
Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).
В эту группу входят также обучающиеся, имеющие помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.
У слепых и слабовидящих обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.
Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.
Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).
Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.
Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Особенностью курса коррекции психологического развития «Все, что тебя касается» для слепых и слабовидящих обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Работа по коррекции и профилактике недостатков коммуникативного развития и эмоционально-волевой сферы, представляет собой сложный процесс, важной особенностью занятий по психологии для детей с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психического развития, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.
Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для коммуникативного совершенствования.
Особенность коррекционно-развивающей программы «Все, что тебя касается» заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:
1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;
4) принцип единства диагностики и коррекции;
5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;
6) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип комплексности методов психологического воздействия;
8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе
Исходя из выше перечисленных особенностей, весь процесс обучения данной категории обучающихся направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития коммуникативной сферы.
Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.
В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
-словесные методы обучения;
-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная, текст Брайль);
-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения
-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).
Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие коммуникативной сферы обучающихся с отсутствием зрения.
Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по коммуникативному развитию, дается обоснованная дозировка упражнений.
Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.
Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование коммуникативной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.
Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.
Формирование коррекционно-развивающей и профилактической среды в процессе развития коммуникативной и личностной, способствуют созданию благоприятных условий для компенсации и коррекции эмоционально-волевых процессов, раскрытию резервных способностей, повышению социальной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых коммуникативных навыков и умений, повышение уровня качества жизни обучающихся с нарушением зрения.
Основное содержание коррекционно-развивающего курса
Даная программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:
- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к своему здоровью, к социальной реальности в целом.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Основное содержание коррекционно-развивающей программы «Все, что тебя касается» содержит:
Раздел 1. «Навстречу себе»
Давайте знакомиться!
Познакомить участников с процессом и техниками общения; сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике; способствовать формированию у участников ощущения единой группы.
Искусство общения.
Познакомить участников с процессом и техниками общения; показать, что может дать им успешное освоение техник общения; помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.).
Жизненные ценности.
Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей; сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще; сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.
Эмоции.
Объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций; сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»; научить определять свое эмоциональное состояние.
Мужчина и женщина.
Познакомить с правилами безопасного сексуального поведения и показать их связь с сохранением репродуктивного здоровья; научить осознавать свои потребности и ожидания по отношению к своему партнеру; сформировать навыки общения с противоположным полом.
Разрешаем конфликты.
Познакомить участников с понятием «конфликт»; сформировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций; научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел 2. «Твой выбор»
Критическое мышление.
Познакомить участников с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами; отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления; определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации; сформировать у подростков позитивное отношение к критике и мнение о том, что она порой помогает не попасть в беду.
Курить или не курить?
Показать причины и последствия курения; выработать критическое отношение к курению; привить навык отказа от сигареты.
Сопротивление давлению.
Познакомить участников с понятием социального давления (каким оно бывает, что мы чувствуем, когда под него попадаем). Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью. Научить видеть ситуации манипулирования, сформировать навыки сопротивления давлению.
Наркотики: не влезай — убьёт!
Дать представление о причинах и последствиях наркозависимости; сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам; сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких.
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить!
Выяснить первоначальный уровень информированности участников о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики; сформировать толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией; научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.
Раздел 3. «Будь собой»
Развитие характера (Уверенное поведение).
Познакомить участников с различными способами развития характера, с приемами и техниками уверенного поведения, а также техниками воздействия на собеседника; сформировать желание развивать свой характер, тренировать волю и работать над собой; отработать способы поведения, которые позволяют развивать свой характер и повышают уверенность в себе.
Я абсолютно спокоен!
Познакомить участников с типами темперамента; научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния; отработать техники снятия напряжения и релаксации.
Кризис: выход есть!
Дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития; разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.
Алкоголь: мифы и реальность.
Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма; сформировать у подростков представление о культуре употребления спиртных напитков; сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.
Моё мнение.
Рассказать участникам о способах эффективной аргументации и том, как важно иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно; сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни; отработать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.
Толерантность.
Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются; способствовать формированию навыков толерантного поведения; научить применять поддержку на практике.
Моё будущее: стратегии успеха.
Сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносится с его будущим; помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зависит от их собственных намерений, целей и действий; сформировать навык проектирования собственного будущего.
Подведение итогов.
Обобщить всю полученную информацию; подвести итоги работы по программе; получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.
8 класс
Темы занятий:
1. Давайте знакомиться. Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы
2. Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности. Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями.
3. Жизненные ценности. Зачем человеку нужны ценности. Как жизненные ценности влияют на жизнь человека.
3. Эмоции. Что такое эмоции. Позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций. Эмоциональное состояние.
4. Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом.
5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций.
6. Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.
7. Курить или не курить. Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению.
8. Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью.
9. Наркотики: не влезай – убьет! Причины и последствия наркозависимости. Навык отказа от приема наркотиков, даже легких.
10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить. ВИЧ/СПИД, пути передачи и способы профилактики. Толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией.
11 Развитие характера (уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника.
12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях). Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация.
13. Кризис: выход есть. Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации.
14. Алкоголь: мифы и реальность. Причины и последствия алкоголизма. Культура употребления спиртных напитков.
15.. Мое мнение. Собственное мнение. Способы эффективной аргументации.
16.. Толерантность. Понятие «толерантность». Навыки толерантного поведения.
17. Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего.
Тематическое планирование 8 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов | |
1 | Введение. « На встречу к себе» Давайте знакомиться! | 1 | |
2 | Искусство общения. | 1 | |
3 | Искусство общения. | 1 | |
4 | Жизненные ценности. | 1 | |
5 | Жизненные ценности. | 1 | |
6 | Эмоции. | 1 | |
7 | Мужчина и женщина. | 1 | |
8 | Мужчина и женщина. | 1 | |
9 | Разрешаем конфликты. | 1 | |
10 | Разрешаем конфликты. | 1 | |
11 | «Твой выбор» Критическое мышление. | 1 | |
12 | «Твой выбор» Критическое мышление. | 1 | |
13 | Курить или не курить? | 1 | |
14 | Курить или не курить? | 1 | |
15 | Сопротивление давлению. | 1 | |
16 | Сопротивление давлению. | 1 | |
17 | Наркотики: не влезай — убьёт! | 1 | |
18 | ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить! | 1 | |
19 | «Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). | 1 | |
20 | «Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). | 1 | |
21 | Я абсолютно спокоен! | 1 | |
22 | Я абсолютно спокоен! | 1 | |
23 | Кризис: выход есть! | 1 | |
24 | Кризис: выход есть! | 1 | |
25 | Алкоголь: мифы и реальность. | 1 | |
26 | Моё мнение. | 1 | |
27 | Толерантность. | 1 | |
28 | Мое будущее. Стратегии успеха. | 1 | |
29 | Мое будущее. Стратегии успеха. | 1 | |
30 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
31 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
32 | Диагностика личности | 1 | |
33 | Диагностика ценностей | 1 | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | |
35 | Подведение итогов | 1 | |
Всего: | 35 |
Предполагаемые результаты реализации программы:
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблемна основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
-Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Личностные УУД:
1) самоопределение:
-мотивация учения;
-осознание себя частью семьи, страны;
-ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;
2) смыслообразования:
-убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
-самостоятельность в принятии правильного решения;
3) нравственно-этического оценивания:
-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
-внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.
Предметные УУД:
-создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
-знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений, которые считают опасными;
-сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметные УУД:
1.познавательные:
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации, моделирование;
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование;
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового-характера;
2.коммуникативные УУД:
-планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
3.регулятивные УУД:
-целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
-планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
-контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
-коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
-волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
К концу 1 года обучения учащиеся будут знать:
1. Что такое здоровье и необходимость бережного отношения к нему;
2. Что такое толерантность, конфликт, вербальное и невербальное общение, критическое мышление.
3. Как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;
4. Как эффективно строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками;
5. Как оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты.
6. Формулировать познавательную цель;
7. Устанавливать причинно-следственные связи;
8. Избегать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями
9. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Раздаточные материалы каждому учащемуся | Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия». |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Оборудование | Интернет-ресурсы |
- ПК - принтер ч/б и цветной - сканер - принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, - маркеры, ластик, бумага формата А4, - кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - стулья, - доска | Видео фильмы: «Есть тема»; «Дневник Маши»; «Сон бабочки»; «Цирк баттерфляй» |
Список используемых источников:
1.Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия».
2.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей / Под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005.
3.Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2004.
4.Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5.Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
6.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
7.Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ¾ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ¾ Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко¾ М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ¾ М.: Просвещение, 1991.
5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель¾ М.: Проспект, 2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина¾ М.: Издательство «Атлант»,2004.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
Набор открыток сюжетного содержания.
Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
Набор тематических таблиц.
Набор фотографий видов природы, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки обучающихся для определения эмоционального состояния человека.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://www.takzdorovo.ru/nezavisimost (Проект Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)
http://youth.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Молодежи»)
http://family.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Родителям и детям»)
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 8 год обучения
(2 полугодие)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Введение. « На встречу к себе» Давайте знакомиться! « На встречу к себе» Давайте знакомиться! Познакомить участников друг с другом. Создать ощущение единой группы | 1 |
|
2 | Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности. | 1 |
|
3 | Искусство общения. Знакомство процессом и техниками общения. Овладение навыками коммуникативной и социальной компетентности. | 1 |
|
4 | Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями. | 1 |
|
5 | Жизненные ценности. Понятие «ценность» и специфика жизненных ценностей. Конфликт между разными поколениями. | 1 |
|
6 | Эмоции. Эмоции. Что такое эмоции. Позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций. Эмоциональное состояние. | 1 |
|
7 | Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом. | 1 |
|
8 | Мужчина и женщина. Правила безопасного сексуального поведения и связь с сохранением репродуктивного здоровья. Навыки общения с противоположным полом. | 1 |
|
9 | Разрешаем конфликты. (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций. | 1 |
|
10 | Разрешаем конфликты. (конструктивное поведение в конфликтах). Конфликт. Предупреждение конфликтов. Способы позитивного выхода из конфликтных ситуаций. | 1 |
|
11 | «Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления. | 1 |
|
12 | «Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления. | 1 |
|
13 | Курить или не курить? Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению. | 1 |
|
14 | Курить или не курить? Причины и последствия курения. Критическое отношение к курению. | 1 |
|
15 | Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью. | 1 |
|
16 | Сопротивление давлению. Понятие «социальное давление». Сопротивление давлению. Стремление быть индивидуальностью. | 1 |
|
17 | Наркотики: не влезай — убьёт! Причины и последствия наркозависимости. Навык отказа от приема наркотиков, даже легких. | 1 |
|
18 | ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить! ВИЧ/СПИД, пути передачи и способы профилактики. Толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией. | 1 |
|
19 | «Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника. | 1 |
|
20 | «Будь собой» Развитие характера (Уверенное поведение). Способы развития характера. Приемы и техника уверенного поведения. Техника воздействия на собеседника. | 1 |
|
21 | Я абсолютно спокоен! Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация. | 1 |
|
22 | Я абсолютно спокоен! Типы темперамента. Методика самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния. Релаксация. | 1 |
|
23 | Кризис: выход есть! Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации. | 1 |
|
24 | Кризис: выход есть! Кризисные ситуации. Кризис – возможность для саморазвития. Стратегия поведения в кризисной ситуации. | 1 |
|
25 | Алкоголь: мифы и реальность. Причины и последствия алкоголизма. Культура употребления спиртных напитков. | 1 |
|
26 | Моё мнение. Собственное мнение. Способы эффективной аргументации. | 1 |
|
27 | Толерантность. Понятие «толерантность». Навыки толерантного поведения. | 1 |
|
28 | Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего. | 1 |
|
29 | Мое будущее. Стратегии успеха. Здоровье молодого человека и его будущее. Проектирование собственного будущего. | 1 |
|
30 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
31 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
32 | Диагностика личности | 1 |
|
33 | Диагностика ценностей | 1 |
|
34 | Обобщающее занятие | 1 |
|
35 | Подведение итогов | 1 |
|
| Всего: |
| 35 часа |
Приложение 2
Оценка эффективности занятий психологического развития
№ | Показатели эффективности: | Высокие | Средние | Низкие |
1 | Степень развитости коммуникативных качеств | Обучающийся имеет высокий уровень 3 балла | Обучающийся имеет средний уровень 2 балла | Обучающийся имеет ниже среднего показатель 1 баллов |
2 | Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков | Высокая активность 3 балла | Средняя активность 2 балла | Низкая активность 1баллов |
3 | Самостоятельность, умение справляться с трудностями | Высокий результат 3 балла | Средний результат 2 балла | Низкий результат 1 баллов |
4 | Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть улучшение коммуникативных и эмоционально-волевых качеств | Улучшение коммуникативной активности высокие 3 балла | Улучшения в коммуникативной активности средние 2 балла | Улучшений в коммуникативной активности не значительные 0 баллов |
5 | Уровень школьной тревожности | Низкий 3 балла | Средний 1 балла | Низкий 1 баллов |
6 | Мотивация на саморазвитие | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
7 | Социальная адаптация | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
8 | Отсутствие конфликтности и агрессивности (выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
| Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
Высокая эффективность коррекционно-развивающей программы: 13-24балла Средняя эффективность коррекционно-развивающей программы:7-12 баллов Низкая эффективность коррекционно-развивающей программы:0-6 баллов
|
Способами определения результативности программы являются так же: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.