СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей области для 4 классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана  на основе: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018.-312с.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей области для 4 классов»





Содержание
  1. Основные сведения........................................................................................................3

  2. Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса……....6

  3. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса…................................7

  4. Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся........................................................................................................................10

  5. Основное содержание коррекционно-развивающего курса……............................13

  6. Тематическое планирование.........................................................................................14

  7. Планируемые результаты………………………………………..................................15

  8. Учебно — методическое обеспечение.........................................................................16

  9. Материально - техническое обеспечение....................................................................16

  10. Список литературы…………………………………………………………………….17

  11. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 4 класс………..………..18

  12. Оценка эффективности занятий психологического развития………………………21
























Основные сведения


Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (далее – АООП НОО) для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018.-312с.

Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 4А-Д классы – не мене 35 часов (2 часа в неделю).

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)

Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.

Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся

В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.

В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. В категорию слепых и слабовидящих обучающихся также входит группа обучающихся имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабоуспевающих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У слепых и слабовидящих обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную коммуникативную деятельность.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- диагностика;

- коммуникативные упражнения;

- игровая терапия;

- музыкотерапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

Методическое оснащение.

Программа коррекционно-развивающего курса обеспечена такими методическими материалами:

- методическое пособие для психолога «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое, два раза в год с использованием диагностического минимума.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- работа с тестами по Брайлю;

- практический (выполнение работ схемам Брайля и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- рельефное, звуковое, объемное сопровождение;

- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

- беседа с учащимися с целью выяснения их интересов, информированности по данному вопросу;

- упражнения;

- поручения обучающимся подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

- методы игры в различных вариантах;

- составление плана.

данный вариант программы коррекционно-развивающего курса предполагает коррекцию и развитие коммуникативных и эмоционально-волевых способностей обучающихся на основе планомерного развития коммуникативных процессов, развитие познавательной активности; формирование универсальных коммуникативных действий:

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.

Занятия строятся в доступной и интересной для обучающихся форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям обучающихся, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений обучающихся с окружающим миром. Обучающийся учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.

Критериями эффективности служат следующие показатели:

- снижение уровня школьной тревожности;

- повышение коммуникативной компетентности;

- повышение уровня социальной адаптации;

- снижение конфликтности и агрессивности;

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля:  диагностика входящая и выходящая.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в классном коллективе.


















Ценностные ориентиры содержания программы коррекционно-развивающего курса


Ценностные ориентиры программы коррекционно-развивающего курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра;

- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с нарушением зрения на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.




































Общая характеристика курса.


Цель программы коррекционно-развивающего курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать обучающихся к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить обучающихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у обучающихся нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

Аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная и итоговая диагностика.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

4 –5 годы обучения

Регулятивные УУД:

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

- извлекать необходимую информацию из текста

- определять и формулировать цель в совместной работе

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

- адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

- учиться контролировать свою речь и поступки

- учиться толерантному отношению к другому мнению

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

- формулировать своё собственное мнение и позицию

- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

- в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

При проведении курса необходимо использование следующих технологий:

  1. Личностно-ориентированные технологии.

  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

  3. Диалогические технологии.

  4. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).

  5. Коммуникативно-информационные технологии.

  6. Технология учебно-игровой деятельности.

  7. Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы со слабоуспевающими учащимися.

 Работа с учениками, испытывающими трудности в усвоении АООП НОО ОВЗ

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

- Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.

- Применение заданий различной степени трудности.

- Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.

- Использование экспресс-диагностик.

- Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.

- Карточки-задания.

- Индивидуальные и групповые консультации.

- Использование межпредметных связей.

- Работа с учебной, дополнительной литературой.

- Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.

- Использование интерактивных занятий




























Особенности преподавания коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся


Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации обучающихся с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих обучающихся осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией обучающихся.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

Недостатки произношения ограничивают круг общения обучающихся с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.

Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Особенностью программы курса коррекционно-образовательной области для обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Работа по коррекции недостатков развития эмоционально-волевых и коммуникативных навыков, представляет собой сложный процесс, важной особенностью преподавания курса для обучающихся с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психологического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие эмоциональной сферы ребенка.

Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для психического совершенствования.

Особенность преподавания данного курса заключается в использовании в педагогическом процессе следующих принципов:

- Принцип демократизации - обеспечение каждому ученику одинакового доступа к основам психологической культуры, максимальном рас­крытии способностей обучающихся, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития обучающихся с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

- Принцип гуманизации - учёт индивидуальных способностей личности каждо­го, его интересов и склонностей, строится в соответствии с личным опытом и уровнем физического и психического развития ,

- Педагогика со­трудничества — совместно развивающая деятельность обучающихся, воспитанников и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности

- Деятельностный подход - ориентирование не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами релаксационной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся.

Формирование целостного мировоззрениявсестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленно­сти изучаемых явлений и процессов в сфере психической куль­туры реализующихся на основе расширения межпредмет­ных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии.

Исходя из выше перечисленных особенностей, весь процесс обучения данной категории обучающихся направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающихся.

В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с потерей зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований. Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоко нарушенном зрении или его отсутствии у слепых обучающихся осуществляется с помощью оптическихприспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий, специальной наглядности и сохранных анализаторов.










Основное содержание занятий

Программа коррекционно-развивающего курса имеет следующие направления:

-Коррекция коммуникативной сферы и целенаправленное развитие эмоционально-волевой сферы

-Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

-Развитие социально значимых навыков и совместной деятельности (развитие способности к взаимодействию с одноклассниками).

-Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

-Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения.

-Коррекционная работа по совершенствованию коммуникативной деятельности на учебном материале. При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных коммуникативных проблем, педагог-психолог может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики.

Содержание программы в 4-5 классе:

-Диагностика

-Кто Я

-Мои особенности и возможности

-Мой класс и мои друзья

-Мое прошлое, настоящее, будущее

4 -5 год обучения

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.




Тематическое планирование 4-5 класс


занятия

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Диагностика когнитивной сферы

1

2

Диагностика когнитивной сферы

1

3

Диагностика коммуникативной сферы

1

4

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

5

Кто я? Мои особенности и возможности

1

6

Как я изменился летом?

1

7

Кто я?

1

8

Расту = Взрослею?

1

9

Мои способности

1

10

Мои интересы

1

11

Мой путь к успеху

1

12

Мой внутренний мир

1

13

Уникальность внутреннего мира

1

14

Мой внутренний мир и мои друзья

1

15

Мой класс и мои друзья

1

16

Мои друзья- девочки и мальчики

1

17

Мои одноклассники- какие они?

1

18

Лидерство в классе

1

19

Лидерство в классе

1

20

Конфликты в классе

1

21

Взаимопомощь в классе

1

22

Мое прошлое, настоящее, будущее

1

23

Мое детство

1

24

Мое настоящее

1

25

Мое настоящее

1

26

Мое будущее

1

27

Мое будущее

1

28

Мой будущий дом

1

29

Мой будущий дом

1

30

Моя будущая профессия

1

31

Моя будущая профессия

1

32

Мое близкое будущее – 5 класс

1

33

Что нового меня ждем в 5 классе

1

34

Обобщение пройденного материала

1

35

Итоговое

1

Всего:

35






Планируемые результаты освоения

программы коррекционно-развивающего курса со слепыми и слабовидящими обучающимися


К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

В результате обучения, на занятиях обучающиеся научатся:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

  • прогнозировать последствия своих поступков

  • позитивно проявлять себя в общении

  • договариваться и приходить к общему решению

  • понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • контролировать свою речь и поступки

  • толерантному отношению к другому мнению





















Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Раздаточные материалы каждому учащемуся

- Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (1-4 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018


Материально-техническое и информационное обеспечение

Оборудование

Интернет-ресурсы

- ПК

- принтер ч/б и цветной

- сканер

- принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры,

- маркеры, ластик, бумага формата А4,

- кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске,

- мячик;

- тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

- стулья,

- доска

http://catalog.iot.ru

http://it-n.ru/


http://www.ug.ru






















Список используемых ресурсов

  1. Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. – 2011. – № 5. – с. 56–64.

  2. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением зрения ///Воспитание и обучение обучающихся с нарушением развития. – 2013. - №3. – С. 26-32.

  3. Никифорова В.В. «Графические диктанты». М., 2012.

  4. Соколов, В.В. Особенности обучения обучающихся с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.

  5. Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации обучающихся со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение обучающихся с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.

  6. Тупоногов Б.К.Вариативные формы коррекционно-педагогической работы при изучении курса природоведения обучающимися со зрительной депривацией: метод. пособие. – М.; ООО ИПТК «Логосвос», 2015. – 367 с.

  7. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2018.



Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.

  3. Набор открыток сюжетного содержания.

  4. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.

  5. Набор тематических таблиц.

  6. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

  7. Психологические тесты.

  8. Репродукции картин, рисунки обучающихся для определения эмоционального состояния человека.



Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для обучающихся;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования










Приложение 1


Календарно-тематическое планирование 4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

1

Диагностика когнитивной сферы

1


2

Диагностика когнитивной сферы

1


3

Диагностика коммуникативной сферы

1


4

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1


5

Кто я? Мои особенности и возможности Разминка «Интервью», «Летом» Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения»

1


6

Как я изменился летом? Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


7

Кто я? Разминка «Как я провел лето».

Упражнение: «Роли» Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Разминка «Летом я научился…». Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


8

Расту = Взрослею? Разминка «Взрослое имя», «Сумка»

Беседа на тему «Детские качества» Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


9

Мои способности Разминка «Способности моих друзей» Беседа на тему: «Что такое способности?»

Упражнение: «Мой любимый герой» Разминка «Мои способности» Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


10

Мои интересы Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?» Упражнения: «Подарок», «Дискуссия»

Творческая работа «Плакат» Домашнее задание: Поговорить с родителями об их способностях и интересах

1


11

Мой путь к успеху Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто я?»

Упражнения: «Выбор пути» Творческая работа «Мои способности в будущем

1


12

Мой внутренний мир Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача» Упражнение: «Чужие рассказы»

Творческая работа «Маленький принц»

1


13

Уникальность внутреннего мира Разминка «Рассмотри и придумай» Творческая работа «Маленькая страна»

Разминка «Не выходя из комнаты» Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке

1


14

Мой внутренний мир и мои друзья Разминка «Не разбуди», «Штирлиц» Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки» Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


15

Мой класс и мои друзья Разминка «Кто это?»

Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба» Упражнения: «Улыбка и взгляд» Разминка «Чьи руки?» «Что я люблю?» Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?»

1


16

Мои друзья- девочки и мальчики Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


17

Мои одноклассники- какие они? Разминка «Коллективный компьютер» Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке. Разминка «Что любит мой сосед?» Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я» Упражнение: «Копилка»


1


18

«Узнай товарища» Работа со сказкой «Друг Великана». «Чей фильм длиннее» Упражнения: «Контрольная работа», «Совет» «Оживи предмет» Упражнение «Картинки»Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


19

Лидерство в классе . Разминка «Пальцы», «Выбор»

Беседа на тему: «Знак лидерства»

Упражнение: «Фломастеры»

1


20

Конфликты в классе. Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане» Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…» Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


21

Взаимопомощь в классе. Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание» Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание» Упражнение: «Что нужно делать»

1


22

Мое прошлое, настоящее, будущее. Разминка «Повтори» Упражнение: «Случай из детства» Разминка «Буратино, Шапокляк»

1


23

Мое детство. Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


24

Мое настоящее. Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики»

1


25

Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость» Творческая работа «Коллаж».

1


26

Мое будущее. Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую»

1


27

Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас»

1


28

Мой будущий дом. Разминка «Разведчик», «Стена»

Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома»

1


29

Моя будущая профессия. Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух» Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы»

1


30

Мое близкое будущее – 5 класс. Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие» Упражнения:

1


31

«Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас первоклассником», «Спасибо»

1


32

Что нового меня ждем в 5 классе Разминка «Домино», «Произнеси одновременно»

1


33

Упражнение: «Чей урок важнее?» Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по сказке.

1


34

Обобщение пройденного материала

1


35

Итоговое

1



Всего:


35 часа










































Приложение 2

Оценка эффективности занятий

Показатели эффективности:

Высокие

Средние

Низкие

1

Степень помощи, которую оказывает учитель уча­щимся при выполнении заданий: чем помощь учи­теля меньше, тем выше самостоятельность учени­ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий

Обучающийся выполняет задания без дополнительной помощи

3 балла

Обучающийся выполняет задания с незначительной помощью

2 балла

Обучающийся нуждается в постоянной направляющей помощи

1 баллов

2

Поведение учащихся на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность школьников обеспечи­вают положительные результаты уроков

Высокая активность

3 балла

Средняя активность

2 балла

Низкая активность

1баллов

3

Результаты выполнения психологи­ческих заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само­стоятельно

Высокий результат выполнения заданий

3 балла

Средний

результат выполнения заданий

2 балла

Низкий

результат выполнения заданий

1 баллов

4

Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть улучшение коммуникативных и эмоционально-волевых качеств

Улучшение коммуникативной активности высокие

3 балла

Улучшения в коммуникативной активности средние

2 балла

Улучшений в коммуникативной активности не значительные

0 баллов

5

Уровень школьной тревожности

Низкий

3 балла

Средний

1 балла

Низкий

1 баллов

6

Мотивация на саморазвитие

Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

7

Социальная адаптация

Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

8

Активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).


Высокая

3 балла

Средняя

1 балл

Низкая

1баллов

Высокая эффективность коррекционно-развивающей программы: 13-24балла

Средняя эффективность коррекционно-развивающей программы:7-12 баллов

Низкая эффективность коррекционно-развивающей программы:0-6 баллов




Способами определения результативности программы являются так же: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.