СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей работы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вида»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Стегаловка

Долгоруковского муниципального района

Липецкой области



Рассмотрена

на заседании ШМО

_______________2021г.

Протокол №__

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/____________./


«___»________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________/____________./ Приказ

от «___»________2021г. №____


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________/И.Е.Востриков/ Приказ

от 31.08.2020г №50



Программа коррекционно-развивающей работы

для детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вида


на 2021-2022 учебный год

Всего: 35 часов


Автор-составитель: Панова Светлана Геннадьевна


с. Стегаловка, 2021



1.Паспорт программы

1. Наименование Программы

Программа коррекционно-развивающей работы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вида


2. Основание для разработки Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа - образовательным программа школьного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)

3. Разработчики

Составитель: Панова Светлана Геннадьевна

4. Основные исполнители

Социальный педагог - Панова С.Г.

5. Цель Программы

обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

6. Основные задачи Программы

  • своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление индивидуально ориентированной социально – психолого–педагогической помощи детям и родителям из данной категории семей в реальных условиях проживания с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам,

  • обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

7. Основные направления Программы

Направления работы:

 диагностическая работа

 коррекционно-развивающая работа

 консультативная работа

 информационно-просветительская работа

 социально-педагогическая работа

9. Этапы реализации Программы

2021-2022 учебный год

10. Участники программы

 учащиеся

 педагоги (классные руководители)

 родители/законные представители

 социальные партнеры

11. Ожидаемые результаты реализации Программы

- совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для интеграции детей данной категории в общество;

- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей;

- умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории;

- накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультационной помощи;

- по итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна;

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ;

- увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

12. Критериями эффективности реализации Программы являются

 положительная динамика состояния здоровья детей–инвалидов обучающихся в МБОУ СОШ с.Стегаловка,

 сформированность ценностных ориентаций у детей-инвалидов,

наличие у детей–инвалидов навыков здорового образа жизни,

 удовлетворѐнность организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны

 учащихся и их родителей/законных представителей.

13. Содержание Программы

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Принципы программы

4. Направления работы

5. Структура и содержание программы

6. Этапы реализации программы

7. План работы с детьми

8. Результаты реализации программы

2. Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.

В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с социальным педагогом не менее 1 часа в неделю.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.


Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

Задачи программы:

▪ своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление индивидуально ориентированной социально – психолого–педагогической помощи детям и родителям из данной категории семей в реальных условиях проживания с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам,

  • обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации

программы коррекционно-развивающей работы


В результате освоения программы коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования у детей с ОВЗ будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;


Учащийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимостиучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;


Учащийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.


Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию какориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3. Принципы программы

Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

  • преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.


  • соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.


  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.


  • непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.



  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.


  • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).



4. Направления работы

Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально-психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;


  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);



  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;


  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работника

5. Структура и содержание программы (характеристика)

1. Диагностическая работа включает в себя:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.


2. Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.


3. Консультативная работа включает в себя:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.


4. Информационно-просветительская работа включает в себя:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.







Направление работы

Содержание и формы работы

Сроки

Участники

1.

Организационно-методическая работа

Изучение нормативных документов

В течение года

Социальный педагог

Пополнение и корректировка  банка данных о детях с ОВЗ, детей,  испытывающих трудности в обучении.

Сентябрь, январь, май

Социальный педагог

Составление плана работы на учебный год с учащимся ОВЗ

Сентябрь

Социальный педагог

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Апрель-май

Социальный педагог

Составление« Лист динамики развития учащегося с ОВЗ» на конец учебного года.

Май

Социальный педагог

Психолог

2.

Диагностическая работа

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) через анкетирование, наблюдение во время занятий, бесед с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь


В течение года

По запросу

Социальный педагог


Составление индивидуальных рекомендаций, программы занятий по коррекции и развитию учащегося на основе заключения и рекомендаций ТПМПК

По итогам диагностики и заключения ТМПМПК

Социальный педагог

Психолог

3.

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальные занятия по социально-бытовой ориентировке

Сентябрь-май

Социальный педагог

4.

Информационно-просветительская деятельность

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


В течение года


Социальный педагог,

родитель (законный представитель)

5.

Консультирование и просвещение педагогов, родителей, учащегося

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

В течение года

По запросу обучающегося и социального педагога

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания

В течение года

Социальный педагог,

родитель (законный представитель)

6. Этапы реализации Программы

Сроки

Название этапа

Направление деятельности

Планируемые результаты

I этап (апрель–сентябрь).

1. Этап сбора и анализа информации

Информационно-аналитическая

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

II этап (октябрь-май).

2. Этап планирования, организации, координации

Организационно-исполнительская

Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май-июнь).

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Контрольно-диагностическая

Констатация соответствия созданных условий особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август–сентябрь).

4. Этап регуляции и корректировки

Регулятивно-корректировочная

Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.










7. План работы с детьми

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационно-методическая работа

1.

Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи

-изучение семьи (детско-родительских и родительско-детских отношений);

-изучение интересов и способностей учащихся;

-вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность;

-выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) через анкетирование, наблюдение во время занятий, беседы с родителями.

Сентябрь

соц. педагог

кл. руководители

педагог-психолог

2.

Составление плана работы с детьми с ОВЗ.

Сентябрь

Соц. педагог

3.

Разработка индивидуальных маршрутов развития обучающихся с ОВЗ.

Сентябрь

соц. педагог, педагог-психолог

кл. руководитель

4.

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с детьми ОВЗ в ОУ.

В течение года

соц. педагог

5.

Анализ динамики психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Май

соц. педагог, педагог-психолог

6.

Накопление банка данных по методикам и формам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий, материалов сети Интернет с обучающимися с ОВЗ.

В течение года

педагог-психолог

Работа с учителями-предметниками

7.

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

По мере необходимости

соц. педагог

8.

Просветительская работа по вопросам социализации, воспитания учащихся с ОВЗ: вступления на педсовещаниях, МО педагогов, материалы на стенде, на сайте школы, оформление тематической папки.

Планово

соц. педагог

Работа с учащимися с ОВЗ

9.

Диагностика: - определение социального статуса ребенка с ОВЗ

- изучение личности учащихся с ОВЗ

- изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ

Сентябрь

соц. педагог

педагог-психолог

10 .

Консультирование учащихся с ОВЗ по вопросам социализации

В течение года

соц. педагог, педагог-психолог


Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия с учащихся с ОВЗ

В течение года

соц. педагог, педагог-психолог

11.

Просвещение: беседы, организация выставок, ЗОЖ

В течение года

соц. педагог

12.

Контроль за организацией питания учащихся с ОВЗ

В теч года

Соц. педагог, педагог-психолог

Экспертная работа

1.

Участие в заседаниях ПМПк, Совета профилактики

По плану

соц. педагог, педагог-психолог

2.

Участие в заседаниях членов школьной службы примирения

По плану

соц. педагог, педагог-психолог

План реализации программы коррекционной работы

Цель

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Сроки

Ответственный

Диагностическое направление

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, определение характера и объема затруднений в освоении конкретными обучающимися образовательной программы

Выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями

Стартовая психолого-медико-педагогическая диагностика

Сентябрь

Специалисты

Направление на ПМПК

Подготовка

необходимой

документации

Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия, классный руководитель

Мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения программы обучения

Анализ результатов

деятельности

обучающихся, успеваемости

По итогам 1,2 полугодия в рамках ПМПк,

по четвертям

Специалисты,

учителя, классный руководитель

Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий

Анализ результатов исследования


Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты, учителя

Коррекционно-развивающее направление

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально- личностной сфере детей с ЗПР

Выбор и разработка оптимальных для развития ребенка с ЗПР коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его образовательным потребностями

Программа сопровождения (перечень курсов коррекционно­-развивающей области)

Сентябрь

Специалисты, учителя

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Программы

занятий

Сентябрь

Специалисты, учителя


Системное воздействие на учебно- познавательную деятельность ребенка в динамики образовательного процесса

Занятия

В течение года

Специалисты, учителя

Развитие эмоционально- волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекция его поведения

Занятия, наблюдения

В течение года

Специалисты, учителя

Консультативное направление

Обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями

По запросам

В течение учебного года согласно графику консультаций

Специалисты, учителя

Консультативная помощь семье по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Беседы с родителями

(законными

представителями)

обучающихся

В течение учебного года согласно графику консультаций

Специалисты, учителя


Дать рекомендации обучающимся с ЗПР по выбору стратегии обучения и поведения, исходя из своих индивидуально- типологических особенностей

Консультирование обучающихся с ЗПР

В течение года

Специалисты, учителя

Информационно-просветительское направление

Организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса

Тематические выступления для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся

Беседы,

тематические

выступления на

родительских собраниях, ШМО, сайт, информационные

стенды, печатные

материалы

В течение учебного года по запросам

Специалисты, учителя



8. Результаты реализации Программы:

- совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для интеграции детей данной категории в общество;

- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей;

-умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории;

- накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультационной помощи;

- по итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна;

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ;

- увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.


В результате работы специалистов (классного руководителя, учителя, медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, логопеда и др.) имеется комплект документов:

1. Индивидуальная программа реабилитации ребенка–инвалида

2. Анкета ребенка–инвалида

3. Карта наблюдения за ребенком в учебной деятельности

4. Диагностическая карта школьных трудностей

5. Индивидуальный образовательный маршрут ученика

6. Дневник наблюдений

7. Педагогическая характеристика

8. Психологическое представление


Реализация коррекционной работы позволит:

1.За счет часов внеурочной деятельности через индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК.

2.Работа психолога в процессе индивидуальных и групповых занятий используется для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребѐнка, регуляции собственных действий использует следующие приѐмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.

3.Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций.

4.Социальный педагог обеспечивает сопровождение ребѐнка в учебной и внеучебной деятельности


Формы и методы реализации программы

В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразны формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.

В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.

Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.

      Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется

- умение анализировать, сравнивать,

- развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.













Тематическое планирование для детей с ОВЗ (3-а класс)

на 2021-2022 учебный год

Период

Тема

Тематика по неделям

Кол-во часов

Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь


1. Диагностика

2. Диагностика

3. Диагностика

4.Диагностика



4

Отчёт

Октябрь

Игрушки




1. Игрушки

2. Детский сад (закрепление)

3. Имена. Я ребёнок

4.Части тела.



4

Тематическое развлечение

Ноябрь

Осень

1. Овощи

2. Фрукты

3. Осень

4. Поздняя осень



4

Сюжетно-ролевая игра

Декабрь

Новогодний праздник. Зима

1. Домашние животные

2. Дикие животные.

3. У кормушки (зимующие птицы)

4. Елочные игрушки. Скоро праздник - Новый год



4

Праздник новогодней елки

Январь

Зима

  1. Зимние забавы

  2. Одежда

  3. Мой дом.

3

Тематическое развлечение

Февраль

День защитника Отечества

1. Ребёнок и мир минералов (песок, камни, соль)

2. Мир цветов и звуков (основные цвета зимы-лето)

3. Праздник

4. Профессии и занятия людей



4

Развлечение

Март

Мамин день.

1. Транспорт. ПДД

2. Мамин день

3. Семья

3

Праздник «Мамин день»

Апрель

Весна

1. Деревья

2. Космос (тучи, небо)

3. Весна идет - весне дорогу!

4. Сезонные работы в саду и огороде

5. Ребёнок и явления природы (огонь, вода, воздух)

5

Тематическое развлечение

Май

Скоро в школу

  1. Диагностика 2. Диагностика. 3. Диагностика

3

Праздник «До свидания, 2 класс!»


Тематическое планирование для детей с ОВЗ (9-а класс)

на 2021-2022 учебный год


Кол-во

часов

Название блока

Тема и содержание занятия

Время проведения

1.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Гигиена подростка» беседа о правилах личной гигиены

сентябрь

2.

1


Трудовая подготовка


Час общения «Берегите зеленые насаждения» разговор о профессии лесника и чем мы можем помочь природе.

сентябрь


3.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

«Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения.

сентябрь

4.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Береги здоровье смолоду» рассуждение детей о здоровом образе жизни.

сентябрь


5.

1


Трудовая подготовка


Час общения «Все профессии важны», рассуждение о различных видах профессий и о их важном значении.

октябрь


6.

1


Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Игра на знание этикета «Что? Где? Когда?»


октябрь


7.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Стрессовые ситуации, пути выхода из них» рассуждения детей о правильном выходе из трудных жизненных ситуаций

октябрь


8.

1

Трудовая подготовка

Час общения «Любой труд в почете», диспут о важности той или иной профессии

октябрь

9.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Здоровый образ жизни» рассуждение, что это такое и для чего это необходимо

ноябрь


10.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

Соревнования между классами «Веселые старты»

ноябрь


11.

1

Трудовая подготовка


Диспут «Почему все должны трудиться», рассуждение детей о необходимости труда в быту. Проведение анкетирования «Мир моих увлечений»

ноябрь


12.

1

Ручной труд кружок «Умелые ручки »

Изготовление подарков для Нового года

декабрь

13.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Практическое занятие «тренировочные упражнения по профилактике гриппа и простудных заболеваний»

декабрь


14.

1


Трудовая подготовка


Час общения «Профессии нашего края», выступления детей, какие профессии им знакомы

декабрь


15.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Моделирование ситуации «Первая помощь до прихода врача»

декабрь


16.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

«Наркотики и их последствия для здоровья» диспут-рассуждение, почему наркотики это вред

январь


17.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Практическое занятие «Мой любимый вид спорта» рисунок

январь


18.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Час общения «Культура общения юноши и девушки», диспут-рассуждение, об этикете

январь


19.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

Оздоровительная прогулка «Катание с горы на санках»

февраль

20.

1


Трудовая подготовка


Час общения «Чему нас учат в школе», какие навыки общественно-полезного труда приобрели в школе

февраль


21.

1

Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Алкоголь и его пагубное влияние на организм» рассуждение о том алкоголизм это болезнь или вредная привычка

февраль

22.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Сюжетно-ролевая игра «Такси. Вызов такси по телефону»

февраль


23.

1


Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта

март


24.

1

Трудовая подготовка


Сочинение-рассуждение «Профессии моих родителей»;

диспут-рассуждение по работам детей

март


25.

1


Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

«Хулиганство это социальное зло» рассуждение о правонарушениях и их последствии

март


26.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Беседа с участковым об ответственности за правонарушения


март


27.

1

Трудовая подготовка

Трудовой десант «Порядок и чистота в комнате», «Уборка пришкольного участка»

апрель

28.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Диспут «Юный бизнесмен», разговор о том, как можно открыть свое дело


апрель


29.

1

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Час общения «Эти вредные привычки» разговор, о культуре поведения в обществе


апрель


30.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Час общения «Определение ЗОЖ» рассуждение о правильном питании

апрель


31.

1


Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Диспут «Отдых на природе» как нужно себя вести в пути, общение и поведение


май


32.

1


Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков

Час общения «Как вести себя в незнакомом обществе»


май


33.

1


Здоровый и безопасный образа жизни

Викторина «Безопасность движения»

май





Приложение 1

Календарно-тематическое планирование (3-а класс) на 2021-2022 учебный год

п/п

Тема

Цель

Дата проведения

план

факт

Диагностика

1. Подготовка необходимой документации.

2. Наблюдение за обучающимися в различных условиях, ситуациях с целью выявления:

- отношения обучающихся к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения, познавательные интересы к определенному предмету);

- отношение обучающихся к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда);

- участие обучающихся во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции);

- наличие профессиональной направленности (мотивы выбора профессии).

3.Изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся (использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с обучающимися).

4.Определение положения ребенка в коллективе, в сфере неформального общения.

5.Изучение особенностей семьи подростка и ее воспитательного потенциала.

6.Выявление характера и особенностей ближайшего окружения обучающегося и его положения в нем.



Диагностика



Диагностика



Диагностика



«Игрушки»


Игрушки (соотнесение игрушек и их изображений на картинках). Повторить действия, которые можно производить с игрушками. Д/и «Чего не стало?»

неделя



«Игрушки»

(продолжение)

Лото «Игрушки». Найти игрушки среди других предметов. Д/и «Чудесный мешочек».




Имена. Я ребёнок

Это я. Моё лицо и тело» Формировать у ребенка представление о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах. Части тела, лица. Назначение. Гигиена. Сравнение ребенка и взрослого. Д/и «Будь внимателен» (показать части тела).




Части тела.

Части тела, лица. Назначение. Гигиена. Сравнение ребенка и взрослого. Д/и «Будь внимателен» (показать части тела).

Повторить части тела. Повторить гигиенические навыки. Д/и «Где были не скажем, а что делали покажем...»




Овощи



Учить детей узнавать овощи: лук, морковь, помидор, огурец. Учить обследовать овощи с помощью зрительно-осязательных двигательных действий. Учить соотносить натуральный предмет с картинкой. Учить, что овощи растут на грядке, в огороде. Овощи (показать, рассмотреть, назвать). Где растут. Как человек ухаживает за рассадой. Д/и «Чегоне стало?» «Возьми, что назову»



Фрукты

Фрукты (узнай, найди, покажи, назови). Где растут. Д/и «Что лишнее?» «Что я не назвала?»




Осень

Времена года - осень. Понаблюдать за изменениями в природе.



Поздняя осень

Д/и «Времена года».



Домашние животные и их детеныши

Закреплять представления детей о домашних животных и их детенышах. Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки домашних животных. Провести дидактическую игру «У кого кто?». Развивать внимание, наблюдательность, речь.




Дикие животные и их детеныши

Закреплять представления детей о диких животных и их детенышах. Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких животных. Провести дидактическую игру «У кого кто?». Развивать внимание, наблюдательность, речь.



Зима. Новогодний праздник.

Уточнить и расширить знания о предстоящем событии - новогоднем празднике. Учить рассматривать предметы (елку, елочные украшения, подарки), отвечать на вопросы в ходе рассматривания. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Воспитывать положительное эмоциональное отношение к празднику.



Здравствуй, зимушка-зима!

Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных зимой. Знакомить детей со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме. Формировать понятие «зима».



Зимние забавы

Уточнить и обобщить знания детей о зимних забавах. Провести с детьми дидактические упражнения «Найди одинаковые варежки», «Слепи снеговика», «Подбери лыжи». Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении упражнений. Развивать речевое дыхание в упражнении «Сдуй снежинку».



Одежда и обувь

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятия «одежда», «обувь». Учить детей узнавать и называть предметы одежды, обуви. Уточнить, где покупают одежду и обувь. Развивать мышление, мелкую моторику в игре «Разрезные картинки». Развивать память в игре «Чего не стало?»



Мой дом, мое село

Обобщить материал по теме «Мое село». Учить детей называть село, в котором они проживают. Познакомить с главными улицами, площадями, достопримечательностями.



Ребенок и мир минералов

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятия «минералы». Учить их различать.



Мир цветов

Закреплять и расширять у детей представления о различных цветах.



Наша армия родная. День защитника Отечества

Познакомить детей с военными профессиями и военной техникой. Уточнить и расширить словарь по теме. Учить детей соотносить технику и профессию военного (танк - танкист). Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Воспитывать гордость за наших воинов.



Профессии и занятия людей

Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя, врача, продавца, повара, шофера. Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей. Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера.



Транспорт. ПДД

Познакомить детей с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный». Знакомить детей с обобщающим словом транспорт.



Мамин день

Формирование представлений о самом близком человеке – маме. Формировать эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери. Способствовать формированию интереса к эмоционально-деловому контакту со взрослым. Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать речь детей. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку.



Семья

Формирование представлений о самых близких людях в семье. Способствовать формированию интереса к эмоционально-деловому контакту со взрослым. Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания. Развивать общую и мелкую моторику.



Деревья

Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе. Закрепить знания о растительном мире.



Космос (тучи, небо)

Развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса. 



Весна идет - весне дорогу!

Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе. Закрепить знания о растительном и животном мире весной. Формировать умение согласовывать названия детенышей диких животных. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее. Учить отгадывать загадки.



Сезонные работы в саду и огороде

Уточнение и расширение представлений учащегося о фруктах и овощах, месте их произрастания, отличительных особенностях; о сезонных работах на огороде и в саду. Развитие коммуникативных навыков и речевой сферы ребенка; зрительного и слухового внимания через коррекцию вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; развитие диалогической речи при ответах на вопросы, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений через участие в дидактических играх и физминутках.



Ребёнок и явления природы (огонь, вода, воздух)

Уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; формировать интерес к познанию природы; учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду; развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать, игровые умения детей; воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.



Диагностика



Диагностика



Прощай 2 класс




Приложение 1

Календарно-тематическое планирование (9-а класс)

Тема и содержание занятия

Дата проведения

1.

Час общения «Гигиена подростка» беседа о правилах личной гигиены


2.

Час общения «Берегите зеленые насаждения» разговор о профессии лесника и чем мы можем помочь природе.


3.

«Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения.


4.

Час общения «Береги здоровье смолоду» рассуждение детей о здоровом образе жизни.


5.

Час общения «Все профессии важны», рассуждение о различных видах профессий и о их важном значении.


6.

Игра на знание этикета «Что? Где? Когда?»


7.

Час общения «Стрессовые ситуации, пути выхода из них» рассуждения детей о правильном выходе из трудных жизненных ситуаций


8.

Час общения «Любой труд в почете», диспут о важности той или иной профессии


9.

Час общения «Здоровый образ жизни» рассуждение, что это такое и для чего это необходимо


10.

Соревнования между классами «Веселые старты»


11.

Диспут «Почему все должны трудиться», рассуждение детей о необходимости труда в быту. Анкетирование «Мир моих увлечений»


12.

Изготовление подарков для Нового года


13.

Практическое занятие «тренировочные упражнения по профилактике гриппа и простудных заболеваний»


14.

Час общения «Профессии нашего края», выступления детей, какие профессии им знакомы


15.

Моделирование ситуации «Первая помощь до прихода врача»


16.

«Наркотики и их последствия для здоровья» диспут-рассуждение, почему наркотики это вред


17.

Практическое занятие «Мой любимый вид спорта» рисунок


18.

Час общения «Культура общения юноши и девушки», диспут-рассуждение, об этикете


19.

Оздоровительная прогулка «Катание с горы на санках»


20.

Час общения «Чему нас учат в школе», какие навыки общественно-полезного труда приобрели в школе


21.

Час общения «Алкоголь и его пагубное влияние на организм» рассуждение «Алкоголизм это болезнь или привычка»


22.

Сюжетно-ролевая игра «Такси. Вызов такси по телефону»


23.

Сочинение-рассуждение «Профессии моих родителей»; диспут-рассуждение по работам детей


24.

Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта


25.

Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта


26.

«Хулиганство это социальное зло» рассуждение о правонарушениях и их последствии


27.

Беседа с участковым об ответственности за правонарушения


28.

Трудовой десант «Порядок и чистота в комнате», «Уборка пришкольного участка»


29.

Диспут «Юный бизнесмен», разговор о том, как можно открыть свое дело


30.

Час общения «Эти вредные привычки» разговор, о культуре поведения в обществе


31.

Час общения «Определение ЗОЖ» рассуждение о правильном питании


32.

Диспут «Отдых на природе» как нужно себя вести в пути, общение и поведение


33.

Час общения «Как вести себя в незнакомом обществе»


34.

Викторина «Безопасность движения»


Приложение 2

АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ


1. Представь, что ты приехал в лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

А) мыло

Б) мочалка

В) зубная щетка

Г) зубная паста

Д) полотенце для рук

Е) полотенце для тела

Ж) тапочки

З) шампунь

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (А) 2 расписание (Б)

Завтрак 8.00 9.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

3.Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

В) Зубы надо чистить утром и вечером.

4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

А) после прогулки

Б) после посещения туалета

В) после того, как заправил постель

Г) после игры в баскетбол

Д) перед посещением туалета

Е) перед едой

Ж) перед тем, как идешь гулять

З) после игры с кошкой или собакой

5. Как часто ты принимаешь душ?

А) каждый день

Б) 2-3 раза в неделю

В) 1 раз в неделю

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

А) положить палец в рот

Б) подставить палец под кран с холодной водой

В) намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

Г) намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой


КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

ВОПРОС №1.

Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло(0) Зубная щетка(2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)

Мочалка (2) Зубная паста(0) Полотенце для тела (2) Шампунь (2)

Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.


ВОПРОС №2.

На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (4) 2 расписание (0)

Завтрак 8.00 9.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

Показатель: Осведомленность о правилах организации режима питания.

ВОПРОС №3.

Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)

- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)

- Зубы надо чистить утром и вечером (4)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.

ВОПРОС №4.

Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)

После посещения туалета (2) Перед едой (2)

После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идешь гулять (0)

После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.

ВОПРОС №5.

Как часто ты принимаешь душ?

Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.


ВОПРОС №6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимися:

30-36 – высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ

24-29 – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ

18-23 – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ

Меньше 18 – низкий уровень осведомленность о требованиях ЗОЖ



Приложение 3

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

(подготовлен профессором В. Б. Успенским)

Цель: определение готовности учащихся к выбору про­фессии.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ниже­перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора — материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение по­тому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, чтооно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с буду­щей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спе­шить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значи­мых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияетна выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии — возможность посту­пить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учеб­ное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по из­бираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устро­иться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заве­дение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Ваше­го слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов. Проставьте по­лученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

I




II




1....




2....




3....




4....




6....




5....




7....




9....




8....




10....




11....




13....




12....




15....




16. ...




18. ...




17....




21....




19....




24. ...




20. ...








22. ...








23. ...








Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором — сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору про­фессии по следующей шкале:

0—6 баллов — неготовность;

7—12 баллов — низкая готовность;

13—18 баллов — средняя готовность;

19—24 балла — высокая готовность.

Приложение 4

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 64

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1


5


9


13


17


2


6


10


14


18


3


7


11


15


19


4


8


12


16


20


Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше Трех, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 5

Недописанный тезис

Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).

· Хорошая жизнь - это...

· Быть человеком - значит...

· Самое главное в жизни...

· Нельзя прожить жизнь без...

· Чтобы иметь друзей, надо...

· Когда никого нет вокруг, я...

· Когда есть свободное время...

· Чтобы стать настоящей личностью, надо...

· Если видишь недостатки человека, надо...

· Я лучше чувствую себя, когда...

· Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я...

· Бессовестному человеку на свете живется...

· Встретив вежливого человека, я всегда...

· Мне кажется, что взрослые...

· Пожилые люди обычно...

· Лучшее хобби - это...

· Я думаю, что мои родители...

· Я не всегда добросовестно...

· Через пять лет я...

· Через двадцать лет я...

· Я благодарен ...

Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.