Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска»
Пояснительная записка
Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы:
формирование психосоциальной компетентности у подростков.
Задачи программы:
обеспечение воспитанника средствами самопознания;
развитие внутренней активности подростка;
развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
перенос положительного опыта в реальную жизнь.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.
Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.
Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.
Ожидаемые результаты.
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- умение принимать решения.
Занятие № 1
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
- Самый большой страх – это…
- Я не доверяю людям, которые…
- Я сержусь, когда…
- Я не люблю, когда…
- Мне грустно, когда…
- Когда я спорю…
Работа над гербом.
Три слова, которые я хочу о себе слышать |
Я умею лучше всего | Место, где мне хорошо и уютно |
Мое самое большое достижение | Три человека, которым я могу доверять |
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».
- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…
- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…
- Стать более уверенными, вспомнив свои…
- Мысленно представить то место…
Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 2
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Когда на меня повышают голос…
Самое грустное для меня…
Человек считается неудачником, если…
Мне скучно, когда…
Я чувствую неуверенность, когда…
- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.
- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.
4. Упражнение на закрепление.
- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.
- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.
- Нарисуй его.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 3
Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.
3. Основная часть.
Подобрать ассоциации к словам:
семья школа
друг преступление
-Выбери, как бы ты сказал:
- Не смей его бить! Он же маленький! или
- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.
- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или
- Не бойся, собака тебя не тронет.
- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или
- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?
- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или
- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.
4. Упражнение на закрепление.
- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 4
Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».
3. Основная часть.
Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
Упражнение «Мой мир».
- Анализ, где находится «я» (самооценка).
- Анализ цвета звезды.
- Отдаленность от родителей.
- Кому достались звезды черного и серого цвета.
- Что хотели бы изменить.
4. Упражнение на закрепление.
Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 5
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.
- Ответь на вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что не нравится?
- Эти качества важны для жизни?
Ребенку предлагается та или иная роль:
1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;
2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.
- Как себя чувствуешь в каждой роли?
- Какая роль больше по душе?
4. Упражнение на закрепление.
Заполнение таблицы из предложенного списка.
Что мне помогает | Что мне мешает |
- Каких качеств больше?
- Что хотел бы добавить в первую колонку?
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 6
Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.
Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.
- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;
- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;
- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;
- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».
Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 7
Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»
3. Основная часть.
Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Беседа.
Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?
Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
Я пойму, что счастлив, когда…
Меня огорчает, что…
Мое здоровье это…
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 8.
Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.
- сразу сказать твердо «нет»;
- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;
- если давление продолжается, можете перейти в наступление;
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;
- предложить компромисс. «Давай лучше…».
4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».
Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 9.
Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».
Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.
Обсуждение.
4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».
Придумать и записать надпись на своей «футболке».
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 10.
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.
4. Упражнение на закрепление «10 Я».
Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Литература
Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.
Педагог-психолог О.С. Алтухова