СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий детей с ОВЗ и детей - инвалидов в сенсорной комнате

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий детей с ОВЗ и детей - инвалидов в сенсорной комнате

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий детей с ОВЗ и детей - инвалидов в сенсорной комнате»

КГБУ «Топчихиннский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»














Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий детей с ОВЗ и детей - инвалидов в сенсорной комнате










2018-2019 учебный год


Пояснительная записка


Использование сенсорной комнаты в реабилитации детей с ОВЗ предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять спастическое напряжение у детей с ДЦП, тревожные проявления у детей с аутичным типом поведения и невротическими заболеваниями.

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятие одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.



В 2014 году в нашей школе открылась сенсорная комната, она появилась благодаря программе «Доступная среда». Уже первый опыт использования сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Сенсорная комната – это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.  

Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

  В ходе игровых сеансов педагогами используются различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето-, звуко-, и цвет терапия.

Одним из важных преимуществ сенсорной комнаты заключается в том, что она позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями, значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком.
















Общие принципы работы в темной сенсорной комнате:


- Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.


- Специалист, работающий с ребенком индивидуально привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.


- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:


• при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития само регуляции;


• в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;


• в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности.



Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:


Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- само регуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.


Развитие коммуникативной сферы детей:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).


Развитие психических процессов и моторики детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.


Оборудование сенсорной комнаты


~ Набор психолога «Пертра», дополнительный набор 1 «Пертра», дополнительный набор 2 «Пертра».

~ Сенсорное кресло с гранулами

~ Набор «Концентрация и внимание»

~ Интерактивный сухой бассейн

~ Комплект «Сказка» - 2-х метровой колонной (Аква лампа)

~ Прибор динамической заливки света «Нирвана»

~ Настенный ковёр «Звездное небо 300»

~ Ионизатор с подсветкой «Мелодия»

~ Набор компакт – дисков для релаксации

~ Проектор «Меркурий»

~ Зеркальный шар с мотором

~ Подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза –Д»

~ Пучок фибероптического волокна «Звёздный дождь 100»

~ Прожектор «Мульти цвет» для зеркального шара


Игровой комплект психолога «Пертра. Набор психолога» разработан известным педагогом Марианной Фростиг. Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога. В данный комплект входит семь наборов игровых средств (в чемоданах), две доски-основы, мобильный стеллаж, в котором размещаются чемоданы с наборами и методические рекомендации.

Для начальной школы такой набор является колоссальным ресурсом реализации здоровье сберегающей технологии, так как данный дидактический материал можно использовать для тренировки графо моторных навыков, формирования и развития математических знаний, классифицированию геометрических форм, умению выявлять признаки предметов, а кроме этого данный набор способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству.

При работе с любым комплектом из этого оборудования, необходимо, ознакомить детей с деталями набора (дать возможность ощупать детали, рассмотреть их, назвать). При этом психолог должен проследить правильность называния каждой детали, её свойств и предназначения.

В игровой комплект входит 7 наборов, рассмотрим их немного подробнее.

Игровой набор 1 «Пространство на плоскости». Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются со дружественные движения глаз и рук.

Игровой набор 2 «Упорядочение элементов». Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

Игровой набор 3 «Одинаковое и разное». Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.

Игровой набор 4 «Пространство и преобразования». Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.

Игровой набор 5 «От каракуля к каллиграфии». В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графо моторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. Упражнения с дорожками развивают со дружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

Игровой набор 6 «От хватания к схватыванию». Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

 Игровой набор 7 «Начальные математические знания». Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки – сравнение, классификацию, пересчет, определение количества и выполнение вычислений; представления о числе, множестве, составе числа.

Рассмотрим достоинства и недостатки данного оборудования. Данный набор стабильный и подвижный одновременно, имеется быстрый доступ к дидактическому материалу, простота подбора необходимого для занятий материала, вариативность подбора материала для занятия, так как в него входит 7 наборов, возможность использования в индивидуальной работе и групповой. К недостаткам данного набора можно отнести то, что его использование направленно, по большей части, на начальную ступень образования.


Мягкое напольное и настенное покрытие


~ Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате;

~ Предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.


Напольная сенсорная дорожка


~ Способствует развитию рецепторов стопы;

~ Развитие тактильного восприятия;

~ Развитие координации движений;

~ Профилактика плоскостопия;

~ Стимулирует работу внутренних органов.


Большой пуфик-кресло с гранулами


~ Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.




Сухой бассейн


~ Самый интересный элемент сенсорной комнаты Сухой интерактивный бассейн. Помимо удовольствия «плавания» среди светящихся шариков он позволяет ребенку управлять цветом подсветки с помощью кнопок, расположенных на всех бортах бассейна. 

Сухой бассейн это великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. 

~ Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка.


Аква лампа


(детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной)


~ Такая колонна – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.


Прибор динамической заливки света «Нирвана»


~ Восприятие свет эффектов, производимых данным прибором, развивает:

- зрительное восприятие;

- воображение;

- снижает уровень тревожности;

- способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.


Ковер «Звездное небо»


~ Панно и ковер «Звездное небо» – важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психоэмоционального и мышечного напряжения.


Ионизатор с подсветкой «Мелодия»


~ Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейроэндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок;


~ Развитие слухового восприятия;


~ Создание психологического комфорта.


Зеркальные панно


~ Зеркальные панно позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов.


Также зеркала способствуют:

- развитию визуального восприятия собственного тела;

- мимики и пантомимики;

- развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

- формированию уверенности в себе.



Подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза – Д»


~ Свет, который можно держать, трогать, обнимать и чувствовать! Придает визуальную, тактильную стимуляцию. Развивает чувство спокойствия и благополучия.

Зеркальный шар с мотором

~ луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки.



Ионизатор с подсветкой «Мелодия»


~ Портативный прибор, позволяющий воздействовать на ощущения человека звуком, запахом и светом, тем самым стимулируя все анализаторы;

~ Способствует развитию обоняния, формированию умения дифференцировать запахи;

~ Обладает антистрессовым воздействием, стабилизирует психическое состояние.


Мягкие модули


~ Мягкие игровые модули это сборные увлекательные мягкие конструкции в виде различных форм для детей. Мягкие детские игровые комплексы имеют замечательную яркую окраску и. помогают воплотить самые бурные фантазии в жизнь, позволяя ребёнку рулить на игрушечных мягких игровых комплексах машинках, летать на самолётах и управлять мягкими сборными игровыми комплексами конструкциями пароходов.


Организация занятий



Занятия по данной программе проводятся 1-2 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (5-6детей, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 20-25 минут.



Структура занятия

~ ритуал начала занятия;

~ игровое задание на развитие психических процессов;

~ релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

~ ритуал окончания занятия.









Тематическое планирование



Класс

(Дети с ОВЗ)

Содержание занятий

Назначение

Наименование оборудования

День недели

Дата

1-2


1. Игровые задания «Море»


2. Игровые задания: Сказкотерапия.


3. Упражнение на релаксацию: Летняя ночь


4. Игровые задания: «Уходи, злость, уходи!».



Снижение уровня психоэмоционального напряжения

Коррекция уровня тревожности,

агрессивности










Сухой бассейн

Ионизатор с подсветкой «Мелодия»

Понедельник



3-4


1. Игровые задания: «Танец рыбок».


2. Упражнение на релаксацию: «Водопад»


3. Игровые задания: Цвет терапия

4. Упражнение на релаксацию: «Волшебный

сон»


Стимуляция зрительных и тактильных ощущений

Развитие чувства спокойствия и благополучия








Комплект «Сказка»

Ионизатор с подсветкой «Мелодия»

Зеркальный шар с мотором

Вторник

.


5-8



1.Игровое задание «Полёт к звёздам»


2. Игровые задания: «Выбиваем пыль».


3. Упражнение на релаксацию: Отдых в волшебном лесу.


Стимуляция тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений

Развитие внимания, воображения

Коррекция уровня тревожности

Настенный ковёр «Звёздное небо 300»

Ионизатор с подсветкой «Мелодия»

Среда


Дети с нарушением

зрения и речевыми недостатками


1. Занятия на АПК

2. Фантазируем


3. Упражнение на релаксацию: «Под дождём»


4. Игровые занятия «Упорядочение элементов» (Игровой набор «Пертра 2»







Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей.

Подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза-Д»


Четверг


1-4


1 Игровые задания «Одинаковое и разное»

(Игровой набор «Пертра 3»

2. Упражнение на релаксацию: Радуга.


3. Игровые задания «Отгадай настроение»

Развитие грубой и мелкой моторики

Развитие познавательных процессов,

Активизация

Мышления и внимания

Снижение уровня тревожности







Набор психолога «Пертра»


Проектор «Меркурий»

Оптико-волоконный пучок «Звёздный дождь»

Пятница


9-11


1. Упражнения:

2. Игровые задания: «Цвет терапия».


3. Дыхательные упражнения на релаксацию



Снижение уровня психоэмоционального напряжения,

тревоги

Создание положительно

ного эмоционального фона











Зеркальный шар с мотором

Проектор «Меркурий»

Суббота









Развивающие игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты



Игровые задания на развитие психических процессов


Цвет терапия (Аква лампа, «цветовые пятна», оптоволоконная лампа)


Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.


1. ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.

2. ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.


Сказкотерапия (Аква лампа, «цветовые пятна», оптоволоконная лампа, «звездное небо»)


Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.


1. ребенок сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.

2. ребенок придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.


Танец пузырьков (Аква лампа)


Цель: развивать произвольное внимание, воображение.


Ребенок внимательно наблюдает за плавными движениями пузырьков в воде, а потом старается передать похожие движения.




Праздник на морском дне (Аква лампа)


Цель: создание радостного настроения, развитие воображения.


Дети наблюдают за изменениями цвета воды и движениями пузырьков. Психолог обращает их внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые – на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у них. Затем детям предлагают потанцевать под музыку и показать, как веселятся рыбки.


Обезьянки (зеркало)


Цель: развивать произвольное внимание, формировать умение подражать, создать хорошее настроение.


Дети смотрятся в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные – «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.


Клоуны (зеркало)


Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.


Ведущий – «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движение за ним:


- указательным пальцем нажимает на кончик носа;

- растягивает уголки губ;

- ладонью одной руки машет из-за головы, другой – чешет нос;

- показывает длинный нос, с помощью ладоней;

- изображает смешную мордочку обезьянки.


«Клоун» сообщает, что увидел, как ребенок может веселиться и радоваться.


Отгадай настроение (зеркало)


Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.


Ребенку даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Ребенок показывает настроение, изображенное на карточке, а психолог угадывает его.


Фантазируем (с использованием оптоволоконной лампы)

Фантазируем (с использованием цветовых пятен)

Фантазируем (с использованием панно/ковра «звездное небо»)

Фантазируем (с использованием Аква лампы)


Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.


Психолог с ребенком наблюдают за объектом, делятся полученными впечатлениями, а затем совместно придумывают сказку или историю на основе полученных впечатлений.


Под дождемибероптическое волокно)


Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.


Ребенку предлагается представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней


Море (сухой бассейн)


Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.


Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения, придумывает рассказ.


Волшебный мостик (сенсорная дорожка)


Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.


Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.


Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.


Сказочный цветок (оптоволоконная лампа)


Цель: развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения.


Ребенок наблюдает за тем, как изменяются цвета, называет их. Для каждого цвета, с помощью психолога, придумывает волшебную историю. В конце упражнения ребенку предлагается побыть сказочным ветерком, который погладит цветок своим дуновением (ребенок с разной силой и темпом дует на волокна лампы).

Музыкотерапия


Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков само регуляции.


Ребенку предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия), прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.




Упражнения на снятие агрессии


Уходи, злость, уходи!


Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.


Ребенок ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн). Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!». Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.


Выбиваем пыль


Цель: снятие эмоционального напряжения.


Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.




Егоза


Цель: снятие эмоционального напряжения.


Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.). После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.




Упражнения по коррекции уровня тревожности


Ха!


Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.


Чтение стихотворения: Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: Ах!

Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово ах я позабыл с тех пор!


Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!


У страха глаза велики


Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.


- Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

- мы сжались в комочек и застали;

- брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;

- рот приоткрыли;

- боимся пошевелиться и вздохнуть;

- голову втянули в плечи, глаза закрыли.


- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!


Страх совсем не страшный (зеркало)


Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.


Ребенку предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (ребенок с психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы).

Упражнения на релаксацию


Летняя ночь (релаксатор)


Звуковое сопровождение упражнения: «Ночная симфония». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…


Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…


Отдых на море (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…


Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…


Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!


Отдых в волшебном лесу (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.


Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Водопад (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Сядьте удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ручкам и ножкам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.


Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны водичке за то, что она омыла нас. Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.


Радуга (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.


Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.


А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.


Полет к звездам (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами летим к звездам… Они становятся все ближе, и мы с вами видим какие они большие и красивые. Звезды приветствуют нас своим сиянием. Почувствуйте, как вам хорошо и тепло. Мы купаемся в лучах звездного света и нам становится очень радостно. Дышим легко и спокойно.


Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.




Сердечки (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердечки. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…


Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.


Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.


Рыбки (ионизатор с подсветкой «Мелодия»)


Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.


Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне.


Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!