СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа "Развитие пространственных представлений у учащихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с задержкой психического развития значительно позже, чем у сверстников, происходит формирование пространственных представлений.

- затруднена дифференциация правой и левой сторон тела;

- нарушено формирование ориентировки в собственном теле, а также у сидящего напротив человека;

- ограничено восприятие пространственной удалённости, пространственных взаимоотношений и их словесное обозначение;

- искажен целостный образ предметов.

Такого рода пространственные нарушения является причиной различных трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники с ЗПР при решении учебных задач и свидетельствуют о необходимости организации коррекционной работы.

С учетом характера нарушений пространственных представлений у детей с ЗПР, мною была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х, 2-х, 3-х классов. Занятия проводятся в малых группах (3-5 чел.) Курс рассчитан на 3 года обучения. Работа по развитию пространственных представлений осуществляется параллельно с общей развивающей программой и занимает 10 минут коррекционного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа "Развитие пространственных представлений у учащихся с ОВЗ"»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67» (МБОУ СОШ № 67)















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога



Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов

для учащихся 1-3 классов с задержкой психического развития



2017 – 2020 учебный год








Составила: учитель-дефектолог

Глобина А.Ю.















Пояснительная записка



Традиционными направлениями в системе коррекционной работы является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Цель программы: формирование пространственных представлений в соответствии с возможностями детей с ОВЗ,

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Проводить коррекционную работу по формированию пространственного восприятия необходимо поэтапно:

1 кл- уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;

2 кл- уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.

3 кл -уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

Коррекционные занятия проводятся в малых группах (3-5 чел.)

Курс рассчитан на 3 года обучения.

Работа по развитию пространственных представлений осуществляется параллельно с общей развивающей программой и занимает 10-15 минут коррекционного занятия.

Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

  • опора на наглядность ситуации;

  • практическая деятельность с конкретными предметами;

  • использование в развивающей работе дидактических игр;

  • создание игровых ситуаций;

  • активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов;

  • введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.


Планируемые результаты:


После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий у детей формируются основные пространственные представления в соответствии с возможностями здоровья:


-о пространственных признаках окружающих объектов;

- о собственном теле, по вертикальной оси;

- о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела;

- о собственном теле по горизонтальной оси;

- об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства;

- о схеме тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка;

- сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу;

- совершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.


Система оценки достижений

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью диагностики по классам с 1-3: первичная (начало программы), итоговая психодиагностика (конец программы). Диагностика проводится в индивидуальной форме.






Тематическое планирование

Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов

для учащихся 1 класса

№ п/п

Дата

Тема


Диагностика


Диагностика


Диагностика


Игра «Окошки в домике».


Игра «Разноцветные квадраты»


Упражнение «Ориентировка на тетрадном листе»


Упражнение «Ориентировка на тетрадном листе»


Упражнение «Мой класс». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.


Игра «Аквариум». Расположить морских обитателей.


Упражнение «Водное царство» – нижняя зона.


Игра «Царство птиц»-верхняя зона


Отработка противоположных понятий: выше – ниже


Отработка противоположных понятий: выше – ниже.


Отработка противоположных понятий: больше – меньше, толще – тоньше


Отработка противоположных понятий: короче – длиннее, уже – шире.


Упражнение «Разноцветные клеточки»


Игра «Путаница».


Зрительный диктант


Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.


Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.


Упражнение «Перестановка»

-расположить на столе карандаш около тетради;

-между тетрадью и карандашом положить ручку;

-положить карандаш на тетрадь;

-положить ручку и карандаш под тетрадь и т.д.


Упражнение «Перестановка»


Зрительный диктант


Игра «Строители»

Сделать точную копию постройки, выполненной ведущим.


Игра «Путаница».


Упражнение «Повтори за мной»


Определение пространственных соотношений элементов изображений цифр.


Определение пространственных соотношений элементов изображений цифр.


Зрительный диктант


Упражнение «Разрезная картинка»


Поиск общих пространственных признаков


Упражнение «Строители»


Пазлы


Диагностика


Диагностика


Диагностика



Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе

для учащихся 2 класса

№ п/п

Дата

Тема


Диагностика


Диагностика


Мое лицо по вертикальной

оси: «выше», «ниже».


Мое лицо по вертикальной

оси: «между», «над» и «под».


Мое тело по вертикальной

оси: «выше», «ниже».


Мое тело по вертикальной

оси: «между», «над» и «под».


Мое тело и другие объекты

по вертикальной оси: «выше», «ниже».


Мое тело и другие объекты

по вертикальной оси «между», «над» и

«под».


Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «между», «над»


Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...»


Мое тело по горизонтальной оси: «перед», «за».


Мое тело и другие объекты

по горизонтальной оси: «ближе к...»,

«дальше от...»

Мое тело и другие объекты

по горизонтальной оси: «перед», «за»


«Справа – слева, спереди – сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).


«Шеренга».


«Повороты». Перечисляем предметы, находящиеся справа (слева), спереди (сзади), постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 градусов.


«Мысленные повороты». Упражнение аналогично предыдущему, однако поворот выполняется мысленно.


«Паровоз».


«Далеко – близко».


«Солдат». Ребенок выполняет команды: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад.


«Неисправный робот». Ребенок выполняет команды, двигаясь в направлении, противоположном названному. Затем меняются ролями.


«Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь – мишку найдешь. Налево пойдешь – зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»


Игра «Кинотеатр».


Упражнение «Расскажи про меня».


Игра «Делай так».


Упражнение «Будь моим зеркалом»


«Зеркало треснуло». Действия выполняются разноименными частями тела.


«Действия героев»


Упражнение «Найди пазлы». По вербальной инструкции.


Упражнение «Спрячь пазлы». По вербальной инструкции.


Упражнение«Семья на прогулке». Определить с какой стороны относительно других находится каждый член семьи.


Пальчиковая гимнастика «Найди ладошку»


Упражнение «Я задумал фигуру»


Игра «Найди моего друга»


Игра «Магазин»


Диагностика


Диагностика




Уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении

для учащихся 3 класса


№ п/п

Дата

Тема


Диагностика


Диагностика


Диагностика


Рисование по словесному описанию


Игра «Путаница».


Графический диктант


Упражнение «Дополни фрагмент»


Игра «Волшебные преобразования»


Игра «Так бывает или нет»


Упражнение «План школы»


Игра «Метаморфозы»


Игра «Рисунок на спине».


Игра «Клад»

Развитие умения ориентироваться в направлениях движения.


Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными


Коллаж

При создании вместе с детьми коллажа дефектолог предлагает использовать в нем рисунки предметов строго заданной формы


Составление фигур-головоломок


Конструирование фигур


Преобразование фигуры.


Преобразование буквы, цифры.


Ориентировка по памяти


Игра «Улицы волшебного города»


Игра «Водитель».


Игра «Куда пойдём».


Моделирование ситуации «Я в городском транспорте».


Самостоятельное определение и словесное обозначение разницы в пространственном расположении объекта.


Анализ взаиморасположения объектов в пространстве


Графический диктант


Моделирование пространства по словесной инструкции


Конструирование фигур


Составление фигур-головоломок


Конструирование фигур


Анализ взаиморасположения объектов в пространстве


«Кубики Кооса»


Диагностика


Диагностика


Диагностика