МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67» (МБОУ СОШ № 67)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-дефектолога
Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов
для учащихся 1-3 классов с задержкой психического развития
2017 – 2020 учебный год
Составила: учитель-дефектолог
Глобина А.Ю.
Пояснительная записка
Традиционными направлениями в системе коррекционной работы является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
Цель программы: формирование пространственных представлений в соответствии с возможностями детей с ОВЗ,
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Проводить коррекционную работу по формированию пространственного восприятия необходимо поэтапно:
1 кл- уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;
2 кл- уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.
3 кл -уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.
Коррекционные занятия проводятся в малых группах (3-5 чел.)
Курс рассчитан на 3 года обучения.
Работа по развитию пространственных представлений осуществляется параллельно с общей развивающей программой и занимает 10-15 минут коррекционного занятия.
Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:
опора на наглядность ситуации;
практическая деятельность с конкретными предметами;
использование в развивающей работе дидактических игр;
создание игровых ситуаций;
активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов;
введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.
Планируемые результаты:
После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий у детей формируются основные пространственные представления в соответствии с возможностями здоровья:
-о пространственных признаках окружающих объектов;
- о собственном теле, по вертикальной оси;
- о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела;
- о собственном теле по горизонтальной оси;
- об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства;
- о схеме тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка;
- сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу;
- совершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.
Система оценки достижений
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью диагностики по классам с 1-3: первичная (начало программы), итоговая психодиагностика (конец программы). Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Тематическое планирование
Уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов
для учащихся 1 класса
№ п/п | Дата | Тема |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Игра «Окошки в домике». |
| | Игра «Разноцветные квадраты» |
| | Упражнение «Ориентировка на тетрадном листе» |
| | Упражнение «Ориентировка на тетрадном листе» |
| | Упражнение «Мой класс». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне. |
| | Игра «Аквариум». Расположить морских обитателей. |
| | Упражнение «Водное царство» – нижняя зона. |
| | Игра «Царство птиц»-верхняя зона |
| | Отработка противоположных понятий: выше – ниже |
| | Отработка противоположных понятий: выше – ниже. |
| | Отработка противоположных понятий: больше – меньше, толще – тоньше |
| | Отработка противоположных понятий: короче – длиннее, уже – шире. |
| | Упражнение «Разноцветные клеточки» |
| | Игра «Путаница». |
| | Зрительный диктант |
| | Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. |
| | Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. |
| | Упражнение «Перестановка» -расположить на столе карандаш около тетради; -между тетрадью и карандашом положить ручку; -положить карандаш на тетрадь; -положить ручку и карандаш под тетрадь и т.д. |
| | Упражнение «Перестановка» |
| | Зрительный диктант |
| | Игра «Строители» Сделать точную копию постройки, выполненной ведущим. |
| | Игра «Путаница». |
| | Упражнение «Повтори за мной» |
| | Определение пространственных соотношений элементов изображений цифр. |
| | Определение пространственных соотношений элементов изображений цифр. |
| | Зрительный диктант |
| | Упражнение «Разрезная картинка» |
| | Поиск общих пространственных признаков |
| | Упражнение «Строители» |
| | Пазлы |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе
для учащихся 2 класса
№ п/п | Дата | Тема |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Мое лицо по вертикальной оси: «выше», «ниже». |
| | Мое лицо по вертикальной оси: «между», «над» и «под». |
| | Мое тело по вертикальной оси: «выше», «ниже». |
| | Мое тело по вертикальной оси: «между», «над» и «под». |
| | Мое тело и другие объекты по вертикальной оси: «выше», «ниже». |
| | Мое тело и другие объекты по вертикальной оси «между», «над» и «под». |
| | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «между», «над» |
| | Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» |
| | Мое тело по горизонтальной оси: «перед», «за». |
| | Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «перед», «за» |
| | «Справа – слева, спереди – сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). |
| | «Шеренга». |
| | «Повороты». Перечисляем предметы, находящиеся справа (слева), спереди (сзади), постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 градусов. |
| | «Мысленные повороты». Упражнение аналогично предыдущему, однако поворот выполняется мысленно. |
| | «Паровоз». |
| | «Далеко – близко». |
| | «Солдат». Ребенок выполняет команды: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад. |
| | «Неисправный робот». Ребенок выполняет команды, двигаясь в направлении, противоположном названному. Затем меняются ролями. |
| | «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь – мишку найдешь. Налево пойдешь – зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?» |
| | Игра «Кинотеатр». |
| | Упражнение «Расскажи про меня». |
| | Игра «Делай так». |
| | Упражнение «Будь моим зеркалом» |
| | «Зеркало треснуло». Действия выполняются разноименными частями тела. |
| | «Действия героев» |
| | Упражнение «Найди пазлы». По вербальной инструкции. |
| | Упражнение «Спрячь пазлы». По вербальной инструкции. |
| | Упражнение«Семья на прогулке». Определить с какой стороны относительно других находится каждый член семьи. |
| | Пальчиковая гимнастика «Найди ладошку» |
| | Упражнение «Я задумал фигуру» |
| | Игра «Найди моего друга» |
| | Игра «Магазин» |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
Уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении
для учащихся 3 класса
№ п/п | Дата | Тема |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Рисование по словесному описанию |
| | Игра «Путаница». |
| | Графический диктант |
| | Упражнение «Дополни фрагмент» |
| | Игра «Волшебные преобразования» |
| | Игра «Так бывает или нет» |
| | Упражнение «План школы» |
| | Игра «Метаморфозы» |
| | Игра «Рисунок на спине». |
| | Игра «Клад» Развитие умения ориентироваться в направлениях движения. |
| | Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными |
| | Коллаж При создании вместе с детьми коллажа дефектолог предлагает использовать в нем рисунки предметов строго заданной формы |
| | Составление фигур-головоломок |
| | Конструирование фигур |
| | Преобразование фигуры. |
| | Преобразование буквы, цифры. |
| | Ориентировка по памяти |
| | Игра «Улицы волшебного города» |
| | Игра «Водитель». |
| | Игра «Куда пойдём». |
| | Моделирование ситуации «Я в городском транспорте». |
| | Самостоятельное определение и словесное обозначение разницы в пространственном расположении объекта. |
| | Анализ взаиморасположения объектов в пространстве |
| | Графический диктант |
| | Моделирование пространства по словесной инструкции |
| | Конструирование фигур |
| | Составление фигур-головоломок |
| | Конструирование фигур |
| | Анализ взаиморасположения объектов в пространстве |
| | «Кубики Кооса» |
| | Диагностика |
| | Диагностика |
| | Диагностика |