Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы- интерната № 8
ГБОУ школы – интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Пушкинского района Санкт-Петербурга ______________________А.А. Савченков
Протокол от_____________2020г. №____ Приказ от ______№ ___________
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 РЕСУРСНОГО КЛАССА (первый год обучения)
автор - составитель:
учитель: Гордеева Елена Ивановна
2020/2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение развития современного общества выдвигает новые требования к образованию в целом и, особенно, к основным её этапам, одним из которых является начальное школьное образование. Развитие связано с воспитанием ребёнка, а воспитание – всегда специально организованное, целенаправленное воздействие на мотивационно - ценностную систему личности ребёнка. Современное воспитание и образование ориентировано на развитие ребёнка как субъекта социализации. Задачами педагогики и психологии становится социально-личностное раннее воспитание и образование ребёнка. Наряду с личностным подходом к ребёнку предъявляются требования самоопределения в культуре, для того, чтобы ребёнок мог своевременно и полноценно развиваться.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей-инвалидов. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребёнка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Коррекционно-развивающий процесс современного образовательного учреждения для детей с ОВЗ постоянно требует повышения своей эффективности для решения различных проблем, важнейшей из которых является развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации особых потребностей детей с РАС, обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции. Обеспечить такую организацию поможет коррекционно-развивающий процесс. В первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а во вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых, к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду. В зависимости от структуры дефекта одни нарушения могут полностью преодолеваться в процессе реабилитации ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Начиная с детства, дети с РАС получают возможность овладеть способами общения, различными видами деятельности, специфическими для данного возраста, навыками нормативного поведения, элементарной системой эмоционально-ценностных отношений, определяющих их личностный облик.
Итогом коррекционно-развивающей работы ребенка с ОВЗ (РАС) является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в обществе, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом реабилитации может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Программа «Лабиринты игры» ориентирована на детей с РАС (8.3-8.4), имеющих определённые отклонения от нормы в психическом, психологическом, физическом развитии, а именно:
отсутствие любознательности и заинтересованности в знаниях; не сформированности по возрасту ведущих видов деятельности;
нарушения течения развития и недоразвитие высших психических функций и процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, речи, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации и др.;
недостаточный кругозор, недоразвитие и/или отсутствие речи, бедный словарный запас (пассивный и активный);
не достаточная сформированность общей и коммуникативной культуры и др.
Программа «Лабиринты игры» составлена с учётом перечисленных особенностей развития у детей данной категории.
Дети с РАС (8.3-8.4), имеющие ограниченные возможности здоровья, при сравнении их с нормально развивающимися детьми имеют в своём развитии задержку примерно на 1-4 года и больше, поэтому Программа, составленная для данной группы, имеет определённую особенность, которая отличает её от других программ. Обучение и воспитание строится в соответствии с особенностями, психофизическими возможностями и способностями различных категорий детей-инвалидов. Реализация задачи развития, воспитания и обучения ребёнка-инвалида будет проходить более успешно, если ведущий вид деятельности ребёнка дополнится работой по развитию высших психических функций.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам реализации задач новых стандартов второго поколения и является базой формирования компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Интеллектуальные способности ребёнка формируются, развиваются и проявляются в процессе комплексного взаимодействия на речевую, сенсорную, моторную и познавательную деятельность ребёнка, в которых он может раскрыть и преумножить эти способности. В программе «Лабиринты игры» предусмотрено применение активных форм работы, в соответствии с ведущими видами деятельности по возрасту (в том числе игры), направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими предлагаемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы.
Направленность. Программа, «Лабиринты игры» (далее – Программа), имеет социальную направленность. Программа ориентирована на формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, формированию и поддержанию базовых коммуникативных навыков, дающих возможность самостоятельно решать повседневные практические ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.
Программа предусматривает создание специальных условий реабилитации, позволяющих учитывать особые потребности детей-инвалидов посредством дифференциации реабилитационного процесса.
Актуальность. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе, с множественными. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности учащихся данной группы, Программа позволяет обеспечить коррекцию и развитие детей с интеллектуальными, речевыми и другими нарушениями развития; способствует развитию у них эмоционально-волевых качеств; даёт возможность формированию таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление; опирается на ведущие виды деятельности.
Адресат программы. Программа предназначена для детей-инвалидов от 7 до 10 лет различных нозологический групп, имеющих множественные нарушения развития, двигательные нарушения, нарушения умственного развития, сенсорные, речевые и другие нарушения.
Рабочая программа «Лабиринты игры» составлена на основе:
Программы начального школьного воспитания и специального образования ребёнка школьного возраста, Примерных программ начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ.
В основу программы также положены идеи и положения Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и школьника с ОВЗ до 10 лет.
В соответствии с данными положениями формируются
Цели:
формирование и коррекция необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
общеинтеллектуальное развитие ребёнка;
ориентация процесса развития и социализации на индивидуальные интересы личности ребёнка, формирование сознания личности, его потенциала.
Задачи:
развивать все виды мышления: наглядно-действенное, образное, ассоциативное, пространственное, словесно-логическое мышление;
формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и др.);
увеличить концентрацию внимания и объем памяти (включая различные виды памяти: рабочую, долговременную, ассоциативную и др.);
развивать речь (пассивный, активный словарь), умение высказываться в игровой деятельности;
развивать творческие способности, содействовать воспитанию интереса к процессу познания в целом.
Учитывая основную коррекционно-развивающую направленность воспитания и развития детей-инвалидов также включаются задачи развития высших психических функций (ВПФ) и их коррекции
восприятия
внимания
памяти
речи
(с учётом возрастных, интеллектуальных, психофизических особенностей детей)
упорядоченных представлений о себе и окружающем мире;
коммуникативных мотиваций и навыков в повседневных ситуациях
вербальных и невербальных средств коммуникации;
умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего»;
др.
ВПФ, сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
личностных качеств и познавательных возможностей;
нежелательных форм поведения;
навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом,
развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания и др.
Законные представители вовлекаются в работу по социальной реабилитации и абилитации их ребёнка, формированию у него адекватной оценки ситуации. С ними обсуждается программа реабилитации, её цели. Координация, в том числе, их действий в процессе помощи ребенку-инвалиду в освоении программы реабилитации, позволяет установить тесные связи детей и членов их семей. Ведь именно к близким людям ребенок испытывает наибольшее доверие, поэтому их роль в социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья нельзя недооценивать.