СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, 1 класс (8.3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию ВПФ (высших психических функций) у детей, имеющих расстройство аутистического спектра (1 класс).

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, 1 класс (8.3)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга




Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы- интерната № 8

ГБОУ школы – интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Пушкинского района Санкт-Петербурга ______________________А.А. Савченков

Протокол от_____________2020г. №____ Приказ от ______№ ___________
















ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 РЕСУРСНОГО КЛАССА (первый год обучения)











автор - составитель:

учитель: Гордеева Елена Ивановна



2020/2021





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение развития современного общества выдвигает новые требования к образованию в целом и, особенно, к основным её этапам, одним из которых является начальное школьное образование. Развитие связано с воспитанием ребёнка, а воспитание – всегда специально организованное, целенаправленное воздействие на мотивационно - ценностную систему личности ребёнка. Современное воспитание и образование ориентировано на развитие ребёнка как субъекта социализации. Задачами педагогики и психологии становится социально-личностное раннее воспитание и образование ребёнка. Наряду с личностным подходом к ребёнку предъявляются требования самоопределения в культуре, для того, чтобы ребёнок мог своевременно и полноценно развиваться.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей-инвалидов. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребёнка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Коррекционно-развивающий процесс современного образовательного учреждения для детей с ОВЗ постоянно требует повышения своей эффективности для решения различных проблем, важнейшей из которых является развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации особых потребностей детей с РАС, обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции. Обеспечить такую организацию поможет коррекционно-развивающий процесс. В первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а во вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых, к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду. В зависимости от структуры дефекта одни нарушения могут полностью преодолеваться в процессе реабилитации ребенка,  другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Начиная с детства, дети с РАС получают возможность овладеть способами общения, различными видами деятельности, специфическими для данного возраста, навыками нормативного поведения, элементарной системой эмоционально-ценностных отношений, определяющих их личностный облик.

Итогом коррекционно-развивающей работы ребенка с ОВЗ (РАС) является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в обществе, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом реабилитации может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Программа «Лабиринты игры» ориентирована на детей с РАС (8.3-8.4), имеющих определённые отклонения от нормы в психическом, психологическом, физическом развитии, а именно:

  • отсутствие любознательности и заинтересованности в знаниях; не сформированности по возрасту ведущих видов деятельности;

  • нарушения течения развития и недоразвитие высших психических функций и процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, речи, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации и др.;

  • недостаточный кругозор, недоразвитие и/или отсутствие речи, бедный словарный запас (пассивный и активный);

  • не достаточная сформированность общей и коммуникативной культуры и др.

Программа «Лабиринты игры» составлена с учётом перечисленных особенностей развития у детей данной категории.

Дети с РАС (8.3-8.4), имеющие ограниченные возможности здоровья, при сравнении их с нормально развивающимися детьми имеют в своём развитии задержку примерно на 1-4 года и больше, поэтому Программа, составленная для данной группы, имеет определённую особенность, которая отличает её от других программ. Обучение и воспитание строится в соответствии с особенностями, психофизическими возможностями и способностями различных категорий детей-инвалидов. Реализация задачи развития, воспитания и обучения ребёнка-инвалида будет проходить более успешно, если ведущий вид деятельности ребёнка дополнится работой по развитию высших психических функций.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам реализации задач новых стандартов второго поколения и является базой формирования компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Интеллектуальные способности ребёнка формируются, развиваются и проявляются в процессе комплексного взаимодействия на речевую, сенсорную, моторную и познавательную деятельность ребёнка, в которых он может раскрыть и преумножить эти способности. В программе «Лабиринты игры» предусмотрено применение активных форм работы, в соответствии с ведущими видами деятельности по возрасту (в том числе игры), направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими предлагаемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы.

Направленность. Программа, «Лабиринты игры» (далее – Программа), имеет социальную направленность. Программа ориентирована на формирование упорядоченных представлений о себе и своем социальном окружении, формированию и поддержанию базовых коммуникативных навыков, дающих возможность самостоятельно решать повседневные практические ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.

Программа предусматривает создание специальных условий реабилитации, позволяющих учитывать особые потребности детей-инвалидов посредством дифференциации реабилитационного процесса.

Актуальность. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе, с множественными. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности учащихся данной группы, Программа позволяет обеспечить коррекцию и развитие детей с интеллектуальными, речевыми и другими нарушениями развития; способствует развитию у них эмоционально-волевых качеств; даёт возможность формированию таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление; опирается на ведущие виды деятельности.

Адресат программы. Программа предназначена для детей-инвалидов от 7 до 10 лет различных нозологический групп, имеющих множественные нарушения развития, двигательные нарушения, нарушения умственного развития, сенсорные, речевые и другие нарушения.


Рабочая программа «Лабиринты игры» составлена на основе:

Программы начального школьного воспитания и специального образования ребёнка школьного возраста, Примерных программ начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ.

В основу программы также положены идеи и положения Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и школьника с ОВЗ до 10 лет.

В соответствии с данными положениями формируются

Цели:

  • формирование и коррекция необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

  • общеинтеллектуальное развитие ребёнка;

  • ориентация процесса развития и социализации на индивидуальные интересы личности ребёнка, формирование сознания личности, его потенциала.

Задачи:

  • развивать все виды мышления: наглядно-действенное, образное, ассоциативное, пространственное, словесно-логическое мышление;

  • формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и др.);

  • увеличить концентрацию внимания и объем памяти (включая различные виды памяти: рабочую, долговременную, ассоциативную и др.);

  • развивать речь (пассивный, активный словарь), умение высказываться в игровой деятельности;

  • развивать творческие способности, содействовать воспитанию интереса к процессу познания в целом.

Учитывая основную коррекционно-развивающую направленность воспитания и развития детей-инвалидов также включаются задачи развития высших психических функций (ВПФ) и их коррекции

  • Познавательное развитие:

  • восприятия

  • внимания

  • памяти

  • речи

(с учётом возрастных, интеллектуальных, психофизических особенностей детей)

  • Креативное развитие:

    • конструктивного праксиса;

    • гнозиса

    • воображения

  • Воспитание и формирование:

  • упорядоченных представлений о себе и окружающем мире;

  • коммуникативных мотиваций и навыков в повседневных ситуациях

  • вербальных и невербальных средств коммуникации;

  • умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего»;

  • др.

  • Коррекция

  • ВПФ, сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

  • личностных качеств и познавательных возможностей;

  • нежелательных форм поведения;

  • навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом,

  • развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания и др.

Законные представители вовлекаются в работу по социальной реабилитации и абилитации их ребёнка, формированию у него адекватной оценки ситуации. С ними обсуждается программа реабилитации, её цели. Координация, в том числе, их действий в процессе помощи ребенку-инвалиду в освоении программы реабилитации, позволяет установить тесные связи детей и членов их семей. Ведь именно к близким людям ребенок испытывает наибольшее доверие, поэтому их роль в социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья нельзя недооценивать.