СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию произвольного компонента деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей с несформированной регулятивной сферой, для детей с несформированной сферой пространственных представлений, для детей с пограничными состояниями

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию произвольного компонента деятельности»

Программа коррекционно-развивающих занятий

по формированию произвольного компонента

(произвольной регуляции) деятельности


Автор: Семаго М.М., Семаго Н.Я.


Актуальность


В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ, дошкольных учреждений и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовность детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения. Причём, как правило, общая оценка интеллектуального развития может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время эти дети при более детальном изучении обнаруживают специфику как речевого, так и когнитивного развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом, в частности, произвольной регуляции деятельности.

Таким образом, в настоящее время основной проблемой у детей дошкольного и младшего школьного возраста является недостаточная сформированность отдельных психических функций, изменяющая ход нормального развития. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребёнка, страдает раннее моторное развитие ребёнка, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся во времени и пространстве развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребёнку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к трудностям в освоении ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо, математические операции), гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с отклоняющимся развитием в системе массового, коррекционно-развивающего и специального обучения, а также в дошкольных учреждениях образования должна включать специальные психологические технологии и методы, базирующиеся на таких направлениях современной психологии, как клиническая, детская психология, нейропсихология детского возраста и телесно-ориентированная терапия. Подобный комплексный подход является интегративным, а коррекционная программа, базирующаяся на данном подходе – как интегративная психологическая коррекция.


Цель: формирование произвольной регуляции деятельности у детей дошкольного возраста.


Практические задачи интегративной психологической коррекции:

  • формирование произвольных компонентов деятельности ребёнка;

  • формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;

  • формирование пространственных представлений;

  • развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

  • работа над расширением словарного запаса и общей осведомлённости ребёнка;

  • развитие навыков самостоятельной творческой работы;

  • формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения.



Показано:

  • для детей с несформированной регулятивной сферой;

  • для детей с несформированной сферой пространственных представлений;

  • для детей с пограничными нарушениями.


Противопоказано:

  • детям, с эписиндромом (с выраженной повышенной судорожной готовностью);

  • детям, с гидроцефалией (повышенным внутричерепным давлением);

  • детям, состоящим на учёте у невропатолога (с 3 группой здоровья), необходимо принести справку, что занятия психолога разрешены;

  • детям, со смещением шейного позвонка есть ограничения при выполнении упражнений: выполняют 2-3 упражнения в положении «лёжа»;

  • детям, с искажёнными вариантами развития: аутизмом, т.к. у них очень снижен порог чувствительности, любое прикосновение может вызвать боль;

  • детям, с искажением когнитивного толка (возбудимые дети)

  • дети с шизофренией;

  • детям, с ДЦП, т.к. не будет произвольности движений.


Описание программы:

  1. Программа строится с учётом основных принципов коррекционной работы и состоит из пяти основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребёнка.

  2. Каждый этап должен представлять серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности.

  3. В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, строго соотноситься с возрастом, учитывать общий уровень развития ребёнка (в первую очередь мотивационные аспекты). Мотивация: «школа добрых волшебников», дневничок успеха, коробка с призами, занятие – «путешествие».

  4. Каждый из этапов должен иметь серию контрольных заданий и, что наиболее важно, не должен быть ограничен какими-либо жёсткими сроками, а наоборот, предполагать, в случае затруднений, возврат к предыдущим этапам работы.

  5. Авторы программы не включают упражнения на растяжку. А.В. Семенович предлагает данные упражнения использовать в начале занятия. Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов, оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

  6. На первых 3-5 занятиях у детей формируется стереотип реагирования на определённый сигнал (например, 1 хлопок – напряжение, 2-а хлопка – расслабление), на последующих занятиях происходит ломка стереотипов, т.е. меняются сигналы. Сигналами, на которые ребёнок должен отреагировать могут быть: счёт 1-2, звук колокольчика, цветовые сигналы: красный цвет – стоять, жёлтый – идти, синий – прыгать. Возможность выбора условных сигналов предоставляется специалисту.




Структура программы.


ЭТАП 1.

1. Заключается в работе над собственным телом. Основная задача состоит в получении на уровне ощущений тела разницы между напряжением и расслаблением.

Упражнения на этом этапе выполняются в основном в позиции на спине, боку или животе.

Длительность тонуса не должна превышать возраст ребёнка, выраженный в секундах (5 лет – 5 секунд).

При затруднениях в расслаблении или напряжении используются сенсибилизирующие способы – «размятия» или упражнение «брёвнышко» - в 2-х видах:

- «раскатка» медленная (сухое брёвнышко) – в ситуации, когда тело полностью напряжено, и получение ощущений границ напряженного тела, его контакта с поверхностью пола (какого-либо напольного покрытия);

- «раскатка» такая же медленная, но в ситуации полностью расслабленного тела (гнилое брёвнышко).

Упражнения производятся не более 2-3 переворотов ребёнка.

Упражнения на тонус и расслабление должны быть достаточно образными, то есть соответствовать чувственному и сенсорному опыту ребёнка.

Упражнения на полное расслабление: «Бережок», «Лужица», «Тряпичная кукла», «Манная каша»…

Упражнения на тонус: «Ветер», «Лужица замерзла», «Буратино», «Камушек».

Упражнения на переход от расслабления к тонусу (и обратно): «Лужица замёрзла и …растаяла», «Мороженое тает», «Каша густеет», «Капелька становится снежинкой».


2. После отработки напряжения и расслабления всего тела, последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в чёткой последовательности:

1) начиная от лица к плечам;

2) от плеча к рукам;

3) от рук к туловищу и ногам;

4) затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);

5) к группам мышц кистей рук и стоп.


3. Игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями частями тела в определённой последовательности: рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.


ЭТАП 2.

Заключается в работе над последовательной серией произвольных движений.

Данный этап проводится как лёжа на спине, так и в положении сидя и стоя.

  1. Выполнение серий произвольных движений по образцу (показу) и одновременно по развёрнутой речевой инструкции. Пошаговый контроль обеспечивает специалист.

  2. Контроль правильности выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребёнком.

  3. Выполнение задания только по речевой инструкции. При этом задание должно иметь чёткое название.

  4. Заключительным разделом этапа можно считать правильное выполнение заданий ребёнком только по названию заданий, с собственным контролем.


ЭТАП 3.

Базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно реципрокных движений.

Работа проводится в соответствии с законами развития движений: в начале элементарных в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей конечностей (проксимо-дистальный закон), в направлении от головы к ногам (цефало-каудальный закон) с постепенным подключением в сложных последовательных движениях всего тела.

Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползания).


ЭТАП 4.

Формирование произвольной регуляции собственно психических функций ребёнка.

Сочетание двигательных заданий и произвольного владения речью.

Здесь уместно использование различных вариантов вербальных игр, наряду с двигательными, когда ребёнку приходится ждать своей очереди, ограничивая тем самым (организуя произвольность) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность.



ЭТАП 5.

Формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребёнком.

Представляет систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков.

В целях реализации этого этапа можно использовать задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой.


Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил партнёрами.

Формирование наиболее сложного, верхнего уровня – произвольной регуляции межличностных отношений – начинается тогда, когда дети выполняют задание в паре и участвуют в групповых играх по правилам.


Продолжительность занятия: 20-25 минут, каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

Частота встреч: 1-2 раза в неделю.

Контингент: дети 5-7 лет.

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия, так же могут быть включены упражнения на растяжку;

  • Повторение материала предыдущего занятия;

  • Овладение новым материалом, отработка движений и двигательных программ;

  • Система упражнений Назаровой (на выбор специалиста);

  • Игровой этап: игры с кубиками, с мячами, игры умеренной подвижности и т.д.

  • Заключительный этап: коробка с призами, заполнение дневничков успешности и т.д.

Мотивационный фон: «Школа добрых волшебников» (превращаем все во все), заполнение «дневника успешности», коробка с призами.


Работа с тонусом


I. Работа с общим мышечным тонусом


Основная задача этапа – помочь детям почувствовать свое тело, разницу между тем, когда оно расслаблено и напряжено.



Занятие №1

  1. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

    • Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка - проснуться).

Примечание: взрослый может сделать упражнение сам и предложить детям потрогать его («все ли у меня расслабилось? прощупайте живот, щеки, руки, плечи…»). Это готовит детей к тому, что их тоже потом будут трогать.


    • Этюд «Бережок»: 1 хлопок – лежать, греться на солнышке

Примечание: даем детям образ – «речка, травка, тепло-тепло, так хорошо, как будто засыпаем». Предлагаем детям проверить «посмотри, а правильно ли я сделала?»

Проверяем детей. Пробы:

- очень мягко покачать голову ребенка

- очень мягко покачать руку, приподнять и бросить

- покачать ногу, согнуть, помять пальчик.

Так надо прощупать каждого ребенка. «Хорошо согрелись? Это место еще не согрелось…». Если ребенок действительно расслабился, то потом он начинает потягиваться, почесываться.


    • Этюд «Бережок»: 2 хлопка – съежиться под холодным ветром.

Примечание: даем контрастный образ «лежим, и вдруг подул холодный-холодный ветер. После хлопка вы сильно-сильно замерзнете, от кончиков носа до носочков». После проверки выполнения погладить ребенка «расслабься, ты согрелся, растаял…». Сколько лет ребенку, столько секунд он держит напряжение.

После упражнения спросить «Что было приятнее?»

Далее придумываем полярные образы: например, сгущенка – вареная сгущенка, тряпичная кукла – Буратино, сухая макаронина – вареная макаронина, пакет с молоком – коробка с молоком и т.п. Подключаем детей к организации «Кто будет хлопать? Хлопать будет тот, кто тише всех скажет…А говорить будете после моего хлопка».

    • Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло)

    • Этюд «Лужа» (двухэтапный: 1 – лужа замерзла, 2 – лужа растаяла)

    • Дети в парах, тройках сами придумывают образ, запоминают новое название.

Примечание: если ребенку трудно расслабиться, используется прием контрастного напряжения: кратковременное сильное напряжение на 1-2 секунды, как правило на боку.


  1. Упражнение «Бревнышко» (катать ребенка по полу).

  • «Сухое бревнышко»: «раскатка» медленная – в ситуации, когда тело полностью напряжено, и получение ощущений границ напряженного тела, его контакта с поверхностью пола.

  • «Гнилое бревнышко»: «раскатка» такая же медленная, но в ситуации полностью расслабленного тела.

Примечание: Сначала взрослый изображает бревнышко, его катят дети. Потом дети сами становятся «бревнышками». Два ребенка катят одного ребенка под ритм, который задает взрослый. Перекатывание тела – это групповое взаимодействие, помогает сплочению. Дети непроизвольно начинают подстраиваться друг под друга, чтобы перекатывать в одной силе, темпе.

Фиксируем внимание детей на ощущениях от перекатывания напряженного тела, расслабленного тела.


  1. Игры с кубиками*:

    • Нести кубик на вытянутой руке на ладошке

    • Нести кубик на тыльной стороне руки


  1. Система упражнений Назаровой (лежа)

  2. Групповая игра «Замри-Отомри» (дети катаются, валяются на полу, замирают в любых позах).**

Окончание занятия: дети вытягивают мини-призы из коробки, придумывают, за что они их получают или заполняют дневнички.


*Игры с кубиками – см. приложение с описанием и рисунками

**Примечание:

Игры умеренной подвижности

(из книги М.И.Чистяковой):

      • «Канон» (чередование действий)

      • «Создай волну» (присесть, встать,…)

      • «Зеваки» (на три хлопка происходит изменение движения на 180°)

      • «Зеркало в обратном порядке»

      • «Запомни свою позу» (свободные движения, по хлопку дети должны встать в свою позу)

      • «Поссорились два петушка»

из других источников:

      • «Море волнуется…»

      • «Замри-Отомри»

      • «Кошки-мышки»

      • «Сова и мыши»


Занятие №2

1. Ритуал приветствия, растяжка «Брёвнышко». Лёжа. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться вправо, затем налево, как «брёвнышко».

2. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

    • Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка - проснуться).

    • Этюд «Бережок» (1 хлопок – лежать, греться на солнышке, 2 хлопка – съежиться под холодным ветром);

    • Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло);

    • Этюд «Лужа» (двухэтапный: 1 – лужа замерзла, 2 – лужа растаяла);

    • Образы, придуманные детьми.

3. Упражнение «Замри-Отомри» (дети катаются, валяются на полу, замирают в любых позах).

4. Игры с кубиками:

    • Нести кубик на предплечье

    • Нести кубик на тыльной стороне предплечья

5. Система упражнений Назаровой

6. Групповая игра умеренной подвижности «Море волнуется…».

Занятие №3.

1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Струночка». Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх, ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы ребёнок почувствовал опору пола, а затем расслабился. Психолог берёт одну руку ребёнка и немного растягивает её, другая при этом лежит расслабленно, затем другую. То же - с ногами. После этого ребёнок выполняет растяжки самостоятельно.

2. Упражнения на общее напряжение и расслабление:

    • Новые образы, придуманные детьми.

    • Этюд «Буратино» (двухэтапный).

    • Этюд «Мороженое» (двухэтапный: 1 – мороженое твердое, 2 – растаяло)

    • Этюд «Я сплю» (1 хлопок – полное расслабление, каждый лежит, как хочет; 2 хлопка - проснуться).

    • Этюд «Бережок» ( 1 хлопок – лежать, греться на солнышке, 2 хлопка – съежиться под холодным ветром);

    • Этюд «Я сплю» (полное расслабление, каждый лежит, как хочет).

3. Упражнение «Бревнышко» (катать ребенка по полу).

4. Упражнение «Запомни свою позу».

5. Игры с кубиками:

    • Нести кубик на голове.

    • Ронять кубик с головы прямо в руки.

6. Групповая игра умеренной подвижности* (см. примечания после занятия №1).




* Последующие занятия данного этапа работы планируются аналогично.



II. Работа с отдельными сегментами


Работа проводится в соответствии с цефало-каудальным и проксимо-дистальным законами. Основная задача – произвольное напряжение или произвольное расслабление отдельных сегментов (частей) тела. Задача взрослого – отслеживать и «убирать» сопутствующие движения, возникающие в ходе основных.


Лицо


Занятие №4.

1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Струночка».

2. Выборочный повтор упражнений предыдущего блока занятий.

3. Этюды

    • «Скорчи рожу» (для пробы сделать сидя, чтобы отследить, что руки не напрягаются. Потом этюд выполняется лежа. Необходим контроль конечностей – руки можно поместить под попу).

    • «Самый страшный» (лежа)

Примечание:

Усложнение упражнений

  • взрослый дает инструкцию, все дети выполняют одинаково

1 хлопок – напряжение

2 хлопка – расслабление

затем изменить инструкцию

1 хлопок – расслабление

2 хлопка – напряжение

  • взрослый дает задание конкретному ребенку, а другой ребенок со стороны контролирует выполнение (он может потрогать, как ребенок напрягся/расслабился). Потом они меняются ролями.

  • Один ребенок дает задание другому ребенку.

  • Выполнение заданий по очереди.

  • Направление выполнения по очереди: справа налево, слева направо.

  • Выполнение по очереди: громко – один ребенок, тихо – другой ребенок

4. Игра «Зеркало» (взрослый показывает, дети повторяют)

5. Игры с кубиками

    • Нести 2 кубика между ладонями

    • Нести 3 кубика между ладонями.

6. Групповая игра умеренной подвижности*.


Занятие №5.

  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Звезда». Ребёнок лежит на полу, слегка разведя руки и ноги, затем выполняет не линейные растяжки, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем тоже выполняется по другой диагонали. Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спине, но и на животе.

  2. Этюды

    • «Скорчи рожу»

    • «Самый страшный»

С усложнениями:

      • выполнение заданий по очереди (1 хлопок – первый ребенок, 2 хлопка – второй ребенок)

      • одним ребенком выполняется полный цикл упражнения

      • выполнение по очереди: громкий хлопок – один ребенок, тихий – другой ребенок

      • третий ребенок дает задание остальным, во время выполнения «фотографирует» - контролирует качество


(этюды из книги Клюевой и Касаткиной):

        • Этюд «Хоботок»

        • Этюд «Сирена» (без звука)

        • Этюд «Горькое лекарство»

        • «Твёрдый орешек»

        • «Осенняя туча»

  1. Игры с кубиками:

        • Один ребенок у другого на ладонях строит пирамидку

        • Другой ее несет

        • Несут в паре

  1. Система упражнений Назаровой.

  2. Групповая игра умеренной подвижности.* Например, «Слушай хлопки»

        • 1 хлопок – дети превращаются в аиста

        • 2 хлопка – в лягушку

        • 3 хлопка – в зайчика

        • 4 хлопка - …


6. Коробка с призами.


ПЛЕЧИ, ШЕЯ

Работа идет с обоими плечами одновременно. На этом этапе работа может выполняться сначала лежа, а потом в положении сидя (поза кучера). Необходимо отслеживать синкинезии.


Занятие №6

        1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Звезда». Выборочный повтор упражнений предыдущих занятий.

        2. Упражнения, направленные на напряжение плеч, шеи:

  • Этюд «Я не знаю» (лежа - прижимать плечи к ушам, 1 – подтянуть плечи к ушам, 2 - опустить);

  • Этюд «Крылья бабочки» (лежа - направлять плечи в потолок)

  • Этюд «Груз» (лежа – прижимать плечи к полу)

  • «Ходики»: повороты головы вправо-влево (программа на 4 счета)

  • «Любопытная Варвара» (программа на 4 счета)

        1. Игры с мячами: перекатывание, передать мяч по кругу, прокатить под коленками и т.д.

        2. Игра умеренной подвижности: «Огонь, вода, земля».

        3. Система упражнений Назаровой.

        4. Коробка с призами.




Занятие №7-8 и т.д.

Усложнение за счет работы только с одной стороной тела.





РУКИ


Сначала участвуют обе руки, лишь затем работа только с одной рукой, без реципрокных движений. Задача взрослого на этом этапе – оценить правильность выполнения, в том числе с точки зрения отсутствия синкинезий.


Занятие №9.

  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Лодочка». Лёжа на животе. Вытянуться всем телом. Ребёнок по инструкции психолога поднимает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноимённые и разноимённые руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза.

  2. Полное расслабление.

  • Упражнение «Лужица» или предложенное детьми, направленное на полное расслабление.

  1. Напряжение обеих рук.

    • Упражнение на тоническое напряжение «Буратино» (вырезали только руки). 1 – хлопок – напряглись только руки, 2 – хлопка – руки расслабились;

    • «Марионетки». Один ребёнок выполняет, другой контролирует выполнение. Затем меняются.

    • Упражнение на тоническое напряжение, придуманное детьми.


Упражнения на тоническое напряжение только правой (левой) руки.

    • 1 хлопок – напрягается правая рука (одна рука замерзла, превратилась в ледяную), 2 хлопка - расслабление (рука оттаяла).


  1. Игры с кубиками или с мячом.

  2. Игра малой подвижности «Море волнуется» (Чистякова).

  3. Коробка с призами.




Занятие № 10.

  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Лодочка». Напряжение обеих рук. Упражнение на тоническое напряжение, придуманное детьми (или вариант, предложенный взрослым).

  2. Напряжение и расслабление левой руки

    • «Превращение в Железного дровосека»: 1 хлопок – напрягается левая рука, 2 хлопка - расслабление.

  1. Работа с отдельными сегментами лица (глаза)

  • Этюд «Глазам страшно» (зажмурить глаза).

  1. То же задание с усложнением: дети выполняют упражнение «Глазам страшно», по очереди.

  2. Игра малой подвижности на выбор детей.

  3. Игры с кубиками «Башню из кубиков несу и не уроню».

7. Коробка с призами.


Занятие № 11.

  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперёд-назад, вправо-влево. По команде ребёнок замирает на каком-либо боку.

  2. Напряжение обеих рук. Упражнение на тоническое напряжение, придуманное детьми (или другой вариант).

  3. Упражнения на тоническое напряжение одной руки:

    • только правой руки: один ребенок дает задание другому, проверяет выполнение.

    • левой рукой: 1 хлопок – напрягается левая рука, 2 хлопка - расслабление.

  1. Контрольная игра «Филин – кошка». Филин хватает мышкины лапки, кошка – мордочки. Чтобы филин не съел, напрягаем руки; чтобы кошка не съела – лицо. Команда «Кошка!» + хлопок – напрягается лицо, команда «Филин!» + хлопок – напрягаются руки.

  2. Игра малой подвижности «Говорилки. Шепталки. Молчанки».

  3. Игры с кубиками или мячами.

  4. Коробка с призами.




диафрагма


При работе с ней необходимо быть очень осторожным. Задача – научиться произвольно напрягать руки и плечи, на затрагивая «дыхания», то есть зоны диафрагмальной области. И наоборот, напрягая живот («душу», как говорят дети) – но при этом оставить плечи (по возможности и руки и лицо) не напряженными.


Занятие №12.

    1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Корзиночка».

    2. Полное расслабление «Бережок» («Лужица» и пр. на выбор).

    3. Выборочный повтор упражнений предыдущих занятий:

  • «Маска льва»,

  • Оторвали мишке лапу» (упражнение на напряжение рук),

  • «Буратино» (упражнение на напряжение рук).

    1. Упражнения на диафрагму:

  • Этюд «Воздушный шарик» (трехэтапный: 1 – надуваем, напрягаем, 2 – удерживаем, 3 – сдуваем, расслабляем)

  • Этюд «Надуваем колеса машины»

  • «Качели». Используется небольшая мягкая игрушка с четырьмя лапками. Игрушка кладется на живот, чтобы ребенок ее раскачивал вверх - вниз, надувая живот).

    1. Игры с кубиками.

    2. Групповая игра умеренной подвижности «Зеркало».

    3. Коробка с призами.



Занятие №13.

  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Кошка». Из положения лёжа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бёдра и руки перпендикулярны полу. С вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом зашипеть; подбородок к груди, спина выгибается вверх.

  2. Полное расслабление «Бережок» («Лужица» и пр. на выбор).

  3. Выборочный повтор упражнений предыдущих занятий:

  4. Упражнения на диафрагму:

  • Этюд «Воздушный шарик» (трехэтапный: 1 – надуваем, напрягаем, 2 – удерживаем, 3 – сдуваем, расслабляем)

  • Этюд «Надуваем колеса машины»

  • «Качели» (используется небольшая мягкая игрушка с четырьмя лапками. Игрушка кладется на живот, чтобы ребенок ее раскачивал вверх/вниз).

Усложнение: добавляются руки.

  • «Резиновая кукла»

      • вариант первый:

1 шаг – руки в стороны

2 – надуваем (напрягаем диафрагму)

3 – держим

4 – сдуваем

5 – исходное положение рук

      • вариант второй (с подбородком):

1 шаг – руки в стороны

2 – подбородок вверх

3 – надуваем

4 – удерживаем

5 – сдуваем

6 – опускаем подбородок

7 – руки в исходное положение

  1. Игры с кубиками или мячами.

  2. Групповая игра умеренной подвижности «Зеркало наоборот».

  3. Коробка с призами.



НОГИ

Работа с обеими конечностями и их полное или по-фрагментарное напряжение (например, только стопы, только голень и т.д.). Можно и разные ноги.


Занятие №14 - 15

Упражнения на напряжение/расслабление ног

Лежа:

Упражнения на тоническое напряжение ног

  • Этюд «Ноги замерзли» (на 1 хлопок – ноги напрягаются, 2 хлопка – расслабляются)

  • «Ноги Буратино»

  • «Игра с пчелкой» (см. книгу Чистяковой, стр. 88)

Упражнения на расслабление ног

  • «Бегают муравьи»

Сидя:

Упражнения на тоническое напряжение ног

  • «Веселые пружинки» (напряжение стопы и голени стоп, сопровождается стихотворением из книги Маралова)

  • «Ноги загорают»

  • «Сапоги давят ноги» (напряжение голени)

Стоя:

Упражнения на тоническое напряжение ног

  • «Качели» (на ногах раскачиваемся, переступая с ног на ногу)

  • «Слушай хлопки» (тихо – правая нога, громко – левая нога)


Подвижные игры ногами:

  • все варианты игры «Мы шагаем по тропинке»

  • «Мы охотимся на льва» (см. «Давайте жить дружно», «ШП»)



Как только начинается работа с какой-то одной стороной (рука, плечо, нога), необходимо сразу же «пометить» руку ребенка (например, резинкой).

После того, как на тоническом уровне проработаны все сегменты тела, возможна работа только с одной стороной тела (например, поочередный тонус от плеча к руке, далее к диафрагме (животу) и ноге.

На этих этапах начало овладения каким-либо упражнением может быть в позиции лежа, а затем с переходом в позицию сидя и даже стоя.


ЭТАП 2.

Заключается в работе над последовательной серией произвольных движений.

Данный этап проводится как лёжа на спине, так и в положении сидя и стоя.


Занятие №16


  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Кошка».

  2. Одновременные движения руками.

  1. взрослый делает показ; 2) дети повторяют; 3) дают название упражнению.


«Зайчик»

1 – поднять руки вверх

2 – согнуть в локтях

3 – замереть

4 – руки опустить


«Мышка»

1 – поднять руки вверх

2 – согнуть в локтях

3 – сжать в кулачки

4 – кулачки расслабить

5 – руки разогнуть

6 – руки опустить


3. Дети делают упражнение по названию: «Зайчик», а теперь «Мышка»


4. «Филин и кошка» (лёжа, и.п. руки на животе)

Кошка шипит – лицо напрягается; филин – ух – ух – ух – напрягаются руки.

Взрослый обращает внимание на то, чтобы не напрягались одновременно руки и лицо.


5.«Кричалки – шепталки – молчалки».

Взрослый показывает детям цветные сигнальные квадраты:

Красный – можно прыгать, бегать и кричать;

Жёлтый – можно шагать и шептаться;

Синий – нужно замереть на месте и замолчать.


7. «Потягушечки»

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки. «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись».


9. Коробка с призами.



Занятие №17



  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Бабочка». Сидя на полу. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетёнными в замок, колени развести в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бёдер расслаблены. Движения бёдрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

  2. Повторение упражнений предыдущего занятия по названию.

  3. «Робот»

1 – подбородок к груди

2 – и.п.

3 – плечи к ушкам

4 – и. п.

5 – руки вверх

6 – ожидание

7 – руки вниз


«Растём»


1 – голова смотрит вверх

2 – и. п.

3 – руки вверх

4 – ожидание

5 – руки согнуть в локтях

6 – руки опустили


4. Дети делают упражнение по названию: «Робот», «Растём».

5. Игра «Мяч по кругу».

6. Упражнение на расслабление «Из семени в цветок».

7. Коробка с призами.


Занятие №18


  1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Бабочка».

  2. Повтор упражнений предыдущего занятия


«Ни туда, ни сюда»

1 – голова поворачивается в одну сторону

2 – и. п.

3 – руки подняли вверх

4 – руки опустили вниз

5 – голова поворачивается в другую сторону

6 – и. п.


«Сейчас съем»

1 – руки подняли вверх

2 – подбородок вверх

3 – рот широко открыть

4 – рот закрыть

5 – опустить подбородок

6 – руки опустить вниз


«Не знаю»

1 – голова смотрит вверх (на потолок)

2 – голова прямо (и.п.)

3 – плечи к ушам

4 – плечи на место (и. п.)


4. Дети делают упражнение по названию.

5. Игры умеренной подвижности на выбор детей.

6. Игры с мячами в парах: двигаться и при этом удерживать мяч в ладошке, удерживать мяч между бёдер, удерживать мяч лбами.


7. «Штанга».


8. Коробка с призами.



Занятие №19


1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Крылья птицы» Сидя на полу. Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями. Задать ребёнку вопрос: «какую птицу ты изображаешь».

Повтор упражнений предыдущего занятия по названию.


2. «Часы с кукушкой»

1 – голова наклоняется в одну сторону

2 – и. п.

3 – голова наклоняется в другую сторону

4 – и. п.

5 – плечи подняли

6 – плечи опустили


«Бабочка»

1 – руки к плечам

2 – плечи к ушкам

3 – ожидание

4 – плечи опустили

5 – руки опустили


«Нехочуха»

1 – поднимаем руки вверх

2 – голову поворачиваем в сторону

3 – голову в и. п.

4 – голову поворачиваем в другую сторону

5 – голову в и. п.


3. Дети делают упражнение по названию

4. «Паровозик»

Дети встают друг за другом под счёт ведущего двигаются друг за другом одновременно передвигая то правой, то левой ногой.

5. Упражнение на расслабление «Потянулись – сломались».

6. Коробка с призами.




ЭТАП 3.

Базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно реципрокных движений.


Занятие №20


1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Крылья птицы». Сидя на полу. Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями. Задать ребёнку вопрос: «какую птицу ты изображаешь».

2. «Гимнастика»

1-поднять правую руку вверх;

2 – согнуть правую ногу в коленке;

3 – поднять левую руку вверх;

4 - согнуть левую ногу в коленке;

5 – опустить правую руку вниз;

6 – опустить правую ногу;

7 – опустить левую руку вниз;

8 – опустить левую ногу.


«Домик с трубой»

1 – поднять правую руку вверх;

2 – согнуть обе ноги «крышей»;

3 – поднять левую руку вверх;

4 – поднять стопы «труба на крыше»;

5 – опустить правую руку вниз;

6 – опустить стопы;

7 – опустить левую руку вниз;

8 – ноги «уехали» (вернулись) в и.п.


3. Выполнение упражнений по названию.

4. Ползание на четвереньках друг за другом «Каракатица» (вниз или вверх животом).

5. Игра умеренной подвижности на выбор ребёнка.

6. Упражнение на расслабление «Загораем».

7. Коробка с призами.


ЭТАП 3 и ЭТАП 4.

Формирование произвольной регуляции собственно психических функций ребёнка.

Сочетание двигательных заданий и произвольного владения речью.



Занятие №21 - 24


1. Ритуал приветствия, упражнение на растяжку «Крылья птицы».

2. Повторение упражнений предыдущих занятий.

3. «Просыпаемся» (лёжа)

1 – правую руку к плечу;

2 – левую ногу согнуть в коленке;

3 – левую руку к плечу;

4 – правую ногу в коленке;

5 – правую руку в и. п.

6 – левую ногу в и. п.

7 – левую руку в и. п.

8 – правую ногу в и. п.


1 – повернуть голову в правую сторону;

2 – согнуть левую ногу в коленке;

3 – голову в и. п.;

4 – согнуть правую ногу в коленке;

5 – повернуть голову в левую сторону;

6 – опустить одновременно обе ноги;

7 – голову в и.п.

«Отойди» (стоя)

1 – правую руку к плечу;

2 – сделать левой ногой шаг назад;

3 – левую руку к плечу;

4 - сделать правой ногой шаг назад;

5 – опустить руку в и.п.


4. Ползание на коленках «Паровозик».

Дети стоят друг за другом на коленках, держат впереди стоящего за локти, делают одновременные шаги то правой, то левой ногой.

5. «Ромашка»

Читать стихотворение и хлопать ладошками по коленям одновременно.

6. Упражнение на расслабление.

7. Коробка с призами.



«Ромашка»

Читать стихотворение и хлопать ладошками то по одному, то по другому колену.


«Ромашка»

Одновременно двумя руками хлопать по коленкам, а стихотворение читать по очереди (усложнение: громко читать стихотворение, тихо хлопать по коленкам).


«Ромашка» Дети читают стихотворение и одновременно двумя руками то хлопают в ладошки, то по коленям в чередовании.


«Ромашка» Дети читают стихотворение и одновременно по очереди, по кругу хлопают по коленкам.





ЭТАП 5.

Формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребёнком.

Представляет систему постепенно усложняющихся игр с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнёрами. Такие игры и упражнения способствуют формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.


Примеры заданий: «Домино», «Шашки» (поддавки), «Лото», другие настольно-печатные игры с правилами, а также подвижные игры: «День – ночь», «Волк и зайцы», «Казаки - разбойники», «Прятки», «Рыбак и рыбки», «Вышибалы» и др.






«Зайчик»


1 – поднимаем обе руки вверх

2 – руки сгибаем в локтях

3 – замираем

4 – руки опустили










«Робот»


1 – подбородок к груди

2 – и.п.

3 – плечи к ушкам

4 – и. п.

5 – руки вверх

6 – ожидание

7 – руки вниз


«Я рассердился»


1 – поднимаем обе руки вверх

2 – сгибаем руки в локтях

3 – кулаки напряглись

4 – кулаки расслабились

5 – руки поднимаем разгибаем

6 – руки опустили вниз










«Растём»


1 – голова смотрит вверх

2 – и. п.

3 – руки вверх

4 – ожидание

5 – руки согнуть в локтях

6 – руки опустили


«Не знаю»


1 – голова смотрит вверх (на потолок)

2 – голова прямо (и.п.)

3 – плечи к ушам

4 – плечи на место (И. П.)













«Ни туда, ни сюда»


1 – голова поворачивается в одну сторону

2 – и. п.

3 – руки подняли вверх

4 – руки опустили вниз

5 – голова поворачивается в другую сторону

6 – и. п.



«Сейчас съем»


1 – руки подняли вверх

2 – подбородок вверх

3 – рот широко открыть

4 – рот закрыть

5 – опустить подбородок

6 – руки опустить вниз










«Часы с кукушкой»


1 – голова наклоняется в одну сторону

2 – и. п.

3 – голова наклоняется в другую сторону

4 – и. п.

5 – плечи подняли

6 – плечи опустили



«Бабочка»


1 – руки к плечам

2 – плечи к ушкам

3 – ожидание

4 – плечи опустили

5 – руки опустили









«Нехочуха»


1 – поднимаем руки вверх

2 – голову поворачиваем в сторону

3 – голову в и. п.

4 – голову поворачиваем в другую сторону

5 – голову в и. п.

6 – руки опустили вниз



«Бабочка ложится спать»


1 – плечи вверх

2 – руки согнули в локтях

3 – подбородок опустили вниз

4 – ожидание

5 – голова в и. п.

6 – руки опустили













«Я спрятался»


1 – голова поворачивается в одну сторону

2 – и. п.

3 – голова поворачивается в другую сторону

4 – и. п.

5 – 6 – поочерёдно обе руки к груди

7 – руки опустили










«Киска ласкается»


1 – киска поднимает мордочку

2 – ладошки к щёчкам

3 – 4 – 5 – гладим щечки

6 – руки на плечи

7 – ожидание

8 – руки опустили



«Домик»


1 – ноги согнули в коленях

2 – ожидание

3 – ноги опустили












«Домик с трубой»


1 – ноги согнули в коленях

2 – ступни подняли вверх

3 – ожидание

4 – ступни опустили

5 – ноги в и. п.


«Гимнастика для ног»


1 – ноги согнули в коленях

2 – ступни подняли вверх

3 – пальчики ног согнули

4 – пальчики разогнули

5 – ступни опустили

6 – ноги в и. п.










«Трамплин»


1 – ноги согнули в коленях

2 – подняли вверх

3 – ожидание

4 – ноги опустили

5 – ноги разогнули






«Жучок»


1 – руки вверх

2 – ноги согнули в коленях

3 – руки согнули в локтях

4 – ступни вверх

5 – ступни вниз

6 – руки опустили

7 - ноги опустили









«Поочерёдные движения»


1 – одну руку подняли

2 – другую руку подняли

3 – одну ногу согнули в коленке

4- другую ногу

5 – одну руку опустили

6 – другую руку опустили

7 – одну ногу опустили

8 – другую ногу опустили



«Одностороннее движение»


1 – одну руку поднять

2 – руку к плечу

3 – руку в и. п.

4 – ногу согнуть в коленке

5 – ступню вверх

6 – ступню опустить

7 – ногу разогнуть (в и. п.)









«Односторонний трамплин»


1 – поднять одну руку вверх

2 – руку к груди

3 – ногу согнуть в коленке

4 – ногу поднять (трамплин)

5 – ногу опускаем

6 – нога в и. п.

7 – руку опускаем вниз



«Деревня»


1 – правую руку вверх

2 – левую руку вверх

3 – правую руку к груди

4 – левую руку к груди

5 – правую ногу согнуть в коленке

6 – левую ногу согнуть в коленке

7 – правую ногу с трубой

8 – левую ногу с трубой

9 – правую ногу опустили

10 – левую ногу опустили

11 – руки опустили






«Диагностическое упражнение»

(сидя)


1 – одну руку к плечу

2 – другую руку к плечу

3 – одну рука на живот

4 – другую руку на живот

5 – одну руку на колено

6 – другую руку на колено



«Мельница»


1 – поднять правую руку

2 – поднять левую руку

3- правую ногу согнуть в коленке

4 – левую ногу согнуть в коленке

5 – ожидание

6 – правую руку опустить

7 – левую руку опустить

8 – правую ногу опустить

9 – левую ногу опустить







«Лягушка»


1 – правую ногу согнуть в коленке

2 - левую ногу согнуть в коленке

3 – правую ногу прижать к полу

4 – левую ногу прижать к полу

5 – соединить коленки

6 – и. п.


«Синхронное плавание»


1 – левую ногу в сторону

2 – правую ногу в сторону

3 – левую ногу согнуть в коленке

4 – правую ногу согнуть в коленке

5 – левую ногу опустить

6 – правую ногу опустить