Пояснительная записка
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям с задержкой психического развития, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Таким образом, цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных актов:
«Закон об образовании в Р.Ф.» от 29.12.2012. №279-ФЗ;
инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»;
инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"
Целевые ориентиры образовательной программы школы, учитываемые при составлении рабочей программы:
обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
обеспечение доступности получения качественного начального образования;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего образования;
духовно-нравственного развития и сохранения здоровья обучающихся;
создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:
освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи:
Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Общая характеристика программы.
Данная программа рассчитана на 68 часов, из них которые 34 часа индивидуальные занятия, 34 часа групповые занятия. Длительность индивидуального занятия составляет 25-30 минут, продолжительность группового занятия 45 минут. Программа способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. В свою очередь содержание программы, является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.
Организация образовательного процесса
Формы: групповые и индивидуальные занятия
Типы занятий:
Совершенствование знаний, умений и навыков;
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;
Комбинированные занятия;
Занятия по контролю умений и навыков.
Виды занятий:
Занятие- беседа;
Занятие – игра;
Практическое занятие.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Игровые, словесные, наглядные, практические.
Наглядно – демонстрационные;
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Практического контроля и самоконтроля.
Принципы логопедической работы:
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Технологии коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Ученик научится:
различать гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
различать гласные ударные и безударные звуки;
различать согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки;
различать части речи;
правильно согласовывать части речи по числам, родам и падежам;
различатьструктуру предложения;
распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
находить и правильно подбирать родственные и однокоренные слова;
обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;
находить и обозначать общую часть слова;
образовывать однокоренные слова;
составлять рассказы по серии картинок;
дифференцировать приставки и предлоги;
различать слова противоположные по значению;
различать близкие по значению слова;
составлять рассказ по сюжетной картинке
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании..
Ученик получит возможность ознакомиться:
со способами распознаваниягласных и согласных звуков;
со способами распознавания парных согласные;
с правилами письма предлогов со словами;
с правилами пересказа.
Содержание коррекционно-развивающего обучения.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);
формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
развивать навыки дифференциации гласных и согласных звуков;
формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;
уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);
обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.
УУД:
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая
их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости
от конкретных условий;
учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Принципы отбора и основногои дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Коррекция тяжелых нарушений речи детей с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы,
наличия методического и дидактического обеспечения,
особенностей местных социально-экономических условий.
Место и роль курса в обучении:
При формировании учебного плана, как составляющей организационного компонента коррекционно-развивающей программы, выделено 2 час в неделю (68 часа в год).
Система оценки достижений учащихся:
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования в области Технологии.
При итоговом оценивании результатов освоения данной программы учитывается сформированность умений выполнения учебно-практических и учебно-познавательных задач в области Логопедии.. Итоговая оценка результатов освоения данной программы включает две составляющие: результаты промежуточной диагностики обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений и результаты итоговой диагностикиученика, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения данной программы.
Инструментарий для оценивания результатов освоения программы включает:
- задания проверочных работ (тесты);
-слоговой структуры и сформированности лексико-грамматических категорий по методике Т.А. Фотековой;
-обследование письменной речи по методике О.Б. Иншаковой
- обследование техники чтения по методике А.Н.Корневу.
Содержание программы
Данная программа включает в себя 7 разделов: слово и звуки, корень, однокоренные слова; безударная гласная; словообразование, словоизменение; согласование; управление; связная речь.
Слово и звуки (4 ч.)
Слово. Слоги. Закрепление навыка определения ударного слога. Формирование умений определять количество звуков в слове и производить звуковой анализ слов.
Корень. Однокоренные слова (8ч.)
Родственные и однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значением приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
Безударная гласная (6ч)
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах
в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной
в безударном слоге корня. Общее представление о орфограмме.
Словообразование. Словоизменение (20 ч.)
Устранение аграмматизма в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слова по составу. Обогащение словарного запаса (синонимами, антонимами, многозначными словами). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
Согласование (10ч)
Число имен существительных (единственное множественное). Изменение мен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласование глагола с существительным
в числе, роде и во времени.
Управление (10ч)
Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежей.
Связная речь. (10 ч.)
Составление рассказов по серии картинок. Составление рассказов по сюжетной картинке. Развитие способности выполнять пересказ прочитанного или услышанного текста.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов индивидуальных занятий | Количество часов групповых занятий | Дата индивидуальных занятий | Дата групповых занятий |
-
| Слово и звуки | 2 | 2 | | |
-
| Корень. Однокоренные слова | 4 | 4 | | |
-
| Безударная гласная | 3 | 3 | | |
-
| Словообразование. Словоизменение | 10 | 10 | | |
-
| Согласование | 5 | 5 | | |
-
| Управление | 5 | 5 | | |
-
| Связная речь | 5 | 5 | | |
| ИТОГО: | 34 | 34 | | |
Список использованной литературы:
Большакова С.Е. ,Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей., 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2014
Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. - М.: Школьная пресса, 2006.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
ЕфименковаЛ.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1991.
Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М., 2007.
Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе.- Москва «Просвещение», 2012
Кошевникова А.М., Бондаренко И.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск, 2012.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
Осипова Т.А., Ларионова И.А., Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми ОНР.-Москва.,Владос,2014
Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Ушакова Е.В., Гусейнова А.А.Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса. - М.: МГПУ, 2012
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие // Инклюзивное образование. Выпуск 3 / Под ред. Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.– СПб.: Речь, 2005.
Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией. – М.: Когито-Центр, 1996г.
12