Программа коррекционно-развивающей
и воспитывающей деятельности
Константина А.
Класс 9 “З”
Классный руководитель Голубина Ю.Е.
Москва
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа создана для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний воспитанников. Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов: коррекционная работа и развивающая деятельность, воспитательная работа. Связь между разделами позволяет разрабатывать и проводить интегрированные занятия, направленные на коррекцию недостатков и всестороннее развитие обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Принципы построения программы:
Доступность
Систематичность и последовательность
Индивидуальный и дифференцированный подход
1. Коррекционно-развивающая деятельность.
Цель данной программы - развитие и коррекция недостатков развития ВПФ.
Задачами данной программы являются:
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка: коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование кратковременных действий по подражанию при помощи взрослого;
Частичное выполнение игровых действий по подражанию самостоятельно;
Перенесение некоторых игровых действий в практическую деятельность;
Концентрация внимания на отдельном предмете на непродолжительное время;
Развивать чувствительность различных частей тела;
Развивать тактильные ощущения;
Развивать осязательное восприятие;
Создавать условия для адаптации ребенка в ЦССВ и установление доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;
Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;
Научить детей приемам работы с игрушкой.
Содержание программы.
Данная программа содержит три раздела:
1) Работа с игрушкой по коррекции психических процессов;
2) Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений.
3) Использование игрушки для развития сенсорных функций.
Планируемые результаты по программе:
1.Фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо;
2.Выполнять по подражанию простейшие манипуляции и действия с предметами;
3.Сравнивать и раскладывать предметы двух контрастных цветов;
4.Группировать игрушки по величине;
5.Рассматривать себя в зеркале. Находить и показывать по просьбе части тела;
6.Установление доброжелательных отношений между сверстниками и педагогами.
Форма контроля и точки мониторинга:
Выделяются параметры уровня сформированности умения:
1) выполняет отдельные операции с помощью взрослого (сопряженными действиями, по подражанию, по образцу, по словесному указанию);
2) пытается выполнить или выполняет самостоятельно отдельные операции или действия, однако нуждается в постоянной помощи взрослого;
3) выполняет большую часть операций/действий самостоятельно, однако нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого;
4) выполняет все действия под контролем взрослого;
5) выполняет действие самостоятельно.
Эти параметры позволяют определить, как далеко продвинулся ребенок в освоении каждого умения.
Критериями успешности освоения каждого шага являются:
- уменьшение объема предлагаемой помощи,
- трансформация ее формы (от сопряженных - «рука в руку» с ребенком, сопряженно-отраженных действий, действий по подражанию, к речевому и зрительному контролю),
- изменение соотношения пассивных и активных действий ребенка при прохождении всей пошаговой цепочки.
Мониторинг по параметрам проводится каждую четверть.
Методы и формы реализации программы:
Арт-методы
Игровые методы
Беседа
Совместные действия детей и взрослого;
Действия по подражанию действиям учителя;
Действия по образцу, по словесной инструкции
Успешная реализация каждой задачи осуществляется при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий их формирования. Такими видами деятельности для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности являются специфические манипулятивные действия, предметно-практическая деятельность и игра, организуемые на занятиях по каждому разделу программы.
На занятиях используются здоровьесоберегающие технологии, технология интегрированного обучения детей.
Форма организации занятий: интегрированные групповые.
Занятия проводятся каждую неделю по 4 раза: 2 раза очно, 2 раза очно-заочно (электронная форма обучения). Программа рассчитана на весь учебный период, общее количество часов по программе – 136 учебных часов.
Примерное тематическое планирование.
Раздел 1. Работа с игрушкой по коррекции психических процессов.
Учить фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо, заводная игрушка.
Побуждать брать игрушку и удерживать ее:
- Возьми игрушку;
- достань колечко;
- дотянись до игрушки;
- возьми игрушку с другой стороны;
- возьми две игрушки;
- дай кубик, шарик, мячик.
3. Повторять действия с игрушкой в соответствии с ее назначением по показу:
- прокатывать колесные игрушки – автомобильчики, тележки;
- катать, бросать шарик, мяч;
- разбирать и собирать пирамидку с 3-4 одинаковыми кольцами;
- собирать на стержень одинаковые по размеру детали круглой и квадратной формы;
- собирать шарики на стержень;
- ставить кубик на кубик, кирпичик на кирпичик.
- Находить части предметной картинки и составлять целое из двух частей (картинка разрезана по прямой);
- Рассматривать со взрослым картинку о животных, о птицах
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений.
Выполнять подражательные действия с предметами: по показу – в движение вовлекается больше пальцев.
- Брать яркую игрушку и выполнять с нею игровые действия по назначению (погремушка на рукоятке, легкие кубики);
- Раскладывание шариков в мисочки;
- Катать шарики от себя;
- Бросание шариков, мелких кубиков, крупных пуговиц, гаек, косточек в пластмассовую банку, перекладывание мячей разного размера;
- Надевание колец на руку;
- Перекладывание предметов, игрушек из одной коробки в другую;
- Открывание и закрывание различных разъемных игрушек: матрешки, расписные деревянные боченки, шкатулки, полые разъемные шары;
- Поглаживание, сжимание игрушек с различными наполнителями;
- Выполнять упражнения с различными игрушками, тренажерами вместе с ребенком непродолжительное время;
- Ходить в прямом направлении между нарисованными линиями или натянутыми шнурами за руку со взрослыми;
- Ходить по нарисованной линии до игрушки за руку со взрослым;
- Выполнять упражнения лежа на терапевтических мячах;
- Отталкивать от себя большие мячи;
- Держать, сжимать, катать, пинать мячи разной величины;
- Перешагивать и перепрыгивать из обруча в обруч;
- Ходить по следовой дорожке.
Раздел 3. Использование игрушки для развития сенсорных функций.
Научить ребенка не сопротивляться прикосновениям к его телу.
Развивать чувствительность различных частей тела:
- Катать резиновый мяч по спине, груди;
- Катать мяч по рукам, ногам;
- Катать сенсорные мячи по ладоням, ступням ног;
- Поглаживать части тела мягкой игрушкой;
- Обследовать предмет обеими руками, ощупывать его пальцами, проворачивая во все стороны.
-Продолжать развивать тактильные ощущения различных частей тела с помощью самостоятельных действий с игрушкой;
- Брать игрушку в руку и удерживать ее;
- Брать игрушку из рук взрослых;
- Брать игрушку, которая лежит на собственном теле;
- Перекатывать мяч между ладонями, касаться каждого пальца;
- Доставать игрушки со стола;
- Снимать игрушки со стены;
- Вынимать игрушки из корзины.
2. Воспитательная работа.
Цель: Осуществление комплексного подхода к системе реабилитации социально-трудовой ориентации для дальнейшей интеграции детей в общество.
Задачи:
Личностное развитие
Отработка основных моделей коммуникативного поведения. Развитие внутренней убежденности в востребовании ребенка обществом.
Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие». Развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого человека.
Развитие мотивационно-потребностной сферы через знакомство с окружающим миром. Расширение социальной осведомленности.
Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы. Учить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Развивать у детей способность видеть красоту окружающего мира.
Воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Развивать способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Формировать у детей чувство патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Эмоционально-волевая сфера
Коррекция и развитие отношений ребенка в игре, воспитание элементарных межличностных отношений между ребенком и взрослым, между детьми.
Формирование основных базовых эмоций личности: интерес, радость, печаль, удивление, страх, сочувствие и стыд. А также волевых качеств: решительность, настойчивость, смелость и пр.
Учить детей выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.
Учить детей проявлять инициативу, воспитывать самостоятельность, умение руководить своими действиями, преодолевать препятствия, противостоять искушениям или негативным воздействиям.
Трудовое воспитание
Формирование нравственных основ личности детей, приобщая их к самостоятельному посильному труду, знакомя с работой взрослых. Формирование трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.
Формирование осмысленного отношения к деятельности в процессе освоения навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, предметно-практической деятельности, как основы трудовых навыков.
Формирование трудолюбия, осознания полезности труда.
Основы социализации и общения
Развитие у детей навыков общения. Знакомство и отработка общепринятых норм поведения, обязательных форм вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.
Формирование у детей навыков культурного поведения. Знакомство и отработка правил гостевого и столового этикета.
Формирование у детей навыков сохранения своего здоровья. Формирование потребности и стремления к чистоте и опрятности.
Знакомство и отработка общепринятых норм поведения в общественных местах. Развитие способностей у детей воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем.
Охрана здоровья
Расширение представлений о своем организме и путях его оздоровления. Формирование потребности в физическом усовершенствовании. Формировать культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться.
Вырабатывать привычку к чистоте, порядку, аккуратности. Развивать представления о полезности этих навыков и привычек.
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Учить ориентироваться в правилах рационального питания и соблюдения режима дня.
Приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе и дома.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников:
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Форма организации занятий: интегрированные групповые.
Занятия проводятся каждую неделю по 4 раза: 2 раза очно, 2 раза очно-заочно (электронная форма обучения). Программа рассчитана на весь учебный период, общее количество часов по программе – 136 учебных часов.
Примерное тематическое планирование:
Мероприятие | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое направление | |
“Наш флаг”. Классный час | сюжетная игра |
“Родная страна Россия” классный час | он-лайн беседа |
“Пока мы едины-мы непобедимы!”. Классный час, посвященный празднику “День народного единства”. | беседа |
“Куранты”. Классный час, посвящённый главным часам России. | познавательная беседа, прослушивание аудиоматериалов, игра |
“Разорванное кольцо”. День снятия блокады с с города Ленинграда. Экскурсия в военный музей на территории ГКУ ЦССВ “Кунцевский” | экскурсия |
“Он сказал «поехали», он взмахнул рукой...”. Праздник, посвященный дню космонавтики. | концерт |
“День защитника отечества”. Классный час. | познавательная игра. |
“Битва за Москву”. Классный час, посвященный 79-летию разгрома фашистских войск под Москвой. | познавательная беседа, просмотр видеоматериалов |
“Салют Победы”. Классный час, посвященный победе Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. | устный журнал, игра |
Профилактическое направление | |
Беседа о безопасности “Солидарность в борьбе с терроризмом”. Совместное мероприятие с сотрудниками ГКУ ЦССВ “Кунцевский”. Классный час | Беседа, просмотр видеоматериалов |
Профилактика коронавирусной инфекции. Классный час | Тренинг |
“Мой друг светофор” Классный час | Познавательная игра |
“Единый день безопасности дорожного движения”. Беседа о безопасности на дорогах. Классный час. | Беседа |
Профилактика детского травматизма. Он-лайн просмотр обучающего видео. | просмотр видеоматериалов |
Безопасность на дорогах. “Пешеходный переход”. Он-лайн просмотр обучающего видео. | просмотр видеоматериалов |
“ Внимание-Зебра!”. Безопасность на дорогах. Классный час. | Беседа, игра |
“Мы едем в автобусе”. Безопасность на дорогах. Классный час. | Сюжетная игра. |
“Капитан Сорвиголова”. Профилактика травматизма. Классный час. | Беседа, просмотр видеоматериалов |
“Внимание-дорога!” Правила поведения на дорогах. Классный час. | Познавательная игра |
“Летний отдых”. Профилактика травматизма. Классный час. | Познавательная беседа |
Духовно – нравственное направление | |
“ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!”. Классный час. | Сюжетная игра |
“Что такое хорошо и что такое плохо”. Классный час. | Познавательная беседа, игра |
“Дороги добра”. Классный час. | беседа, просмотр видеоматериалов |
Художественно – эстетическое направление | |
“Золото Осени” совместное создание коллажа из осенних листьев | совместный творческий труд |
“Песни России” классный час | беседа, прослушивание аудиоматериалов |
“Ёлочная игрушка”, творческий конкурс на лучшую ёлочную игрушку | творческий конкурс |
“Весёлый Новый год” | музыкальный праздник |
“Открытка маме”. Классный час. | совместная творческая работа |
“Как на масличной неделе”. Мероприятия, посвященные Масленице. | совместный творческий труд, музыкальный праздник |
Учебно-познавательное направление | |
Экскурсия в парк “ Признаки осени” | Экскурсия, игра |
Экскурсия в парк. “Зимующие птицы Московской области” | Экскурсия, игра |
“Мои успехи”. Классный час. | Беседа, игра |
Спортивно – оздоровительное направление | |
Спортивное мероприятие “Весёлые ребята” | активные игры |
“В здоровом теле - здоровый дух!” Классный час | Познавательная беседа, игра |
“Если хочешь быть здоров - закаляйся!”. Классный час | Познавательная беседа, игра |
Всемирный день Здоровья. Классный час. | Беседа-прогулка на свежем воздухе. |
Экологическое направление | |
“Помоги планете” | Месячник сбора использованных батареек для дальнейшей правильной утилизации |
“Сбереги жизнь птицам!” Совместное изготовление кормовых палочек для птиц. Классный час | совместный творческий труд |
“Наш дом планета Земля”. | Месячник сбора использованных пластиковых крышек для дальнейшей переработки |
“Водные богатства”. Классный час, посвященный экономному отношению к воде | Беседа, познавательные игры |
Социальное направление | |
“Правила поведения в общественных местах”. Классный час. | Беседа |
“Сделаем наш дом уютнее”. | Декада чистоты |
“Этикет и хороший тон”. Классный час | ролевые игры |
Трудовое и профессионально-ориентационное направление | |
“Рабочий зеленого хозяйства”. Зимние работы в саду. Классный час. | Экскурсия, игра |
“Без труда не вытянешь и рыбку из пруда”. Классный час | сюжетные игры |
“Рабочий зеленого хозяйства”. Весенние работы в саду. | Поход на рабочую площадку работников зелёного хозяйства |
“Мир. Труд. Май”. Трудовой десант, посвященный празднику 1 мая Весны и Труда. | трудовой десант |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей и воспитывающей деятельности на ноябрь 2020 года.
| Название плана | Коррекционно-развивающая и воспитывающая деятельность 9 "З" класс Акчурин Константин |
| Параллель | 9 |
| Предмет | Коррекционно-развивающая и воспитывающая деятельность |
Дата проведения | Раздел программы | Тема | Занятие |
| Социальное направление | | |
| | “Сделаем наш дом уютнее”. | |
27.10.2020 | | | Использование игрушки для развития сенсорных функций. «Поставь игрушки на своё место». Работа в малой группе. |
27.10.2020 | | | Работа с игрушкой по коррекции психических процессов. Игра в паре "Беспорядок". Совместное наведение порядка. Работа в малой группе. |
28.10.2020 Электронное обучение | | | Просмотр развивающего ролика «УБОРКА В ДОМЕ Веселый Мишка наводит Порядок и Чистоту дома». https://youtu.be/jpHMhy_orao |
29.10.2020 Электронное обучение | | | Просмотр мультфильма «Жила-была Царевна - Про уборку». https://youtu.be/kYPRlrbTv3Y |
| Гражданско-патриотическое направление | | |
| | Государственный праздник “День народного единства”. “Пока мы едины, мы непобедимы!" | |
03.11.2020 1 занятие | | | Экскурсия в храм (ЦССВ 4 корпус 2 этаж). Зрительное восприятие. Рассматривание иконы Казанской Божьей Матери, сравнение ее с другими иконами. Работа в малой группе. |
03.11.2020 2 занятие | | | Работа с игрушкой по коррекции психических процессов. Находить части предметной картинки и составлять целое из двух частей (картинка разрезана по прямой линии). Картинка с памятником Минину и Пожарскому в Москве. Работа в малой группе. |
05.11.2020 Электронное обучение | | | Музыкальное занятие, направленное на развитие слухового восприятия. Прослушивание песен праздничного концерта. https://youtu.be/p9laj3D3DhA |
06.11.2020 Электронное обучение | | | Просмотр мульфильма «Минин и Пожарский» https://youtu.be/TwSnFMZDOZI |
| Профилактическое направление | | |
| | “ Внимание-Зебра!”. Безопасность на дорогах. | |
10.11.2020 1 занятие | | | Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений. Ходить в прямом направлении при зеленом сигнале, при красном останавливаться. Работа в малой группе. |
10.11.2020 2 занятие | | | Работа с игрушкой по коррекции психических процессов. Складываем по образцу светофор (3 кружка зелёный, жёлтый, красный) Работа в малой группе. |
11.11.2020 Электронное обучение | | | Пешеходная "Зебра" - Азбука безопасности. Смешарики. https://youtu.be/cEUBBOhhwGg |
12.11.2020 Электронное обучение | | | Правила поведения на дороге для детей. Просмотр развивающего мультфильма. https://youtu.be/0xJeeAf2eUo |
| Духовно – нравственное направление | | |
| | “ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!”. | |
17.11.2020 1 занятие | | | Использование игрушки для развития сенсорных функций. Передаём друг другу мягкие игрушки: мишка, собачка, котик. Работа в малой группе. |
17.11.2020 2 занятие | | | Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений. Наполняем коробку мелкими игрушками. Работа в малой группе. |
18.11.2020 Электронное обучение | | | «Дружба врозь» (1972) Кукольный мультфильм. Совместный просмотр. https://youtu.be/dy93U-TwUnY |
19.11.2020 Электронное обучение | | | Музыкальное занятие, направленное на развитие слухового восприятия. Прослушивание песен о друзьях. Аккомпанирование шумовыми музыкальными инструментами. https://youtu.be/riAO8Zk2I08 |
| Социальное направление | | |
| | “Правила поведения в общественных местах” | |
24.11.2020 1 занятие | | | Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений. Смена деятельности: ходим сильно топая, тихо сидим на стуле. Работа в малой группе. |
25.11.2020 Электронное обучение | | | Правила поведения в общественных местах. АБВГДейка. Просмотр развивающего видео. https://youtu.be/kYub4Z9frnM |
| Трудовое и профессионально-ориентационное направление | | |
| | “Рабочий зеленого хозяйства”. Зимние работы в саду. Классный час. | |
24.11.2020 2 занятие | | | Экскурсия в парк. Наблюдение за работой рабочего зеленого хозяйства. |
26.11.2020 Электронное обучение | | | Профессия «Рабочий зеленого строительства». Просмотр видео о профессии. https://youtu.be/SoLi3AfSVxQ |
Приложение 2.
Отчёт по итогам осуществления электронного обучения
Дата | Тема | Предоставленный контент | Обратная связь |
28.10.2020 Электронное обучение | “Сделаем наш дом уютнее”. | Просмотр развивающего ролика «УБОРКА В ДОМЕ Веселый Мишка наводит Порядок и Чистоту дома». https://youtu.be/jpHMhy_orao | Просмотр видео. Фотоотчет. |
29.10.2020 Электронное обучение | “Сделаем наш дом уютнее”. | Просмотр мультфильма «Жила-была Царевна - Про уборку». https://youtu.be/kYPRlrbTv3Y | Просмотр видео. Фотоотчет. |
05.11.2020 Электронное обучение | Государственный праздник “День народного единства”. “Пока мы едины, мы непобедимы!" | Музыкальное занятие, направленное на развитие слухового восприятия. Прослушивание песен праздничного концерта. https://youtu.be/p9laj3D3DhA | Просмотр видео. Фотоотчет. |
06.11.2020 Электронное обучение | Государственный праздник “День народного единства”. “Пока мы едины, мы непобедимы!" | Просмотр мульфильма «Минин и Пожарский» https://youtu.be/TwSnFMZDOZI | Просмотр видео. Фотоотчет.. |
11.11.2020 Электронное обучение | “ Внимание-Зебра!”. Безопасность на дорогах. | Пешеходная "Зебра" - Азбука безопасности. Смешарики. https://youtu.be/cEUBBOhhwGg | Просмотр видео. Фотоотчет.. |
12.11.2020 Электронное обучение | “ Внимание-Зебра!”. Безопасность на дорогах. | Правила поведения на дороге для детей. Просмотр развивающего мультфильма. https://youtu.be/0xJeeAf2eUo | Просмотр видео. Фотоотчет.. |
18.11.2020 Электронное обучение | “ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!”. | «Дружба врозь» (1972) Кукольный мультфильм. Совместный просмотр. https://youtu.be/dy93U-TwUnY | Просмотр видео. Фотоотчет.. |
19.11.2020 Электронное обучение | “ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!”. | Музыкальное занятие, направленное на развитие слухового восприятия. Прослушивание песен о друзьях. Аккомпанирование шумовыми музыкальными инструментами. https://youtu.be/riAO8Zk2I08 | . Фотоотчет.. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 3.
Мониторинг достижений учащихся в рамках программы коррекционно-развивающей и воспитывающей деятельности.
Четверть | 2 | 3 | 4 |
| Выполняет самостоятельно | Выполняет с частичной помощью | Выполняет с существенной помощью | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с частичной помощью | Выполняет с существенной помощью | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с частичной помощью | Выполняет с существенной помощью | Не выполняет |
Фиксирует взгляд на одной игрушке | + | | | | | | | | | | | |
Выполняет по подражанию простейшие манипуляции и действия с предметами | | | + | | | | | | | | | |
Сравнивает и раскладывает предметы двух контрастных цветов | | | + | | | | | | | | | |
Группирует игрушки по величине | | | + | | | | | | | | | |
Находит и показывает по просьбе части тела | | | + | | | | | | | | | |
Устанавливает доброжелательных отношений между сверстниками и педагогами | | | + | | | | | | | | | |